О развитии мальчиков и девочек первого года жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О развитии мальчиков и девочек первого года жизни



Многие мамы задаются вопросом, почему развитие маленьких мальчиков и девочек во многом отличается друг от друга.

· Помните: различия в развитии мальчиков и девочек обусловлены самой природой, которая ставит перед ними разные задачи.

Матери передают потомству по наследству свои природные полезные качества, определяют похожесть детей на родителей. Мужские черты характера выражаются в приспособлении потомков к меняющимся условиям жизни, в экспериментировании, выносливости. В мальчиках реализуется необходимость развития человеческого рода. Такое сочетание женских и мужских качеств приводит к разнообразию представителей нового поколения, которое может придать эволюции новое направление.

· Учитывайте, что у мальчиков бывает больше полезных и вредных изменений (мутаций, генетических отклонений, а ещё аномалий и пороков развития). Так, среди детей с отклонениями (грыжами, врожденными вывихами, глухотой, косоглазием, заиканием, другими речевыми дефектами) девочек немного.

Знайте, что девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. Разница в развитии между разнополыми малышами первого года жизни обычно составляет 3–4 недели; мальчики начинают ходить на 2–3 месяца позже, чем девочки, на 4–6 месяцев они позже начинают говорить. В дальнейшей жизни некоторый разрыв в развитии мальчиков и девочек, юношей и девушек также сохраняется.

Рождение мальчиков чаще, чем девочек, сопровождается осложнениями, так как мальчики более восприимчивы к внешним неблагоприятным воздействиям и наиболее уязвимы.

Уже в раннем возрасте они отличаются повышенной эмоциональной чувствительностью и излишней тревожностью.

· Обращайте внимание на особенности поведения мальчиков и девочек, их реакцию на игрушки, уже с первых месяцев после рождения, так как уже в этот период работа мозга у них сильно различается. Эти различия обусловливают разный склад их психики: девочка изначально ориентирована на выживаемость, а мальчик — на дальнейшее совершенствование и прогресс.

· Предоставляйте мальчикам, в отличие от девочек, больше пространства для самостоятельных действий, так как это необходимо для полноценного развития их психики. Причем осваивают они его во всех возможных направлениях: лазают по лестницам, опускаются в подвалы, забираются на заборы — в то время как девочкам достаточно маленького уголка, чтобы разместить на нем свои «сокровища»: кукол, их одежду, посуду.

Свою активность мальчики проявляют шумно и резко, а девочки — спокойнее, но результативнее.

· Учитывайте разницу восприятия окружающего у девочек и мальчиков.

Девочки более чувствительны к звукам, шуму, у них выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, они более отзывчивы на тактильные прикосновения. У мальчиков наиболее развиты зрительное восприятие, интерес к окружающему их пространству.

Позже эти особенности отразятся на развитии зрительной системы, и большую часть информации мальчики будут воспринимать зрением, а девочки — на слух. И то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать.

· При общении с мальчиком старайтесь заинтересовать его разными игрушками, яркими предметами так как он воспринимает все впечатления зрительно. Для девочек же важно кто с ними общается, они живее реагируют на форму обращения взрослого (ласковое, нежное или грубый, повышенный тон).

В дальнейшем, делая замечание мальчику, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет вас слышать и слушать. Защищаясь от перенапряжения, мальчики просто «отключают» слуховой канал, информация блокируется и не доходит до сознания.

 


О кризисе первого года жизни

В кризис первого года жизни кроха входит на своих ногах. Специалисты связывают начало этого кризисного возраста с моментом свободной самостоятельной ходьбы, которая становится основной формой передвижения ребенка в пространстве.

· Предоставляйте малышу в этот период свободу передвижения, так как это дает ему чувство независимости, создает иллюзию «ненужности» взрослого.

· Проявляйте терпимость к попыткам малыша устанавливать при этом свои правила, пренебрегая требованиями и запретами старших, демонстрировать агрессию по отношению к взрослым.

· Не сдерживайте стремление ребенка к самостоятельным действиям, отнеситесь с пониманием к его протестному поведению, желанию делать все вопреки требованиям мамы.

· Не пугайтесь истерик и капризов малыша, их временами кажется, что предсказать непредсказуемости, так как изменения в его поведении свидетельствуют о переходе на новый этап развития от младенчества к раннему детству.

· Помните: это не «капризы», а проявления кризиса, т. е. переходного периода в жизни ребенка, свидетельствующего о процессе развития годовалых детей.

· Разумностроите свои взаимоотношения с малышом, спокойно предъявляйте ему требования, старайтесь с пониманием отнестись к изменяющимся потребностям растущей и развивающейся личности.

Изменения затрагивают в этот период все сферы жизни ребенка: предметную деятельность; отношения со взрослыми; отношение к себе и своим желаниям.

· Поощряйте самостоятельность крохи, пусть он многое делает сам и осваивает новые способы действий.

· Малыши старше года могут свободно пользоваться ложкой и кружкой во время еды; охотно упражняются в раздевании и одевании. В этот период они усиленно подражают взрослым, повторяя в играх их действия («говорить» по телефону, варить кашу, стирают и т.д.). Ребенок начинает противопоставлять себя другим, он осознает собственное «Я» в окружающем мире.

· Обращайте внимание на повышенную обидчивость ребенка, его капризность, недовольство незначительными, привычными мелочами, на стремление отстаивать выполнение своих желаний (часто непостоянных и непоследовательных), проявление независимости и самостоятельности. Все эти личностные изменения связаны с возникновением у ребенка собственных, независимых от взрослого желаний.

· Помните: противоречие между стремлением годовалого малыш к самостоятельности и реальной зависимостью от взрослого составляет суть этого возрастного кризиса «Я — сам», в преодолении которого вы должны помочь ребенку.

· Старайтесь находить золотую середину между строгими запретами и вседозволенностью; установите определенные и постоянные правила, которые малыш может легко запомнить и начнет им следовать.

· Соблюдайте основные принципы бесконфликтной дисциплины:

· включайте в жизнь каждого ребенка определенные ограничения и запреты, немногочисленные правила;

· сообщайте ребенку требование или запрет дружественно-разъяснительным тоном, избегайте строгих, повелительных интонаций;

· четко и ясно давайте понять малышу, какое его действие приемлемо, а какое недопустимо ни при каких обстоятельствах.

· избегайте длинных нравоучительных монологов, маленький ребенок не способен воспринять и переработать большой объем информации; решительно останавливайте малыша от недозволенных действий.

· Постарайтесь предоставить ребенку, не дожидаясь протестов и истерик, возможности действовать самостоятельно, но в рамках общепринятых правил.

· Создавайте необходимые условия для освоения полезных и безопасных действий, мягко направляйте активность ребенка в конструктивное русло; не отбивайте у малыша желание действовать самостоятельно постоянными ограничениями и запретами.

· Показывайте малышу желаемый результат, и чаще хвалите его, давайте оценку не личности ребенка («Молодец, хороший мальчик!»), а его конкретным действиям («Сам съел кашу — молодец!»).

Психологи отмечают, что заниженная оценка действий и поведения ребенка приводит к невольному «отрицательному программированию» его личности.


Игрушки для самых маленьких

Игрушка для малыша — нечто большее, чем просто забава. Это предметы, которые знакомят ребенка с окружающим миром, это его первые друзья. При овладении действиями с первыми игрушками у малыша развиваются познавательная активность, двигательные навыки, интеллект.

· Создавайте благоприятные условия для предметно-игровой деятельности малыша, так как она способствует его разностороннему развитию. Подбирайте игрушки по цвету, форме, величине, количеству, чтобы с помощью их он мог познакомиться с различными свойствами предметов.

В раннем возрасте для малыша характерен наглядно-действенный характер мышления, его привлекают игрушки, которые стучат, звенят, их можно бросать, складывать и др. В таких практических действиях с предметами, как соединение, разъединение, нанизывание, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др.

· Приобретайте для малыша дидактические игрушки (пирамидки, вкладыши, кубики), которые развивают мелкую моторику, интерес к экспериментированию, выполнению различных видов конструирования, побуждают ребенка запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение.

Привлекательность любой игрушки — это возможность что-то с ней сделать: смять, сложить, разобрать.

Как правило, уже к 6 месяцам у ребенка много всевозможных игрушек, которые необходимо разделить на 2–3 набора, так как их обилие угнетает нервную систему малыша.

· Старайтесь регулярно, через 4–5 дней менять набор, чтобы поддерживать у ребенка постоянный интерес к игрушкам.

В конце дня игрушки следует мыть, а от старых, разбитых — избавляться.

В играх-занятиях с ребенком в первый год жизни стремитесь развивать основные сферы восприятия окружающей среды: зрительное и слуховое; речевую активность и понимание речи взрослого; двигательную активность; общую мелкую моторику руки. Каждое занятие проводите в течение 2–3 минуты, несколько раз в день в обычных для малыша условиях. Как только он научится сидеть, занятия проводятся за столом.

· Обеспечьте спокойную обстановку для эффективного проведения игр-занятий, уберите ненужные игрушки, устраните посторонние шумы.

· Включайте в структуру занятия с малышом такие компоненты, которые заинтересуют его, не позволяет отвлекаться: сюрпризность преподнесения материала («Ой, кто это там сидит?», его исчезновение и появление (что вызывает всплеск радости), возможность самому познакомиться поближе с этим персонажем или предметом, по-разному действовать.

· Побуждайте ребенка к действию с игрушками, вкладывая их в ручку малыша, помогая ему совершать самостоятельные действия.

В первый год жизни в зависимости от возраста малыша предлагайте ему разные развивающие игры и игрушки.

Месяцев.

· Играйте с младенцем, накрывайте его руку с игрушкой платком, добивайтесь, чтобы он не терял игрушку и доставал ее из-под платка.

· Научите ребенка собирать мелкие предметы в коробки, и он будет подолгу проводить время за таким занятием.

6–8 месяцев.

· Осваивайте простые игры-подражания («Ладушки», «Забодаю»), в которых взрослый и ребенок выполняют одинаковые действия. К концу этого периода малыш может манипулировать одновременно двумя предметами, учиться вкладывать предметы один в другой.

Месяцев.

· Учите малыш действиям с предметами, такими как катание мяча, подтягивание предмета за веревочку, нажимание кнопки звонка, снимание колец с пирамидками, вкладывание коробочек друг в друга, вращение подвижных деталей.

Месяцев.

· К концу года значительно увеличивается подвижность ребенка, многие дети начинают исследовать окружающий мир, свободно перемещаясь по комнате и даже по всей квартире.

 

В этот период хорошей развивающей игрушкой для ребенка будет матрешка. Она помогает усвоить такие понятия, как размер, объем, количество предметов, развивает зрительное восприятие цвета и формы, координацию движения руки. Дети также исследуют мелкие предметы, разглядывают, переворачивают, ощупывают их, катают взад и вперед, бросают, просовывают пальцы в мелкие отверстия и т.д.

 

У годовалого малыша должно быть много разнообразных игрушек, помогающих ему развиваться и познавать окружающий мир.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.024 с.)