А. М. Пентковский подробно изучил Студийский устав. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. М. Пентковский подробно изучил Студийский устав.



Особенности. Крещение младенца совершалось в 40-й день по рождении, если он не был очень слаб, и позднее, даже до трех лет. После наречения христианского имени всегда оставалось в употреблении другое мирское (славянское) имя. При крещении взрослых принято было оглашать инородцев в течение 40, а славянина в течение только 8 дней, вероятно, как лучше приготовленного к принятию веры. В 8-й день после крещения совершался обряд разрешения, состоявший, вероятно, в снятии с крещенного белой одежды и в омовении знаков миропомазания.

Спор о постах. На протяжении всего XII века шли споры, строго или не строго нужно поститься в среду и пяток. В 1157 г. ростовцы выгнали от себя епископа Нестора за то, что он, на основании действовавших в Греции древних строгих постановлений, не разрешал поста в среду и пяток даже по случаю великих праздников, кроме Пасхи, Пятидесятницы, Рождества и Богоявления Господня.

Противником сего был некто Феодор, племянник смоленского епископа Мануила, который, на основании более позднего Студийского устава (Х в.), считал дозволенным разрешать пост не только для Господских и Богородичных праздников, но и для памятей великих святых. Митр. Феодор и патриарх оправдали учение Нестора. Но преемник Нестора Леонтий был еще строже: основываясь на правилах, в Х и ХI в. уже отмененных, он не хотел разрешать поста ни для каких праздников.России его оспорили; он отправился для решения дела в Грецию, но и там тоже был осужден. В 1168 году спор о посте, затихший было на севере, с новой силой возгорелся на юге. Печерский игумен Поликарп с братией держались относительно постов правил Студийского устава. Митрополит Константин разделял напротив мнение Нестора. По предложению великого князя Мстислава, в Киеве собрался собор. Но на соборе мнения тоже разделились: одни с великим князем стали на сторону митрополита; другие, не желая досаждать ни митрополиту, ни великому князю, предоставляли распоряжения о соблюдении того или другого устава воле архиереев и игуменов по монастырям; третьи думали, что дело нужно перенести на суд патриарха. Мстислав закрыл собор без решения, но когда все несогласные с митрополитом разъехались. Поликарп был осужден на заточение. Этот поступок митрополита сильно встревожил противную партию, которая благоговела перед печерским игуменом за его святость. Святослав Черниговский даже прогнал своего епископа Антония за то, что он действовал заодно с митрополитом. Последовавшее вскоре взятие Киева войсками Боголюбского народ прямо объяснял гневом Божиим за Поликарпа. Правила Студийского устава относительно постов оставались господствующими в России до падения этого устава в следующем периоде.

Тяжелое время усобиц. Положительное влияние христианства: пастырям церкви нередко и на самом деле удавалось останавливать кровопролитие.

Пережитки язычества. Многие по старой памяти ходили молиться под овины, к священным деревам, озерам и кладезям, сходились на языческие игрища и проч. Проповедники обличали народ в язычестве. Возможная причина – укоренелось языческого сознания.

Примеры благочестия. Из русских митрополитов причислены к лику святых Михаил, Илларион, Иоанн II, Ефрем и Константин; из епископов: ростовские - Феодор, Леонтий, Исаия, владимирский Симон, туровский Кирилл. Особенно много видим в лике святых новогородских владык, таковы: епископы Иоаким, Лука Жидята, Никита чудотворец, известные Нифонт и Аркадий, Иоанн, участвовавший в чуде Знамения Богородицы; слава о его святости и чудесах над бесами послужила поводом к составлению сказания о поездке его в Иерусалим на бесе.

Монастыри стали появляться у нас с самого начала христианства в Киеве и Новгороде. Святой Антоний пришел в Киев, обошел все монастыри, но ни в одном не нашел такой строгой жизни, к какой привык на Афоне, и в 1051 году поселился в пещере недалеко от города. Скоро узнали о подвижнике люди, стали приходить за благословением, а некоторые просились к нему на сожительство. Первый поселился в его пещере пресвитер Никон, постригавший потом всех, кого принимал Антоний.

Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись возле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. 10 лет спустя, когда число братии достигло 12 человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми).

Появление Студийского Устава на Руси традиционно связывают с именем Феодосия Печерского, запросившего его в Константинополе в 1060-х. Книги, переведенные на славянский язык Кириллом и Мефодием, на Руси использовались до времени как раз появления Студийского устава. Начиная с Ярослава Мудрого, эти книги начали переводить заново, и русские начинают пользоваться своим переводом. Даже Пентковский не нашел оригинальных текстов Кирилла и Мефодия.

С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому преподобный Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.

Значение. Печерский монастырь мало-помалу сделался образцом для всех других монастырей и получил огромное влияние на религиозность русского народа вообще. Из него аскетическая настроенность распространялась и в обществе; благочестие понималось в тех именно формах, в каких проявлялось оно здесь.

Общежительный Устав. При устройстве общежития монастыри руководствовались правилами соборов, Василия Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Феодора Студита и других. Сведения ο монастырских правилах описываемого времени можно получать из уставной грамоты святого Дионисия Суздальского Снетогорскому (псковскому) монастырю, из жития Кирилла Белозерского, где излагается содержание устава, введенного в его монастыре, из устава Евфросина Псковского, из поучений и посланий об иноческой жизни, между которыми замечательны послания митрополита Фотия.

Виды подвижничества. Общежительные и необщежительные обители. В последних монахи имели каждый свое особое хозяйство, особо держали келейное правило и сходились вместе только для богослужения.

Другие монастыри. Вслед за Киево-Печерским монастырем возникали новые обители во всех русских городах, преимущественно с половины ХII века. В одном Киеве их было до 17; в Переяславле и Чернигове было по 4 монастыря, в Галицком княжестве 3, в Полоцке, по житию святой Ефросинии, значится тоже 3, кроме ее Спасского монастыря, а в Смоленске, по житию святого Авраамия Смоленского и по летописи - 5 монастырей.

 

 


 

Билет № 6.

ВЗ

Призвание Аврама и его переселение в Ханаан (Быт. 11 – 13). Авраам и Лот (Быт. 13, 14). Завет Божий с Авраамом (Быт. 15). Рождение Измаила (Быт. 16). Установление обрезания (Быт. 17). Богоявление у дубравы Мамре (Быт. 18:1-16). Содом и Гоморра (Быт. 18:17 – 19). Испытание веры Авраама и Исаака (Быт. 21, 22). Женитьба Исаака (Быт. 24). Исав и Иаков (Быт. 25, 27). Иаков у Лавана (Быт. 28–31). Борьба Иакова с Богом (Быт. 32:22-31). Дети Иакова (Быт. 34 – 36). Иуда и Фамарь (Быт. 38). История Иосифа (Быт. 37, 39 – 45). Переселение Израиля в Египет (Быт. 46 – 50).

Ответ Д. Г. Добыкина.

Призвание Авраама: Авраам жил в Уре Халдейском, Бог его призвал, обещав благословение всех народов в семени его. От Авраама требуется покорность Богу взамен на благословение детей. Авраам поверил Господу, это вменилось ему в праведность.

Лот ‒ племянник Авраама, они не поделили стада и разошлись. Это история человека, который мог иметь все, и все потерял. Сам-то он праведник, но человек, который все потерял. Кто его дети? Враги евреев, моавитяне и аммонитяне.

Рождение Измаила: суррогатное материнство, рожден Авраамом от служанки. С точки зрения того общества он не согрешил, это была нормальная практика, но это грех с точки зрения Бога ‒ Он замыслил другое.

Обрезание ‒ знак Завета между людьми и Богом.

Содом и Гоморра ‒ Бог открывает их будущее, Авраам просит за них, два ангела уходят в Содом, их там пытаются изнасиловать, они выводят Лота и семью, и город сжигается огненным дождем.

Женитьба Исаака: Исаак женился на Ревекке, она родила двойняшек: Исава, охотника, и Иакова, домовладельца. Иаков хитростью получил благословение старшего брата, бежал от ярости брата, поселился у дяди Лавана, женился на двух их дочерях ‒ Лии и Рахили, также у него было две жены из рабынь-наложниц. У Иакова было 12 детей и одна дочь упомянута.

Иуда и Фамарь: у Иуды было 3 детей, старший женился на Фамари, но он умер; она должна быть передана среднему, Онану, он прерывает половой акт, и его убивает Бог; младший, Шела, отправлен отцом подальше от греха. Чтобы сохраниться в богоизбранном народе, Фамарь соблазняет тестя Иуду, и их ребенок становится предком Христа.

__________________________________________________________________

Патриарх Авраам – образец крепкой веры и терпения. 12 глава книги Бытия начинается с призыва Бога к Авраму: «произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя; и благословятся в тебе все племена земные». отвечая на призыв Божий, Авраам с самого начала показал свое благочестие. Это было мужественное решение, показывающее, как велико было доверие праведника Богу.

Авраам и Лот. Лот – племянник Авраама. Со временем они разделились. Лот стал жить в обществе нечестивых людей Содома.

Завет Божий с Авраамом. Видение ночью. Обещание Богом многочисленного потомства. Вера Авраама. «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15, 6). Господь говорит о том, что вывел праведника из Ура Халдейского, чтобы дать ему землю во владение. Авраам просит о знамении. Но это не признак маловерия. При долговременном ожидании обетованного наследия, могут поколебать в потомках Аврама веру в обетование. Господь открывает Авраму, что его потомство, прежде чем получить исполнение обетования, должно будет пережить целый ряд испытаний и бедствий.

Рождение Измаила. В то время дети, рождавшиеся от служанок, считались законными. Жена Сара, которая была бесплодна, просит Авраама войти к служанке – Агари. Агарь забеременела. Сара стала ее притеснять. Агарь убежала в пустыню, там ей было откровение. «Ты Бог видящий меня» - исповедание Агарью веры в божественный Промысл и Божие всеведение. Возвратилась к Аврааму. Родила ему сына Измаила. Имя означает: «слышит Бог». На момент рождения Измаила Аврааму было 86 лет.

Установление обрезания. «Сей есть завет Мой, который вы: должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт.17, 10-11). С внешней своей стороны обрезание, прежде всего, было тем пролитием крови, которое считалось важной гарантией прочности подобных союзов и у людей. Затем, по самой связи фактов и цели его установления, обрезание должно было служить постоянным и наиболее, так сказать, ощутительным напоминанием о том завете с Богом, в который некогда вступил отец верующих, а в его лице и все его потомство (Быт.17:11). Наконец, обрезание было знамением завета и в том смысле, что оно являлось внешним отличительным признаком принадлежности к богоизбранному народу и вступления в ветхозаветную церковь. Еще важнее было идейное, внутреннее значение обрезания; хотя с этой стороны оно, по всей вероятности, еще долго не сознавалось во всей своей силе, будучи раскрыто только позднее, отчасти у пророков и главным образом у Апостола Павла (Лев. 26:41; Втор. 10:16, 30:6; Ис. 52:1; Иер. 4:4, 9:25; Иез. 44:7-9; Деян. 7:51; Рим. 3:1, 4:11; Флп. 3:3; Кол. 2:11-12 и др.). В этом отношении обрезание, состоявшее в отсечении крайней плоти детородного органа, символизировало собой отсечение плотских похотей и нечистых пожеланий, или, как это выразительно называет Библия, — «обрезание сердца» (Втор. 10:16; Рим. 2и др.) (Лопухин. «Толковая Библия»).

Явление Бога у Мамврийского дуба. Во время дневного зноя Авраам увидел трех мужей. Проявил гостеприимство и уважение, подал угощение, но сам не ел с ними. – радушие и скромность. Кто эти три мужа? «Некоторые из древних толкователей хотели видеть в них раздельное указание на три лица Святой Троицы (Иустин Философ, Амвросий, Кирилл и др.); но большинство других основательнее думает, что только один из этих странников был Лицом божественным, два же остальных были Ангелами (Быт. 19:1). По всей вероятности, первенствующий гость Авраама был «Ангел Иеговы», Логос или Второе Лицо Пресвятой Троицы, благоволивший на этот раз принять лик ангельский, по подобию того, как впоследствии Он воспринял естество человеческое» (мнение Лопухина А.П.). Есть версия, что это были просто три Ангела.

Содом и Гоморра. Господь уничтожил эти два города и их порочных жителей. Ангелы указали Лоту и его семье спасаться на гору, однако Лот возразил им и предложил бежать в небольшой город Сигор, расположенный ближе горы. Бог согласился на предложение Лота и обещал не уничтожать этот город «в угодность» ему (Быт. 19:15-23). Сразу после бегства Лота с семьей с небес полились огонь и сера, и все было сожжено. Бог сказал им не оглядываться на то, что происходит с городами, но жена Лота ослушалась запрета, оглянулась и превратилась в соляной столб (этим она показала сожаление о жизни в Содоме).

Испытание веры Авраама и Исаака (Быт. 21, 22). Авраам послушался повеления Божия принести в жертву своего сына Исаака. Яркий пример веры и послушания. Прообраз Крестной Жертвы. Авраам принес Исаака в сердце, т.е. он готов ради Бога на все.

Женитьба Исаака (Быт. 24). После смерти своей супруги Авраам решил женить Исаака. Он отправил своего старшего раба Елеазара на поиски невесты для сына, взяв с того обещание, что он не возьмет жену из хананеян. Елеазар отправился в Харран и после молитвы Богу встретил Ревекку. Он привез ее к Исааку.

Исав и Иаков (Быт. 25, 27). 2 сына Исаака.Исав – старший, ему принадлежало первородство. Продал первородство Иакову за чечевичную похлебку (пренебрежение благословением). Когда же Исаак состарился и ослеп, то, чувствуя, что жизнь его подходит к концу, он захотел благословить Исава, как старшего сына. Но, благодаря хитрости, устроенной Ревеккой, он вместо Исава благословил Иакова. Исаак вскоре узнал свою ошибку, и несмотря на это, все же утвердил за Иаковом свое благословение.

Иаков у Лавана (Быт. 28 – 31). Лаван выдал за Иакова сначала свою старшую дочь Лию, а затем и младшую — Рахиль. Впоследствии между домом Лавана и разросшимся семейством Иакова возникли раздоры, и Иаков принужден был со всей своей семьей и добром бежать от Лавана. Причина – Рахиль похитила божков из дома отца. Последний пустился за ним в погоню и нагнал его у места, которое после того получило название Галаад (Галь-Эд) — скала-свидетель, так как здесь противники заключили между собой мирный договор.

Возвращение Иакова и его встреча с Исавом (Быт. 32, 33). Иаков пошел на встречу брату и 7 раз поклонился ему до земли, оставив семью сзади. « Земные поклоны — обычный способ приветствия высших на древнем и новом Востоке. Падая ниц перед Исавом 7 раз (число полноты, совершенства и проч.), Иаков выражает этим отсутствие в нем горделивых замыслов — господствовать над старшим братом и как бы раскаяние Иакова в несправедливости, допущенной им относительно Исава при получении благословения». Исав побежал к брату и обнял его.

Дети Иакова; история с Диной (Быт. 34 – 36). Дина – дочь Лии от Иакова.Сихем вступил с ней в связь. Имел намерение вступить в брак. Сыновья Лии Симеон и Левий в качестве мести за позор сестры напали на город и умертвили всех мужчин. Не раскаялись. По повелению Божию Иаков переходит в Вефиль, где окончательно утверждается за ним имя «Израиль».

Иуда и Фамарь (Быт. 38). «И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь. Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его».

Борьба Иакова с Богом. Когда спал – видение борьбы с Богом. Свидетельство того, что Бог сильнее, как бы Ему не сопротивлялись.

История Иосифа (Быт. 37, 39 – 45). Иосиф был очень любим своим отцом. Мог толковать сны. Видел вещий сон о том, что братья будут кланяться ему. Был продан братьями за 20 сребренников. Прообраз Христа, проданного иудой за 30 сребренников (разница в количестве сребренников из-за инфляции). В Египте толковал сны фараона. Был поставлен им на высокую должность. Через некоторое время сбылся сон Иосифа – братья пришли к нему на поклон. По прошествии времени Иосиф и братья примирились.

Переселение Израиля в Египет (Быт. 46 – 50). Когда Иаков с великой радостью узнал, что сын его Иосиф жив, он переселился со всем своим семейством в Египет. В Египте семья Иакова-Израиля скоро умножилась и составила народ, который стал называться израильским или еврейским. Он делился на двенадцать колен по числу двенадцати сыновей Иакова. История Иосифа, пострадавшего от своих братьев, потом прославившегося и спасшего им жизнь, была прообразом Христа Спасителя. Спаситель также пострадал от своего народа, умер на кресте, потом воскрес и прославился, и спас людей от греха и вечной смерти.

НЗ

Древние переводы Нового Завета. Цитаты из Нового Завета у святых отцов. Славянский перевод Нового Завета. Синодальный перевод Нового Завета (краткая история, вклад в дело перевода свт. Филарета Московского). Современные издания Нового Завета.

Самые ранние: сирийский, латинский, коптский (II-III в.)

Сирийские переводы: Пешитта - «общепринятый перевод». Сирийская Вульгата (заменила отличающиеся старосирийские переводы).Переписывались очень внимательно. Почти нет ошибок.

Латинские: неуклюжий, буквальный стиль. Возможно сделаны на основе подстрочных переводов, сопровождавших греческий текст.

1. Старолатинские (рукописи 8-13веков). Этот перевод был востребован.

2. Латинская вульгата. Выполнил блж. Иероним Стридонский к 383г. Переписывалась очень небрежно — много ошибок.

3. Коптские

Также существуют другие переводы: готский (4в), армянский (нач. 5в), грузинский (4в), эфиопский (10в), старославянский.

Цитаты из Нового Завета у святых отцов. По цитатам можно определить, какая разновидность текста была принята в конкретной местности, в определенную эпоху.

Славянский перевод Нового Завета. Осуществлен Кириллом и Мефодием в сер IX в. В основе лежит Византийский тип текста.

Синодальный перевод Нового Завета. К концу 18в славянский текст не понятен народу, духовенство ставит этот вопрос на повестку дня. Толчком послужил приход к вере имп Александра I после войны 1812г. 4 сент 1814г. Общество по переводу получило название РБО. За 10 лет выпущено около 870тыс экземпл переводов НЗ на 29 языках.

Затем решили переводить не только НЗ, но и всю Библию. При чем с древних языков оригиналов. Вдохновитель идеи — свт Филарет Дроздов (ректор СПБДА). Переведены и выпущены Псалтирь и Пятикнижие (1824). Также переведены кн Иисуса Навина, Руфь и Судей. Но не выпущены, из-за ссоры Ал1 и Голицына (издавал дополнительно приложения-толкования). В 1826г Николай I закрыл общество, при содействии митр Серафима (Глаголевского).

Благодаря свт Филарету работа над переводом вновь возобновится в 1858г. Полный перевод ВЗ осуществят через 18 лет.

Современные издания Нового Завета

Возможны два способа издания библейского текста со справочным аппаратом:

1. Дипломатическое издание: когда в качестве основного принимается текст действительно существующей рукописи (отличия от него в других рукописях печатаются внизу страницы)

2. Критическое издание — компиляция (гипотетический текст)

◦ Нестле-Аланд (NA)

◦ Издание объединенных библейских обществ (UBS).

ДОГМ

Апофатическое и катафатическое богословие. Понятие об апофатических (онтологических) свойствах Божиих. Понятие о катафатических (духовных) свойствах Божиих. Истинность наших представлений о Боге. Антропоморфизмы Священного Писания

Апофатические свойства Божии — свойства, получаемые путем отрицания по отношению к Богу недостатков и ограничений, свойственных творению.

 1. Самобытность (Бог не происходит не от чего и не зависит не от какого другого бытия и причину Своего бытия имеет тольков Самом Себе),

 2. Неизменяемость (то есть отрицается любые видоизменения являющимися признаком несовершенства),

 3. Вечность (временные изменения для Бог не существуют),

4. Вездесущие (Для Бога нет понятия пространства),

5. Духовность (нет вещественности).

Катафатические свойства Бога — положительное качество, которое есть в человеке, но в Боге в высшей степени:
1 группа: Любовь, Слава,Благость;
2 группа: Господь, Творец, Спаситель.
1. Всеведение (Знание больше чем у нас), 2.Всемогущество (Бог свободен от обстоятельств, решает все Своей Волей), 3. Святость (желает добра, творит только добро), 4. Всеправедность (святость направленная на человека), 5.Всеблаженство (Бог имеет полноту счастья в Самом Себе).

Антропоморфи́зм (от греч. ἄνθρωπος — человек и μορφή —вид, форма) – иносказательное описание свойств и деяний Бога при помощи слов и выражений, характерных для описания человека, его состояний и действий, с целью упрощения их осмысления и понимания.

ИДЦ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.042 с.)