Причины недостаточного совокупного спроса: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины недостаточного совокупного спроса:



1) основной психологический закон общества

2) невысокая норма прибыли на капитал из-за высокого уровня процента. Вынуждает капиталистов держать свой капитал в денежной (ликвидной) форме, уменьшает инвестиции, что еще более уменьшает совокупный спрос. Это ведет к снижению занятости, безработице.

Если из каждых 1000 долл. потрачено 900, а сберегается 100, то общество проигрывает в росте занятости ровно 10%.

 

Вывод Кейнса: если рыночная экономика предоставлена самой себе, то она будет стагнировать (СТАГНАЦИЯ - застой в экономике, производстве, торговле, предшествующий спаду, сопровождающий спад).

Депрессия – результат недостаточного эффективного спроса, который состоит из двух частей:

- из потребления

- инвестиций

Динамика инвестиций зависит также от двух факторов:

- предельной (дополнительной) эффективности капвложений, т.е. предельной рентабельности последней единицы капитала

- нормы ссудного процента

Инвестиционный процесс будет идти, пока его вложения будут давать прибыль больше, чем % на вложенный в банк капитал.

Существуют расхождения между неоклассиками и кейнсианцами по поводу формирования совокупного спроса и определения детерминант. Так, согласно неоклассической теории, спрос домашних хозяйств зависит от величины процентной ставки. Кейнсианцы полагают, что спрос со стороны домашних хозяйств зависит исключительно от величины совокупного дохода. В основном различия вызваны различными представлениями о механизме функционирования рынка.

Теория «регулируемого капитализма» Кейнса принесла надежду во время кризиса 1929-33 года, в ТО время когда потерпела крах доктрина неоклассической школы

доктрина неоклассической школы: Предложение товаров само порождает спрос, причём равенство спроса и предложения устанавливается благодаря гибкой системе цен.

Классическая теория, следуя закону Сэя, исходила из того, что предложение само порождает адекватный ему спрос, поэтому совокупный спрос при любом уровне производства равен совокупному предложению. Силы конкуренции заставляют предпринимателей использовать практически все наличные ресурсы, комбинируя их в соответствии с их предельной производительностью. В результате достигается полная занятость и соответствующий ей уровень производства. Совокупный спрос определяется предложением и не оказывает самостоятельного влияния на совокупный объем производства и совокупный доход.

 

Кейнс указал, что предложение и спрос НЕ СОВПАДАЮТ.

СПРОС – МЕНЬШЕ

 

Соотношение спроса и предложения

Уровень спроса на рабочую силу (ЗАНЯТОСТЬ) Кейнс ставил в зависимость от вновь созданного дохода - ▲У

Кейнс дал трактовку понятий

«СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ» - С

«СКЛОННОСТЬ К СБЕРЕЖЕНИЮ» - S

И ЭФФЕКТИВНЫЙ СПРОС

Эффективный спрос, по Дж. М. Кейнсу, - это просто фактический совокупный спрос на блага, при котором совокупный спрос равен совокупному предложению.

Принцип эффективного спроса заключается в том, что реальный НД определяется эффективным спросом, и при этом последний может быть меньше, чем необходимо для обеспечения полной занятости. Следовательно, ресурсы общества могут использоваться не полностью. Таким образом, излагая принцип эффективного спроса, Дж. М. Кейнс сформулировал основную задачу своего экономического анализа: определение факторов, влияющих на объем использования, т.е. занятости, ресурсов, имеющихся в экономике.

"Классики" интересовались лишь проблемами размещения ресурсов в условиях полной занятости. По мнению Дж. М. Кейнс эти проблемы не столь важны, когда ресурсы используются не полностью.

В рыночной экономике без государственного макроэкономического вмешательства и внешней торговли совокупный спрос состоит из потребления и инвестиций. Следовательно, надо проанализировать факторы, от которых они зависят.

Кейнс полагал, что всем членам общества присуще уменьшение ПРЕДЕЛЬНОЙ СКЛОННОСТИ К ПОТРЕБЛЕНИЮ

Потребление, наряду со сбережениями, представляет собой способ использования (национального) дохода. → Функция потребления записывается как C = C(Y).

главная причина снижения склонности к потреблению в том, что

а) -Погоня за увеличением прибыли толкает капиталистов на увеличение выпуска товаров.

б) -Но реализация огромной массы товаров затрудняется низкой покупательной способностью населения.

 

И в то же время возрастание СКЛОННОСТИ К СБЕРЕЖЕНИЮ. При этом сбережения, будучи разностью между доходом и потреблением, представляют собой просто "остаток", пассивную переменную, не являющуюся объектом принятия решения. Такой подход противоречил неоклассическому отношению к сбережениям, являющимся активной переменной и трактуемым как "будущее потребление».

Причину отставания склонности к потреблению, Кейнс объяснял с помощью

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНА

КЕЙНС писал: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода, увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мера, в какой растёт доход».

По Кейнсу – РОСТ ПОТРЕБЛЕНИЯ ВСЕГДА ОТСТАЁТ ОТ РОСТА ДОХОДОВ

Отсюда следует, что с расширением дохода увеличивается разрыв между Y(доход) и С (потребление); следовательно, для того, чтобы возросший доход не сократился, необходимо заполнить этот разрыв другим компонентом совокупного спроса - инвестициями.

 

психологический фактор НЕДОСТАТОЧНОГО СОВОКУПНОГО СПРОСА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН:

Люди склонны увеличивать своё потребление с ростом дохода, но не в той же мере как растёт доход. Т.Е. РОСТ ДОХОДОВ ГРАЖДАН ОПЕРЕЖАЕТ ИХ ПОТРЕБЛЕНИЕ, ЧТО И ПРИВОДИТ К НЕДОСТАТОЧНОМУ СОВОКУПНОМУ СПРОСУ. В результате возникают диспропорции в экономике, кризисы, которые ослабляют стимулы бизнеса к дальнейшим инвестициям.

Людям присуща «склонность к сбережению» по причинам:

  1. иметь обеспеченную СТАРОСТЬ
  2. застраховать себя на случай БОЛЕЗНЕЙ
  3. Учить выросших ДЕТЕЙ
  4. Удовлетворять свои желания, которые в старости стоят дороже
  5. просто привычкой СБЕРЕГАТЬ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.006 с.)