Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение и эволюция человека

Поиск

По мнению П. И. Борисковского, "находки позволяют утверждать, что люди выделились из животного состояния уже 2,6 млн. лет назад, если не раньше". Критерий перехода грани животное - человек, по Энгельсу и Дарвину, - "изготовление орудий труда". Древнейшие каменные орудия труда, сделанные человеком, имеют возраст 2,7 млн. лет (Танзания, Олдувайское ущелье - Р. Лики и Эфиопия. Хадар — Э. Рош, Дж. Харрис).

Историю человека делят на:

Каменный век

Бронзовый век

Железный век

Наше время

Каменный век человечества начался 2 млн. лет назад и длился до трех тысяч лет до н. э. Каменный век делился на палеолит, мезолит, неолит.

Палеолит

Палеолит — это древний каменный век. Это время существования человека умелого, яванского питекантропа, синантропа, гейдельбергского человека, неандертальцев, кроманьонцев, современного человека.

Нижний палеолит — ранний период древнего каменного века — начался в начале плейстоцена (четвертичного периода, антропогена). Историю человека начинает человек умелый (Гомо габилис).

Габилисы (абилисы) - потомки австралопитеков, предки архантропов — древнейших людей.

Человек прямоходящий (архантропы, древнейшие люди) существовал в течение длительного времени (2 млн.— 200 тыс. лет назад).

Высокие темпы увеличения мозга у человека возможны лишь при дрейфе генов и жестком естественном отборе. Действию этих эволюционных факторов благоприятствовала структура популяций человека - подразделенность людей на большое количество значительно изолированных друг от друга сообществ.

Интенсивный межгрупповой естественный отбор способствовал быстрому распространению удачных генных комбинаций.

Среди древнейших людей различают такие ветви: яванский питекантроп, синантропы (пекинский человек), Это было следствием того, что человек овладел огнем. Ископаемые остатки человека из различных зон имеют небольшие различия. Это можно объяснить тем, что в то время возросло значение социальных факторов: совместная охота, совместное изготовление укрытий и орудий труда, использование огня.

Средний палеолит начался 200 тыс. лет назад. Это было время рисского оледенения (200—90 тыс. лет назад) и вюрм-ского оледенения, начавшегося 75 тыс. лет назад. появляются неандертальцы — палеантропы, или древние люди. Масса мозга около 1300—1500 г. Развиты отделы мозга, связанные с логическим мышлением. Неандертальцы охотились на мамонтов и поклонялись пещерному медведю (в Европе). Хоронили умерших с цветами и хвоей.

Верхний палеолит. кроманьонцы (неантропы, ископаемый современный человек). Объем мозга 1600 (1100— 2200 см3). Жили в пещерах, жилищах. Носили одежду. Мезолит. Это средний каменный век. Он начался около 10 тыс. лет назад, во время голоцена. Появились лук и стрелы, гончарные изделия. Приручена собака. Возделываются злаки (полба, полуполба, дикий ячмень).

Неолит. Это новый каменный век. Он начался около 8 тыс. лет до н. э. В этот век на Ближнем Востоке была одомашнена овца, крупный рогатый скот. В Персии была одомашнена коза. На Ближнем Востоке начинают выращивать пшеницу и ячмень. На Ближнем Востоке изобретена прялка. Основан

От медного века до современного человека

Медный век. Начался около 4 тыс. лет дон. э. В Средиземноморье люди широко используют медь. На юге Восточной Европы одомашнена лошадь. На Дальнем Востоке начинают выращивать рис. На Ближнем Востоке появилась пиктографическая письменность.

Бронзовый век. Этот век начался 3000 лет до н. э. На Ближнем Востоке для изготовления орудий и оружия используется бронза. В Англии построен мегалитический памятник Стоунхендж.

Железный век. Он начался около 1400 лет до н. э. На Ближнем Востоке широко стало употребляться железо. В Сирии создан первый полный алфавит.

Современные люди. Считается, что современные люди появились после первой экологической катастрофы, вызванной человеком, — уничтожением в Европе мамонтов.

Экология связь с биологией и современная структура

Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Структура современной экологии. Современная экология имеет сложную и разветвленную структуру. Около 90 направлений (разделов и подразделов) сформировались на протяжении последних десятилетий и представляют собой отрасли человеческой деятельности, где происходят процессы экологизации. объединяет два основных направления: теоретический (классический) и прикладной.

Классическая экология охватывает все разделы современной биоэкологии. В зависимости от уровня и предмета исследований различают аутэкологию (экология организмов), демэкологию (экология популяций), синэкологию (экология сообществ).

Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы, методы предотвращения этих процессов, способы рационального природопользования.

Техноэкология изучает и классифицирует техногенные загрязнения окружающей среды, умение предотвращать их и бороться с последствиями негативных по отношению к природе действий человека. Она выясняет эко-логические последствия влияния разных видов хозяйс-твенной деятельности на окружающую среду.

Содержание, предмет и задачи экологии

Поэтому современная экология изучает взаимоотношения организмов и среды на популяционно-биоценотическом уровне. Конечной целью экологических исследований является выяснение путей, с помощью которых вид сохраняется в постоянно меняющихся условиях среды. предметом исследования экологи и являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы, экосистемы) и их динамика во времени и пространстве. Из содержания и предмета исследований экологии вытекают и её основные задачи, которые могут быть сведены к изучению динамики популяций, к учению о биогеоценозах и их системах. главная теоретическая и практическая задача экологии заключается в том, чтобы вскрыть законы этих процессов и научиться управлять ими в условиях неизбежной индустриализации и урбанизации нашей планеты.

Среды жизни и экологические факторы

Среда обитания — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид[1], часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.

Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную, водную и внутреорганизменную. Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами.

Все экологические факторы можно разделить на три большие группы:

Абиотическая среда (факторы среды)[2].

Биотическая среда (факторы среды)[3]

Антропогенные (антропические) факторы

Возможно также выделить следующие компоненты среды обитания: естественные тела среды обитания, гидросреду, воздушное пространство среды, антропогенные тела, поле излучений и тяготения среды.

наземно-водушная (суша);

водная;

почва;

другие организмы.

Водная среда жизни

Прежде всего, большинство организмов не способны к активной жизнедеятельности без поступления воды в организм или, по крайней мере, без сохранения определенного содержания жидкости внутри организма. Внутренняя среда организма, в которой происходят основные физиологические процессы, очевидно, по-прежнему сохраняет черты той среды, в которой происходила эволюция первых организмов. Так, содержание солей в крови человека (поддерживаемое на относительно постоянном уровне) близко к таковому в океанической воде. Свойства водной океанической среды во многом определили химико-физическую эволюцию всех форм жизни.

Наземно-воздушная среда характеризуется огромным разнообразием условий существования, экологических ниш и заселяющих их организмов. Надо отметить, что организмы играют первостепенную роль в формировании условий наземно-воздушной среды жизни, и прежде всего - газового состава атмосферы. Практически весь кислород земной атмосферы имеет биогенное происхожение.

Основными особенностями наземно-воздушной среды является большая амплитуда изменения экологических факторов, неоднородность среды, действие сил земного тяготения, низкая плотность воздуха. Комплекс физико-географических и климатических факторов, свойственных определенной природной зоне, приводит к эволюционному становлению морфофизиологических адаптаций организмов к жизни в этих условиях, многообразию форм жизни.

Почва как среда жизни

Почва является результатом деятельности живых организмов. Заселявшие наземно-воздушную среду организмы приводили к возникнвению почвы как уникальной среды обитания. Почва представляет собой сложную систему, включающую твердую фазу (минеральные частицы), жидкую фазу (почвенная влага) и газообразную фазу. Соотношение этих трех фаз и определяет особенности почвы как среды жизни.

Важной особенностью почвы является также наличие определенного количества органического вещества. Оно образуется в результате отмирания организмов и входит в состав их экскретов (выделений).

Условия почвенной среды обитания определяют такие свойства почвы как ее аэрация (то есть насыщенность воздухом), влажность (присутствие влаги), теплоемкость и термический режим (суточный, сезоный, разногодичный ход температур). Термический режим, по сравнению с наземно-воздушной средой, более консервативный, особенно на большой глубине. В целом, почва отличается довольно устойчивыми условиями жизни.

 

Организм как среда обитания

Живой организм может также служить средой обитания - для паразитов и симбионтов. Например, человеческий организм является средой обитания для огромного числа различных симбионтов (прежде всего, нормальной микрофлоры кишечника), а не редко - и паразитов (разнообразных плоских и круглых червей, простейших).

Организм, как правило, обеспечивает паразитов и симбионтов питательными веществами, находящимися в доступной форме и не требующими дальнейшего пищеварения и переработки. Поэтому у большинства паразитов наблюдается упрощение строения (редукция) органов пищеварения. Стратегия их выживания направлена на оставление как можно большего числа потомков, формирование защитных механизмов и приспособлений к рапространению.

Паразитизм и симбиотические взаимоотношения будут нами подробно рассмотрены на одном из уроков, посвященном видам взаимоотношений между организмами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.253 (0.013 с.)