Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни власти и ответственности

Поиск

В любой форме сложной организации можно выделить семь градаций власти. Это не уровни одного и того же вида деятельности, а разные виды деятельности, отличающиеся по качеству и характеру.

1. Общий контроль и установление основных норм деятельности. Эта функция выполняется парламентом в британской политической системе или общим собранием акционеров в ООО.

2. Управляющая власть, то есть деятельность, осуществляемая правительством или советом директоров.

3. Связь между общей политикой и работой. В британской политической практике эта деятельность четко не выделяется. Но она составляет самую важную часть обязанностей министра по отношению к возглавляемому им министерству. В английской деловой практике это обязанности тех членов совета директоров, которые одновременно являются служащими компании (директор-распорядитель). Они поддерживают связь между советом директоров и руководителями более низкого уровня.

4. Управление работой. В британской политической системе эту деятельность осуществляют главы департаментов, заместители министров, несменяемые помощники министров. В бизнесе это функция директора-распорядителя или главного менеджера (в Великобритании), президента корпорации (в США).

5. Контроль над работой. Этим занимаются все те, кому главный распорядитель делегирует полномочия для руководства работой других, — в правительстве это иерархия чиновников, в бизнесе — различные разряды менеджеров, мастеров и т. д.

6. Работа. Любая властная цепочка кончается, когда работникам начинают делегировать уже не полномочия, а ответственность за выполнение определенных функций. Здесь начинается работа. Конечно, она может быть очень важной и обеспечивать высокий статус.

7. Отправление правосудия. Эта деятельность пока слабо развита и не имеет определенной формы в промышленности. Однако в государственном управлении это самостоятельная ветвь власти с собственной иерархией чиновников и юридических учреждений.

Контроль над работой

 

В результате такого деления власти на уровни в группу «контроль над работой» попадает очень широкий круг деятельности. Между главнокомандующим и рядовым существует приблизительно 14 военных чинов, между заместителем министра и клерком — 10 чинов, между рядовым рабочим и директором-распорядителем — 9 уровней.

Поэтому Урвик рассматривает принципы, лежащие в основе разграничения уровней управления. Он выделяет два главных вопроса, на которых должен строиться анализ взаимосвязи уровня управления и фактически выполняемой работы:

1. Какова степень контроля со стороны начальника?

2. Какова степень ответственности подчиненных за результаты?

Урвик приводит классификацию, отвечающую на эти вопросы.

У большинства людей статус ассоциируется с трудовым стажем и вознаграждением за прошлую службу, и это обстоятельство представляет реальную опасность для демократических стран, В администрации существует постоянная проблема увольнения тех, кто не справляется с более сложными обязанностями, но приобрел статус, несовместимый с выполнением обязанностей низшего уровня. Для решения этой проблемы Урвик предлагает разграничить статус и функцию. Например, в армии офицерский чин определяется сроком службы и обычно является показателем успешности выполнения предыдущих обязанностей, а не важности обязанностей, выполняемых в данный момент.

Типы взаимоотношений

 

В результате распределения власти на несколько уровней и дифференциации функций возникают различные типы взаимоотношений между служащими. Урвик выделяет четыре главных типа:

1. Линейные отношения существуют между начальником и подчиненным, который ему прямо и непосредственно подотчетен. Они формальны.

2. Горизонтальные отношения — отношения между должностями в различных частях организации, неподчиненными одна другой. Обычно они неформальны.

3. Предметные или функциональные отношения появляются, когда обязанности распределены по предметному принципу, т. е. когда человек в силу своих специальных знаний и умений занимается определенным вопросом. Они могут и должны существовать бок о бок с линейными. Хотя они часто неформальны, Урвик считает весьма желательной их формализацию.

4. Штатные отношения — отношения между людьми, один из которых (или оба) действует как представитель начальника, осуществляет его власть под его ответственность. Ввиду деликатного характера штатных взаимоотношений неизбежны трения, хотя эти отношения формализуются и тщательно объясняются всем заинтересованным лицам. В бизнесе они очень редко применялись до 30 — 40 гг. XX в.

Принципы и методы не являются взаимоисключающими.

Существует распространенное заблуждение, что в эффективно работающей организации должен применяться только один из вышеперечисленных методов, а все остальные необходимо исключить. По мнению Урвика, такая точка зрения свидетельствует о недостатке внимания к реально существующим предприятиям. В каждом сложном предприятии обнаруживаются многие, если не все, упомянутые взаимоотношения и методы распределения обязанностей.

Очень важно, чтобы используемый метод сознательно и последовательно определялся и применялся с учетом определенных ограничений. Попытки пойти навстречу личным пожеланиям без оглядки на основные принципы используемого метода неизбежно вызывают трудности в будущем. Допустимые отклонения надо определять путем расчета и контроля без участия эмоций.


Доктрина

 

Сама по себе даже благополучная структура не может достичь совершенной функциональной координации. Точное распределение функций необходимо для установления гармонии в коллективе. Но такая гармония сама по себе не гарантирует эффективность координации (гармония мажет означать просто отсутствие трений). Власть сама по себе также не обеспечивает ее. Власть распространяется по цепочке, перпендикулярно, но согласование функций, особенно при высоком уровне специализации, происходит главным образом в горизонтальной плоскости. Поэтому Урвик рассматривает методы обеспечения горизонтального согласования функций.

Цитируя Маршала Фоша, Урвик пишет, что активное повиновение предполагает понимание. «В организации не может быть коллективной гармонии, если каждый участник не знает, какова цель». Определение цели — это главное назначение доктрины. Но важно, чтобы каждый член организации не только знал доктрину, но и чувствовал ее. Когда цель становится легитимной и желанной, возникает единство доктрины, которое переходит в единство духа — движущую силу, обеспечивающую максимум эффективности.

Обучение

 

Один из наиболее надежных способов обеспечения единства доктрины — единство обучения. В отличие от армии, в гражданской сфере обучению как фактору эффективности придается мало значения, а там, где ему все-таки уделяется внимание, рядовым работникам объясняют технические правила работы, а контролерам низшего уровня прививают элементарные навыки руководства. Из-за такого отношения упускается из виду важность обучения служащих всех уровней: в процессе обучения они могут не только освоить новые приемы, но и приобрести единство взглядов и подходов к проблемам, что очень важно для истинной кооперации.

Публикация

 

Урвик пишет что, на практике часто не достигается тот стандарт, которого требует чрезвычайная важность данного вопроса. Нельзя ожидать, что члены большой организации будут придавать большое значение координации или проявлять заметное внимание к пожеланиям начальства, если форма, в которой выражаются эти пожелания, не является четкой, последовательной, определенной и доступной для понимания. Однако на большинстве предприятий письменные инструкции не обладают этими достоинствами. Обычно либо никто не придает значения опубликованию информации, либо, наоборот, слишком много людей придает этому слишком большое значение. Централизованного контроля не существует, и подчиненные путаются в хаосе инструкций, которые не поддаются пониманию и дают множество поводов для спора.

Урвик не выдвигает чрезмерно сложных требований по этому вопросу. Их всего два:

1. Периодический ежедневный или еженедельный бюллетень, содержащий всю информацию, необходимую работникам. Параграфы должны быть пронумерованы и располагаться в числовом порядке с предметными заголовками.

2. Постоянные руководства, в которых по предметам собирается та информация из бюллетеней, которая имеет постоянную ценность.

Если число инструкций очень велико или возникают трудности при составлении бюллетеней и руководств, может быть необходимо иметь переходную форму в виде выдержек из периодических бюллетеней. Они должны включать только те параграфы, которые носят не вполне постоянный характер. Эти три типа публикаций — максимум того, что необходимо организации. Выпускаемые инструкции необходимо централизовать и жестко контролировать.

Комитеты

 

Комитет — это группа людей, которым предписаны определенные функции с условием, что они будут выполнять эти функции совместно в качестве корпорации. Такая организационная единица — альтернатива одному человеку, выполняющему данные обязанности. Опыт показывает, что эта форма имеет определенные недостатки. Комитеты медлительны, громоздки, расточительны, неэффективны и не способны к координации с другими организационными единицами.

Вот наиболее важные недостатки комитетов:

1. Они поощряют безответственность среди своих членов.

2. Будучи корпорацией, они менее доступны для санкций, чем отдельные работники, и поэтому демонстрируют меньшую внимательность и добросовестность и в то же время меньшую решительность.

3. Поскольку все члены комитета получают дополнительную зарплату, это очень дорогая форма организации.

Некоторые формы деятельности комитетам определенно противопоказаны. Например, комитет совершенно не может руководить. Он практически не способен к организационной работе. Он может только выполнять указания в очень жестких рамках. Его возможности очень сильно ограничены в таких областях, как прогноз, контроль, инспекция, нововведения, планирование, коммуникация, обеспечение дисциплины. С другой стороны, комитет — идеальная форма для отправления правосудия. Он полезен для рассмотрения результатов исследования и обсуждения общей политики компании.

Он может составлять инструкции и проверять цифры — это формальные элементы командования и контроля. Он может обучать своих членов и способствовать унификации мировоззрения, что является психологической основой для координации.

Главная цель

 

Цель командования, по Файолю, — следить, чтобы частные интересы не вредили главной цели. Части организации могут разрабатывать свои собственные внутренние цели, не связанные с главной целью и общей политикой предприятия и, возможно, несовместимые с ними. Такие цели — это интересы индивидов, работающих в разных частях организации, связанные с продолжительностью работы, поддержанием статуса и т. д.

Подобное соображение заложено в утверждении, что получение прибыли не может быть целью бизнеса. Возможность получения прибыли — это стимул и мотив для тех, кто вкладывает деньги в бизнес и владеет им. В то же время, возможность получения зарплаты — стимул и мотив для тех, кто работает на предприятий.

Прибыль можно считать полезным или вредным явлением. Это политический вопрос, который не должен рассматриваться в науке администрирования. Для изучающих эту науку важно, чтобы был стимул и чтобы он работал.

Смешение цели и мотива

 

Но считать целью бизнеса получение прибыли так же неверно, как и считать целью бизнеса получение заработной платы. Коммерческие предприятия существуют не для того, чтобы платить зарплату или создавать рабочие места. Для этого предназначены общественные работы. Коммерческие предприятия существуют для того, чтобы производить или распределять товары и услуги.

И обязанность тех, кому доверено управлять современным крупным коммерческим предприятием — поддерживать баланс между интересами, личными мотивами всех, кого затрагивает судьба предприятия. Во-первых, они обязаны сохранять капитал акционеров. Но чтобы делать это эффективно, часто приходится объяснять акционерам, что им придется долгое время обходиться без дивидендов, так как это лучшее средство для сохранения их собственности. Иначе говоря, они должны сохранить возможность продолжения бизнеса и достижения его цели — а именно, производства или продажи каких-либо товаров. Пока не обеспечена возможность реализации этой цели, вопрос о прибыли не возникает и не должен возникать.

Равным образом, администрация не может платить зарплату ниже отраслевого стандарта, не рискуя вызвать трудовой конфликт, который может надолго вывести предприятие из строя. Те же соображения касаются отношений с поставщиками и потребителями. Если прибыль считается главной целью, то при благоприятствующем рынке появляется множество возможностей вести очень жесткие переговоры. Но мудрый администратор всегда будет взвешивать соотношение этих временных преимуществ и опасности, используя их, нанести вред благосостоянию предприятия и дальнейшей торговле.

Командование должно представлять общую цель.

Все эти примеры доказывают бессмысленность утверждения, что прибыль — главная или единственная цель бизнеса. Такое утверждение, по мнению Урвика, не соответствует действительности. Оно постоянно вводит людей в заблуждение и вредит эффективному администрированию. Во-первых оно не дает администратору возможности эффективно планировать, так как он не может достаточно точно определить цель. Во-вторых оно препятствует правильному пониманию и осуществлению фундаментальной цели командования — защиты главных интересов. Руководитель не может обеспечивать внутри предприятия подчинение всех индивидуальных интересов (честолюбие, жадность, борьба за зарплату, статус, личную власть) общему интересу, если во взаимоотношениях с внешней средой главной целью предприятия считается бесконтрольная реализация этих самых интересов.

Такие же соображения касаются других социальных групп, где мотив получения прибыли не играет главной роли. Если узкий круг руководителей предприятия пытается обеспечить себе привилегии или преимущества, явно не связанные с основным интересом предприятия и не способствующие достижению цели, ради которой оно основано, — эти люди сами ослабляют свою власть и подчиненные это чувствуют. Такое руководство неизбежно обанкротится, так как проигнорировало «общий интерес» — главное оправдание права командовать другими.

Урвик не отрицает существование индивидуальных стремлений к материальным благам, власти, престижу. Но смешение этих мотивов с целями предприятия — опасное заблуждение. Оно делает невозможным любую научную теорию администрирования.

Централизация

 

Если обеспечение главного интереса — основа командования, причина его существования, то централизация — его основной принцип. Это не означает, что все командование на предприятии должно быть собрано вместе, в единственном центре. Наоборот, это повредило бы принципу делегирования полномочий. На любом крупном предприятии функцию командования должно выполнять множество менеджеров среднего звена. Но поскольку в любой организации в какой-либо форме должна сохраняться верховная власть, в командовании необходима централизация.

Функция командования, делегируемая подчиненным, подразумевает контроль только за частью предприятия. Поэтому оно подвержено влиянию групповых интересов. Вследствие этого важно, чтобы где-либо в структуре предприятия был внушительно представлен главный интерес, чтобы сбалансировать и согласовать энтузиазм различных подразделений.

Централизация начинается с соответствующей комплектации кадров. У каждого отдела должен быть энергичный и компетентный руководитель, которому могут быть делегированы полномочия. Результат централизации — моральный климат. Он, во-первых, формален и статичен — надлежащее распределение обязанностей и ответственности. В то же время он динамичен — сильный «боевой дух» среди работников предприятия.

Подбор и расстановка кадров

 

Обеспечить единство духа подчиненных и начальника — главная цель командования. Этого можно достичь благодаря соответствующему подбору и расстановке кадров: каждый работник должен занимать то место, где он принесет наибольшую пользу.

При подборе кадров важное значение имеет отказ от личных предубеждений и ограничений. Этот род административной деятельность имеет наибольшее значение для будущего предприятия. И именно в этой области администратор более всего рискует стать жертвой особенностей своего характера или выработать убеждение в своей непогрешимости, что является самым верным признаком неправильного самоанализа.

Несмотря на всю огромную важность подбора людей для работы на предприятии и поручения им заданий, соответствующих их темпераменту и способностям, руководители часто относятся к этому процессу с неописуемым легкомыслием и несерьезностью.

Причина этого двояка. С одной стороны, среди успешных руководителей широко распространено заблуждение, будто они хорошо разбираются в людях. Самоуверенность администратора в этом вопросе — верный показатель того, что на предприятии высокая текучесть кадров и многие работники находятся не на своем месте. С другой стороны, существует ощущение, что человеческая природа — это нечто неуловимое, что нет надежных способов ее измерения и что в любом случае ошибку можно исправить, уволив работника.

Урвик признает, что подбор кадров — очень трудное дело. Здесь не существует точных методов измерения, а те, что имеются, недоработаны и несовершенны. Но это не значит, что они не должны использоваться. Например, неразумно отказываться от психологических тестов на том основании, что они не могут ответить на все вопросы и дать полную информацию о человеке. Они могут дать представление об уме и различных способностях и склонностях. Они намного объективнее и справедливее, чем традиционные собеседования. Администратор, обладающий должной скромностью, будет приветствовать любую возможность избавиться от личностного элемента в своих суждениях.

Поскольку психологические тесты не могут рассказать о человеке все, администратор не может уйти от ответственности. В конечном итоге он должен полагаться на суждение, и его суждение будет более точным, если он осознает свою подверженность заблуждениям.

Доктор Кирилл Барт, крупнейший английский психолог, призывал с большим вниманием относиться к оценке людей и не ожидать слишком многого даже от специалистов. Мы можем справедливо относиться к людям и эффективно взаимодействовать с ними только при условии внимательного и индивидуального изучения; другого пути нет. Человеческая личность во всем ее многообразии — наиболее важный фактор социальной жизни и время, потраченное на ее изучение, никогда не будет потеряно зря. Об этом администратор должен всегда помнить.

Вознаграждение

 

Вознаграждение за выполняемую работу обязательно присутствует в любых отношениях найма. Она должна по крайней мере обеспечивать работнику физическое выживание (хотя иногда работник и администратор могут придерживаться различных мнений о том, что необходимо для этого выживания). Вопрос о том, что считать справедливым, сверх этого минимума, не всегда легко разрешим. С одной стороны, среди большинства работников распространено убеждение, что зарплату надо повышать. В то же время они считают, что необходимо устранить несоответствие в оплате выполнения примерно одинаковых обязанностей и что за одинаковые обязанности надо одинаково платить.

Администратор, со своей стороны, должен всегда иметь в виду, что он может потерять ценных работников, если не будет платить им столько же, сколько платит большинство предприятий за аналогичную квалификацию и круг обязанностей. Однако он не должен поддаваться на шантаж со стороны двух-трех ключевых работников и платить им зарплату, нарушающую баланс общей схемы вознаграждения. На практике уровень зарплаты менеджеров гораздо менее чувствителен к общим тенденциям на рынке, чем можно было бы ожидать. Работники склонны оставаться на своих местах и соглашаться с условиями, предлагаемыми их предприятием. Поэтому оплата одних и тех же обязанностей на разных предприятиях иногда сильно различается.

Существует тенденция, с которой администратор должен постоянно бороться. Надбавки за трудовой стаж и выслугу лет могут привести к тому, что зарплата некоторых работников намного превысит рыночную стоимость их труда и тот уровень оплаты, который может себе позволить предприятие. Лучшее решение этой проблемы — создание схемы оплаты труда, в которой указаны минимальный и максимальный оклад каждой должности. Внутри этих пределов он может свободно варьироваться. Но администратор будет четко осознавать, когда он платит не за работу, а за выслугу лет, и помнить, что, когда эти вакансии освободятся, вновь нанятые на них работники должны получать стандартное вознаграждение.

Продвижение по службе

Проблема продвижение по службе, как и проблема зарплаты, часто осложняет отношения между работниками. Для молодых руководителей возможность карьерного роста иногда более значимый стимул, чем зарплата. И ничто так не отравляет атмосферу в большом коллективе, как убеждение, что назначение на высокую должность произведено не беспристрастно и не в интересах всей организации, а под влиянием фаворитизма или семейственности.

В целом, администраторы, особенно в бизнесе не уделяют достаточного внимания разумному использованию этой формы вознаграждения. Особенно большая осторожность и проницательность требуется при назначении кандидатов, пришедших извне организации. Любой коллектив выигрывает от периодического вливания «свежей крови». Но этот выигрыш будет упущен, если не удастся избежать возмущения в прежнем коллективе.

Вопрос о вознаграждении требует более серьезного научного исследования. Чтобы стимулировать работников и побудить их прилагать все усилия, можно использовать все мотивы, заложенные в человеческой природе (помимо прямой финансовой заинтересованности) при условии, что обращение к этим мотивам правильно осознается и применяется. Сила такого обращения зависит от конкретного индивида. Один человек ответит на заслуженную похвалу увеличением выработки, а другой —увеличением самомнения. Сущность личностного аспекта командования — умение применять различные стимулы в нужной степени в нужное время к нужному человеку и воздержаться от неправильного их применения.

Санкции

 

Вопрос о санкциях, конечно, очень сложен. Бессмысленно иметь очень сложную систему правили позволять людям безнаказанно их нарушать. С другой стороны, атмосфера современных организаций в демократических странах не благоприятствует формальному наказанию. Самое безвредное наказание становится более эффективным, чем жестокие меры, если нарушитель точно знает, что будет пойман и наказан и что об этом станет известно окружающим. Никому не нравится быть осмеянным, и большинство постарается этого избежать.

Инициатива

 

Разумный подбор и расстановка кадров, сопровождаемые приемлемой для персонала системой наград и санкций, приводят к возникновению инициативы. Главное свидетельство высокого качества управления — инициатива всех работников, свободно и энергично устремленная к целям предприятия. В отличие от механических структур, в организациях, состоящих из людей, нет другой движущей силы, кроме воли и решимости каждого индивидуального участника.

Критерий оценки работы администратора — его способность выявить конструктивные качества работников всех уровней и стимулировать их к совместным усилиям для достижения тактических и стратегических целей предприятия. Человек, способный навязать свою волю другим, может преуспеть благодаря своей силе и трудолюбию. Но движущая сила предприятия будет ограничиваться той энергией, которую может привнести он сам: это будет организация одного человека. Человек, способный объединить и связать воли всех работников, — лидер. Он представляет цели большого предприятия так, что они становятся доступными для общего понимания и вызывают энтузиазм у служащих всех рангов. Власть, которой он обладает, несравнимо больше власти руководителя-индивидуалиста.

Поэтому самое страшное преступление администратора — приверженность авторитаризму, нетерпимость к критике и возражениям, убежденность, что открытое разногласие — это проявление нелояльности. Нелояльность может проявляться в недостатке энергии при реализации решения, уже после его принятия, но не в процессе принятия решения. Если оппозицию стремятся уничтожить или подавить, значит, положено начало процессу превращения искренних и честных работников в подхалимов, которые, прежде чем высказать свое мнение, узнают как к нему отнесется начальник. Если этот процесс начался, он неотвратимо погубит всю организацию. Начальство лишится самого важного вклада, какой может сделать персонал — непредвзятого и бесстрашного высказывания своих мыслей. Энтузиазм будет задушен, а энергия — направлена внутрь, на реализацию своекорыстных интересов.

Моральный климат

 

Результатом правильного подбора персонала является моральный климат. Дух большого предприятия очень хрупок и чувствителен. Плохой моральный климат — это удушливый туман, сводящий на нет все усилия самых лучших сотрудников. И почти невозможно определить элементы, влияющие на эту атмосферу. Дух жизнерадостности и оптимизма — это нечто более глубокое, чем хорошее руководство, традиции, успешный менеджмент в прошлом, понимание того, что ради целей предприятия необходимо жертвовать личными интересами. Несправедливость может легко его разрушить, если ей позволяют совершаться в течение долгого времени. Поэтому в основе морального климата лежит принцип справедливости.

Справедливость

 

Справедливость означает не только законность, не только строгое следование букве правил, но и тонкое понимание их духа. Это соединение здравого смысла и человеческой мудрости, которое позволяет нарушить все инструкции, чтобы выполнить золотое правило. Человек, имеющий возможность нарушить правила, никогда не должен делать это ради собственной выгоды.

В связи со справедливостью Урвик рассматривает еще один, более практический принцип. В промышленности по существу отсутствует самостоятельная функция отправления правосудия. Из-за этого подчиненный лишен защиты, которую обычно обеспечивает жесткая юридическая процедура. Поэтому администратор, если он хочет иметь репутацию справедливого судьи, должен обеспечить каждому полную возможность отстаивания своей позиции и исключить любые предвзятые утверждения.

Ни одно критическое заявление о работнике предприятия не может быть принято к рассмотрению руководителем без предварительного ознакомления с ним всех заинтересованных лиц. Достоверность любого утверждения проверяется с применением обычных законных процедур доказательства. Никакие неблагоприятные высказывания не могут быть зафиксированы в документах, пока заинтересованная сторона не ознакомится с ними и не получит возможность ответить.

Справедливость возникает благодаря дисциплине. Дисциплина по Урвику — это организованный самоконтроль. Ни одна социальная группа не может существовать и преследовать общие цели без дисциплины. Поскольку каждый член группы хочет жить своей собственной жизнью, это тот минимум регулирования который делает общую часть жизни удобной и удовлетворительной, определенные правила выражающие общие чувства большинства и условия, которые необходимо соблюдать. Мы можем использовать возможности, предоставляемые нам обществом, только при условии соблюдения дисциплины. Дисциплина — это регулятор, позволяющий людям работать вместе, это самоконтроль, не допускающий, чтобы каждый действовал сам по себе. Современная производственная дисциплина должна быть строгой и безличной.

Основой современного производства является наука. Для правильного выполнения научных процедур необходима высокая точность. А большинство людей беспечны и склонны «не беспокоиться». Реальная трудность заключается в том, чтобы заставить людей отказаться от бессистемной манеры работы и усвоить неизменную регулярность сложных автоматов.

Дисциплина должна быть безличной. Она не имеет отношения к воле менеджера или мастера и обусловлена особенностями орудий труда, сырья и технологических процессов. Дисциплина неизбежна, чтобы выполнение работы не сопровождалось авариями, и необходимость такой дисциплины очевидна для огромного большинства. Люди могут возражать против плохо составленных, неэффективных планов, но не против планок как таковых. Это объективная необходимость, а не прихоть начальника. И никто не будет сопротивляться объективной необходимости, если осознает ее. Люди понимают, что без дисциплины большая группа не может достигнуть общей цели.

Однако в каждом человеке есть склонность к бюрократизму. Время от времени составители правил так увлекаются своей изобретательностью, что забывают о главном предназначении любого правила — обеспечении выполнения работы.

«Красная лента»

 

Урвик заимствует выражение «красная лента» у Файоля. «Красная лента» — это правила, которые вытекают не из требований работы, а из чьего-либо увлечения процедурами как таковыми. С «красной лентой» необходимо бороться: она связывает руки тем, кто выполняет работу, и, если они не будут очень осторожны, им грозит опасность попасть в джунгли бюрократизма. Если человеком овладевает дух бюрократизма, никакая ересь не кажется ему столь опасной, как стремление продолжить работу. Оно мешает его любви к процедурам. Бюрократизм, пишет Урвик, — самый опасный наркотик в современном мире.

Именно последствия бюрократизма доводят благоразумных работников до сопротивления дисциплине. Лучшее средство для преодоления этого сопротивления — устранение «красной ленты»

Стабильность персонала

 

Человеческие учреждения, как и машины, должны быть «обкатаны». Незнакомые люди никогда не будут работать вместе так хорошо, как команда, в которой люди уже привыкли друг к другу. Однако время от, времени персонал нуждается в обновлении и перестановках, так как накапливающаяся привычка к рутинным и однообразным действиям препятствует эффективности. В этом случае, в отличие от машин, люди оказывают сильное внутреннее сопротивление. Преодоление этого сопротивления в условиях огромного профессионального консерватизма является крупнейшей нерешенной проблемой демократии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.73 (0.015 с.)