Охарактеризуйте жанр оповідання в російській прозі початку ХХ ст. (А. Чехов, І. Бунін, О. Купрін). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охарактеризуйте жанр оповідання в російській прозі початку ХХ ст. (А. Чехов, І. Бунін, О. Купрін).



. Рассказ. Чехов, Бунин, АндреевЭпические и лирические произведения разделяются на крупные и малые жанры в большей степени по объему. К крупным относятся эпопея, роман, поэма, к малым - повесть, рассказ, басня, песня, сонет и т.д.Если повесть, согласно Белинскому, - это "листок из книги жизни", то, пользуясь его метафорой, можно образно определить роман с жанровой точки зрения как "главу из книги жизни", а рассказ - как "строку из книги жизни".Малые эпические жанры, к которым относится рассказ - это "интенсивная" по содержанию проза: у писателя ввиду небольшого объема нет возможности "растекаться мыслию по древу", увлекаться подробными описаниями, перечислениями, воспроизводить большое количество событий в деталях, а сказать читателю зачастую нужно очень много.Для рассказа характерны следующие черты:

небольшой объем;

в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;

малое число персонажей: как правило один-два центральных героя;

автору интересна какая-то определенная тема;

решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются "производными" от главного.

РАССКАЗ - это небольшое прозаическое произведение с одним или двумя основными героями, посвященное изображению какого-то одного события. Несколько объемнее повесть, но разницу между рассказом и повестью не всегда удается уловить: произведение А.Чехова "Дуэль" некоторые называют небольшой повестью, а некоторые - большим рассказом. Важно следующее: как писал в начале ХХ века критик Е.Аничков, "в центре рассказов стоит именно личность человека, а не целая группа людей".

Расцвет русской малой прозы начинается в 20-е годы XIX века, который дал прекрасные образцы малой эпической прозы, ХХ век также не остался в долгу - и появляются рассказы И.Бунина, А.Куприна, М.Зощенко, Теффи, А.Аверченко, М.Булгакова… Даже такие признанные лирики, как А.Блок, Н.Гумилев, М.Цветаева "унизились до презренной прозы", говоря словами Пушкина. Можно утверждать, что на рубеже XIX-ХХ веков малый жанр эпики занял ведущее положение в русской литературе.

Форма рассказа лаконична, а сюжет подчас незамысловат и касается, на первый взгляд, простых, как говорил Л.Толстой, "натуральных" отношений: сложной цепи событий в рассказе просто негде развернуться. Но в том-то и состоит задача писателя, чтобы в малое пространство текста заключить серьезный и нередко неисчерпаемый предмет разговора.

Изображение повседневной жизни человека, лишенной внешних бурь и потрясений, но в рутине заставляющей человека вечно ждать никогда не наступающего счастья, стало сквозной темой рассказов А.Чехова, определившей дальнейшее развитие русской малой прозы.

Исторические потрясения, безусловно, диктуют художнику иные темы и сюжеты. М.Шолохов в цикле донских рассказов говорит о страшных и прекрасных человеческих судьбах в годину революционных потрясений. Но дело тут не столько в самой революции, сколько в вечной проблеме борьбы человека с самим собой, в вечной трагедии крушения старого привычного мира, которую многократно переживало человечество.

Чехов и традиции русской литературы

В тяжелое для России время в периодике появляются рассказики Антоши Чехонте. Чехов не случайно начинает с легких жанров. Он не ищет своего читателя, он знает публику и к ней обращается в своих непритязательных юморесках. Неслучайны и его многочисленные псевдонимы: Человек без селезенки, Антоша Чехонте. Это мягкий домашний юмор, не претендующий ни на что, кроме шутки, вызывающий улыбку - и только. И темы его ранних рассказов просты и неприхотливы: он высмеивает чрезмерное чинопочитание, глупую напыщенность... Но вот тут-то и кроется нечто неожиданное: темы рассказиков Антоши Чехонте - осмысление знакомых нам центральных проблем русской литературы. Вспомним "Смерть чиновника". Герой, случайно чихнувший на лысину "чужого генерала", извинялся-извинялся, да и "помер". А ведь это - чеховское преломление темы "маленького человека". Предметом интереса и художественного осмысления Чехова становится новый пласт жизни, неведомый русской литературе. Он открывает читателю жизнь обыденную, каждодневную, знакомую всем череду рутинных бытовых дел и соображений, проходящую мимо сознания большинства: она служит лишь фоном для действительно решающих, экстраординарных событий и свершений. Но личность творят не эти переломные моменты бытия (в обычной судьбе их не наберется больше трех-пяти...), а та самая каждодневная рутина, жизнь как она есть. И Чехов стремится обратить внимание читателя на дни и часы его маленького обывательского существования, осмыслить их, начать жить осознанно.

Всякий кусок жизни со всеми своими запахами, красками, звуками, формами неотразимо привлекал к себе Чехова, - будет ли то человек, или птица, или морская волна, или облако, и для него было истинным счастьем запечатлевать эти образы в слове, ибо каждый из них был дорог ему как находка, как подарок, как обогащение души.

И не было в окружающей жизни самой ничтожной и мелкой детали, которою вздумалось бы ему пренебречь.

Предметом исследования Чехова стал внутренний мир человека.

Жизнь и творчество И. А. Бунина

В своих "Автобиографических заметках" Бунин пишет: "Мать и дворовыелюбили рассказывать, - от них я много наслышался и песен, и рассказов... Имже я обязан и первыми познаниями в языке, - нашем богатейшем языке, вкотором, благодаря географическим и историческим условиям, слилось ипретворилось столько наречий и говоров чуть не со всех концов Руси". Первая книга Бунина - "Стихотворения 1887 - 1891 гг." вышла в 1891 году вОрле, в качестве приложения к "Орловскому вестнику". Как вспоминает сам поэт,это была книга "чисто юношеских, не в меру интимных" стихов. Лев Толстой для Бунина - высшее воплощение художественного мастерства инравственного достоинства. Иван Алексеевич буквально наизусть знал целыестраницы его произведений и всю жизнь преклонялся перед величием талантаТолстого. Итогом такого отношения стала позже глубокая, многоаспектная книгаБунина "Освобождение Толстого" (Париж, 1937).Говоря о творчестве Бунина, следует особо отметить, что он был блестящимпереводчиком. Первая книга рассказов Бунина "На край света" вышла в 1897 году "среди почтиединодушных похвал". В 1898 году выходит стихотворный сборник "Под открытымнебом". Поэзия И. Бунина завоевала особое место в истории русской литературыблагодаря многим, только ей присущим достоинствам. Певец русской природы,мастер философской и любовной лирики, Бунин продолжал классические традиции,открывая неизведанные возможности "традиционного" стиха. Бунин активноразвивал достижения золотого века" русской поэзии, никогда не отрываясь отнациональной почвы, оставаясь русским, самобытным поэтом.В начале творчества для бунинской поэзии наиболее характерна пейзажнаялирика, обладающая удивительной конкретностью, точностью обозначений. Бунина интересует какотечественная история с ее легендами, сказками, преданиями, так и истокиисчезнувших цивилизаций, древний Восток, античная Греция, раннеехристианство. Библия и Коран - любимое чтение поэта в этот период. И все этонаходит свое воплощение в поэзии и в прозе писать Философская лирикапроникает в пейзажную и преображает ее. По своему эмоциональному настроениюлюбовная лирика Бунина трагедийна.Сам И. Бунин считал себя, прежде всего поэтом, а уж потом прозаиком. И впрозе Бунин оставался поэтом. Рассказ "Антоновские яблоки" (1900) яркое томуподтверждение. Этот рассказ - "стихотворение в прозе" о русской природе.

Великий русский писатель Леонид Андреев

Леонид Андреев родился в 1871 году 9 августа в городе Орел на улице второй Пушкарной. Опубликовав в 1901 году свою первую книгу рассказов, Андреев стал в русской литературе писателем-прозаиком. В книгу вошли такие произведения, как Большой шлем, Молчание, Жили-были, Ложь, Маленький ангел. Леонид Андреев превратился в одного из наиболее спорных писателей страны. Андреев вызывающе обосабливался ото всех существовавших в то время течений литературы с каждым годом и каждым новым своим произведением. «Позже он спросит — Я кто?. — для реалистов — символист, а для декадентов - реалист».

Твердость своего характера (также как и тягу к алкоголю) Леонид Андреев объяснял отцовской наследственностью, в то время как свои собственные творческие способности всецело относил к линии матери. Анастасия Николаевна была простой и малообразованой. Она очень любила к детей. Стоит отметить, что у нее была такая страсть к различным выдумкам, что никто не мог отделить быль от небылиц в ее рассказах.

Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции. Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи повешенных»). В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну 1905 г.). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил.

Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.009 с.)