Страховое дело в России советского периода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страховое дело в России советского периода.



Сфера страхования в советской России была монополизирована. Единственным страховщиком стал Госстрах.

Национализация страхового дела осуществлялась на фоне других крупных мероприятий финансовой политики Советской власти – национализации банков, промышленности, транспорта, связи, установления государственной монополии на внешнюю торговлю, аннулирования царских государственных займов.

Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России отчетливо выделила два основных этапа: 1) установление государственного контроля над всеми видами страхования; 2) объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией.

Благодаря ранее осуществленной национализации банков, был обеспечен фактический контроль со стороны государства за деятельностью и денежными операциями страховщиков, что существенно ограничивало возможности использования средств страховых компаний на цели финансирования нужд оппозиции правящему режиму.

На первом этапе социалистических преобразований страхового дела по-прежнему сохранялась коммерческая основа старых организационных форм страхования, ставившая, по мнению властей, во главу угла извлечение прибыли. Поэтому с введением государственного контроля над страхованием доходы от страховых операций подвергались прогрессивному налогообложению на общегосударственные нужды. Их плательщиками выступали центральные правления страховых обществ. Комиссариат выполнял порученные контрольные функции, проверял балансы, другую бухгалтерскую отчетность, следил за полнотой и своевременностью уплаты налогов.

Одновременно в центре и на местах, там, где была установлена Советская власть, осуществлялась организационная перестройка страхового дела. Земское и взаимное страхование переходило в ведение страховых органов исполнительных комитетов местных Советов и Совнархозов и преобразовывалось в советско-народное. Упразднялась акционерная форма страхования. Личное страхование граждан концентрировалось в сберегательных кассах Народного банка РСФСР. К началу 1918 г. в Республике Советов насчитывалось до 1500 земских страховых агентств, которые были включены в структуры советско-народного страхования.

Гражданская война и иностранная военная интервенция потребовали принятия чрезвычайных мер во всех областях хозяйственной жизни. Они ускорили национализацию страхового дела.

28 ноября 1918 г. Совнарком принял Декрет "Об организации страхового дела в Российской Республике". Согласно этому декрету страхование во всех видах и формах объявлялось государственной монополией и достоянием Республики.

Все частные страховые компании и общества были ликвидированы, сохранялось только взаимное страхование товарно-материальных ценностей кооперативных организаций.

Таким образом, в течение первых трех лет после Октября 1917 г. государство фактически пыталось использовать сохранившуюся систему дореволюционного частного и земского страхования не столько в целях страховой защиты интересов страхователей, сколько в качестве важного источника финансовых ресурсов на пополнение государственного бюджета разоренной войной страны.

Страховой рынок России.

Одним из условий успешного развития страхования в стране является наличие соответствующей инфраструктуры страхового рынка. Она должна включать в себя систему перестрахования, страховые пулы и другие объединения страховщиков, страховых посредников, аудиторов, актуариев, информационно аналитические центры, рейтинговые агентства, организации по подготовке и переподготовке кадров и т.д.

Задача государства состоит в организации и регламентировании деятельности вышеуказанных структур.

Кроме того, задача государства состоит в установлении квалификационных требований к лицам, занимающим ключевые позиции на страховом рынке, в организации их аттестации, в создании системы подготовки и переподготовки специалистов в области страхования, в разработке и утверждении программ их обучения, так как успешное функционирование страховой системы во многом зависит от квалификации специалистов, работающих в страховых организациях и в других структурах, связанных со страховым рынком.

Важнейшая задача государства - обеспечение равных возможностей для предоставления страховых услуг всем участникам рынка, недопущение монополизации страховой деятельности. Для этого следует:

а) Организовать государственный контроль за фактами проявления монополизма на отдельных сегментах страхового рынка.

б) Своевременно пресекать злоупотребление страховыми организациями своим доминирующим положением.

в) Не допускать ограничения конкуренции на федеральном и региональном страховых рынках.

г) Ограничить возможности монополизации страховой деятельности в отдельных отраслях экономики.

Задача государственных органов не допускать создания привилегированного положения для отдельных страховых организаций при проведении страховых операций в каких-либо регионах или в отношении каких-либо государственных или иных программ. Для участия в реализации программ, проводимых с использованием государственных ресурсов, отбор страховщиков должен осуществляться на конкурсной основе.

Крайне важным является создание платежеспособного спроса населения на страховые услуги. Эта задача должна решаться одновременным формированием у населения потребности в организации своей страховой защиты с помощью страхования и повышением уровня жизни, что будет способствовать созданию условий для удовлетворения этой потребности.

Возникновение потребности страхования не всегда приводит к возникновению страховых отношений, так как этому препятствует множество обстоятельств объективного и субъективного плана.

Крайне важную роль в повышении финансовой устойчивости играет развитие системы перестрахования. Однако чрезмерная передача рисков в перестрахование ограничивает развитие страховых организаций, делает страховщиков чересчур зависимыми от выполнения перестраховщиками своих обязательств по договорам перестрахования. Кроме того, заключение договоров перестрахования с зарубежными перестраховщиками приводит к оттоку средств за рубеж и даже является одним из каналов вывоза капитала, что вызывает необходимость государственного регулированиям перестраховочной деятельности, а также необходимость формирования структуры отечественного перестрахования, позволяющей оставлять значительную часть рисков, а, следовательно, и перестраховочные премии внутри страны.

Развитие национального перестраховочного рынка напрямую зависит от развития общей системы страховых отношений. В этой связи возникает задача разумного и гибкого сочетания интересов зарождающегося рынка отечественного перестрахования с возможностью получения надежной перестраховочной защиты на мировых рынках. Отечественный рынок перестрахования интегрирован в мировой значительно существенней, чем принято полагать.

Российский страховой рынок представлен, в основном, тремя основными группами участников, предлагающих перестраховочную защиту. Первая группа – профессиональные российские перестраховочные компании. Эта группа относительно малочисленна, хотя в последнее время отмечено появление новых компаний.

Вторая группа – страховые компании, предоставляющие перестраховочную защиту друг другу. Между тем, перестрахование такого рода страховщикам как конкурирующим организациям на длительную перспективу невыгодно, поскольку является функцией перестраховочных организаций. Такой вид страхования должен постепенно сокращаться, однако сейчас он все еще занимает существенную долю перестраховочного рынка.

Третья группа - зарубежные страховые и перестраховочные компании. Сейчас в России работают представительства всех крупнейших перестраховочных компаний.

Становится очевидной необходимость государственного регулированиям перестраховочной деятельности, а также необходимость формирования структуры отечественного перестрахования, позволяющей оставлять значительную часть рисков, а, следовательно, и перестраховочные премии внутри страны.

Особенность деятельности страховых организаций состоит в том, что помимо страховых операций они активно занимаются инвестиционной деятельностью, в полной мере неся инвестиционный риск. Здесь роль государства заключается в осуществлении регулирования инвестиционной деятельности страховщиков (установление определенных нормативов по объемам инвестиций в различные объекты, введение запретов на отдельные виды инвестиций, предъявление требований о предоставлении страховщиками информации о своих операциях с целью осуществления контроля за соблюдением ими установленных правил инвестирования), с одной стороны, и способствовании эффективному вложению страховыми организациями своих ресурсов – с другой.

Наиболее важное значение инвестиционная деятельность имеет для страховщиков, осуществляющих операции по страхованию жизни, т.к. особенности этого страхования позволяют инвестировать значительную часть резервов в относительно долгосрочные инвестиционные проекты, что является взаимовыгодным для всех участников данного процесса (страхователей, страховщиков, получателей инвестиций и государства). Не случайно в развитых странах компании страхования жизни занимают одно из ведущих мест в долгосрочном финансировании экономики. В нашей стране страхование жизни не достигло в настоящее время не только того уровня развития, который достигнут развитыми государствами, но даже уровня, имевшегося у нас в 70 - 80-е годы. Причины тому – инфляция, нестабильность политической и экономической ситуации в стране, потеря населением доверия ко всем финансовым структурам и к государству в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.011 с.)