Общество воспитывает человека




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество воспитывает человека



 

Н

ужно открыть школу, основой которого будет общество, детское общество, воспитывающее каждого:

 

чтобы умел уступать,

чтобы умел любить,

чтобы вносил свою долю в общее дело.

 

Таким образом, основной упор делается на окружении. А окружение для детей – это не воспитатели и учителя, не взрослые, а, прежде всего, другие дети вокруг.

Поэтому, если мы поместим каждого ребенка в хорошее детское общество, которое будет корить его за негативные проявления, и наоборот, уважать за доброе отношение к ближнему, – мы сформируем целое поколение, которое будет иначе вести себя в жизни.

 

Разрушительные штампы

 

В

обычной школе день разделен на уроки и перемены. Есть домашние задания, экзамены, контрольные и так далее. Такое образование было введено во времена промышленной революции, когда понадобились рабочие для станков и конвейеров. Целью системы было подготовить крестьян, простых людей, к индустриальным профессиям. Поэтому режим обучения и учебные программы были адаптированы к нуждам промышленности.

Однако детям такой подход, безусловно, ненавистен – ведь он противоречит человеческой природе, не развивая человека, а разрушая его.

 

Без звонков

 

В

обычной школе урок начинается и заканчивается по звонку. Не так – в школе жизни.

В школе вообще не нужны звонки. Когда ученики, вместе с воспитателями, решают, что текущая тема на данный момент исчерпана, тогда урок заканчивается и начинается перерыв. Но и во время перерыва ученики обсуждают проблемы, изучавшиеся во время занятий в классе.

Затем начинается новый урок на другую тему.

 

Урок может продолжаться четверть часа или час с четвертью – если ученики и воспитатель чувствуют, что им еще есть, куда продвигаться. Таким образом, человек привыкает к самовыражению и привыкает до дна исчерпывать заинтересовавшую его тему, не останавливаясь на полпути. С другой стороны, под давлением жесткого расписания, ученик бежит от ответственности и просто ждет, пока урок закончится.

В отсутствии жесткого расписания ребенок чувствует, что поставленная проблема не исчезает в конце урока, что ее все-таки нужно разрешить.

Это ощущение заставляет его по-другому относиться к своей жизни и выстраивает совершенно иной подход: «Я часть природы, часть моего общества, и я должен найти решение своей проблемы, объединившись со всеми».

 

Каждый может

 

В

классе ученики сидят не рядами, а в общем кругу. Все равны.

Это должно чувствоваться и внешне. В классе нет учителя, поучающего учеников, а есть наставник, руководящий обсуждением, в котором каждый ребенок должен принять участие.

Нельзя, чтобы в классе было несколько активных детей, а остальные лишь обозначали присутствие и едва прислушивались к происходящему. Наставник должен сделать так, чтобы каждый ребенок находил себе выражение. Каждый по-своему, и в то же время все вместе активно участвуют в общей жизни.

Например, наставник читает какой-нибудь рассказ, и каждый ребенок должен прореагировать на него: что он об этом думает, какое чувство испытывает. Более того, желательно, чтобы каждый написал несколько фраз о прочитанном рассказе.

Мы должны развивать способности, заложенные в каждом ребенке без исключения.

 

Учимся вместе

 

К

огда наставник задает вопрос, дети должны помогать друг другу, чтобы вместе найти решение. Говоря иначе, они все время должны видеть, что продвигаются благодаря взаимной поддержке. Это – основа всего.

На занятиях по предметам школьной программы учитель тоже должен инициировать обсуждения, заботясь о том, чтобы результатом совместного анализа стало общее понимание. Если один не понимает, он получает объяснение от товарища.

Урок должен проходить следующим образом: вы «бросаете в землю зерно» – например, новый материал по физике или математике – и это зерно прорастает с помощью детского общества, щедро поливаемое совместным обсуждением.

Окружение получает все новые толчки к развитию от каждой идеи, каждой крупицы знания, каждой дискуссии, каждой фразы и каждого решения.

 

Для чего учиться?

 

В

изучение школьных предметов надо вплетать беседы о смысле жизни, чтобы дети не чувствовали разрыва между одним и другим.

Зачем мы изучаем географию, историю, математику, физику или литературу?

Почему мир устроен так, а не иначе? Почему в нем действуют именно такие законы?

Иными словами, мы должны объяснять детям подход к каждому предмету, исходя из общих реалий жизни.

На занятиях по музыке, сценическому искусству и спорту ребенок должен сознавать: эти предметы помогают ему максимально развить свои ощущения, чтобы определиться с тем, где он находится и к чему устремлен, что должен добавить к своему восприятию и куда прорасти из этой почвы.

 

Развивать человека путем обсуждений

 

В

еврейском народе все дети испокон веков умели читать и писать, все умели обсуждать прочитанное, проводить анализ, синтез и тому подобное.

Это была уникальная система обучения, основанная на дискуссиях и полемике: «один говорит так-то, а другой полагает иначе», «почему это так?», «из чего это следует?» и тому подобное.

Так в человеке развивают Человека – через диалоги и столкновения различных мнений.

С другой стороны, в современной школе почти нет обсуждений. Ребенок должен получать знания от учителей и довольствоваться этим. Он должен прилежно учиться, и главное – сдавать экзамены.

 

 

Подавление препятствует развитию

 

Человек не может развиваться в угнетенном состоянии.

При подавлении все «съеживается»,

цепенеет, замыкается в себе.

Так, по сути, и выглядит современная школа.

 

Мы должны обучать ребенка тому,

как развивать себя в верном направлении

совершенно свободно,

чтобы решение всегда произрастало в нем изнутри.

 

Мы видим, как тянется вверх растение,

как оно огибает все, что стоит у него на пути.

Природа сама находит дорогу к росту и развитию.

Всякое подавление наносит природе вред.

 

Мы должны помогать детям,

чтобы они распахивали себя как можно шире и глубже,

и предоставлять каждому из них

внутреннюю свободу.

 

Видеть систему в целом

 

Р

ебенок, растущий по новой методике, развивает в себе интеллектуальные и душевные способности, которые позволяют ему справляться со всем, а также усваивать большое количество знаний и материала. Для такого ребенка изучение наук тоже становится простым делом.

Получив возможность смотреть на все «сверху», поняв общую систему, ребенок сразу же сортирует и упорядочивает все, чему учится, согласно уже сформированной внутренней модели и в строгом соответствии с научным подходом.

То же касается психологии и общественных наук – ведь он владеет собой и знает, откуда идут его порывы. Поэтому ничто в мире не может его остановить.

 

 

Старший учит младшего

 

В

младшем возрасте дети могут часть времени проводить вместе с более старшими детьми.

Это очень полезно для самых юных среди них, поскольку они берут пример со старших. Дети по природе стремятся подражать взрослым.

Поэтому старшие дети должны получать правильный инструктаж: как относиться к младшим, как обучать и наставлять их.

 

Привлечение детей к преподаванию

 

К

ак правило, не следует ограничиваться руководством учителя – стоит воспользоваться также взаимопомощью детей.

Младшие учатся у старших, а старшие на примере младших учатся тому, как правильно относиться к воспитанию и образованию.

В известной степени, старшие становятся учителями, благодаря чему лучше понимают процесс собственного воспитания.

 

Молодые воспитатели

 

Т

олько смежная, более высокая ступень может исправлять, воспитывать, обучать и развивать ступень более низкую.

Хотя мать находится ступенью выше своих детей, она должна опускать себя так, чтобы лишь немного возвышаться над их уровнем. Это позволит ей продвигать их вверх маленькими шагами.

Таков путь, предначертанный нам природой. Поэтому лучше всего, чтобы воспитатели были молодыми и находились как можно ближе к своим воспитанникам по менталитету и мировосприятию.

 

 

Педагогический салат

 

Н

еобходимо вносить внутренние элементы во все, что делают дети в течение дня. Пускай ребенок играет, занимается спортом, поет, танцует, кушает – и вместе с тем участвует в разговорах по душам и получает уроки по различным предметам.

Пребывание в школе должно стать единым комплексом, «салатом», красочной лентой, которая бежит перед ним с утра до вечера, задевая струны его внутреннего мира.

Дети, растущие в такой атмосфере, начинают смотреть на мир как на единое целое, распахнутое во всех ощущениях, на всех каналах. И это формирует их.

Кроме того, во все сферы деятельности нужно постоянно интегрировать работу в детском обществе: начиная с взаимоотношений между самими детьми и заканчивая их отношением к окружающему миру.

Человека надо учить широкому, цельному взгляду на реальность. Ребенок не должен по отдельности воспринимать дом и школу, себя и мир, внутренние ощущения и внешнюю действительность.

Наоборот:

Все должно быть внутри него,

поистине как одно целое.

Об этом и сказано:

«Возлюби ближнего, как себя».

Ребенок соединяется со всеми

и воспринимает их «своими»,

чувствует, как себя.

Нет не связанных между собой предметов,

нет любимых и ненавистных учителей,

нет товарищей, с которыми ладишь,

и товарищей, с которыми не ладишь.

Ничто не дробится на части.

Все спаяно перед тобой,

чтобы служить тебе.

Единая картина

 

В

единстве, цельности – корень всех наук. На неживом уровне ты изучаешь физику, химию и геологию; на растительном уровне – ботанику и экологию; на животном уровне – биологию, зоологию и медицину. А затем перед тобой встает главная, человеческая ступень.

И все это должно быть взаимосвязано в общей картине.

Мы делим природу между различными учебными предметами, хотя природа едина. Потому мы и не понимаем ее. Однако ребенок воспринимает все в целом, включая и духовный мир.

Так что если в школе мы сложим перед ним единую картину природы, не разделенную на части, – он будет лучше понимать мир, в котором живет.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.011 с.)