Проаналізуйте новаторські відкриття Г. Ібсена в драматургії. Поясніть смисл назви драми «Ляльковий дім». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проаналізуйте новаторські відкриття Г. Ібсена в драматургії. Поясніть смисл назви драми «Ляльковий дім».



Конец ХІХ — начало ХХ века характеризуется интересными творческими поисками в мировой литературе. Эти поиски обусловили возникновения новых жанров и форм произведений. Драматургия не была исключением.

 

Норвежский драматург Генрик Ибсен не только занимал одно из первых мест в литературе нашего века. И дело не только в том, что он поставил вопросы, которые волновали его современников. Талант и новаторство Ибсена-драматурга заключались в том, что зритель вынужден был искать ответа на эти вопросы. Ибсен раскрыл сложность и противоречивость жизни, заставил своих зрителей отказаться от традиционного разделения героев на позитивных и негативных, воспринимать их целостно, со всеми их противоречиями.

 

Самое яркое новаторство Ибсена оказалось в строении его пьес. Ибсен использовал композицию, которую принято называть аналитической. В такой композиции важную роль играет тайна, события, которые происходили задолго до поданных на сцене, но именно эти события повлекли ситуации, в которых оказались герои. Эта композиция была известна еще в Древней Греции и использовалась, чтобы создать сюжетное напряжение. Аналитика у Ибсена имеет совсем другую цель, содержанием такой композиции становится не раскрытие тайны, а осмысление всех событий. Поэтому такая композиция требовала внутреннего развития героев. Под воздействием событий, которые происходят на сцене, осмысления этих событий, открытия тайны, которая влияет на эти события, изменяет героев. И эти изменения становятся решающими в развитии сюжета.

 

В пьесе «Кукольный дом» окончательное разочарование Норы в своем браке, осознание необходимости начать новая жизнь, чтобы стать полноценной личностью, подготовленно всем развитием действия. Новаторство Ибсена в этой пьесе заключалось в том, что не случайное стечение обстоятельств, а именно осмысления всего, что случилось, разрешают конфликт. Развязкой драмы является беседа между Норой и Хельмером — первая за все их супружеская жизнь, в которой Нора делает настоящий анализ их отношений. И Нора, и Хельмер, и вся их жизнь появляются в этой беседе совсем по-новому — и именно этот новый взгляд предоставляет такой драматизм заключительной сцене «Кукольного дома», которую современники обвиняли как слишком холодную и рассчетливую.

 

Герои Ибсена — не воплощение только определенных идей автора. Им свойственны все человеческие страсти, присущее все, что делает человека человеком. Этим Ибсен отличался от многих писателей конца ХІХ века, которые не верили в возможности человеческого ума, в его способность контролировать поведение человека. В пьесах Ибсена именно ум, способность осмыслить действительность дают герою возможность изменить свою судьбу. А когда человек не находит в себе силу превратить мысль, он жестоко расплачивается за это. «Кукольный дом», в котором живут Хельмер и Нора, разрушился, потому что герой не смог возвыситься над собственным эгоизмом, не смог преодолеть суеверия общества.

 

Новаторство Ибсена заключается в том, что драматург раскрыл новые возможности аналитической композиции, наполнил их новым содержанием. Важную роль играл в этом язык автора. Каждая фраза, которая подается в тексте, подается лишь потому, что она действительно необходима — для осуществления одного или даже нескольких художественных заданий. Иногда в отдельных эпизодах появляются персонажи как будто излишне многословные, говорливые. Например, героиня «Кукольного дома» Нора во втором действии пьесы говорит намного больше, чем всегда. Но этот поток слов, иногда и в самом деле лишний, скрывает внутреннюю озабоченность героини, ее напряжение.

 

Интеллектуальные пьесы Ибсена требовали от зрителя особенного внимания до того, что и как говорят герои. Он использует многозначительные возможности слова. В пьесе «Кукольный дом» в отдельных отрезках текста содержатся скрытые указания на то, что уже случилось, или что должен случиться, хотя это еще непонятно даже самим героям. Иногда кажется, что герои просто говорят, а что-то принуждает очень внимательно вслушиваться в каждое слово, а с каждой фразой напряжения растет.

 

Эти творческие достижения Г. Ибсена нашли свое развитие в творчестве других мастеров слова, заложили фундаменты новой драматургии нового театра ХХ века.

 

Название «Кукольный дом» не случайно. Хотя вначале Ибсен назвал пьесу «Нора» - по имени главной героини – впоследствии пьеса была им переименована в «Кукольный дом». Это название имеет символический характер, оно символизирует, по моему мнению, хрупкость, зыбкость семейного счастья во многих семьях. Я считаю, что, дав пьесе такое название, Генрик Ибсен хотел подчеркнуть нереальность счастья, его неестественность там, где счастья по определению быть не может. Откуда взяться счастью в семье, которая на глазах распадается, и зачем пытаться сохранить то, чего уже не вернешь. Люди как куклы: "Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома была папиной куколкой-дочкой. А дети были уж моими куклами".

46. Англійський реалістичний роман. Проаналізуйте роман Д. Голсуорсі. «Власник» (проблематика твору, тема форсайтизму у творчості письменника).

Реалистический роман в Англии представлен творчеством двух крупнейших прозаиков, Чарлза Диккенса и Уильяма Теккерея. Это писатели-викторианцы, воплотившие в своих произведениях характерные черты викторианской литературы. Она названа по времени правления королевы Виктории, при которой английская культура приобрела ряд специфических буржуазных черт. Идеологическим основанием викторианства стал сплав утилитаризма и евангелизма. Утилитаризм превыше всего ставит принцип полезности, отождествляет счастье с материальным богатством, выгодой. Евангелизм отличает недоверие к чувственной стороне жизни и природы человека, призыв к подавлению всех естественных начал, боязнь любых наслаждений, искусства в том числе. Герой английского романа — более средний, заурядный человек, не сжигаемый внутренними страстями, не бросающий вызов обществу, а желающий вписаться в существующее общественное устройство как можно более безболезненно. Поэтому, описывая процессы взросления и изменения личности, викторианские романисты чаще прибегали к жанровым образцам романа воспитания — это жанр по природе оптимистический, показывающий рост человека, обретение им жизненного опыта и места в жизни. Вообще дети и подростки впервые становятся героями литературных произведений начиная с романтической эпохи, но в литературе реализма возрастает внимание к детству как к особой формирующей эпохе человеческой жизни.

На фоне большинства тех романов, которые выходили в Англии в начале XX века, "Собственник" выделился остротой поставленной в нем проблемы. Есть все основания считать, что роман "Собственник" - высшее творческое достижение Голсуорси. Многое в "Собственнике" помогает понять особенности творчества Голсуорси. Показав в этом романе семью Форсайтов в период ее расцвета (80-е годы прошлого века), писатель через нее дал представление о целом классе, по чьим законам идет жизнь в стране. Форсайты - финансисты, рантье, члены акционерных обществ - принадлежат к эпохе империализма, когда Англия, после утраты своей промышленной монополии, стала вывозить накопленные капиталы в отсталые страны. Они потомки английских буржуа времен славы Англии - "мастерской мира". Их портреты могли бы занять место в галерее, где выделяются такие образы Диккенса, как владелец торгового дома Домби, как фабрикант Баундерби. Но в романе Голсуорси мы, пожалуй, впервые в английской литературе находим такой глубокий, последовательный анализ собственнической психологии, проявляющейся во всем, начиная от взгляда Форсайтов на колонии Британской империи и кончая их отношением к своему меню. Автор находит наиболее выразительные средства для раскрытия форсайтизма как распространенного социального явления (Голсуорси подчеркивает, что форсайтизм не ограничивается рамками одной семьи, что Форсайтов множество). Он добивается органического единства между исчерпывающим, можно сказать, научным анализом форсайтизма как характерного явления английской действительности и образным выражением его сущности. Критерий денежной оценки, соответствующий строю мыслей Форсайтов, кладется в основу всех авторских определений форсайтизма. Критерий денежной оценки играет роль и в отношениях между братьями; здесь он связан с законом конкуренции, которая царит внутри форсайтского клана, как и в буржуазном обществе в целом. Каждый из шести братьев Форсайтов опасается, что кто-то из пяти остальных "стоит" больше, чем он сам. "Ничего даром, а за пенни самую малость". Этот девиз получает выразительное подтверждение в конце романа. Маленький Публиус, внук Джемса, подал нищему фальшивую монетку, и под влиянием этого известия удрученный заботами Джемс просветлел. Основная мысль Голсуорси - собственническая философия противоречит всему истинно человеческому - становится особенно ясной, когда он рисует мир природы. Движение и яркость красок отличают ее от мертвенности застывшего существования Форсайтов. Голсуорси смог увидеть в семейной драме социальное ее значение. Вместе с тем в изображении этой драмы, как и в блестящем воплощении форсайтизма в живых образах, чувствуется, что писатель знал форсайтский мир "изнутри". Биографические данные говорят о том, что к этому миру принадлежала и семья, в которой вырос Голсуорси.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.006 с.)