Паритет покупательной способности валют 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Паритет покупательной способности валют



 

Основной целью международных макроэкономических сопоставлений является перевод валового внутреннего продукта (ВВП) и других агрегатов национальных счетов различных стран в единую валюту для обеспечения их прямой сопоставимости. При решении данной задачи предпочтение отдается расчету фактических паритетов покупательной способности (ППС), а не использованию официальных валютных курсов для перевода национальных валют. Для этого применяется метод конечного использования товаров и услуг.

ППС показывает количество денежных единиц страны А, необходимых для покупки некоего стандартного набора товаров и услуг, который можно купить за 1 денежную единицу страны Б (или базисной страны) или за 1 единицу условной (общей) валюты группы стран.

Значения показателей, пересчитанных из национальных валют с помощью ППС в сопоставимую валюту, носят наименование «реальные объемы». В то же время значения в национальных валютах и для международных сопоставлений, пересчитанные в сопоставимую валюту по валютным курсам, носят наименование «номинальные объемы». ППС является своеобразным пространственным «дефлятором», аналогом динамических индексов цен.

Проведение международных сопоставлений макроэкономических стоимостных показателей требует решения двух основных проблем:

- унификация экономического содержания сравниваемых показателей;

- выбор метода пересчета показателей из национальных валют в единую денежную единицу, т. е. выбор метода расчета результатов сопоставлений.

Первая проблема решается на основе использования стандартных международных классификаций и применения единой методологии. Решение второй проблемы (выбор формулы расчета, весов, способов агрегирования частных индексов и т. д.) определяется экономическим содержанием, целями и задачами проводимого сопоставления, исходной информацией (степенью ее детализации, точностью, сопоставимостью), аналитическими требованиями, предъявляемыми к результатам.

В настоящее время для осуществления международных сопоставлений макроэкономических показателей используется индексный метод на основе товаров- представителей, по ценам которых рассчитываются ППС.

Схема метода выглядит следующим образом.

Исходный показатель разбивается на большое число однородных первичных групп, внутри которых экспертным путем подбирается некоторое число товаров-представителей; затем на основании национальных цен отобранных товаров- представителей вычисляются индивидуальные и групповые паритеты покупательной способности валют, которые агрегируются разными методами в сводный ППС, который и используемый для переоценки показателей в сопоставимую валюту.

Базой для составления списка репрезентантов является детальная классификация расходов ВВП для целей международных сопоставлений. Наименьший уровень детальной дезагрегации называется первичной группой, которая должна содержать однородные товары. Уровень первичной группы является уровнем расчета групповых ППС.

Согласно общей схеме паритеты покупательной способности рассчитываются по каждой первичной группе. Паритеты для более высоких уровней агрегирования рассчитываются в виде взвешенных средних соответствующих первичных групп.

Результаты сопоставлений (в том числе, и ППС), получаемые, как правило, в индексной форме должны отвечать ряду требований аналитического характера.

1. Характерность – применяемые для расчета ППС системы весов должны в достаточной степени отражать особенности структур показателей и структур цен всех изучаемых стран; часто под характерностью понимают независимость результатов сопоставлений показателей двух стран от данных третьих стран;

2. Инвариантность – результаты расчетов ППС не должны зависеть от выбранной базы сравнения (базовой страны, базовых весов и т. д.). В случае невыполнения требования инвариантности результаты сопоставления будут во многом определяться выбором весов и т. д., что приведет к некоторой произвольности получаемых результатов.

В международных сопоставлениях это имеет большее значение по сравнению с межвременными сравнениями. Ни одна страна в группе стран не имеет такого естественного статуса, как первый или базовый период во временном ряду. Обычно нет экономически обоснованных причин для выделения конкретной страны на роль базисной. Кроме того, в международном контексте выбор базы оказывает большее влияние на конечные результаты, так как структуры относительных цен и количеств по странам могут различаться гораздо сильнее, чем между последовательными периодами времени в одной и той же стране.

3. Транзитивность (аналог требованию циркулярности в динамических сравнениях) – прямые парные сравнения ППС должны давать те же результаты, что и косвенные сопоставления через третьи страны. Математически это можно выразить так – набор индексов (ППС) считается транзитивным, если для каждой триады индексов выполняется следующее условие:

.

Если ППС не отвечают требованию транзитивности, то это может приводить к логическим несоответствиям. Например, пересчитанный с помощью ППС показатель страны A больше показателя страны B, страны B – больше показателя страны C, но показатель страны C больше показателя страны A: A > B, B > C но C > A. Индекс, исчисленный косвенным путем, является по сути цепным индексом, связующим страны A и B, при этом страна C используется в качестве связующей страны.

4. Аддитивность – ППС для показателя в целом и для его составных элементов должны быть рассчитаны таким образом, что результаты пересчета для показателя в целом должны складываться из результатов пересчета его компонентов. Это требование в литературе часто упоминается как требование внутренней согласованности. Если требование аддитивности не выполняется, то это может приводить к внутренней логической несогласованности. Например, в сопоставимой валюте все компоненты показателя страны A больше компонентов показателя страны B, но в целом показатель страны B больше показателя страны A.

Ряд из вышеуказанных требований находится между собой в определенном логическом противоречии. Например, транзитивность и характерность: для обеспечения первого требования необходимо применять единые веса, для обеспечения второго требования в идеальном случае для каждой пары стран предполагается применение собственных весов. Поэтому при любом многостороннем сопоставлении можно добиться лишь некоторого компромисса между выполнением этих требований.

Методы расчета паритетов покупательной способности валют (ППС). ППС между валютами каких-либо двух стран рассчитывают, используя те же виды индексов, что и при динамических сопоставлениях цен.

На уровне первичных товарных групп используется формула среднегеометрического невзвешенного индекса из индивидуальных соотношений цен:

, где

– индивидуальные индексы цен «страна А к стране В», – среднегрупповой индекс цен «страна А к стране В», – число товаров-представителей в группе.

Применение формулы невзвешенного индекса объясняется отсутствием надежной сопоставимой в международном плане информации о весах индивидуальных репрезентантов. Выбор формулы геометрического индекса объясняется формально-аналитическими соображениями (геометрический индекс обеспечивает инвариантность, то есть обратимость индексов).

ППС на агрегированном уровне можно получить с помощью агрегатных индексов Пааше и Ласпейреса, используя исчисленные по вышеприведенной формуле среднегрупповые ППС и веса товарных групп в национальной валюте.

Пусть мы имеем: PA, QA, PB, QB – цены и количества товаров в странах A и B (обозначения отдельных товаров для простоты опущены), WA, WB – стоимостные объемы товарных групп в странах A и B в национальных валютах. Тогда ППС по формуле Пааше имеет следующий вид:

.

ППС по формуле Ласпейреса имеет следующий вид:

.

ППС по формуле Пааше корреспондируется с соответствующим индексом физического объема Ласпейреса и наоборот. Обычно имеются довольно значительные расхождения между численными значениями индексов Пааше и Ласпейреса. Как правило, индекс Ласпейреса больше индекса Пааше по числовой величине. Это объясняется тем, что относительные цены и количества между странами имеют тенденцию к отрицательной корреляции – так называемый эффект Гершенкрона: институциональные единицы в стране обычно покупают относительно больше продуктов и услуг, которые относительно более дешевы в стране по сравнению с другими странами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.87.31 (0.163 с.)