Рольова концепція особистості (Д.Мід, Є.Берн) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рольова концепція особистості (Д.Мід, Є.Берн)



Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе.

Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее чётко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит своё поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – соответствующая её система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задаёт общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения – фактор вариантный.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить конфликт профессиональной и семейной ролью женщины.

По мнению Дж. Мида, сознательное "я" вырастает в социальном процессе. Маленький ребенок обнаруживает свое "я" как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими. Если ребенок общается только с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребенку требуется несколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир. К тому же необходимо, чтобы значимые для ребенка другие сами контактировали с "обобщенным другим".

Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принадлежит детским играм, в процессе которых развиваются способности ребенка, усваиваются роли сразу нескольких лиц. На первой стадии развития (1—3года) ребенок просто примеряет на себя всевозможные роли. На второй стадии (3—4 года), называемой стадией коллективной игры, ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами (игра в "дочки — Матери"). Критерием формирования зрелого "я" служит способность принять на себя роль "обобщенного другого" — с наступлением третьей стадии (от 4 — 5 лет и далее). Дж.Мид подчеркивал значение отношений со сверстниками для формирования самостоятельной и ответственной личности.

Ролевая гибкость - это умение легко переходить от одной роли к другой, не "застревать" на отдельных ролях, особенно если эти роли в определенных условиях становятся неконструктивными и превращаются в источник психологических проблем. Ролевая гибкость предполагает владение не только психологическими ролями, но и такими "ролевыми" феноменами, как эго-состояния в теории Э. Берна (1992), умение перехода от одного состояния к другому и конструктивного их использования, прежде всего - эго-состояния "Взрослого". Ролевая гибкость важное условие адаптированности личности к меняющимся условиям социальной действительности.

Загальні принципи встановлення комунікації з зовнішньою громадкістю

Общие принципы установления и поддержания связей с общественностью являются неизменными для всех ее категорий, видов коммуникаций и средств распространения информации: планомерность, комплексность, оперативность, непрерывность, объективность, законность, эффективность.

Планомерность предполагает прогнозирование тенденций изменения общественного мнения, долгосрочное и оперативное планирование различных мероприятий и программ по развитию коммуникаций. Планы должны быть экономически обоснованы, иметь соответствующее ресурсное обеспечение и быть увязаны по срокам с наиболее значимыми событиями в деятельности компании.

Комплексность означает учет при разработке и реализации основных PR-мероприятий интересов всех категорий и групп общественности. Она требует проведения серии взаимосогласованных мероприятий с использованием различных, дополняющих друг друга средств распространения информации.

Оперативность требует от специалистов быстрой реакции на изменения общественного мнения, связанные с деятельностью компании. Реализация данного принципа зависит от профессионализма работников соответствующих внутрифирменных служб, уровня их технического оснащения, количества и надежности используемых каналов передачи информации и т.д.

Непрерывность требует обеспечения постоянного воздействия на конкретных потребителей информации и общественное мнение в целом. Непрерывный поток новостей необходимо подкреплять PR-мероприятиями (выставками, ярмарками, торговыми показами, презентациями, конференциями, деловыми встречами, приемами и т.п.).

Объективность достигается за счет использования достоверной и полной информации, умения специалистов проводить непредвзятый анализ поступающих сведений, готовности признавать допущенные ошибки, способности быстро реагировать на необъективные публикации и высказывания о деятельности фирмы, умения отстаивать правильную точку зрения и добиваться необходимых опровержений.

Законность в деятельности по установлению и поддержанию связей с общественностью предусматривает использование только легитимных способов получения, обработки и распространения информации. Так же должна соблюдаться законность при работе со сведениями, содержащими государственную тайну, охраняемую интеллектуальную собственность, коммерческую тайну и т.п. Этот принцип важен при планировании и проведении рекламных кампаний и специальных PR-мероприятий.

Эффективность деятельности выражается в изменении конкретных экономических показателей фирмы. Стоит еще раз отметить - что главная цель - это достижение как можно более положительной репутации организации среди самых разных, широких слоев общества. В итоге доходы должны превышать ее совокупные затраты на содержание этих служб и общую стоимость подготовки и осуществления конкретных мероприятий и программ по обеспечению связей с общественностью.

Стан PR в Україні.

В Украине пиаровцы появились из среды рекламистов.

Можно выделить несколько видов деятельности, на стыке которых зародились отечественные PR реклама, журналистика, участие в выставках, прямая почтовая рассылка, проведение корпоративных вечеринок, семинаров. Появлению PR как отдельного направления деятельности способствовало также развитие в Украине таких понятий как стратегический маркетинг и менеджмент-консалтинг.

Как же на практике происходило зарождение и дальнейшее становление рынка PR в Украине?

Во-первых, субъекты рынка (компании, предприятия, организации, прежде всего в коммерческой среде) самостоятельно использовали отдельные элементы, приемы и методы из сферы PR в своей практике

Во-вторых, в штате компаний, предприятий, организаций появились сотрудники, ответственные за PR-направление. Это мог быть директор, коммерческий директор или секретарь-референт. Важно, что за PR кто-то отвечал, кому-то было поручено осуществлять связи с внешней и/или внутренней общественностью – PR становится отдельной стороной жизни организации. Наиболее значимой, после потребителей, внешней группой общественности для крупных компаний стали СМИ.

В-третьих, появились специализированные PR-агентства.

Элементы PR компании используют в своей практике, начиная со средины 90-х годов. На рынке практически нет компаний, которые хотя бы раз за свою историю не применили инструментарий PR – начиная от участия в выставке и заканчивая написанием пресс-релиза. Активность различных рынков в области PR носит неравномерный характер. Одни направления (компьютерный, автомобильный, медицинский, полиграфический рынки) более развиты в этом отношении, другие (мебельный и строительный рынки, промышленное и сельхозоборудование и т.д.) пока не проявляют особой активности. Причин этому несколько, среди них – сравнительно невысокий уровень конкуренции и насыщенности рынка, наличие/отсутствие сильной специализированной прессы.

Украинский рынок PR обладает самобытностью, западные технологии у нас чаще всего не работают. PR предполагает знание ментальности, истории, традиций, культуры, языка и типа мышления потребителей и общественности.

По оценкам Publicity Creating, в Украине сегодня (2003г.) действуют до 100 PR-структур (включая оргкомитеты выставок, пресс-службы, информационные бюро), из них 10 – специализированные PR-агентства.

На нашем рынке PR достаточно проблем. Это и недостаток квалифицированных кадров, и путаница в терминах, и отсутствие реально действующего профессионального объединения. Недостаточный пока уровень специализации агентств.

Сегодня в Украине наиболее развиты такие виды PR, как коммерческий и политический. Есть основания полагать, что будут активно развиваться репутационный (корпоративный) PR и PR в финансовой среде. Возможна активизация PR для государственных и общественных организаций, PR в социальной сфере (на Западе именно они – основные крупные заказчики PR-услуг).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.007 с.)