Охарактеризуйте реалізм як художній метод та літературний напрям. Висвітлить основні естетичні принципи, своєрідність жанрової системи. Покажіть специфіку французького реалізму. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охарактеризуйте реалізм як художній метод та літературний напрям. Висвітлить основні естетичні принципи, своєрідність жанрової системи. Покажіть специфіку французького реалізму.



Охарактеризуйте «об’єктивний метод» Г. Флобера. Розкрийте конфлікт між ілюзією та реальністю в романі Г. Флобера «Пані Боварі».

Флобер был воспитан на творениях Ф.Шатобриана и В.Гюго и тяготел к романтическому способу изображения. Всю свою жизнь он стремился подавить в себе лирико-романтическое начало ради максимально объективного изображения повседневной реальности. Рано начав писать, он вскоре осознал в себе конфликт между поставленной целью и склонностями своей натуры. Первый из его опубликованных романов – Госпожа Бовари(1857г.).

 

Великое творение литературы, Госпожа Бовари обозначила поворотный пункт в развитии современного романа. Флобер работал над каждым предложением в поисках знаменитого «правильного слова». Его интерес к форме романа, успешно реализованный в уникальной структуре Госпожи Бовари, оказал сильнейшее влияние на последующих писателей, поставивших своей целью создание новых форм и технических приемов. Главной темой Госпожи Бовари стал извечный конфликт между иллюзией и реальностью, между жизнью придуманной и подлинной. Для раскрытия этой темы Флобер использовал не героические порывы благородной личности, а жалкие мечты заурядной мещанки. Эмма Бовари – любимая героиня автора. Он неоднократно заявлял, что «Бовари – это я сам».

 

Сюжет романа взят из жизни. В основе его лежала драма, разгоревшейся в семье врача Деламара с окрестностей Руана, после смерти первой жены предложил руку и сердце молодой и очаровательной дочери соседа - крестьянина. Красавица оказалась девушкой с большими запросами. Муж ей вскоре надоел, и она завела любовников. Потратив большую сумму денег на наряды и украшения, она наделала долгов и отравилась. Позже окончил жизнь самоубийством и человек. Этот сюжет почти без изменений лег в основу романа «Госпожа Бовари».Флобер с невиданной силой и драматизмом раскрыл конфликт между мечтой и реальностью, с которыми рано или поздно приходится столкнуться всем людям.По своим жанровым признакам «Госпожа Бовари» приближен к социально-психологического романа. Перед читателем предстал мир обывателей, людей ограниченных, самодовольных, вульгарных. Перед читателем предстал полный набор типов, характерных для того времени и места: врач, аптекарь, лавочник, нотариус, владелица сельского отеля, священник, фермер и др.. их жизнь заполнена мелочными делами, интересами и заботами, лишенное каких-либо проблесков духовности. Это среда представлена ​​немногочисленными, но точно избранными личностями, которые в совокупности дали полную «бытовую картину провинции».Все герои романа «Госпожа Бовари» выдуманы автором. Действие происходило в вымышленных типичных городах, из которых подробно описано только одно - Понвиль. В споре о содержании и форме Флобер предпочитал форме: «Нет ни плохих, ни хороших сюжетов. Качество произведения зависит не от сюжета, а от его выполнения». Писатель поднял канонические правила построения сюжета: экспозиция романа почти вдвое больше основное действие. Главная героиня трижды проходила путь от вызревания мечты к ее краху: она создала представление о некоем идеальном мире, искала его вокруг себя и не могла найти. Острое разочарование разбило ее сердце, стало причиной отвращения к жизни. Этот негативный урок ничего ее не научил: Эммы душа снова начала жить иллюзиями, которые обречены на гибель под давлением вульгарной реальности.

 

Тема романа: вульгарно-обыденная жизнь французской провинции.

 

Идея: протест против эгоизма, бездуховности, черствения; утверждение моральных и духовных ценностей человека.

 

Автор поднял вечный конфликт между реальным и идеальным и мастерски отразил внутренний мир героини. Разрыв между реальностью и иллюзией, жизнь в самообману, желание представить себя другим, чем она была на самом деле, стали причинами трагического финала. Это явление оказалось настолько типичным, что впоследствии получило название «боваризм». Флобер психологически мотивировал каждый поступок персонажей, отказавшись от характерного для раннего реализма изображения господствующей страсти.

 

!!!!: кризис романтической мечты: ничтожность мечтаний героини (мечта ее пошлая: о блестящих паркетах, зеркальных салонах, красивых платьях). Трагика романа в том, что Флобер не находит в действительности ничего, что могло бы противостоять разоблаченной им мечте. Он показывает, как эта мечта в современных условиях смешна, несостоятельна и пуста.

7. Охарактеризуйте новелістику П. Меріме. Проаналізуйте основні тематичні групи новел. Новели «Таманго», «Кармен».

 

Охарактеризуйте французьку поезію 50-70-х рр. Літературна група «Парнас». Поясніть тезу «мистецтво заради мистецтва». Дайте огляд тем, ідей, образів.

Парнас - группа французских поэтов в 1850-60-е гг.: Ш.Леконт де Лиль, Ж. М. Эредиа, Ф. А. Сюлли-Прюдом и др. (название утвердилось в 1866, после выхода их сборника ""Современный Парнас""); декларировала ""искусство для искусства"", ""бесстрастную"" поэзию прекрасных форм, изысканность поэтического языка.

 

Революция прошла по многим странам Европы: Германия, Италия, Франция, Венгрия. Вера в гуманистическое будущее и в прогресс обвалилась с крахом революции. Установился режим буржуазной пошлости, общей стагнации. В тот момент надо было создать видимость процветания и успеха. Так появилось чистое искусство. За ним – декаданс, парнасская группа (Готье, Лиль, Бодлер).

 

Теория чистого искусства – отрицание всякой полезности искусства. Прославление принципа «искусства для искусства». У искусства одна цель – служение красоте. Искусство теперь – способ ухода от мира, чистое искусство не вмешивается в общественные отношения. Триединство истины, добра, красоты – теория чистого искусства. Теория чистого искусства возникает как форма бегства от ненавистной действительности. Теоретики чистого искусства также стремятся к эпатажу (высказать себя, шокировать).

 

Возникает пантеизм – многоверие, много героев, мнений, мыслей. История и естествознание становятся музами современной эпохи. Пантеизм у Флобера – современный каскад: томление духа он объяснил состоянием общества. «Мы стоим чего-то только благодаря своим страданиям». Эмма Бовари – символ эпохи, символ пошлой современности.

 

Эти годы обогатили западно-европейский реалистический роман принципиально новым психологизмом.Реализм в эти годы приходит к своему апогею - к законченности.

 

Необходимо было утвердить собственно человека и развенчать романтического героя.

Термінологічний мінімум

Акмеїзм, антитеза, драматичний конфлікт, еволюція, експериментальний роман, естетизм, естетика, естетичний ідеал, імпресіонізм, інтертекст, жанр, історизм, контекст, контраст, ліричний герой, літературний напрямок, літературна традиція, міф, модернізм, нарис, народність, натуралізм, неоромантизм, «нова драма», новаторство, новела, реалізм, символ, символізм, «срібна доба», персонаж, поетика, поліфонічний роман, постромантизм, психологізм, типізація, тип, творчий метод, «чисте мистецтво», цикл творів, фрагментарність, футуризм, художній образ, художній світ.

 

Охарактеризуйте реалізм як художній метод та літературний напрям. Висвітлить основні естетичні принципи, своєрідність жанрової системи. Покажіть специфіку французького реалізму.

Реализм (от лат. realis - вещественный) - художественный метод в искусстве и литературе. Само представление о реализме менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности. В центре внимания реализма находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни. При этом, изображая эти закономерности, реализм не отрывается от реальной почвы, с набольшей полнотой отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни, выполняет познавательные задачи.

Формирование реализма как художественной системы в европейских литературах принято связывать с эпохой Ренессанса (Возрождения). Новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность церковной проповеди, нашло отражение в лирике Федерико Петрарки, романах Франсуа Рабле ("Гаргантюа и Пантагрюэль"), в трагедиях и комедиях Уильяма Шекспира. После того как средневековые церковники веками проповедовали, что человек - это "сосуд греха", и призывали к смирению, литература и искусство Возрождения прославили человека как высшее создание природы, стремились раскрыть красоту его физическую и духовную и умственную красоту. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет, король Лир), поэтизация человеческой личности, способность ее к большому чувству (как в "Ромео и Джульетте") и одновременно высокий накал трагического конфликта, когда изображается столкновение личности с противостоящими ей силами.

Следующий этап в развитии реализма - просветительский (Просвещение), когда западная литература становится орудием непосредственной подготовки буржуазно-демократической революции. В 18 веке в Европе складывается и так называемый просветительский реализм, теоретиками которого были Дени Дидро (теоретическая работа "О драматической литературе") во Франции и Г.Лессинг ("Гамбургская драматургия") в Германии. Мировое значение приобрел английский реалистический роман, основоположником которого явился Даниэль Дефо ("Робинзон Крузо", 1719). В литературе Просвещения выступил демократический герой (Фигаро в трилогии П.Бомарше, образы крестьян у А.Н.Радищева в "Путешествии из Петербурга в Москву"). Просветители все явления общественной жизни и поступки людей оценивали как разумные или неразумные (а неразумное они видели прежде всего во всех старых феодальных порядках и обычаях). Из этого они исходили и в изображении человеческого характера: их положительные герои - это прежде всего воплощение разума, отрицательные - отступление от нормы, порождение неразумия и старых феодальных порядков. Реализм Просвещения часто допускал условность обстоятельств, поведения героев.

Новый тип реализма складывается в 19 веке. Это критический реализм. Он существенно отличается и от ренессансного, и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и О.Бальзака во Франции, Ч.Диккенса, У Теккерея в Англии, в России - А.С.Пушкина ("Капитанкая дочка"), Н.В.Гоголя ("Мертвые души", "Ревизор"), И.С.Тургенева ("Записки охотнка"), Ф.М.Достоевского ("Братья Карамазовы", "Преступление и наказание"), Л.Н.Толстого ("Воскресенье", "Война и мир"), А.П.Чехова Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм поэтому одновременно становится психологическим. (рассказы, пьесы).

Черты Р:

1) Правдивое изображение существующего строя.

2) Объект изображения в твор. реалистов – челов. жизнь во всех ее проявлениях.

3) Героями стали обыкновенные люди (заурядные личности). Демократизация героя – характерный признак Р. Для Р прекрасное не предмет, а цель искусства. Реал.герой – типичный герой в типичных обстоятельствах.

4) Психологизм – раскрытие внутреннего состояния человека.

 

• Принципы. рационализм, рациоцентричний психологизм (отождествление психики и сознания, недооценка подсознательных процессов);

• правдивое, конкретно-историческое, всестороннее изображение типичных событий и характеров в типических обстоятельствах при правдивости деталей;

• принцип точного соответствия реальной действительности осознается как критерий художественности, как сама художественность;

• характер и поступки героя объясняются его социальным происхождением и положением, условиями повседневной жизни;

• конфликтность (драматизация) как сюжетно-композиционный способ формирования художественной правды;

• свободная построение произведений;

• превалирование (преимущество) эпических, прозаических жанров в литературе, ослабление лирического струи искусства;

• решение проблем на основе общечеловеческих ценностей.

Реалистической литературе присущ определенный тип автора. Автор - это всегда определенный взгляд на изображаемое, концепция изображаемого, выражением которой является художественное произведение.

Жанры. Как и любой другой художественный метод, реализм предложил свою систему жанров, выбор которых зависит от творческих установок и правил, которые придерживались его представители.

1. Песня - один из самых популярных лирических жанров. Среди мастеров - французский поэт П. Ж. Беранже (1780-1857), российские поэты А. В. Кольцов (1809-1842), Н. А. Некрасов (1821-1877), М. П. Огарев (1813-1877).

2. Памфлет - художественно-публицистический жанр злободневно-сатирического направления. Наиболее известными памфлетист свое время были французы П. Л. Курье (1772-1825) и К. Тиль (1801-1841).

3. Нарис. Этот жанр развивался в нескольких разновидностях. Наиболее распространенные из них - бытовые, портретные, путевые очерки и так называемые «физиологии». В физиологических очерках подробно исследуются и отражаются социальные явления, или социальные типы, на которых локализованы внимание автора. Среди самых известных - произведения О. Бальзака «гризетка» (1831), «Банкир» (1831), «Провинциал» (1831), «Монография о рантье» (1844), «История и физиология французских бульваров» (1844), альманах «Физиология Петербурга», который вышел под редакцией Н. А. Некрасова в 1845

4. Социальный (социально-психологический, или социально-бытовой) роман (или повесть). Романы и повести Ф. Стендаля, Г. Флобера, О. Бальзака, Диккенса, Толстого, Достоевского и др.

5. Рассказ. «Записки охотника» И. С. Тургенева, «После бала» Л. Н. Толстого и др.

Реализм развился во Франции параллельно с романтизмом. Различные направления не отрицали, а взаимно обогащали друг друга. Писатели использовали достижения романтиков, которые открыли явление колорита (неповторимости). Они передавали специфические черты, которые были присущи определенной социальной персоне и месту ее проживания. Некоторые моменты перешли к классическому французского реализма с классицистической наследия. Например, характерная для классической трагедии борьба между двумя страстями. В Стендаля душа Сореля разрывается между честолюбием и любовью; у Бальзака - в душе Растиньяка происходит конфликт между моральным долгом и честолюбием. Некоторые характеры Бальзака есть построенными по принципу доминанты одной страсти (классицистический закон однолинейного характера). Например, у Гобсека - это накопление, у отца Горио - отцовство. Но реалистический характер, безусловно, является более богатым, чем классицистический. Литература революционной эпохи была направлена на анализ общества. "Поэтическим правосудием" занимались и романтики, и реалисты.

Р. во Франции условно имеет 3 этапа:

1) Творчество Стендаля – начало 19в. – 30-40-ее гг. - под реализмом подразумевается воспроизведение различных явлений природы;

2) Творчество Бальзака – период реставрации шольской монархии - установка изображения современной жизни, основанное не только на воображении, но и на непосредственном наблюдении

3) Творчество Флобера – 50-60-ее гг. 19в. - окончательный разрыв с романтической традицией. На смену ярким индивидуальностям героев реалистического романа 30-40-х годов приходят обыкновенные, мало чем примечательные люди.

Черты: 1) анализ жизни, 2) утверждается принцип типизации 3) принцип циклизации 4)ориентация на науку 5)проявление психологизма. Ведущий жанр – роман.

2. Охарактеризуйте естетичні принципи Ф. Стендаля («Расін і Шекспір»). Італійська тема у новелі «Ваніна Ваніні».

3. Розкрийте проблематику й образну систему роману Стендаля «Червоне і чорне». Поясніть смисл назви.

4. Життя і творчість О. де Бальзака. «Людська комедія» – задум та його реалізація. Художня єдність циклу. Розкрийте художню своєрідність повісті «Гобсек». Покажіть владу золота й уособлення її філософії в образі лихваря Гобсека.

5. Проілюструйте зображення занепаду родини та людської особистості в світі власників в романі О. де Бальзака «Батько Горіо».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.025 с.)