Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кировский областной центр медицинской профилактикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Организация Школы отказа от табака
Г.Киров
Цель обучения пациентов в Школе.
Формирование негативного отношения пациентов к табачной зависимости путём повышения приверженности к выполнению рекомендаций медицинских работников и мотивации к отказу от табака.
Задачи обучения.
1. Выявление причин употребления табака. 2. Формирование позитивную мотивацию клиента при отказе от табака. 3. Обучение методам самоконтроля психологического состояния клиента.
Структура занятий.
Занятия в Школе имеют единую структуру: · Вводная часть (знакомство с содержанием занятий) · Информационный раздел (теоретическая часть занятия) · Активные формы обучения (обучение практическим навыкам) · Заключительная часть занятия (подведение итогов)
Формы представления материала.
Каждое занятие включает краткую инструкцию для медицинского работника по проведению занятия.
Информационный раздел.
Информационная часть представлена справочным материалом для ведущего занятия. Главная направленность материала – информирование пациентов о табачной зависимости и повышение их осознанного участия в процессах лечения и профилактики. Активная часть занятия направлена на развитие у пациентов умений и навыков, необходимых для наиболее эффективного контроля своего состояния и сохранения здоровья. Содержание занятий.
Полный цикл состоит из 7 занятий по 45 минут, посвящённых наиболее важным проблемам, предусмотренным программой Школы.
Занятие 1. Отказ от курения (психологическое консультирование). Занятие 2. Курение и здоровье. Занятие 3. Психотерапия табачной зависимости. Занятие 4. Курение и беременность. Занятие 5. Курение и фитотерапия.
Занятие 6. Курение и диета. Занятие 7. Способы отвыкания от курения.
Инструкция. Первому занятию уделяется особое внимание в связи с тем, что кроме раскрытия темы, предусмотренной общей программой Школы, именно при первой встрече закладывается главная цель - желание пациентов к сотрудничеству.
На первом занятии медсестра сообщает о цели обучения всего цикла, дает краткий обзор тематики Школы. Пациентам рекомендуется записать график работы Школы в дневник. Очень важно попросить пациентов высказать свое мнение и пожелания по проведению занятий, свои ожидания от них. Наиболее общие замечания, пожелания, по возможности должны быть учтены при дальнейших занятиях. Важно уметь переориентироваться в ходе проведения любого занятия, но соблюдая общую систему его построения. Приступая конкретно к теме первой встречи, медсестра кратко описывает его структуру. При изложении информационного материала учитываются общие правила:
· необходимость следить за временем; · избегать пространных рассуждений; · использовать только понятную терминологию или обязательно пояснить специальные названия · говорить уверенно, но не излишне назидательно; · владеть аудиторией.
Каждый активный раздел занятия предусматривает практическое освоение небольшой части новой информации и возможное повторение предыдущего материала. Систематическое заполнение дневника, работа с индивидуальным планом действий способствуют закреплению полученных знаний и приобретению умений.
При подведении итогов каждого занятия медсестра еще раз подчеркивает основные моменты темы, отмечает обязательные успехи пациентов и дает задания по закреплению приобретенных практических умений.
Занятие 1 «Отказ от курения» (психологическое консультирование)
С самого детства мы видим, как окружающие нас люди (родители, родственники, друзья) разговаривая, одновременно курят. Мы постепенно привыкаем к тому, что табачный дым сопровождает нас повсюду, что курение – это норма поведения в нашем обществе. Почему люди закуривают первую в жизни сигарету и затем всю жизнь продолжают курить? И почему же так трудно избавиться от этой привычки? Курение вырабатывает у людей двойную зависимость: 1. Психологическая зависимость, которую можно назвать «поведенческой». А именно привычку зажигать сигарету в какой-либо ситуации. 2. Физическая зависимость, то есть зависимость от никотина, которая вынуждает курить регулярно, чтобы поддерживать в организме определенный уровень насыщения никотином.
Как у человека формируется привычка?
Конечно же, причины указанные выше, продолжают играть роль. Но, кроме того, появляются два новых фактора: устойчивость или привычка организма и даже удовлетворение от курения. Человеку свойственно привыкать ко всему и быстрее всего он усваивает дурные привычки. Неприятные впечатления от первого знакомства с табаком постепенно сглаживаются и человек присоединяется к числу потребителей табачной продукции, выбирает по своему вкусу одну из марок сигарет, угощает сигаретами других курильщиков, принимает угощение от них. Он закуривает сигарету при возникновении стрессовых ситуаций. Потребность в сигарете в такой ситуации является не физиологической, а только психологической. Успокоением служит не табак, а сам процесс курения. Все это способствует выработке привычки к сигарете. Но постепенно часть сигарет человек выкуривает уже не только потому, что в определенной ситуации «положено делать» курительные движения, а потому, что у него периодически возникает потребность в курении. Таким образом, «поведенческая зависимость» прочно закрепляется. И, постепенно, незаметно для курильщика, начинает формироваться физическая зависимость от никотина. Формирование привычки
Постепенно вырабатывается двойная зависимость:
- Психологическая или «поведенческая» зависимость, связанная как с позитивным, так и с негативными ситуациями, а также с желанием вступить в контакт (предложение сигареты). Сигарета играет центральную роль. Она является прелюдией к разговору. - Физическая зависимость, связанная с влиянием никотина на центральную нервную систему. Курильщик не всегда в равной мере подвержен двум видам зависимости. У него может преобладать какая-то одна из них. Наличием у курильщика одновременно двух видов зависимости объясняются тремя причинами курения: - ради удовольствия - ради защиты от стрессов: отгородиться от проблем - ради подпитки никотином В результате курильщик попадает в замкнутый круг табачной зависимости. Психологическая зависимость и потребность совершать курительные движения ведут к наращиванию количества выкуренных сигарет. Вместе с тем, из-за увеличения числа выкуренных сигарет нарастает приток никотина, что усугубляет физическую зависимость от этого наркотика. Никотиновая зависимость закрепляет и усиливает «поведенческую» зависимость. Трудно ли бросить курить? Достаточно ли только силы воли, чтобы бросить курить? Если психологическую или «поведенческую» зависимость можно сравнить с дурной привычкой, которую еще можно подавить усилием воли, то физическая зависимость воле неподвластна. Что происходит, когда человек с табачной зависимостью бросает курить? Прежде всего, происходят проблемы психологического характера: - непреодолимое желание закурить, - раздражительность, - чувство потерянности и волнения, - беспокойство, - невозможность сосредоточиться, - нервозность, - нетерпеливость, - бессонница.
Кроме того, это физические проявления: - повышение аппетита, - риск набрать излишний вес, - необычное замедление сердечного ритма.
Психологические проявления связаны с воздействием никотина на нервную систему, физические – с его воздействием на пищеварительную и сердечно-сосудистую системы. Прекращение курения зачастую оборачивается набиранием излишнего веса, чего все опасаются. И человек ссылается именно на эти физические проявления, хотя на самом деле он не выдержал других трудностей. Обычно эти трудности достигают пика через неделю после прекращения курения и начинают уменьшаться через месяц. Иногда они усугубляются естественной склонностью к полноте, усиливаются по причине индивидуальных психологических особенностей, например, повышенной возбудимости или склонности к депрессии.
От чего зависит прекращение курения молодыми людьми?
Вероятность отказа от курения выше у: - женщин, чем у мужчин, - людей, состоящих в браке, - людей, имеющих работу, - людей, занятых умственной работой.
Вероятность бросить курить снижается: - при наличии курящих друзей, членов семей, - нездоровом образе жизни, - отсутствие физической активности в свободное время, - употребление алкоголя.
Этапы подготовки к прекращению курения:
1. Найти в себе силы и укрепить стремление бросить курить. 2. Изменить свое отношение к курению, сократить потребление сигарет, стать «сознательным» курильщиком. Все средства «против курения» являются лишь поддержкой стремления бросить курить. И если это стремление отсутствует, то бесполезны любые средства. Человеку свойственно с большим рвением бороться за что-то, чем против чего-то. Позитивная мотивация всегда более привлекательна и продуктивна, чем негативная, особенно если речь идет о личных интересах. Три признака «хорошей мотивации». · она должна быть позитивной · она должна исходить «из глубины души» · она должна обладать способностью к развитию и усилению
Условно можно выделить три группы мотивации: причины физического свойства («от бытия»), психологические и косвенные (т.е. альтруизм, побуждающий бросить курить не ради самого себя, а ради чего-то или кого-то).
Мотивация «от бытия»
В ее основе – здравый смысл. 1.Чтобы избежать серьезных заболеваний. Влияние никотина на сердечно-сосудистую систему, на дыхательную систему, что приводит впоследствии к развитию серьезных заболеваний. 2.Устранить каждодневные проблемы. С точки зрения эстетики (особенно для женщин), курение – явно негативный фактор. Пожелтевшие зубы, запах изо рта, нездоровый цвет кожи – все это результат курения. - Улучшается обоняние, уйдет чувство хронической усталости и одышка, можно снова заниматься спортом. - Улучшится эмоциональный настрой. Уйдет чувство нервозности и беспокойства. 3. Не упустить шанс, который дает болезнь. Если человек заболевает, то это на время отбивает тягу к курению. Есть возможность прекратить курение. 4. Материальный фактор. Курение – дорогое удовольствие.
Психологические мотивы Они затрагивают область чувств, воображения. В основе три элемента: Освобождение из табачного рабства, возвращение к изначальной чистоте, гордость за свой поступок. Каждому курильщику известно: чувство легкой паники при виде последней сигареты, чувство раздражения, когда спичек нет и поиски табачного киоска. Как только вы бросаете курить, все отойдет в прошлое.
Исчезнут приметы курения: ваше дыхание вновь станет свежим, вы будите выглядеть моложе, к вам вернется былой оптимизм. Вы ощутите себя свободным от никотина, чистым как внешне, так и внутренне. Окружающий мир тоже станет чище. Гордость. Рост самооценки. Избавиться от табачной зависимости означает стать сильнее. Повышение престижа некурящего человека. Гордость за самого себя, за свой поступок, за то, что смогли освободиться от табачного рабства.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.155 (0.012 с.) |