Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативно-правовое обеспечение↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В МДОУ «»
г. Полевской 2010 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они тесно связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.
Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности. Поэтому основная задача взрослых - привить детям культуру безопасного поведения.
Безопасность поведения на улице, в быту, общении с людьми – все это составляющие общей культуры безопасности. Но если мы будем все время одергивать ребенка и говорить о том, что тут он может попасть под машину, там обжечься, здесь пораниться, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное создание с громадным багажом комплексов.
Как сделать, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности? Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетена с познавательным процессом.
В новых федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009г), говорится, что формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) у дошкольников реализуется через содержание образовательной области «Безопасность». Данная образовательная область направлена через решение следующих задач: · формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; · приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; · передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; · формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Правовой основой формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности на современном этапе являются:
1. Конвенция о правах ребенка
2. Закон Российской Федерации «Об образовании»
3. Локальные акты МДОУ о пожарной безопасности
4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в котором изложено: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке» (п.1 ст. 29)
5. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»
6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
7. Программа Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
8. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, 2005 г
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Цель программы: Создание условий для формирования у детей основы безопасного поведения.
Задачи программы: ü Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге, правилам пожарной безопасности. ü Формировать у дошкольников самостоятельность и ответственность за свое поведение. ü Применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах ü Отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и конце учебного года ü Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.
Принципы реализации программы: - принцип личностно-ориентированного обучения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по 4 тематическим блокам: - Азбука пешехода - Азбука юного пожарного - Я среди людей - Ребенок на природе Каждый содержательный блок состоит из тем, которые связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений об основах безопасности. Каждая тема предусматривает определенные условия развития детей в специфичных для них видах деятельности. Количество занятий, целевых прогулок может быть увеличено или уменьшено в зависимости от потребностей и интересов детей;
- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии и т.д. Предлагаемый материал должен в обязательном порядке быть в доступном месте и меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков;
- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе; - принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Разделы программы: · Пояснительная записка. · СОДЕРЖАНИЕ работы · ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ в ДОУ · ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ · ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ · МОНИТОРИНГ представлений о безопасном поведении дошкольников · Программно-методическое обеспечение.
Программа «Основы безопасности» реализуется через организационные формы обучения через следующие виды занятий: · ОБЖ · Ребёнок и окружающий мир · Рисование · Аппликация · Конструирование · Целевая прогулка а также через совместную и самостоятельную деятельность детей и педагогов: • Игровая (дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные); • Художественно -речевая (беседы, чтение, рассматривание альбомов); • Изодеятелъность. Программа «Основы безопасности» предполагает: - Регулярное планирование и проведение совместной деятельности детей, воспитателей, родителей (1 раз в неделю, используя различные формы работы) во второй половине дня в режиме детского сада – минутки безопасности; - Своевременное проведение организованных форм обучения в первой половине дня в режиме детского сада – занятия, целевые прогулки; - Ежегодное проведение месячника безопасности в ДОУ (2 раза в год); - Систематическое проведение тематических консультаций, бесед, родительских собраний, распространение буклетов; - Проведение мониторинга знаний правил безопасного поведения (в начале и конце учебного года)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЕ работы по программе «Основы безопасности» Блок «Азбука пешехода» Улица. Перекресток» В пределах этого блока дети получают информацию об улице и частях дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса). Дома на улице имеют разное назначение: в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, детский сад, почта и т.п.; машины движутся по проезжей части улицы; движение машин может быть односторонним и двусторонним; проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. На улице нужно быть внимательным: идти только по тротуару, по правой стороне, переходить улицу только по переходу – «зебра». Если нарушить эти правила, то можно попасть под машину. Знакомство с понятием «перекресток» - место, где пересекаются улицы. В зависимости от числа пересекающихся улиц и угла их пересечения перекрестки бывают: четырехсторонними, трехсторонними (Т-образными, У-образными), многосторонними (от которых отходит больше улиц). Переходить улицу на перекрестке нежно на сигнал светофора, по пешеходному переходу. Детям играть у дорог и на перекрестках опасно.
Дорожные знаки» В процессе ознакомления с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице и в транспорте воспитатель знакомит детей с дорожными знаками. Существует множество знаков дорожного движения. Детей знакомят с некоторыми из них: предупреждающие (они изображены в красном треугольнике: пешеходный переход, железнодорожный переезд со шлагбаумом, железнодорожный переезд без шлагбаума, дети, скользкая дорога); запрещающие (изображены в круге красного цвета (ободок): въезд запрещен, велосипедное движение запрещено, пешеходное движение запрещено, стоянка запрещена); предписывающие (изображены в круге голубого цвета: пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, круговое движение); информационные (изображены в квадрате голубого цвета: место стоянки, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход); знаки особых предписаний (изображены в квадрате голубого цвета или в прямоугольнике: место остановки автобуса, пешеходный переход); знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета: больница, телефон, пункт питания, пункт медицинской помощи).
Светофор» Детей знакомят с понятием «светофор», с его сигналами: красный свет – дороги нет, желтый – предупреждение, зеленый – путь открыт. При зеленом сигнале светофора прежде, чем начать переход, следует убедиться в его безопасности. Светофор бывает транспортный и пешеходный. Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение. Своими сигналами он разрешает или запрещает движение в одном направлении. Блок «Я среди людей» В рамках этого блока детей знакомят с типичными и опасными ситуациями возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, в квартире. Формируется представление о том, что опасно подходить к чужому человеку, брать у него что-либо, открывать дверь квартиры в отсутствие взрослого. Разъясняется, что приятная внешность человека не всегда означает его добрые намерения. Блок «Ребенок на природе» Детей знакомят со стихийными явлениями, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например гроза, ураганы, наводнения, растения, животные, грибы и т.п. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относится туман, гололед, жара, холод. Дошкольников учат ответственному и бережному отношению к природе, объясняя при этом, что не следует забывать об опасностях, связанных с некоторыми растениями, которые растут на полях и лугах, в лесу. Детям рассказывают о ядовитых и съедобных грибах. Знакомят с опасностями, возникающими при контакте с животными, что можно, а что нельзя делать. Например, можно кормить бездомных кошек и собак, но трогать их и брать на руки нельзя.
План – программа тематического месячника безопасности 1. 1 неделя - Безопасность в быту и на улице * Консультация для педагогов * Работа с воспитанниками: Беседы на тему «Предметы, требующие осторожного обращения».Просмотр мультфильма «Уроки осторожности». Обыгрывание ситуаций 2. 2 и 3 неделя - Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма * Работа с детьми: Чтение художественных произведений, рассматривание картинок, иллюстраций, заучивание стихов о транспорте, правилах дорожного движения. Целевые прогулки. Просмотр мультфильмов о правилах дорожного движения. Сюжетно-ролевые игры. Пополнение уголков по изучению правил дорожного движения в группах (дидактическая игра, литература). Беседа с детьми * Работа с родителями: Повторение с ребенком маршрута безопасного движения ребенка к ДОУ. * Оформление информации по профилактике детского ДТТ 3. 4 неделя - Изучение правил пожарной безопасности * Инструктаж с сотрудниками по ПБ * Работа с детьми: Беседы, Тематическое занятие по ОБЖ, Экскурсия в пожарную часть, Просмотр мультфильмов по пожарной тематике.Чтение худ. литературы * Практическое занятие по отработке действий в случае возникновения пожара
План программа методической работы с воспитателями по программе «Основы безопасности»
2 направление: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Эффективность работы с родителями по основам безопасности обусловлена положительным примером поведения взрослых. Поэтому основной задачей детского сада становится совместная деятельность педагогов, родителей, служб, ведомств по решению проблемы безопасности детей.
Основные направления работы с семьей: ü Родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД, ü Анкетирование ü Профилактические консультации, беседы ü Фото, видеоматериалы ü Информационные стенды – рекомендации родителям ü Выпуск буклетов ü Выставки поделок, рисунков ü Совместные спортивные досуги ü Работа с детьми и родителями по составлению маршрута безопасного пути от детского сада до дома, в котором родители, заполняя маршрут вместе с ребенком, отслеживают изменения, происходящие по дороге в детский сад, выделяют опасные участки
Перспективный план работы с родителями
Средняя группа (4-5 лет) На прогулка детям показывают места, где можно ходить пешеходам: пешеходные переходы, наземный «зебра», по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. Дети обучаются умению определять расстояние до предметов: близко, далеко, очень близко, очень далеко. Дети учатся составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как они ехали в легковом автомобиле, автобусе; определяют предметы, которые закрывают видимость проезжей части дороги: деревья, кусты, стоящий транспорт. Обращается внимание на выезды из дворов, места остановок маршрутного транспорта, закрепляется понимание, что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипедах. В совместной деятельности воспитатель с детьми закрепляет понимание опасных мест на улицах и дорогах, беседует с ними, выясняя, что они видели на улице по дороге в детский сад. Развивается боковое зрение специальными упражнениями, формируется умение видеть и наблюдать окружающие предметы, различать их в движении (стоящие и движущиеся автомобили). Воспитывается привычка - находясь на улице, крепко держать за руку взрослого.
Старшая группа (5-6 лет) Закрепляется умение детей свободно ориентироваться на территории и вокруг детского сада в присутствии воспитателей и взрослых. Дети могут объяснить каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад, что он видели на улице. Продолжается ознакомление детей с понятиями: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожный знак, светофор - транспортный и пешеходный, правила перехода проезжей части, держа за руку взрослого. Во время целевых прогулок обращается внимание детей на то, что за крупногабаритным транспортом (автобусы, грузовые автомобили) может скрываться маленький (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды). Объясняется, что водители не видят за большим транспортом пешеходов, а пешеходы не видят маленький транспорт, который может ехать очень быстро и наехать на пешеходов, если они не соблюдают правила перехода проезжей части дороги. Расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах. В играх отрабатываются навыки по выполнению правильных действий при переходе проезжей части со взрослым и понимание пространственной терминологии (левая – правая сторона, впереди – сзади, навстречу, наискосок и т.п.)
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Рекомендации по содержанию стендов и уголков пожарной безопасности в ДОУ 1. Стенд «Пожарная безопасность: 1) Противопожарный режим ДОУ 2) План эвакуации воспитанников и работников в случае возникновения пожара 3) План противопожарных мероприятий на год 4) Состав добровольной пожарной дружины 5) Приказы по пожарной безопасности
2. Стенд «Внимание – огонь!» Здесь можно разметить консультационные материалы: «Защити свой дом от пожара», «Как правильно сообщить о пожаре», «Чтобы не погибнуть на пожаре», «Способы тушения пожара и действий по спасению», «Пожарная безопасность в быту» и пр.
3. Уголки безопасности: 1) Для педагогов – инструкции по пожарной безопасности во время образовательного процесса, правила пользования огнетушителем, порядок действий при возникновении пожара и пр. 2) Для родителей – инструкции, информационные стенды и консультации на темы пожарной безопасности 3) Для детей - красочные плакаты с правилами соблюдения пожарной безопасности, подбор книг, иллюстрации, дидактические игры по пожарной безопасности. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы по профилактике детского ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы по профилактике пожарной безопасности в МДОУ «Детский сад № 36»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми по программе «Основы безопасности» Младшая группа Организованные формы
Организованные формы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.64 (0.014 с.) |