В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями



В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями

Выпуск 7

Растим самых маленьких

В выпуске 7 рассматриваются вопросы, связанные с правильным развитием ребенка раннего возраста: от рождения до 1 года

 


Введение

Девять месяцев в ожидании малыша. Такое счастливое, но и полное забот время. Будущая мама готовится, любовно выбирает вещи будущему человечку, читает специальную литературу, размышляет... Многие вопросы требуют ответа: где будет спать малыш? какую одежду носить? как питаться? Выслушано множество подруг советов, выбрано (а иногда и куплено) приданое — казалось бы, все готово. Приходи скорее в этот мир, Малыш! Настает долгожданный день рождения младенца, появилось на свет маленькое существо, родители получают бесконечные поздравления, пожелания здоровья, терпения.

И вот, едва научившись обращаться с новорожденным кормить, мама и малыш приезжают домой, где их ждут цветы, подарки, улыбки и... целый ворох возникающих вопросов. Оказывается все, что казалось таким разумным на страницах книг и в советах опытных подруг, неприменимо на практике! Молодым родителям приходится самостоятельно справляться с малышом, приобретать собственный опыт, так как все дети разные. Молодая мама впадает в панику, потому что ее малыш не соблюдает установленного режима кормления и поведения, ведет себя не так как написано в трактатах по уходу и воспитании младенцев.

Не волнуйтесь, дорогие молодые мамы! Ваше состояние — неприятное, но кратковременное. Забота и ласковое отношение ближних излечат вас от чрезмерного волнения и напрасного беспокойства за своего малютку.

Предлагаемое пособие «Расти самых маленьких» поможет ответить на наиболее волнующие вас вопросы по уходу и воспитанию ребенка младенческого возраста. Тем более, что в число составителей этого издания входят молодые мамы, имеющие на момент подготовки материала в печать маленьких детей 8–10-месячного возраста.

Форма пособия — краткие тематические буклеты, которыми можно пользоваться как «шпаргалками», неоднократно обращаясь к написанному, уточнять, сравнивать с собственным опытом, с чем-то не соглашаться, что-то брать на заметку.

Выпуск 7 продолжает серию пособий «В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями», подготовленных в рамках реализации программы «Московская семья — компетентные родители».

Вышли с свет и пользуются популярностью уже шесть тематических выпусков: «Беседы психолога о возрастных особенностях детей», «Здоровье и физическое развитие ребенка», «Взаимодействие с ребенком в семье», «Подготовка ребенка к школе», «Особый ребенок — особое отношение», «Играя — обучаюсь, развиваюсь».

Эти пособия оказывают необходимую психолого-педагогическую помощь не только педагогам и воспитателям ДОУ, но и каждой семье, воспитывающей ребенка, а также гувернерам и няням дошкольников, не посещающих детские сады.

В выпуске 7 «Растим самых маленьких» вы найдете подсказки по воспитанию малышей от рождения до 1 года.

Материал пособия структурирован по следующим темам:

1. Как организовать режим дня маленького ребенка.

2. Грудное вскармливание.

3. О расширении рациона питания малыша.

4. О профилактике аллергических реакций.

5. Купание и гигиенические процедуры.

6. О закаливании самых маленьких.

7. Одежда для маленького ребенка.

8. Как организовать здоровый сон малыша.

9. Давать ли ребенку пустышку.

10. Как защитить малыша от микробов.

11. Тактильный контакт при общении с малышом.

12. О пользе выкладывания малыша на животе.

13. Как стимулировать речевое развитие ребенка.

14. Как формируется умение произносить слова.

15. О развитии мальчиков и девочек первого года жизни.

16. О кризисе первого года жизни.

17. Игрушки для самых маленьких.

18. Музыка в развитии ребенка.

Надеемся, что в этом выпуске вы найдете немало полезной информации о воспитании вашего маленького ребенка. Однако не огорчайтесь, если ваш малыш не всегда соответствует предлагаемым ориентирам и требованиям и т.д. Ведь он, хотя и маленький, но уже особенный, неповторимый человек. Руководствуясь нашими советами, прислушивайтесь к своему сердцу и родительской интуиции — только они подскажут, что подходит для вашего малыша.

Желаем вам удачи и терпения!

 

Составители: К.Ю. Белая, канд. пед. наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор пособий по проблемам дошкольного образования;

Анастасия Жемчугова, Ольга Щапова — молодые мамы.

Авторы-составители выражают благодарность за помощь в подготовке педагогам ДОУ № 2380 «Жемчужинка, № 1556, № 80 — победителям московского конкурса «Детский сад будущего» в номинации «Малыши столицы.

 


Пять приемов купания

1. Раздев малыша, смажьте детским жидким мылом свои руки и намыльте тело малыша, начиная с головы. Затем спуститесь по шее к плечам и груди двигаясь к пояснице; намыльте ручки малыша, двигаясь от кистей к плечам и подмышкам, и ножки — от стоп к паху; помойте мыльной пеной попку, приподняв ребенка за ножки.

2. Ополоснув руки, чтобы они не скользили, переносите ребенка с пеленального столика в ванночку. При этом крепко держите малыша, поместив одну руку под попку, другую — под голову. Сначала опустите в ванночку его ножки и попку, а затем погрузите тело.

3. Во время купания одной рукой крепко поддерживайте малыша, чтобы его голова находилась над водой, другой — аккуратно смывайте мыло; наклоните голову маленького, чтобы капли стекали назад и не попадали ему на лицо.

4. Полотенце малыша держите развернутым под рукой — на пеленальном столике.

5. Быстро заверните ребенка в полотенце и хорошенько вытрете промокательными движениями кожу, в том числе складки под мышками, на шее, в суставах и паху, а также между пальчиками рук и ног чтобы оставшаяся в них влага не вызвала раздражения.


О закаливании

 

Закаливание — это отдельная важная тема, заслуживающая особого внимание. Мы остановимся на рассмотрении лишь некоторых видов закаливания детей 1-го года жизни, чтобы избавить родителей от мучительных раздумий — окунать ли малыша сразу в прорубь или, наоборот, греть каждую пеленку и строго соблюдать все температурные рекомендации.

Анатомо-физиологические особенности детей таковы, что отсутствие планомерного закаливания способствует возникновению воспалительных процессов в верхних дыхательных путях, часто осложняющихся пневмониями.

· Начинайте закаливание с первых дней жизни малыша и проводите его систематически, изо дня в день. Ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе или дома при открытой форточке, воздушные ванны — все это благотворно действует на его здоровье малыша, укрепляет детский организм.

· Для закаливания ребенка 1-го года жизни воспользуйтесь простыми, наиболее доступными закаливающими процедурами.

Закаливание воздухом

· Регулярно совершайте с ребенком прогулки или организуйте сон на воздухе в любую погоду (в средней полосе от +30°С до –15°С).

· Постарайтесь правильно выбрать одежду для малыша, чтобы ему было комфортно: тепло в холодную погоду и нежарко, когда на улице лето.

Правильная одежда для каждого малыша должна предусматривать прежде всего возможность двигаться. Одевайте ребенка так, чтобы с прогулки он возвращался не потным, с сухими и теплыми ногами.

Воздушные ванны

· Старайтесь при переодевании оставлять малыша на некоторое время обнаженным, при этом давая ему возможность двигаться.

· Определяйте продолжительность воздушной ванны положительной реакцией малыша.

· Постепенно увеличивая продолжительность такой процедуры, вырабатывайте у ребенка способность бодрствовать в облегченной одежде.

 

Закаливающий массаж

· Делайте малышу, начиная с 4 месяцев, простой и доступный для выполнения закаливающий массаж.В более ранние сроки рекомендуются обычные гигиенические процедуры и плавание с разрешения врача.

· Проводите такой массаж ежедневно, используя знакомые приемы поглаживания и растирания:

1-я неделя — растирание только сухой рукавичкой;

2-я неделя — растирание влажной рукавичкой, смоченной в теплой воде;

3-я неделя — растирание влажной рукавичкой с постепенным снижением температуры воды;

4-я неделя — растирание массажной щеткой.

· После проведения процедуры одевайте малыша в сухое теплое белье.

· Снижение температуры воды и растирание щеткой осуществляйте в зависимости от реакции малыша на процедурные действия.

· В случае плохого самочувствия ребенка или его заболевания начинайте всю схему закаливания заново и продолжайте в том же порядке.

Давать ли малышу пустышку

Споры, давать или не давать малышу пустышку, бесконечны.

Бывают случаи, когда кажется, что ничто не может успокоить малыша, тогда на помощь приходит пустышка.

Сосание пустышки действует на малышей успокаивающе, поскольку это доставляет им удовольствие.

Однако родителям это приносит порой немало хлопот: среди ночи ребенок может проснуться и хныкать, если выронит изо рта пустышку; маме приходится неоднократно вставать, чтобы отыскать ее и снова дать крохе. Самостоятельно отыскать пустышку он сможет только ближе к году.

· Помните: продолжительное сосание жидкостей со временем может привести к кариесу зубов. Используя пустышку, чтобы успокоить малыша, вы тем самым снижаете его зависимость от бутылочки с соской, что, в свою очередь, снижает риск развития кариеса.

· Старайтесь постепенно отучать ребенка от пустышки, и если к двум годам он от нее откажется, то с его зубами не возникнет проблем.

Длительное сосание пустышки может привести к неправильному росту зубов, между верхними и нижними резцами будет слишком большое расстояние, нижняя челюсть может стать шире.

· Стремитесь отучать ребенка от пустышки в наиболее удобный для этого период. Например, в 6–9месяцев большинство малышей начинает испытывать интерес к окружающему миру. Кроха будет так занят, ползая, переворачиваясь и пытаясь схватить игрушку, что ему вряд ли нужна будет пустышка.

· Не держите в этот период пустышку на виду и давайте ее ребенку только на время сна.

· Если в возрасте 6–9 месяцев не получится, то попробуйте отучить малыша от пустышки, а вместе с ней и отказаться и от бутылочки. В этом возрасте малыш уже не нуждается в этих привычных утешителях так, как раньше, хотя эмоционально еще привязан к ним.

Не проявляйте излишней настойчивости при отучении малыша от сосания пустышки и бутылочки, он еще не готов к этому. Он будет нервничать у него может нарушиться сон, появиться привычка сосать палец, от которой избавиться гораздо труднее.

· Во избежание риска заболевания, мойте пустышку горячей водой с мылом или в посудомоечной машине каждый день, особенно в первые 6 месяцев жизни малыша. Если пустышка упала на пол, промывайте ее минимум 20 сек.

 

° Соблюдайте правила безопасного пользования пустышкой:

· выбирайте модель; учитывайте, что латексные соски мягче, но имеют меньший срок службы, а силиконовые — более упругие, но и более долговечные. Одни дети предпочитают латекс, другие — силикон. Заслонка должна быть сделана из твердого пластика и иметь отверстия для вентиляции с каждой стороны круга:

· определите необходимый размер: на первые 6 месяцев купите для новорожденного пустышку меньшего размера. Заслонка на ней должна быть шириной 2,5 см. Некоторые фирмы предлагают новый пустышки на каждые 3 месяца.

· не подвешивайте пустышку на ленточку и не вешайте ее на шею ребенка — это очень опасно; используйте специальные прищепки.

· чаще проверяйте качество пустышки; следите за тем, нет ли повреждений на латексе или силиконе: если пустышка надорвана, сломана или появились даже мельчайшие трещинки, немедленно выбрасывайте ее.

 


Игрушки для самых маленьких

Игрушка для малыша — нечто большее, чем просто забава. Это предметы, которые знакомят ребенка с окружающим миром, это его первые друзья. При овладении действиями с первыми игрушками у малыша развиваются познавательная активность, двигательные навыки, интеллект.

· Создавайте благоприятные условия для предметно-игровой деятельности малыша, так как она способствует его разностороннему развитию. Подбирайте игрушки по цвету, форме, величине, количеству, чтобы с помощью их он мог познакомиться с различными свойствами предметов.

В раннем возрасте для малыша характерен наглядно-действенный характер мышления, его привлекают игрушки, которые стучат, звенят, их можно бросать, складывать и др. В таких практических действиях с предметами, как соединение, разъединение, нанизывание, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др.

· Приобретайте для малыша дидактические игрушки (пирамидки, вкладыши, кубики), которые развивают мелкую моторику, интерес к экспериментированию, выполнению различных видов конструирования, побуждают ребенка запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение.

Привлекательность любой игрушки — это возможность что-то с ней сделать: смять, сложить, разобрать.

Как правило, уже к 6 месяцам у ребенка много всевозможных игрушек, которые необходимо разделить на 2–3 набора, так как их обилие угнетает нервную систему малыша.

· Старайтесь регулярно, через 4–5 дней менять набор, чтобы поддерживать у ребенка постоянный интерес к игрушкам.

В конце дня игрушки следует мыть, а от старых, разбитых — избавляться.

В играх-занятиях с ребенком в первый год жизни стремитесь развивать основные сферы восприятия окружающей среды: зрительное и слуховое; речевую активность и понимание речи взрослого; двигательную активность; общую мелкую моторику руки. Каждое занятие проводите в течение 2–3 минуты, несколько раз в день в обычных для малыша условиях. Как только он научится сидеть, занятия проводятся за столом.

· Обеспечьте спокойную обстановку для эффективного проведения игр-занятий, уберите ненужные игрушки, устраните посторонние шумы.

· Включайте в структуру занятия с малышом такие компоненты, которые заинтересуют его, не позволяет отвлекаться: сюрпризность преподнесения материала («Ой, кто это там сидит?», его исчезновение и появление (что вызывает всплеск радости), возможность самому познакомиться поближе с этим персонажем или предметом, по-разному действовать.

· Побуждайте ребенка к действию с игрушками, вкладывая их в ручку малыша, помогая ему совершать самостоятельные действия.

В первый год жизни в зависимости от возраста малыша предлагайте ему разные развивающие игры и игрушки.

Месяцев.

· Играйте с младенцем, накрывайте его руку с игрушкой платком, добивайтесь, чтобы он не терял игрушку и доставал ее из-под платка.

· Научите ребенка собирать мелкие предметы в коробки, и он будет подолгу проводить время за таким занятием.

6–8 месяцев.

· Осваивайте простые игры-подражания («Ладушки», «Забодаю»), в которых взрослый и ребенок выполняют одинаковые действия. К концу этого периода малыш может манипулировать одновременно двумя предметами, учиться вкладывать предметы один в другой.

Месяцев.

· Учите малыш действиям с предметами, такими как катание мяча, подтягивание предмета за веревочку, нажимание кнопки звонка, снимание колец с пирамидками, вкладывание коробочек друг в друга, вращение подвижных деталей.

Месяцев.

· К концу года значительно увеличивается подвижность ребенка, многие дети начинают исследовать окружающий мир, свободно перемещаясь по комнате и даже по всей квартире.

 

В этот период хорошей развивающей игрушкой для ребенка будет матрешка. Она помогает усвоить такие понятия, как размер, объем, количество предметов, развивает зрительное восприятие цвета и формы, координацию движения руки. Дети также исследуют мелкие предметы, разглядывают, переворачивают, ощупывают их, катают взад и вперед, бросают, просовывают пальцы в мелкие отверстия и т.д.

 

У годовалого малыша должно быть много разнообразных игрушек, помогающих ему развиваться и познавать окружающий мир.

В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями

Выпуск 7

Растим самых маленьких

В выпуске 7 рассматриваются вопросы, связанные с правильным развитием ребенка раннего возраста: от рождения до 1 года

 


Введение

Девять месяцев в ожидании малыша. Такое счастливое, но и полное забот время. Будущая мама готовится, любовно выбирает вещи будущему человечку, читает специальную литературу, размышляет... Многие вопросы требуют ответа: где будет спать малыш? какую одежду носить? как питаться? Выслушано множество подруг советов, выбрано (а иногда и куплено) приданое — казалось бы, все готово. Приходи скорее в этот мир, Малыш! Настает долгожданный день рождения младенца, появилось на свет маленькое существо, родители получают бесконечные поздравления, пожелания здоровья, терпения.

И вот, едва научившись обращаться с новорожденным кормить, мама и малыш приезжают домой, где их ждут цветы, подарки, улыбки и... целый ворох возникающих вопросов. Оказывается все, что казалось таким разумным на страницах книг и в советах опытных подруг, неприменимо на практике! Молодым родителям приходится самостоятельно справляться с малышом, приобретать собственный опыт, так как все дети разные. Молодая мама впадает в панику, потому что ее малыш не соблюдает установленного режима кормления и поведения, ведет себя не так как написано в трактатах по уходу и воспитании младенцев.

Не волнуйтесь, дорогие молодые мамы! Ваше состояние — неприятное, но кратковременное. Забота и ласковое отношение ближних излечат вас от чрезмерного волнения и напрасного беспокойства за своего малютку.

Предлагаемое пособие «Расти самых маленьких» поможет ответить на наиболее волнующие вас вопросы по уходу и воспитанию ребенка младенческого возраста. Тем более, что в число составителей этого издания входят молодые мамы, имеющие на момент подготовки материала в печать маленьких детей 8–10-месячного возраста.

Форма пособия — краткие тематические буклеты, которыми можно пользоваться как «шпаргалками», неоднократно обращаясь к написанному, уточнять, сравнивать с собственным опытом, с чем-то не соглашаться, что-то брать на заметку.

Выпуск 7 продолжает серию пособий «В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями», подготовленных в рамках реализации программы «Московская семья — компетентные родители».

Вышли с свет и пользуются популярностью уже шесть тематических выпусков: «Беседы психолога о возрастных особенностях детей», «Здоровье и физическое развитие ребенка», «Взаимодействие с ребенком в семье», «Подготовка ребенка к школе», «Особый ребенок — особое отношение», «Играя — обучаюсь, развиваюсь».

Эти пособия оказывают необходимую психолого-педагогическую помощь не только педагогам и воспитателям ДОУ, но и каждой семье, воспитывающей ребенка, а также гувернерам и няням дошкольников, не посещающих детские сады.

В выпуске 7 «Растим самых маленьких» вы найдете подсказки по воспитанию малышей от рождения до 1 года.

Материал пособия структурирован по следующим темам:

1. Как организовать режим дня маленького ребенка.

2. Грудное вскармливание.

3. О расширении рациона питания малыша.

4. О профилактике аллергических реакций.

5. Купание и гигиенические процедуры.

6. О закаливании самых маленьких.

7. Одежда для маленького ребенка.

8. Как организовать здоровый сон малыша.

9. Давать ли ребенку пустышку.

10. Как защитить малыша от микробов.

11. Тактильный контакт при общении с малышом.

12. О пользе выкладывания малыша на животе.

13. Как стимулировать речевое развитие ребенка.

14. Как формируется умение произносить слова.

15. О развитии мальчиков и девочек первого года жизни.

16. О кризисе первого года жизни.

17. Игрушки для самых маленьких.

18. Музыка в развитии ребенка.

Надеемся, что в этом выпуске вы найдете немало полезной информации о воспитании вашего маленького ребенка. Однако не огорчайтесь, если ваш малыш не всегда соответствует предлагаемым ориентирам и требованиям и т.д. Ведь он, хотя и маленький, но уже особенный, неповторимый человек. Руководствуясь нашими советами, прислушивайтесь к своему сердцу и родительской интуиции — только они подскажут, что подходит для вашего малыша.

Желаем вам удачи и терпения!

 

Составители: К.Ю. Белая, канд. пед. наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор пособий по проблемам дошкольного образования;

Анастасия Жемчугова, Ольга Щапова — молодые мамы.

Авторы-составители выражают благодарность за помощь в подготовке педагогам ДОУ № 2380 «Жемчужинка, № 1556, № 80 — победителям московского конкурса «Детский сад будущего» в номинации «Малыши столицы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.068 с.)