Методологические принципы инженерной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические принципы инженерной психологии.



Важнейшей составляющей частью методологии инженерной психологии являются методологические принципы, то есть основные исходные положении, определяющие ее отношение к изучению своего предмета.

Выполнение этих принципов способствует повышению эффективности инженерно-психологических исследований и разработок.

Специфические принципы инженерной психологии непосредственно вытекают из общеметодологических принципов психологии вообще (детерминизма, связи сознания и деятельности, развития и др.) и отражают специфику своего предмета исследования.

Основные принципы инженерной психологии следующие:

1. Принцип активного оператора.

В общем случае активность человека определяется его человеческой природой, тем, что он не просто перерабатывает информацию, принимает решение, манипулирует средствами управления, но обязательно действует, имеет свое личное отношение к выполненным действиям, активно стремится к цели. Поэтому при определении роли человека в СЧМ очень важно, чтобы он не был просто придатком машины, а осуществлял активные функции.

Это обусловлено тем, что при пассивной позиции оператора его переход к активным действиям требует значительной затраты сил, однако эффективность его работы при этом может ока­заться невысокой. При активной же позиции оператора эффективность его деятельности достигает более высокого значения, а его психофизиологические затраты оказываются меньшими.

Поэтому уже на стадии проектирования СЧМ необходимо определить характер будущей деятельности, ее психологическую структуру, функции и уровень активности оператора.

2. Принцип гуманизации труда.

При решении важнейших практических вопросов, в том числе и таких, как повышение производительности, качества и эффективности труда, отечественная инженерная психология исходит прежде всего из требований, предъявляемых человеком к технике и организации труда, из его возможностей и особенностей деятельности.

Этот принцип подчеркивает также ведущую, творческую роль человека в процессе труда.

Иными словами, этот принцип означает, что все усилия инженерной психологии направлены во благо человека, для создания ему комфортных условий труда.

3. Принцип единства критериев.

Согласно этому принципу деятельность человека и работа машина должны, по возможности, оцениваться с помощью одних и тех же показателей - надежности, быстродействия и др. Только так возможно проведение анализа и оптимизации СЧМ. Это, безусловно, не отрицает возможности использования специфических для человека или машины показателей и критериев при их анализе по отдельности.

Если человека и машину, как принципиально разные сущности рассматривать и описывать в своих системах понятий, рассматривать в своих системах координат, то полученные данные будет невозможно соотнести и использовать на практике.

4. Принцип комплексности.

Данный принцип рассматривается в двух аспектах.

С одной стороны, согласно этому принципу, конечным объектом оптимизации при решении задач инженерной психологии являются не характеристики человека или машины в отдельности, а характеристики (показатели) системы «человек-машина» в целом. Создание благоприятных условий только для деятельности человека или работы машины без учета того, насколько это возможно или целесообразно сэкономической и других точек зрения, является нарушением данного принципа.

С другой стороны, реализация принципа комплексности требует развития междисциплинарных связей инженерной психологии, взаимодействия ее с другими науками о человеке и технике. Этот принцип опирается на идеи о комплексном изучении человека и человеческого фактора в технике.

5. Принцип непрерывности (последовательности).

Согласно этому принципу, выполнение инженерно-психологических требований должно быть обеспечено на всех этапах существования СЧМ:

при проектировании,

при производстве,

при эксплуатации.

Причем это не должно быть одноразовым мероприятием, а являться непрерывным процессом оптимизации основных характеристик СЧМ.

6. Принцип проектирования деятельности.

Проект деятельности оператора должен служить основой для решения всех остальных задач построения СЧМ. Точно так же, как при разработке СЧМ проектируются технические устройства, нужно проектировать и деятельность человека, который будет пользоваться этими устройствами.

Более того, сами эти устройства) (средства отображения информации, коммуникации, ввода информации в машину и т. п.) должны разрабатываться на основе и с учетом этого проекта деятельности пользователя.

К любым техническим устройствам нужно подходить как к средствам сознательной деятельности человека.

Наряду с общими методологическими принципами, инженерная психология использует при решении задач проектирования систем «человек-машина» целый ряд частных методологических принципов.

К ним относятся:

принцип расположения элементов,

принцип распределения функций,

принцип моделирования деятельности,

принцип экономии движений,

принцип определения надежности,

принцип нормирования труда.

10. Общие требования к методам инженерно-психологического исследования.

На основе и с учетом методологических принципов разрабатываются методы.

Метод - «это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (Рубинштейн С. Л., 2001).

Методы инженерной психологии – это способы исследования процессов взаимодействия человека и машины либо с целью получения нового научного знания, либо для обоснования решений, принимаемых в процессе инженерно-психологического проектирования СЧМ.

Методы инженерно-психологического исследования, как и любого другого, должны удовлетворять ряду требований:

прежде всего, научный метод должен быть объективным;

метод должен исходить из диалектико-материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику;

метод должен предусматривать необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий;

метод должен предполагать соблюдение генетического (эволюционного) принципа.

Использование любого метода предполагает также объединение внешних и внутренних проявлений психики, направленных на взаимное согласование внешних и внутренних средств деятельности оператора, исходя из объективной природы психики.

Методы должны отличаться валидностью и надежностью.

Валидность - это качество метода, отражающее его соответствие тому, для изучения и оценки чего он предназначен.

Надежность – это такое качество метода исследования, которое позволяет получить один и тот же результат при многократном его применении.

В рамках любого метода может использоваться несколько различных методик.

Методика - это конкретное воплощение, форма реализации метода, т. е. совокупность (взаимосвязь) приемов и операций или набор процедур для достижения определенной цели.

С помощью методики фиксируют характеристики поведения и воздействуют на него, а также определяют те или иные конкретные характеристики технических устройств и факторов внешней среды.

В большинстве случаев для изучения сходных сторон объекта исследования следует использовать различные методики, что обеспечивает взаимную верификацию полученных с их помощью данных.

При этом следует помнить, что многие психические явления или свойства не наблюдаются и не измеряются, поэтому часто они могут быть обнаружены только через соответствующие индикаторы (корреляты) косвенным путем. Полученные результаты обрабатываются, в результате чего делаются выводы и предложения.

Инженерно-психологическое обследование, изучение поведения человека и оценка техники может проводиться с помощью разных методов и с привлечением различных методик. Все они имеют свои характерные черты и особенности. Однако существует ряд общих требований, которые должны неукоснительно соблюдаться при проведении любого исследования.

 

 

 

Основные требования к организации инженерно-психологического исследования сводятся к следующему:

1)Планирование исследования включает подбор и апробацию методов и методик. Разностороннее и многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать все многообразие факторов (внешних и внутренних), влияющих на протекание и эффективность подлежащей исследованию деятельности.

Планировани е - это также составление логической и хронологической схемы исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания всего исследования и т. д.

2) Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех (по меньшей мере, эти влияния необходимо учитывать), отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.

3) Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

4) Подбор испытуемых должен обеспечивать их качественную однородность. Выборка для проведения исследования должна быть репрезентативной (т. е. быть точным отображением популяции, из которой она отобрана) и адекватной (т. е. быть достаточного размера для достижения предполагаемого уровня значимости). Понятие адекватности относится только к размеру и не означает одновременно репрезентативности выборки (Куликов Л. В., 2001).

5) Исследователь (экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех её этапах, от планирования - до выводов и рекомендаций. Поэтому весьма важно исключить влияние артефактов на ход и результаты исследования (эффект Хотторна, эффект Розенталя, эффект аудитории и т. п.).

6) Инструкция испытуемым составляется ещё на стадии планирования работы. Она должна быть четкой, краткой, исключающей неоднозначность толкования.

7) Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

8) Обработка результатов исследования - это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.

Одним из важнейших принципов инженерно-психологического исследования должен быть принцип сочетания количественного и качественного анализа деятельности оператора.

Поэтому важно не только определить, сколько и какие задачи выполняет испытуемый.

Важно также проанализировать, как он работал, какие затруднения испытывал при решении тех или иных задач, каков характер допускаемых ошибок и т. п.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.60.35 (0.013 с.)