Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель совокупного спроса - совокупного предложения

Поиск

Модель совокупного спроса - совокупного предложения является моделью макроэкономического равновесия. Макроэкономическое равновесие достигается при равенстве совокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный спрос. Совокупный спрос - расходы домохозяйств, фирм, государства и остального мира на покупку произведенной в стране продукции. Величина каждого компонента совокупного спроса в различной степени меняется во времени. Так, государственные закупки - наиболее стабильная часть, их размер изменяется относительно медленно.

Графическое представление модели - кривая с отрицательным наклоном (рис.2.1). Кривая совокупного спроса AD=C+I+G+Xn показывает количество товаров и услуг, которое готовы приобрести потребители при каждом возможном уровне цен. В каждой ее точке товарный и денежный рынки находятся в состоянии равновесия.

P

AD

Y

Рис.2.1. Кривая совокупного спроса.

Отрицательный наклон кривой отражает обратную зависимость между общим уровнем цен и величиной совокупного спроса. Это объясняется следующими ценовыми факторами.

Эффект богатства - при повышении цен снижается покупательная способность финансовых активов и экономические субъекты снижают расходы. Эффект процентной ставки - высокий уровень цен при фиксированном предложении денег вызывает рост спроса на деньги и рост процентной ставки. Повышение процентной ставки снижает объем инвестиций. Эффект импортных закупок - при увеличении цен на отечественные товары потребители переключаются на их зарубежные аналоги. Изменение ценовых факторов графически отражается движением вдоль кривой совокупного спроса.

Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос - благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии, политическая обстановка, развитие технологий и т.д. Изменение этих факторов отразится на графике сдвигом кривой совокупного спроса вправо или влево.

Совокупное предложение. Совокупное предложение - количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период в денежном выражении. Кривая совокупного предложения показывает, какой объем товаров и услуг может быть предложен производителями при каждом возможном уровне цен.

Неценовые факторы совокупного предложения: технологии производства, благосостояние потребителей, налоги, цены ресурсов и т.д.

Относительно формы кривой совокупного предложения в экономической науке существуют различные точки зрения. Классическая школа экономистов считает, что кривая вертикальна на уровне полной занятости факторов производства. При этом цены и номинальная заработная плата, по мнению экономистов - классиков, являются гибкими. Это обеспечивает быстрое восстановление равновесия в экономической системе. Классическая модель больше соответствует поведению экономики в долгосрочном периоде.

Кейнсианская теория кроме вертикального отрезка кривой совокупного предложения рассматривает горизонтальный и восходящий отрезки (рис.2.2). Принципиальным отличием от классической модели является то, что экономика работает в условиях неполной занятости; цены, номинальная заработная плата и другие номинальные величины являются “жесткими”.

P

Y

Рис.2.2. Кривая совокупного предложения.

Причины “жесткости” заработной платы и цен - действие трудовых договоров, законодательно установленный минимум заработной платы, эффект “меню”, сроки действия контрактов на поставку продукции, вмешательство профсоюзов. При увеличении спроса фирмы увеличивают выпуск, не меняя уровень цен либо меняя его незначительно.

Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения характеризует состояние экономики в спаде - высокий уровень безработицы и значительная недозагрузка производственных мощностей. При увеличении совокупного спроса фирмы способны увеличить объем производства без повышения цен.

На восходящем отрезке увеличение реального объема выпуска сопровождается повышением цен. Положительный наклон кривой показывает прямую зависимость выпуска от уровня цен. Увеличение совокупного спроса вызовет и повышение цен, и рост объемов производства.

На восходящем отрезке экономика близка к состоянию полной занятости. Чтобы увеличить выпуск в ответ на расширение совокупного спроса, фирмы привлекают дополнительные ресурсы. Повышаются цены на факторы производства, растут издержки и фирмы вынуждены повышать цены на продукцию.

Форма кривой совокупного предложения позволяет наблюдать изменение издержек производства на единицу продукции при изменении объема выпуска. На горизонтальном отрезке фирмам доступны ресурсы по неизменным ценам и производство увеличивается без повышения цен. На восходящем отрезке издержки производства повышаются, и в экономике повышается общий уровень цен. На вертикальном отрезке возможности увеличения выпуска исчерпаны, так как заняты все ресурсы. Расширение совокупного спроса приведет только к росту цен. Фирмы могут перекупать уже занятые ресурсы, повышая свои издержки производства и увеличивая выпуск. Но в целом реальный выпуск в экономике не увеличится.

Макроэкономическое равновесие - равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Графической иллюстрацией этого равенства является точка Yr пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения на рис.2.3. В этой точке весь произведенный национальный продукт будет куплен.

P AD

AS

Y

Yr

Рис.2.3. Равновесие в модели AD-AS.

Кейнсианская теория предполагает, что макроэкономическое равновесие может быть достигнуто на любом отрезке кривой совокупного предложения. На горизонтальном отрезке равновесие достигается без инфляции, на восходящем - при некотором повышении цен, на вертикальном - в условиях инфляции.

Равновесный объем выпуска меняется при смещении кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Результат увеличения совокупного спроса зависит от состояния экономики. Эффект мультипликатора на разных отрезках кривой совокупного предложения действует в различную силу.

На горизонтальном отрезке действие мультипликатора проявляется в полном объеме. Рост совокупных расходов вызывает значительное увеличение выпуска при неизменном уровне цен. Однако на восходящем и вертикальном отрезках изменение совокупного спроса будет в той или иной степени поглощаться инфляцией.

Из-за негибкости цен в краткосрочном периоде сокращение совокупного спроса на восходящем и вертикальном отрезках приведет к их падению только через определенное время.

Сокращение совокупного предложения - сдвиг кривой совокупного предложения влево сократит выпуск и вызовет рост цен. В такой ситуации возникает инфляция издержек. Рост совокупного предложения говорит об экономическом росте, увеличивается выпуск и падают цены.

Макроэкономическое равновесие на денежном рынке

Спрос на деньги. Спрос на деньги - желание экономических субъектов иметь определенное количество платежных средств в определенный момент времени. Кейнсианская теория спроса на деньги отлична от классической теории. Если в классической теории спрос на деньги зависит от дохода, то в кейнсианской спрос главным образом связан с процентной ставкой.

В своей книге “Общая теория занятости, процента и денег” Кейнс рассматривал три мотива, которые заставляют людей хранить финансовые активы в форме денег: трансакционный, мотив предосторожности и спекулятивный мотив.

Трансакционный мотив Lt - связан с потребностью в деньгах для запланированных покупок и платежей. В этом случае спрос на деньги прямо пропорционален величине дохода и не зависит от процентной ставки.

Мотив предосторожности Lp - объясняет хранение денег на случай непредвиденных обстоятельств. Спрос на деньги также зависит от величины дохода, однако ощущается влияние процентной ставки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.64 (0.006 с.)