Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Литейный передел машиностроительных заводов как фактор, определяющий качество и эффективность машиностроения↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОГО РЕИНЖИНИРИНГА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ЛИТЕЙНОГО ЗАВОДА ГО ОАО «КАМАЗ» Инновационно-синергетический проект реинжиниринга технологического процесса плавки чугуна на Литейном заводе ОАО «КАМАЗ» Чугуноплавильный цех Литейного завода ОАО «КАМАЗ» имеет мощность по производству жидкого чугуна для отливок 1 млн.т. в год и работает на платформе триплекс-процесса «Дуговые электропечи плавки ДСП 50 переменного тока конструкции «Swindell Dressler (США)» - Дуговые электропечи выдержки ДСП 75 переменного тока конструкции «Swindell Dressler (США)» - индукционный дозатор Dosamatic (США)». Технологическая платформа[1] «ДСП 50 – ДСП 75 – Dosamatic(США)» после эксплуатации в течение 1976-2013г. (37 лет) показала ряд преимуществ в сравнении с другими способами и технологическими платформами выплавки чугуна для отливок, в том числе: - возможность высокого перегрева чугуна (1650оС), что позволило освоить выпуск высококачественных чугунов для отливок (высокопрочных с шаровидным графитом, высокопрочных чугунов с вермикулярным графитом, высококачественных комплекснолегированных чугунов с компактным и пластинчатым графитом) в максимальном объеме (более 350 тыс.т. в год) в Российской Федерации; - относительно высокая надежность и эффективность работы оборудования (отсутствие крупных аварий, возможность работы на дешевой шихте, возможность обеспечивать высокую организационную маневренность и переходить с одной марки чугуна на другую); - сравнительно высокие технико-экономические показатели работы (высокая производительность, низкий уровень ручных операций, высокий уровень механизации и автоматизации труда и т.д.). Эти и другие параметры используемой технологической платформы чугуна на литейном заводе ОАО «КАМАЗ» делают его флагманом чугуноплавильных цехов машиностроительного и металлургического комплекса Российской Федерации. Однако бенчмаркинговый анализ, выполненный по методологии, представленной в главе 2, показывает отставание важнейших показателей от лидеров (таблица 2.2) Как видно из таблицы 3.8 технологическая платформа плавки чугуна, принятая на Литейном заводе, уступает по важнейшим производственным показателям лидерам и требует инновационно-синергетического перепроектирования (реинжиниринга) всей производственной системы, включая: - реинжиниринга технологической платформы; - реинжиниринга организационно-управленческой платформы; - реинжиниринга экономической системы и бизнес-процессов. На рисунке 3.7 представлен алгоритм выполнения проектных и организационных работ по переходу на новую технологическую платформу процесса плавки чугуна на Литейном заводе ОАО «КАМАЗ». Таблица 3.8- Бенчмаркинговый анализ показателей процесса плавки и выдержки чугуна для отливок в мире при использовании различного типа плавильного оборудования.
Выводы по главе 3 Проведенные в рамках третьей главы исследования позволяют сделать следующие выводы. i. Предложена программа инновационно-синергетического проекта реинжиниринга технологического процесса плавки чугуна на Литейном заводе ОАО «КамАЗ», основанная на перепроектировании технологической платформы плавки чугуна на плавильном цехе, перепроектировании организационной платформы и перепроектирования управленческой платформы производственной системы Литейного завода ОАО «КамАЗ». 2. Произведена оценка реинжинирингового проекта новой технологической платформы выплавки чугуна на Литейном заводе ОАО «КАМАЗ»: на основе использования триплекс-процесса плавки чугуна «Дуговая электропечь плавки постоянного тока конструкции ВНИИТО (Россия) – Индукционная печь выдержки конструкции фирмы ABB (Швейцария-Швеция) – Индукционный дозатор Simatic S7 фирмы HWS-Sinto (Германия)». Проведены расчеты на авторских автоматизированных информационных системах «Программа выбора альтернативы на основе метода анализа иерархий» и «Synergetic Projection of the Innovations». Для выполнения расчетов использованы метод иерархий Т. Саати, позволяющий в матричной форме осуществлять выбор альтернатив по заданным критериям и метод функции желательности А. Харрингтона, позволяющий использовать экспертные оценки и автоматические экспертные системы на основе баз знаний, баз данных и баз прецедентов 3. Проведена оценка эффективности по системе частных, интегральных и синергетических показателей эффективности предложенной реинжиниринговой программы на 2013-2018 гг. Расчеты, проведенные на основе результатов реализации программы инновационно-синергетического проекта реинжиниринга, показали, что синергетическая эффективность проекта составит 200%. Общие выводы по работе 1. Проведенные в главе 1.1 исследования показали, что существует комплекс внутрисистемных причин, обуславливающих системный кризис заготовительного производства России (материальное и моральное устаревание основных фондов, технологическое устаревание производственных систем, организационных и управленческих структур, невосприимчивость к инновациям, низкая инвестиционная привлекательность и т.д.) 2. Установлено, что существующие методики управления инновационными проектами основаны на кибернетическом подходе, не учитывают синергетические факторы развития (глобализации, открытости российских рынков, гиперконкуренции на мировых рынка), которые недооценены в стратегии развития отечественного машиностроения. Выявлена необходимость в срочной разработке программ развития, модернизации, реинжиниринга производственных систем, технологических платформ и бизнес-процессов адекватные принципам угроз и вызовов глобализации и гиперконкуренции. 3. Исследованы теоретические базы реинжиниринга машиностроительных комплексов и признаны наиболее перспективным синергетический подход к процессам реинжиниринга и преодоления отставания. Выявлен комплекс проблем и задач, которые необходимо решить для овладения синергетическим подходом к реинжинирингу производственных систем, технологических платформ и бизнес-процессов. 4. Предложена концепция инновационно-синергетического реинжиниринга производственных систем, технологических платформ, бизнес-процессов на машиностроительных предприятиях, которая ориентирует на получение синергетических эффектов за счет генерации базовых инноваций и как результата перехода технологических систем в новое качественное состояние на всем жизненном цикле технологий от генерирования идеи до реинжинирирнга с использованием новых инструментов проектирования (бенчмаркинга, создания баз знаний и прецедентов, реинжиниринга производственных систем и бизнес-процессов и т.д.) 5. Предложен метод программно-целевого проектирования производственных систем, технологических платформ и бизнес-процессов, основанный на целевой программе преобразования идеи в инновационный проект, которая включает обоснование решаемой проблемы, целеполагание, включая выбор направления развития и создание «образа будущего», выбора адекватного метода решения частных задач. 6. Предложена модель управления инновационно-синергетического реинжинирингом проектов, учитывающая синергетические факторы развития (глобализация, гиперконкуренция, нелинейность, неравновесность, открытость рынков) производственных систем и доминирующую роль положительной обратной связи, и, включающую целеполагание на основе бенчмаркинговых исследований, программно-целевое проектирование технологических систем и проектный подход к управлению предприятием. 7. предложена методика оценки синергетической эффективности управления инновационно-синергетическим реинжинирингом проектов, учитывающая нелинейную, неравновесную динамику факторов технико-экономического развития, таких как инновации. 8. Разработана последовательность выбора стратегии развития предприятия на основе использования метода анализа иерархий Т.Саати и оценки наилучшего проекта реинжиниринга производственной системы, включающей использование функции желательности Харрингтона. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Выявлен особый класс инновационно-синергетических проектов, ориентированных на формирование синергетического эффекта, для управления которыми недостаточно инструментов традиционного инновационного менеджмента. Использование положение синергетического менеджмента позволяется нацеливать такие проекты на технологический прорыв или перевод проектируемой системы на новую технологическую платформу. В результате проведенных исследований предложена концепция инновационно-синергетического реинжиниринга, представлен метод программно-целевого проектирования инновационно-синергетических проектов, разработана модель управления инновационно-синергетического реинжинирингом производственных систем, предложена методика оценки управления инновационно-синергетическим реинжинирингом проектов. Предложена программа инновационно-синергетического проекта реинжиниринга технологического процесса плавки чугуна на Литейном заводе ОАО «КАМАЗ», основанная на перепроектировании технологической платформы плавки чугуна на плавильном цехе, перепроектировании организационной платформы и перепроектирования управленческой платформы производственной системы Литейного завода ОАО «КАМАЗ». Проведена оценка эффективности по системе частных, интегральных и синергетических показателей эффективности предложенной реинжиниринговой программы на 2013-2018 гг. Расчеты, проведенные на основе результатов реализации программы инновационно-синергетического проекта реинжиниринга, показали, что синергетическая эффективность проекта составит 200%. Произведена оценка реинжинирингового проекта новой технологической платформы выплавки чугуна на Литейном заводе ОАО «КАМАЗ». Расчеты проведены на авторских автоматизированных информационных системах «Программа выбора альтернативы на основе метода анализа иерархий» и «Synergetic Projection of the Innovations». Вышеперечисленные показатели позволяют утверждать, что поставленная в работе цель и задачи выполнены. Результаты диссертационной работы могут быть использованы специалистами в области управления проектами, руководителями машиностроительный предприятий при разработке и реализации инновационно-синергетических проектов.
[1] Технологическая платформа – способ реализации всех подсистем производственного процесса для достижения функции производственной системы с максимальной эффективностью для конкретных условий производства [2] Х.А. Вютрих, А.Ф. Филипп. Виртуализация как путь развития управления // ПТ и ПУ, 1999, № 11 [3] Кузнецов Б. Л. Интенсификация выплавки чугуна для отливок в дуговых Электропечах на основе внутрипеченой и внепеченой обработки расплава – Автореферат докт.диссертации. Свердловск-Наб.Челны,1990г. ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОГО РЕИНЖИНИРИНГА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ЛИТЕЙНОГО ЗАВОДА ГО ОАО «КАМАЗ» Литейный передел машиностроительных заводов как фактор, определяющий качество и эффективность машиностроения Одним из важнейших факторов, обуславливающих кризисное отставание машиностроительного комплекса России, является неудовлетворительное состояние заготовительного передела машиностроительных заводов и машиностроительной отрасли в целом. Это ярко проявляется на примере литых заготовок. Литые заготовки составляют 75…80% массы гусеничных тракторов, танков, двигателей внутреннего сгорания, металлорежущих станков, прокатного оборудования, 25% грузовых и легковых автомобилей [138]. В 1990г. в России СССР производилось 28 млн. тонн отливок из чугуна (65% всего объема), стали, цветных металлов. В 2010 г. объем литья в России оценивается в 3,9 млн. тонн. Количество работающих в 1340 литейных цехах и заводах сократилось за это же время с 750 тысяч человек до 340 тысяч человек [180]. В машиностроительном комплексе России на долю литейного передела приходится 20…30% трудоемкости изготовления машин и оборудования. Литейный завод ОАО «КАМАЗ» введен в строй действующих в 1976 году и решает задачу обеспечения заготовками из чугуна, стали, алюминиевых и медных сплавов производства грузовых автомобилей семейства «КАМАЗ» (рисунок 3.1, 3.2). Проектная мощность завода по производству жидких расплавов 1,5 млн. тонн, по производству годных отливок: - из чугуна (серого, ковкого с шаровидным, вермикулярным графитом) – 395 тысяч тонн, - стали – 100 тысяч тонн; - цветных сплавов – 55 тысяч тонн. Реальное производство литых заготовок определяется количеством производимых автомобилей на ГО ОАО КАМАЗ. На рисунках 3.3, 3.4, 3.5 представлены объемы производства грузовых автомобилей, дизельных двигателей и литых заготовок литейного завода «КАМАЗ», а также технико-экономические показатели работы завода. Как видно из приведенных данных литейный завод работает в режиме 25…30% использования проектных мощностей. Средний срок эксплуатации оборудования превышает 35 лет.
Рисунок 3.1 – Полный перечень компаний, входящих в ГО КАМАЗ приведен в составе бухгалтерской отчетности ОАО «КАМАЗ»
Рисунок 3.2 – Организационная структура Литейного завода ОАО «КАМАЗ» Как следствие технико-экономические показатели работы предприятия значительно уступают зарубежным производителям литых заготовок по показателям качества производительности, эффективности и конкурентоспособности. Проектные технологии, используемые на литейном заводе, отвечают требованиям 1960-ых и 1970-ых годов, но не соответствуют передовым технологиям XXI века по показателям затрат на производство 1т. литья, экологическим показателям, комфортности условий труда, безопасности и т.д. Моральный и физический износ оборудования не обеспечивает нужного качества продукции, велики простои на ремонт и обслуживание оборудования, недопустимо велик травматизм работающих (таблица 3.1 3.2) Прямоточный характер автоматизированного формовочного оборудования не отвечает тенденциям XXI века, не позволяет применить более современные формы организации труда. Первоначальная стоимость установленного оборудования – 1.2 млрд. долларов США, многократно съамортизирована, но определяющее эффективность и производительность оборудование (плавильное, формовочное, термообрубное) не обновлялось с 1975…1976 гг., т.е. функционирует 37-38 лет. Для литейного оборудования, работающее в условиях повышенных температур, загазованности, запыленности и других неблагоприятных факторов это недопустимо по условиям техники безопасности, производительности труда, обеспечение точности и качества продукции (уровень брака на некоторых ответственных отливках доходит до 20…30%) [211]. Необходимость реконструкции зданий, сооружений, транспортных систем очевидна, однако в условиях кризисной экономики 1990-2012 гг., операционная рентабельность деятельности завода остается низкой (-5,0…+5,0%) и инвестиционная способность предприятия не позволяет вести реконструкцию за счет собственных средств. Активная часть основных фондов плавильная (плавильное, формовочное, термообрубное оборудование) подлежит модернизации и реновации. Однако, кроме инвестиционных условий, дело усугубляется тем, что в России в настоящее время фактически не производятся автоматические формовочные линии (АФЛ), плавильные агрегаты высокой мощности, современные средства автоматизации и роботизации [48]. Технологии, используемые на литейном заводе, строятся на материальных, не отвечающих критериям обеспечения высокой размерной точности отливок, их качества по плотности, бездефектности и т.д. Рисунок 3.3 – Производство грузовых автомобилей КАМАЗ [211] Рисунок 3.4 – Производство дизельных двигателей КАМАЗ [211] А – Физический выпуск продукции Б - Выручка от реализации продукции В - Затраты на производство реализованной продукции Рисунок 3.5 – Количественные показатели деятельности Литейного завода ГО ОАО «КАМАЗ» [211]
Таблица 3.1 – Основные финансовые показатели деятельности Литейного завода ОАО «КАМАЗ» [211]
Таблица 3.2 – Возрастная структура основного технологического обрудования Литейного завода ОАО «КАМАЗ» по состоянию на 1.01.2014г. [211]
В таблицах 3.3, 3.4 представлены SWOT и STEP анализ Литейного завода ОАО «КАМАЗ» Таблица 3.3- SWOT – анализ Литейный завод ОАО «КАМАЗ»
Таблица 3.4 - STEP-анализ Литейного завода ОАО «КАМАЗ»
|