ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не говорите что, говорите как



 

П

равильно воспитывать – значит вообще не говорить ребенку, что делать.

Если он спрашивает – объяснять ему, как действовать.

А пока он не спросил, всевозможными средствами пробуждать в нем желание поступить так, как надо. Желание должно исходить от него. Пускай это кажется сложным, но таково правильное воспитание.

Любое давление вредит делу. Все должно происходить по желанию человека. От нас требуется только одно – пробуждать в нем верное желание. Проблема в том, что никто этим не занимается, и потому вся воспитательная инфраструктура выстроена неверно.

 

 

Правильно обучать отдаче

 

М

ы не распространяемся о том, как хорошо отдавать и делать уступки, поскольку это противоречит желанию ребенка.

Нельзя предлагать ему то, что противно его духу и его пути. Вместо этого мы даем ребенку игру, благодаря которой он сам поймет выгодность добрых взаимоотношений. Ребенок увидит, что они принесут ему больше пользы и окупятся сполна – ведь общество уважает и поощряет его за отдачу достойным вознаграждением.

Позитивный подход к отдаче должен быть последовательным. Мы демонстрируем ребенку хорошее отношение за его помощь другим, и со временем он убеждается в неизменности наших намерений.

Ребенок должен учиться тому, что так устроена жизнь, так устроена природа. Эта учеба и вызовет в нем перемены.

 

Таким тебя создала природа

 

Один хочет стать музыкантом,

другой хочет стать инженером,

а третий хочет стать электриком.

И очень хорошо.

 

Я, как воспитатель,

должен формировать из ребенка человека

сообразно способностям,

которыми наделила его природа.

 

Иными словами,

я не иду против Творца,

создавшего все наклонности ребенка,

все его свойства.

Вместо этого

я помогаю ребенку в развитии

тем способом, который наиболее близок

его природе.

 

В направлении любви

 

«С

огласно пути его» – это значит: всего лишь давать ребенку верное направление.

И пускай реализует это направление согласно своему характеру. Мы позволим и поможем ему выразить себя при помощи всех его природных задатков.

Главное, чтобы его характер, весь комплекс его свойств был устремлен на любовь и отдачу ближнему.

Каждый ребенок рождается с особым набором данных, с уникальной комбинацией наклонностей. Оставьте их ему, только объясните, как правильно использовать их.

 

Многогранные объяснения

 

М

ы должны давать ребенку разносторонние объяснения, стараться приводить как можно больше примеров и иллюстраций.

Иногда бывает очень трудно понять школьного учителя. Но дома, когда папа или мама объясняют то же самое в более доступной, более подходящей тебе форме, все становится понятно.

Так и нужно действовать с ребенком: приводить примеры, которые помогут ему найти связь с изучаемым материалом и узнать что-то о себе самом.

 

Разделение на группы

 

У

же в начальной школе можно разглядеть детей, в которых живет некое внутреннее устремление. Они проявляют его сами, но мы должны помочь им в этом.

Даже в первом классе учительница видит, как каждый из ее учеников воспринимает реальность, как относится к обществу и жизни, к чему тянется и каков его внутренний склад.

Рекомендуется проявлять к детям соответствующее отношение – разделять их на группы сообразно с характером и темпераментом: более эмоциональные, более рассудительные, любящие природу, технику, ремесло… А затем объяснять им все, даже самые простые вещи, согласуясь со спецификой данной группы.

 

Функция в обществе

 

К

аждому ребенку нужно обеспечить в детском обществе определенную функцию, должность, которая обяжет его участвовать в общей жизни, внутренне самовыражаться, выполнять все групповые поручения и так далее. Ребенок должен чувствовать, что он находится на своем месте, что он нужен.

Даже самый «плохой» и агрессивный ребенок достоин того, чтобы мы подыскали ему какое-то занятие в детском окружении. В принципе, для каждого мы должны найти такой род деятельности, который позволит ему реализовать себя в обществе.

 

Смотреть на себя со стороны

 

Н

адо помогать человеку видеть различие между собой и своей природой.

Мы должны сказать ему:

«Взгляни на себя. По своей природе ты забияка, упрямец, гордец, властолюбец.

Но это не ты – это то, что в тебя заложено.

Возможно, ты сумеешь обуздать этого «дикого зверя» в себе.

Давай попробуем изменить его вместе. Ты увидишь, что если по-другому вести себя с окружающими, тебе же будет лучше».

 

Обучая ребенка проводить грань между собой и своими началами, мы поистине спасаем его. Это, в сущности, и есть основа воспитания.

 

часть третья
МИР В ДОМЕ

Глава 1
МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

Мой друг

 

Р

ебенок должен чувствовать, что родители – это не только родители, а также друзья и старшие братья.

Наши взаимоотношения нужно выстраивать на доверии, чтобы ребенок изначально был готов к ним и желал их.

 

Дом

 

М

ы не понимаем, до какой степени ребенок способен ощущать окружение.

Он поймет объяснения матери о том, для чего она ходит на работу, каковы ее обязанности по дому, почему отношения с родственниками складываются именно так, а не иначе, и вообще, почему она должна поступать так-то и так-то – учитывая все сложности и выгоды, которые с этим сопряжены. Аналогичные объяснения требуются и от отца.

Кроме того, нужно рассказывать детям, какую радость они нам доставляют, сколько стараний мы в них вкладываем и какое удовольствие получаем от них.

Если подавать эти объяснения в нужной дозе, не перегружая их излишней эмоциональностью, то дети поймут нас. Так будет создана позитивная «атмосфера в доме».

 

Избегать критики

 

В

действительности, мы требуем от детей того, чего не достигли сами.

Будучи несовершенными, мы склонны к попыткам восполнить себя посредством наших детей.

Поэтому иногда мы так сильно давим на них.

Решение состоит в том, чтобы попробовать самим достичь совершенства, вместо того чтобы требовать этого от ребенка.

Если мы достигнем совершенства или, по крайней мере, поймем, что оно означает, и устремимся к нему, тогда ребенок перестанет испытывать с нашей стороны излишний нажим и будет развиваться в наиболее правильной для него форме.

 

 

Домашний порядок

 

Е

сли с раннего возраста не приучить ребенка к порядку, если не укоренить это в его природе, то ему придется постоянно делать усилия над собой, пока он окончательно не отметет все ограничения.

Чем раньше мы начнем присоединять дисциплину к любви, тем легче ему будет жить.

Взглянув на себя, мы увидим, что нами тоже управляют страдания и наслаждения. Надо объяснить ребенку, что мир всегда поступает с нами таким образом, и мы должны реагировать соответственно.

 

Правильное отношение к бабушкам и дедушкам

 

Р

одители должны демонстрировать ребенку уважительное отношение к своим родителям – к бабушкам и дедушкам.

С помощью этого наглядного примера мы обучаем ребенка аналогичному отношению к нам самим.

 

Обоюдное воспитание

 

Нужно понимать,

что ради детей

мы должны воспитывать

и себя самих.

Глава 2
МЕЖДУ БРАТЬЯМИ И СЕСТРАМИ

Ладить друг с другом

 

Ч

то делать с братьями, которые не ладят между собой?

 

Найти для них общий знаменатель и постоянно делать акцент только на него.

Отыскивать такие игры и ситуации, в которых один будет поддерживать другого и помогать ему, – вот верный путь.

 

Братья в семье

 

Н

адо объяснить каждому из братьев и сестер в семье, что если они родились у своих родителей и растут возле них, то, по-видимому, душами все они восполняют друг друга и потому должны быть вместе.

Детям нужно понять, что здесь кроется целая программа, согласно которой они родились у одних и тех же родителей. Именно семейная взаимосвязь позволит им внести свою часть в мозаику творения, выстроив между собой особые отношения, которые иначе были бы невозможны.

Каждый в чем-то дополняет другого. Вот и в семье каждый по-своему важен, каждому есть место. Неважно, с какими наклонностями человек родился. Один импульсивен, другой апатичен, третий спит на ходу, четвертый умен не по годам…

Если над всеми различиями мы сумеем выстроить мостик взаимосвязи и понять друг друга, это окажет каждому неоценимую помощь в самореализации и даст ему путевку в жизнь.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.133.141 (0.012 с.)