Эпические жанры народной художественной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпические жанры народной художественной культуры



Определение и роль эпоса в национальной культуре. Былины: определение, народная терминология, значение, история развития жанра. Содержание былин и их классификация. Музыкально-поэтический стиль былин, его зависимость от местных традиций исполнения. Исполнители былин (сказители). Собиратели русского эпоса и сборники, ими созданные. Духовные стихи: определение, народные названия, содержание, среда бытования, главные герои, исполнители, музыкально-поэтические особенности. Два направления в русских духовных стихах: народные эпические стихи на основе апокрифов и стихи покаянные. Народные сказки как вид народной прозы. История возникновения, бытования. Определение, тематика. Сказочные жанры и их разновидности (классификация). Универсальные характеристики и региональные отличия. Русские сказочники. Несказочная проза: предания и их циклы, легенды и их разновидности, демонологические рассказы. Общие жанровые признаки несказочной прозы и характеристика каждого жанра в отдельности. Уральский эпос: предания, легенды, сказки. Определение жанров, классификация, отличительные особенности. Герои былин и их сюжеты в произведениях русских и советских художников и композиторов.

 

Библиографический список

 

1. Аникин, В. П. Русская народная сказка / В. П. Аникин. – М., 1984.

2. Дмитриева, С. И. Географическое распространение русских былин / С. И. Дмитриева. – М., 1988.

3. Калугин, В. И. Герой русского эпоса / В. И. Калугин. – М., 1983.

4. Калугин, В. И. Струны рокотаху / В. И. Калугин. – М., 1989.

5. Легенды, предания, былины / под. ред. Н. А. Криничной. – М., 1988.

6. Мелетинский, Е. М. Герой волшебной сказки / Е. М. Мелетинский. – М., 1958.

7. Народная проза / сост. С. Н. Абелев. – М., 1992.

8. Пермяков, Г. Л. От поговорки до сказки / Г. Л. Пермяков. – М., 1970.

9. Пропп, В. Я. Русский героический эпос / В. Я. Пропп. – М., Лабиринт, 1999.

10. Рыбников, П. Н. Русские народные былины и песни / П. Н. Рыбников. – М., 1976.

11. Скоморошины. – М., Эксмо, 2007.

12. Сравнительный указатель сюжетов: восточнославянская сказка / сост.: Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. – Л..1979.

13. Ухов, П. Д. Атрибуции русских былин / П. Д. Ухов. – Л., 1979.

 

Русские народные музыкальные инструменты: определение, история развития, классификация

Народные музыкальные инструменты, народная инструментальная музыка: определения и их критерии, специфика, классификация. Факторы, учитываемые при определении «народного инструмента»: демографический и социальный. Народно-инструментальная культура до XVII в. Скоморохи – носители инструментальной традиции. Музыкальные инструменты и ансамбли в народном исполнительстве в XVIII – XIX вв. Создание великорусского оркестра В. В. Андреевым. Различия в классификациях народных инструментов. Группа ударных инструментов: самозвучащие, мембранные; группа духовых инструментов: свистящие, язычковые, мундштучные; струнные инструменты; клавишно-духовые. Предметы быта и природы, используемые как музыкальные инструменты: ложки, коса, пила, гребень, рубель, береста и т. д. Древние сигнальные и шумовые инструменты: било, бубенцы, колокола, колотушки и т. д. История изучения народных инструментов – одна из малоизученных областей музыкальной культуры, фольклористики, музыкознания. «Повесть временных лет» – первый источник описания народных инструментов. Памятники изобразительного искусства и иконографические материалы как источник изучения народного инструментария. Документы по искоренению скоморошества – еще одно свидетельство в истории народных инструментов. Современная периодизация.

 

Библиографический список

 

1. Банин, А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. / А. А. Банин. – М.,1997.

2. Бородинова, Э. А. История бытования русских народных инструментов / Э. А. Бородинова, В. Н. Шульга. – Челябинск, 2001.

3. Варламов, Д. Метаморфозы музыкального инструментария. / Д. Варламов – Саратов, 2000.

4. Варламов, Д. Народность музыкального творчества как социальный феномен в общественном сознании россиян. / Д. Варламов – Саратов, 2000.

5. Васильев, М. Рассказы о русских народных музыкальных инструментах / М. Васильев, А. Широков. – М., 1979

6. Вертков, К. Русские народные музыкальные инструменты / К. Вертков. – М., 1975.

7. Вольфович, В. А. Русские национальные инструменты: устные и письменные традиции: учеб. пособ. / В. А. Вольфович. – Челябинск, 1997.

8. Имханицкий, М. И. История исполнительства на русских народных инструментах: учеб. пособ. / М. И. Имханицкий. – М., изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002.

9. Имханицкий, М. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. / М. Имханицкий – М., 2008.

10. Мациевский, И. Современность и инструментальная музыка бесписьменной традиции / И. Мациевский // Современность и фольклор: статьи и материалы. – М., 1977.

11. Музыкальные инструменты народов мира. Гос. центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки. – М., Внешторгиздат, 2007.

12. Савушкина, Н. И. О собирании фольклора / Н. И. Савушкина. – М., 1974.

Народная хореографическая культура как феномен народной художественной культуры

Понятие « хореографическая культура», ее структура. Народные танцы, история возникновения, цели, задачи, функциональность в конкретно-историческую эпоху. Рисунки танцев: определение, виды. Язык танцев, танцевальная лексика, композиция, виды. Региональные особенности народных танцев. Определение и виды хороводов. Функции: социальная, эстетическая, этическая, дидактическая и другие. История возникновения жанра, генетические связи с календарно-земледельческими обрядами и песнями. Сюжеты, образная система, терминология хороводов. Основные темы в их содержании: тема земледельческого труда и тема семейного быта. Многообразие проявлений второй темы. Кадриль: происхождение, основные фигуры, отличительные черты. Названия кадрилей по месту бытования. Перепляс. История появления, гендерные особенности, назначение, структура: проходка и «колено».

Библиографический список

1. Баглай, В. Е. Этническая хореография народов мира: учеб. пособ. / В. Е. Баглай. – Ростов-н/Д., Феникс, 2007.

2. Вдовенко, Н. Н. Народно-сценический танец: учеб. пособие / Н. Н. Вдовенко. – Челябинск, 1999.

3. Владыкина-Бачинская, Н. М. Музыкальный стиль русских хороводных песен / Н. М. Владыкина-Бачинская. – М., 1976.

4. Голейзовский, К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. – М., 1964.

5. Заикин, Н. И. Областные особенности русского народного танца: учеб. пособ. / Н. И. Заикин. – Орел, Орловский гос. ин-т ис-в и культуры, 2004.

6. Захаров, Р. В. Сочинение танца / Р. В. Захаров. – М.: Искусство, 1983.

7. Климов, А. А. Основы русского народного танца: учеб. пособие / А. А. Климов. – М., 1994.

8. Мурашко, М. П. Формы русского танца / М. П. Мурашко. – М., Один из лучших, 2006.

9. Надеждина, Н. Русские танцы / Н. Надеждина. – М., 1951.

10. Русские народные танцы. – М., Госкультпросвет, 1949.

11. Устинова, Т. А. Избранные русские народные танцы / Т. А. Устинова. – М.: Искус­ство, 1996.

 

Народная зрелищная культура как часть народной художественной культуры. Народный (фольклорный) театр: определение, истоки возникновения и развития, функционирование

Народный (фольклорный) театр: определение, истоки, периодизация, функционирование. Типы народной зрелищно-игровой культуры: обряды, хороводы, ряжение, клоунада и т. д. Специфические признаки народного театра: отсутствие сцены, разделение исполнителей и аудитории, действие как форма отображения действительности, перевоплощение в иной образ, эстетическая направленность представления. Место и время проведения народных представлений. Дотеатральные формы. Театральные формы. Скоморохи: народная терминология, виды (оседлые и прохожие (бродячие), скоморохи-одиночки, скоморохи-кукольники, скоморохи с медведем и др.). Репертуар. Сюжеты. Балаган. Театр передвижных народных картинок (раёк). Структура прибауток раёшников. Народный кукольный театр и его виды: театр Петрушки, театр марионеток, вертеп. Лубок как тип театрализованных представлений. Географические различия в распространении и функционировании. Главные герои народного театра. Структура представления. Народные драмы, история возникновения и их виды: народные бытовые, сатирические и героико-романтические драмы. Наиболее популярные народные драмы. Особенности постановки народных драм. Литургические действа. Особенности функционирования. Сюжеты.

 

Библиографический список

1. Авдеев, А. Д. Происхождение театра / А. Д. Авдеев. – М.; Л., 1959.

2. Белкин, А. Скоморохи на Руси / А. Белкин. – М., 1975.

3. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. – М., 1971.

4. Всеволодский-Гернгросс, В. Н. Русская устная народная драма / В. Н. Всеволодовский-Гернгросс. – М., 1959.

5. Гусев, В. Е. Истоки русского народного театра / В. Е. Гусев. – Л., 1977.

6. Гусев, В. Е. Русский фольклорный театр XVIII – начала XX века: учеб. пособие / В. Е. Гусев. – Л., 1980.

7. Лихачев, Д. С. «Смеховой мир» Древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко. – Л., 1976.

8. Молдавский, Д. Н. Русская народная сатира / Д. Н. Молдавский. – М., 1983

9. Народный театр: сб. ст. / ответ. ред. В. Е Гусев. – Л, 1974.

10. Некрылова, А. Ф. Русский народный кукольный театр: учеб. пособие / А. Ф. Некрылова, В. Е. Гусев – Л., 1983.

11. Русская народная драма XVII—XX вв.: тексты пьес и описания представле­ний / под ред. П. Н. Беркова. – М., 1953.

12. Савушкина, Н. И. Русский народный театр / Н. И. Савушкина. – М., 1976.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.135 (0.013 с.)