Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История мировой (зарубежной) литературы.

Поиск

История мировой (зарубежной) литературы.

XX век.

Профиль подготовки

Отечественная филология;

Прикладная филология, Зарубежная филология

Курс 3 семестр 6

Составитель Г.В.Заломкина

2012/2013 уч. г.

1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Вид учебных занятий Количество часов
Всего часов аудиторных занятий 42
Лекции  
Практические занятия (семинары)  

 

Система оценки знаний

Экзаменационную оценку можно получить в результате работы в течение семестра в соответствии с количеством набранных студенткой/студентом баллов

 

Расчет количества баллов для получения экзаменационной оценки.

 

1. Посещение лекции: 1 балл. Всего 13 лекций.

Для получения оценки «5» необходимо набрать 11 балов, «4» – 10 баллов, «3» – 9 баллов.

 

2. Запись лекций.

Для получения оценки «5» необходимо набрать 10 баллов, «4» – 8 баллов, «3» – 6 баллов.

 

3. Посещение семинара: 1 балл. Всего 8 семинаров.

Для получения оценки «5» необходимо набрать 7 балов, «4» – 6 баллов, «3» – 5 баллов.

 

4. Работа на семинаре: от 3 до 5 баллов.

Для получения оценки «5» необходимо набрать 30 балов, «4» – 25 баллов, «3» – 15 баллов.

 

5. Выполнение контрольной работы: о т 3 до 5 баллов. Всего 5 контрольных.

Для получения оценки «5» необходимо набрать 25 баллов, «4» – 20 баллов, «3» – 15 баллов.

 

6. Письменная подготовка к практическому занятию: о т 3 до 5 баллов. Для получения оценки «5» необходимо набрать 30 баллов, «4» – 20 баллов, «3» – 10 баллов.

Письменная подготовка к практическому занятию подразумевает: 1) глоссарий; 2) выписки из статей и книг, предусмотренных для семинара (с указанием источника), которые помогут при ответе на вопросы семинара. Должен быть также текст изучаемого произведения в бумажной или электронной форме или выписки из него по плану семинара.

 

7. Подготовка фильма. Для получения оценки «5» необходимо набрать 20 баллов, «4» – 15 баллов, «3» – 10 баллов.

8. Финальный тест – 50 вопросов разного уровня сложности.

Для получения оценки «5» необходимо набрать 80 баллов, «4» – 70 баллов, «3» – 52 балла

 

Итого:

Для получения оценки «5» необходимо набрать: 11+10+7+30+25+30+20+80= 213 баллов

Для получения оценки «4» необходимо набрать: 10+8+6+25+20+20+15+70=

Балла

Для получения оценки «3» необходимо набрать: 9+6+5+15+15+10+10+52=

Балла

Оценка, полученная по баллам за работу в семестре, не может быть повышена, она является одной из трёх, по которым будет выставляться итоговая оценка. Две другие получаются на экзамене – за ответ по теоретическому вопросу и опознавание текстов художественных произведений из списка для чтения (количество опознанных текстов = оценка). Если студент не набрал в течение семестра баллов на оценку «3», за работу в семестре выставляется оценка «2».

Принципы выставления итоговой оценки по трём (за какой аспект какая, значения не имеет):

5;5;5 – «отлично» 5;5;4 – «отлично» 5;5;3 – «хорошо»
5;4;4 – «хорошо» 5;4;3 – «хорошо» 5;3;3 – «хорошо»
5;5;2 – «хорошо» 5;4;2 – «хорошо» 5;3;2 - «удовл.»
5;2;2 – «удовл.» 4;4;4 – «хорошо» 4;4;3 – «хорошо»
4;3;3 – «удовл.» 4;4;2 – «удовл.» 4;3;2 – «удовл.»
4;2;2; – «неудловл.» 3;3;2 – «неудловл.» 3;2;2 – «неудловл.» 2;2;2 – «неудловл.»

График контрольных работ

 

неделя Название произведений
II 1. Т.С.Элиот: Полые люди 2. Л. Пиранделло: Шесть персонажей в поисках автора.  
IV 1. А. Камю: Чума. 2. У. Фолкнер: Шум и ярость.
VI Дж. Джойс: Улисс.
VIII 1. Дж. Фаулз: Подруга французского лейтенанта. 2. Г. Гессе: Игра в бисер.
X 1. М. Павич: Хазарский словарь. 2. Т. Уильямс: Трамвай Желание.

График практических занятий

 

Номер занятия Тема практического занятия Тип занятия
  «Эпический» театр Бертольда Брехта: Жизнь Галилея. Добрый человек из Сычуаня. Трёхгрошовая опера. собеседование
  Прустовский тип романа: В поисках утраченного времени. коллоквиум
  Фантасмагория в модернизме: Ф. Кафка. Превращение. Процесс. конференция
  Антиутопия как предупреждение: Дж. Оруэлл. 1984. собеседование
  Итальянская поэзия модерна в контексте лирических поисков XX столетия: Ф. Маринетти, Э.Монтале, Дж. Унгаретти коллоквиум
  Возрождение мифа: Г. Гарсиа Маркес. Сто лет одиночества. коллоквиум
  Произведение из списка для чтения на выбор собеседование
  Показ фильмов  

 

 

Собеседование – индивидуальные ответы на вопросы по плану семинара, проводится по отдельности с одним-двумя студентами.

Коллоквиум – ответы на вопросы по плану семинара под руководством преподавателя, проводится со всеми студентами группы одновременно (самая традиционная форма).

Конференция предполагает развернутые ответы выбранных преподавателем студентов на один из вопросов семинара, затем – вопросы и комментарии слушателей к этому ответу.

Планы практических занятий

Внимание! В завершение каждого практического занятия необходимо предъявить для проверки письменные материалы подготовки к нему. Письменная подготовка к практическому занятию подразумевает: 1) глоссарий; 2) выписки из статей и книг, предусмотренных для семинара (с указанием источника), которые помогут при ответе на вопросы семинара. Минимальное количество использованных работ – 3, минимальный объем письменных материалов подготовки – 5 страниц. У студента должен быть текст изучаемого произведения в бумажной или электронной форме или выписки из него по плану семинара.

Практическое занятие 1

«Эпический» театр Бертольда Брехта:

Жизнь Галилея. Добрый человек из Сычуаня.

Собеседование

– индивидуальные ответы на вопросы по плану семинара, проводится по отдельности с одним-двумя студентами.

1. Основные задачи искусства и театра в концепции Б.Брехта. (По работам «Малый органон для театра» и «Теория эпического театра»).

1)Категории «критической позиции» и «продуктивности» в эстетике Брехта.

2) Противопоставление «аристотелевой» и «эпической» драмы.

3) Полемика с концепцией «перевоплощения» и принципы игры актеров.

4) Сущность «эффекта очуждения» и пути его достижения в театре Брехта.

2. Реализация положения теории эпического театра в пьесах Б.Брехта.

1)Жанровые особенности пьес в частности, что такое пьеса-парабола), эффект очуждения на уровне жанра.

2) Специфика и основания выбора места и времени действия. Национальные особенности в пьесах.

3) Черты притчи в «Добром человеке».

4) Эффект очуждения на уровне фабулы, на уровне персонажа.

5) Сущность двойственности центрального образа, способы её развертывания в каждой пьесе.

6) Новый тип героя в «Жизни Галилея». Учёный как человек, способный к диалектическому мышлению. Преступность чистой науки.

7) Социально-политическая актуальность пьес и их социально-философский смысл. Проблема личной отвественности.

 

1. Брехт Б. Добрый человек из Сычуани. Жизнь Галилея.

http://lib.ru/INPROZ/BREHT/breht3_3.txt

http://lib.ru/INPROZ/BREHT/breht2_5.txt

2. Брехт Б. Малый органон для театра. // Б.Брехт. О театре. М., 1960.

http://tafiz.ru/world_drams/breht/organon.htm

3. Бертольд Брехт. Теория эпического театра. http://lib.ru/INPROZ/BREHT/breht5_2_1.txt

4. Фрадкин И.М. Творческий путь Брехта-драматурга

http://lib.ru/INPROZ/BREHT/breht0_1.txt

5. Сурков Е. Путь к Брехту.

http://lib.ru/INPROZ/BREHT/breht0_2.txt

 

Глоссарий

1. Аристотелева драма

2. Критическая позиция (по Брехту)

3. Органон

4. Перевоплощение (по Брехту)

5. Пьеса-парабола

6. Эпическая драма

7. Эффект очуждения

Практическое занятие 2

Прустовский тип романа: В поисках утраченного времени.

В сторону Свана

Коллоквиум

– ответы на вопросы по плану семинара под руководством преподавателя, проводится со всеми студентами группы одновременно

(традиционная форма).

1. История создания романа «В поисках утраченного времени».

«Несвоевременная» культурная утончённость, эстетизм Пруста и пафос актуального прошлого.

Спор с объективистской концепцией искусства; необходимость опоры на «непроизвольную память»; новая концепция человека и мира.

2. Импрессионистические черты «Поисков»: категория впечатления, субъективизм, эстетизм, структура образа героя, особенности сюжета и композиции.

«Поиски» и традиция лирической прозы.

3. Реализация в романе метода «точки зрения».

Принцип построения романа исходя из точки зрения героя: сознание героя завладевает автором.

Перестройка хронотопа.

Особенности психологизма, «Поиски» и роман «потока сознания».

4. Жанровая архитектоника «романа утраченных иллюзий» у Пруста: внутренний мир героя и объективная практика, их ценностное соотношение.

Проблема «границы» героя и «границы» романного мира: «преодоление» границы между действительностью и художественным миром, объективным и субъективным в романе М. Пруста.

Образ человека в романе М. Пруста, проблема границ личности.

5. «Разыгрывание» в тексте романа структур романного мышления.

6. Знаки в романе Пруста и проблема «истины» (Ж.Делез).

7. Формы дефабулизации в романе

8. Проблема обретения времени.

9. Идея творчества.

Прустовская концепция искусства, художественного творчества и произведения.

Спор Пруста с биографическим толкованием искусства, с творческими принципами реализма XIX в.

10. Музыкальные образы в романе Пруста, музыкальная структура как принцип организации феноменальности.

Литература:

1. Марсель Пруст. В поисках утраченного времени: Книга I. В сторону Свана.

http://az.lib.ru/p/prust_m/text_0030.shtml

2. Пруст М. О вкусе. Художественное созерцание// Писатели Франции о литературе. М.: Прогресс, 1978. С.70-74.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4311322 или

http://mirknig.com/2013/01/10/pisateli-francii-o-literature.html

3. Бочаров С.Г. Пруст и «поток сознания»// Критический реализм XX века и модернизм. М.: «Наука», 1967. С.194-234.

4. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977. С.368-384.

http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ginzburg-o-psihologicheskoj-proze/index.htm

 

5. Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки. – СПб: «Алетейя», 1999.

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/del_mars/

6. Днепров В.Д. Искусство Марселя Пруста// ИЛ. 1973, №4. – С.194-203. (Или: Днепров В.Д. Психологический роман М. Пруста// Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. – Л.: «Сов. пис.», 1980. – С.385-431).

7. Моруа А. В поисках Марселя Пруста: Биография. СПб., 2000.

http://lib.rus.ec/b/315279

8. Ортега-и-Гассет Х. Время, расстояние и форма в искусстве Пруста// Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. С.176-186.

http://philosophy.ru/library/ortega/ortega_estetica.pdf

9. Женетт Ж. Пруст-палимпсест. Фиксация головокружения // Женетт Ж. Фигуры. Т.1. М., 1998.

http://www.niv.ru/doc/zhenett-raboty-po-poetike/index.htm

10. Де Ман П. Аллегории чтения. Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург, 1999. http://www.twirpx.com/file/512644/

или http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3352128

Глоссарий

1. Дефабулизация

2. Поток сознания

3. Архитектоника литературного произведения

4. Прустовский тип романа

5. Лирическая проза

6. Метод «точки зрения»

7. Структуры романного мышления

8. Хронотоп

 

Практическое занятие 3

Литература.

Кафка Ф. Процесс. http://lib.ru/KAFKA/process.txt

Кафка Ф. Превращение. http://www.kafka.ru/rasskasy/read/prewrashenie

Кафка Ф. Дневники. http://www.kafka.ru/dnevniki

Кафка Ф. Письмо к отцу. http://www.kafka.ru/dnevniki

Ландольфи Т. Отец Кафки// Ландольфи Т. Жена Гоголя и другие истории. Избранное. М.: «Аграф», 1999. С. 338 – 340. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/L/LANDOL%27FI_Tommazo/_Landol%27fi_T..html

Аннинский Л. Бытие-небытие Томмазо Ландольфи // Ландольфи Т. Жена Гоголя и другие истории. Избранное. О рассказе Кафки – с. 9.

Адорно Т. Заметки о Кафке// Кафка Ф. Процесс. – СПб.: Амфора, 2000. – (Серия Millennium). – С.297-331.

Беньямин В. Франц Кафка. М., 2000. http://www.kafka.ru/kritika/read/franz-kafka

Гессе Г. Франц Кафка// Гессе Г. Письма по кругу. – М.: Прогресс, 1987. – С.246-256.

Давид К. Франц Кафка. – Харьков; Ростов н/Д, 1998. – 384 с.

Затонский Д. Франц Кафка и проблемы модернизма. — М., 1972.

Зусман В.Г. Художественный мир Франца Кафки: малая проза. Нижний Новгород, 1996.

Карельский А. Лекция о творчестве Ф. Кафки // Иностранная литература. 1995, № 8.

Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки (в любом издании «Мифа о Сизифе»). http://www.kafka.ru/kritika/read/nadezhda-i-absurd

Манн Т. В честь поэта: Франц Кафка и его «Замок» // Кафка Ф. Замок. – СПб.: Амфора, 1999. – (Серия Millennium). – С.398-405.

Набоков В.В. Франц Кафка «Превращение»// Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. – М.: Независимая Газета, 1998. – С.325-364. (Или: ИЛ, 1997, №11. – С.214-233). http://www.kafka.ru/kritika/read/prevrashenie-fk

Подорога В.А. Франц Кафка. Конструкция сновидения// Подорога В.А. Выражение и смысл. – М.: Ad Marginem, 1995 – С.376-426.

Фромм Э. «Процесс» Франца Кафки// Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – С.292-298.

Глоссарий

1. Притча

2. Отчуждение

3. Фантасмагория

4. Абсурд

5. Экспрессионизм

Аллегория

Практическое занятие 4

Литература

Источники

1. Оруэлл Дж. 1984. http://www.lib.ru/ORWELL/r1984.txt

2. Замятин Е. Мы. http://az.lib.ru/z/zamjatin_e_i/text_0050.shtml

3. Набоков В. Под знаком незаконнорожденных. http://lib.ru/NABOKOW/bendsinister.txt

4. Хаксли О. О дивный новый мир. http://lib.ru/INOFANT/HAKSLI/mir.txt

5. Рэнд А. Атлант расправил плечи. http://lib.rus.ec/s/1869

6. Бредбери Р. 451 градус по Фаренгейту. http://lib.ru/INOFANT/BRADBURY/farengejt.txt

Статьи

1. Ланин Б. Анатомия литературной антиутопии // Общественные науки и современность. 1993. № 5. С. 154-163. http://ecsocman.hse.ru/ons/msg/198244.html

2. Ланин Б. Антиутопия в литературе русского зарубежья. http://netrover.narod.ru/lit3wave/1_5.htm

3. Геворкян Э. Чем вымощена дорога в рай?// Антиутопии XX века: Евгений Замятин, Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл.- М.: Кн. палата, 1989.- С. 5-12.

http://www.fandom.ru/about_fan/gevorkyan_2.htm

4. Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? М.: Худож. лит-ра, 1974. Глава IX. Фантастика, утопия, антиутопия.

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KAGARLICKIY_Yuliy_Iosifovich/_Kagarlickiy_Yu.I..html#05

5. Канетти Э. Масса и власть.

http://lib.ru/POLITOLOG/KANETTI/power.txt

6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt

7. Бердяев Н.А. Новое средневековье// Н.А. Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. – М.: «Искусство», 1994. – Т.1. С.406-485.

http://philosophy.ru/library/berd/midl.html

8. Оруэлл Дж. Литература и тоталитаризм// Оруэлл Дж. Скотный двор: Сказка, эссе. статьи, рецензии. – М.: Известия, 1989. – С.98-101. http://orwell.ru/library/articles/totalitarianism/russian/r_lat

9. Кузнецов С. 1994: юбилей неслучившегося года (К десятилетию «года Оруэлла»)// ИЛ, 1994, №11. – С.244-248. http://orwell.ru/a_life/kuznet/russian/r_kuznet

10. Оруэлл Дж. Рецензия на «Мы» Замятина// Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет. – М.: Прогресс, 1989. – С.306-309.

http://orwell.ru/library/reviews/zamyatin/russian/r_zamy

11. Рорти Р. Последний интеллектуал в Европе: Оруэлл о жестокости// Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность./ Пер. с англ. – М.: Русское феноменологическое общество, 1996. – С. 214-239.

http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5152/5161

 

Глоссарий

1. Антиутопия

2. Дистопия

3. Новояз

4. Социальная фантастика

5. Тоталитаризм

6. Утопия

Практическое занятие 5

Литература

Источники

1. Маринетти Ф. Т. Первый манифест футуризма. Технический манифест футуристической литературы // Называть вещи своими именами. С. 158-168. http://libelli.ru/works/marineti.htm

2. Маринетти Ф. Авиатор-футурист обращается к отцу своему, вулкану. Стихотворение находится в папке «Семинар по итальянской поэзии» на сайте zalomkina.fo.ru.

3. Маринетти Ф.Т. Битва у Триполи (26 октября 1911 г.), пережитая и воспетая Ф.Т.Маринетти. Б.м.: Salamandra P.V.V., 2010. Текст находится в папке «Семинар по итальянской поэзии» (файл MARINETTI.pdf) на сайте zalomkina.fo.ru

4. Монтале Э. Стихи. Пер. Е. Солоновича // Итальянская поэзия в русских переводах. М., 2002. С. 321 – 355. Тексты находятся в папке «Семинар по итальянской поэзии» на сайте zalomkina.fo.ru

5. Унгаретти Дж. Стихи. Пер. Е. Солоновича // Итальянская поэзия в русских переводах. М., 2002. С. 297 – 319. Тексты находятся в папке «Семинар по итальянской поэзии» на сайте zalomkina.fo.ru

Статьи

1. Давыдов Г. Маринетти, поэт, который хотел освободить мир

http://www.peremeny.ru/column/uinfo/vokzal/

2. Шершеневич В. Предисловие // Маринетти Ф.Т. Битва у Триполи. Б.м.: Salamandra P.V.V., 2010. С. 7 – 16.

3. Бродский И. В тени Данте (поэзия Эудженио Монтале). http://brodsky.ouc.ru/v-teni-dante-poeziya-eudzhenio-montale.html

4. Фридрих Г. Темнота, «герметизм», Унгаретти // Структура современной лирики.

http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/fridrih-struktura-liriki/temnota-germetizm-ungaretti.htm

5. Выставкина А. Герметизм в творчестве Джузеппе Унгаретти http://www.belpaese2000.narod.ru/Univer/Ricerca/Kurs/vystav.htm

 

Глоссарий

1. Авангард (в искусстве)

2. Герметическая поэзия (poesia ermetica)

3. Манифест

4. Поэтизация

5. Образ поэтический

6. Футуризм

7. Фрагментарность

Практическое занятие 6.

Литература

1. Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества.

http://royallib.ru/book/markes_gabriel/sto_let_odinochestva.html

http://lib.rus.ec/b/284411

http://www.e-reading-lib.org/book.php?book=77044

2. Дейнеко И. Поэтика магического реализма в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».

http://natapa.msk.ru/sborniki-pod-redaktsiey-n-t-pahsaryan/poetika-magicheskogo-realizma-v-romane-gabrielya-garsia-markesa-sto-let-odinochestva.html

3. Казанкова К. Фольклорно-мифологический характер сюжетно-композиционной основы романа «Сто лет одиночества». Пруденсио Агиляр и Мелькиадес // Фольклорно-мифологический аспект творчества Габриэля Гарсиа Маркеса (рассказы 1940—60-х гг., роман "Сто лет одиночества")

http://www.marquez-lib.ru/library/folklorno-mifologicheskiy-aspekt5.html

4. Чудесное и волшебное в романе Габриэля Гарсия Маркеса «Сто лет одиночества»

http://www.marquez-lib.ru/library/chudesnoe-i-volshebnoe.html

5. Симпсон Л. Смерть в «Ста годах одиночества»

http://www.marquez-lib.ru/library/smert-v-sta-godah-odinochestva.html

6. Осповат Л. Габриэль Гарсиа Маркес.

http://www.marquez-lib.ru/library/gabriel-garsia-markes.html

 

Глоссарий

1. Инцест

2. Магический реализм

3. Миф

4. Мифологическая структура

5. Отчуждение

6. Фантастическое

7. Циклическое время

Практическое занятие 7.

Показ фильмов

На данном занятии будут показаны фильмы, сделанные студентами. Необходимо самостоятельно сформулировать тему, связанную историей зарубежной литературы XX в. Фильм может представлять собой:

1) краткий рассказ о жизни и творчестве того или иного писателя;

2) научно-популярный рассказ о художественном произведении (произведениях) из списка для чтения: анализ, рассказ о реалиях и т.п.;

3) мультфильм, игровой фильм по произведению из списка для чтения;

4) видеомузыкальный клип, передающий настроение того или иного произведения из списка для чтения или творчества писателя в целом.

 

Продолжительность фильма – 10 мин. Формат – AVI. Группа для работы – не менее 3 человек.

 

По выбору тем можно посоветоваться со мной после лекции. Сформулированные темы высылать на адрес zalomki@yandex.ru

Список текстов для чтения

Л. Пиранделло. Шесть персонажей в поисках автора.

Б. Брехт. Новый органон для театра. Жизнь Галилея. Добрый человек из Сычуаня. Трехгрошовая опера.

Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка

М. Пруст. В поисках утраченного времени: Книга I. В сторону свана

Дж. Джойс. Улисс.

Г. Г. Маркес. Сто лет одиночества.

Ф. Кафка. Превращение. Процесс.

У. Эко. Имя розы. Заметки на полях “Имени Розы”.

К. Воннегут. Бойня № 5.

Дж. Оруэлл. 1984.

А. Камю. Чума. Миф о Сизифе.

Ж. П. Сартр. Мухи. Экзистенциализм – это гуманизм.

Х. Кортасар. Игра в классики.

Х. Л. Борхес. Сад расходящихся тропок. Вавилонская библиотека. Тлён, Укбар, Орбис Терциус. Фунес, чудо памяти (Фунес помнщий). Пьер Менар, автор «Дон Кихота».

Стихи и поэмы: Г. Тракль, Г. Аполлинер, П. Валери, П. Элюар, Л. Арагон, П. Пикассо, Ф. Маринетти, Э.Монтале, Дж. Унгаретти, Э. Паунд, Т.С. Элиот, Ф. Г. Лорка.

Дж. Фаулз. Подруга французского лейтенанта.

Дж. Конрад. Лорд Джим.

А. Арто. Театр и чума. Театр и жестокость. Театр жестокости

Ю. О’Нил. Любовь под вязами

Т. Манн. Волшебная гора.

Т. Уильямс. Трамвай Желание.

Э. Ионеско. Лысая певица.

Г. Гессе. Игра в бисер.

Ф. Дюрренматт. Физики.

Ж. Жене. Служанки.

А. Миллер. Смерть коммивояжера.

М. Павич. Хазарский словарь.

С. Мрожек. Стриптиз.

А. Жид. Фальшивомонетчики.

Р. Музиль. Человек без свойств

А. Деблин. Берлин, Александерплатц.

Г. Миллер. Тропик Рака.

М. Фриш. Назову себя Гантенбайн.

Дж. Стейнбек. Гроздья гнева.

Г. Белль. Глазами клоуна

У. Фолкнер. Шум и ярость.

Дж. Апдайк. Кентавр.

Э. Хемингуэй. Прощай, оружие!

Э. М. Ремарк. На западном фронте без перемен.

Д. Осборн. Оглянись во гневе.

Г. Грасс Жестяной барабан.

Э. Олби. Кто боится Вирджинии Вулф?

Т. Стоппард. Розенкранц и Гильденстерн.

П. Зюскинд. Парфюмер.

Ф. С. Фицджеральд. Великий Гэтсби.

Л. Ф. Селин. Путешествие на край ночи.

В. Вулф. Миссис Дэллоуэй.

Д. Г. Лоуренс. Любовник леди Чаттерлей.

Дж. Д. Сэлинджер. Над пропастью во ржи.

С. Беккет. В ожидании Годо.

О. Хаксли. О, дивный новый мир!

Вопросы к экзамену

1. Проблематизация смысла человеческого существования в начале XX в.: социально-исторические и психологические истоки, влияние на литературу, проявления на уровне строения художественного образа.

2. Модернизм в литературе XX в.: сущность явления, представители.

3. Проблема языка в литературе ХХ века: нравственно-психологический и эстетический смыслы.

4. Крушение ценностных систем в XX веке и его влияние на литературу.

5. Разъединение элементов в структуре художественного образа.

6. Понятие хаоса в западной культуре ХХ века и реализация его на поэтологическом уровне.

7. Абсурд в литературе, искусстве и философии XX в. Абсурд у экзистенциалистов.

8. Экзистенциализм в литературе XX в.: сущность явления, представители.

9. Метод «точки зрения»: культурно-исторический и эстетический смысл. Отличия «точки зрения» в литературах XIX и XX вв.

10. Проблема «масса и личность» в культуре ХХ века.

11. Дадаизм как художественная практика.

12. Прустовский тип романа.

13. Эпический театр Б.Брехта.

14. Поэтика Ф. Кафки.

15. Проблема «отчуждения» в культуре ХХ века.

16. Сущность проблемы «аутентичности художественного высказывания». Пути решения в литературе XX в.

17. Метод «потока сознания».

18. Поэтологический роман.

19. Жанр антиутопии.

20. Мифологизм в литературе XX в.

21. Футуризм и герметизм в поэзии XX в.

22. Имажизм и сюрреализм в поэзии XX в.

23. Роман авторского сюжета.

24. Вчуствование и субъективация, абстрагирование и объективация: культурно-исторические, психологические, эстетические аспекты.

25. Особенности драматургии Т.Уильямса и Ю. О’Нила.

26. Жанровые формы современной драмы и особенности их поэтики. Театр абсурда. Театр жестокости.

27. Литература «потерянного поколения» и антивоенный роман.

28. Художественная практика «новой деловитости».

29. Кубистический принцип в литературе.

30. Постмодернизм: сущность явления и представители.

 

 

Литература к курсу

Учебная литература

Зарубежная литература XX века: учебник для вузов / [Л.Г. Андреев, А.В. Карельский, Н.С. Павлова и др.]; Под ред. Л.Г. Андреева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2004. (гриф Минобразования).

Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.М. Толмачева.М.: Академия, 2003.— 632 с.

 

Научная литература

Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века. М., 1986. Ред. Андреев Л.Г.

Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв. М., 1987.

История всемирной литературы: В 9 т. Т. 8. М., 1994.

Как всегда об авангарде. М., 1992.Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве ХХ века. М., 1984.

 

Воррингер В. Абстрагирование и вчувствование (Абстракция и одухотворение) // Современная книга по эстетике. М.,1957.

Зингерман В. И. Очерки истории драмы ХХ века. М., 1979.

Затонский Д. Франц Кафка и проблемы модернизма. М., 1972.

Зверев А. Американский роман 20—30-х гг. М., 1982.

Ионкис Г. Э. Английская поэзия ХХ века. М., 1984.

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М.,1998.

Карельский А.В. Хрупкая лира М.,1999.

Карельский А. Лекция о творчестве Ф. Кафки // Иностранная литература. 1995, № 8.

Лейтес Н. С. Немецкий роман 1918—1945 гг. Пермь, 1975.

Лиотар Ж-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ad Marginem, 93. М., 1993.

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М., 1991.

Павлова Н.С. Природа реальности в австрийской литературе. М.,2005

Пестерев В.А. Модификации романной формы в прозе Запада второй половины ХХ столетия. Волгоград, 1999.

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М.,1999.

Рымарь Н.Т. Романное мышление и культура ХХ века // Литературный текст: Проблемы и методы исследования. 6. Аспекты теоретической поэтики. Москва; Тверь, 2000.

Рымарь Н.Т. Кубистический принцип в литературе ХХ века // Наследие – современность. Самара, 2000.

Рымарь Н. Этико-эстетическая задача и особенности поэтики реалистического романа ХХ века на Западе // Проблемы метода и поэтики в зарубежных литературах 19 – 20 веков. Пермь, 1985.

Рымарь Н. Современный западный роман: проблемы эпической и лирической формы. Воронеж,1978

Рымарь Н.Т. Лирический роман: Творческая задача и поэтика. Учебн. пособие. СамГУ, 2008

Рымарь Н. Узнавание и понимание: проблема мимезиса и структура образа в художественной культуре ХХ века // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарный выпуск. Самара,1997. № 3 (5).

Хоружий С. Как читать “Улисс” // Иностранная литература. 1989. №1.

 

 

10. Содержание курса *

Основы эстетики модернизма

Модернизм и реализм XIX в., модернизм и декаданс, модернизм и авангард. Творческие задачи модернизма, специфика модернистского решения проблемы человека. Основные черты философии модернизма, структура художественного образа, картина мира и образ человека в модернистской литературе. Иррациональное и рациональное в структуре модернистского образа.

Глубинная психология ХХ века и модернизм. Структура личности во фрейдовской концепции. “Эдипов комплекс”, “Эрос и Танатос”, формы “человеческой деструктивности” как темы и проблемы литературы и искусства. Основные черты фрейдистской концепции искусства. Юнгианская концепция структуры личности. Понятие “коллективного бессознательного”, соотношение сознательного и бессознательного в художественном творчестве по К. Г. Юнгу.

Модернистские концепции мифотворчества и роль идеи единства человека и мира.

Особенности поэтики и проблематики основных течений модернистской литературы. Место дадаизма и сюрреализма в литературе ХХ века.

Сюрреализм: основные положения теории. Идея “сюрреальности” и бессознательного творчества. Структура сюрреалистического художественного образа и особенности его поэтики в поэзии, прозе, драме, изобразительном искусстве, кино. Характер общественных позиций сюрреалистов. Сюрреалистический этап в творчестве крупнейших поэтов ХХ века.

Творчество Ф. Кафки. Истоки творчества Кафки в духовной ситуации ХХ века. Проблема личности писателя в “Дневниках” и “Письме к отцу”. Общие особенности художественного мира. Проблема человека и картина мира в притчах, новеллах и романах. Религиозные и фрейдистские мотивы в творчестве Ф. Кафки. Принцип мифотворчества и его реализация в поэтике. “Процесс” как модернистский роман воспитания. Проблема “толкования” текстов Кафки и ее значение для понимания природы творчества писателя. Концепция человека и мира.

“Магистральный сюжет” модернистского романа.

Художественная концепция Дж. Джойса. Постановка проблемы человека и личности в романе «Портрет художника в юности» и поиск решения проблемы в последующих произведениях писателя. Философский сюжет романа «Улисс». “Поток сознания” как прием и как концепция. Преодоление границ высокого и низкого, прекрасного и безобразного, духовного и физического, утверждения и отрицания. Концепция “все во всем” в поэтике развертывания художественного образа и решение проблемы человека. Критика европейского индивидуализма. Т. С. Элиот о джойсовском использовании мифа. Интертекстуальные аспекты сюжетной разработки в романе. Поэтика романа «Пробуждение Финнегана».

Прустовская концепция искусства, художественного творчества и произведения. Спор Пруста с биографическим толкованием искусства, с творческими принципами реализма XIX в. Образ человека в романе М. Пруста, проблема границ личности.

Художественные открытия Джойса, Пруста, Беккета в жанре романа (см. раздел о романе).

История мировой (зарубежной) литературы.

XX век.

Профиль подготовки

Отечественная филология;

Прикладная филология, Зарубежная филология

Курс 3 семестр 6

Составитель Г.В.Заломкина

2012/2013 уч. г.

1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Вид учебных занятий Количество часов
Всего часов аудиторных занятий 42
Лекции  
Практические занятия (семинары)  

 

Система оценки знаний

Экзаменационную оценку можно получить в результате работы в течение семестра в соответствии с количеством набранных студенткой/студентом баллов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.200 (0.016 с.)