Правовые нормы подразделяются на определенные виды по различным основаниям. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые нормы подразделяются на определенные виды по различным основаниям.



ПЛАН

1. Сущность права: понятие, признаки и функции. Объективное и субъективное право.

2. Норма права: понятие, признаки и структура. Классификация правовых норм.

3. Источники (формы) права. Законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

4. Законодательный процесс и систематизация законодательства.

5. Система права и ее структурные элементы.

 

1. Как известно, на протяжении всего развития общества возникает потребность в регулировании отношений между людьми, охране и защите таких отношений. Известно также, что такое регулирование осуществляется системой социальных норм, составной частью которых является право.

Любое определение права неполно, относительно, так как не может охватить всего многообразия различных его свойств, черт, характеристик, связей.

Среди разных толкований термина "право" в юридической литературе целесообразно обратить внимание на такие его значения:

1. Позитивное или нормативное право (система норм, которые выдает государство).

2. Естественное право (система идей, представлений о том, каким должно быть положительное или нормативное право).

3. Субъективное право (установленная правовая возможность конкретного субъекта).

Принимая во внимание разнообразные определения права, за основу возьмем наиболее распространенное на сегодня его определение в нормативном понимании. Право – это система общеобязательных, формально определенных, гарантированных государством норм, которые выражают волю государства, устанавливают права и обязанности участников правоотношений и выступают в качестве регулятора общественных отношений.

К наиболее существенным признакам такого сложного явления, как право относятся: 1)государственно-волевой характер; 2) нормативность; 3) власт­но-регулятивная природа.

Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловлен­ную экономическими и духовными, а также национальными, ре­лигиозными, демографическими, природными и другими усло­виями его жизни.

Государственная воля характеризуется тем, что она: 1) аккумулирует экономические, политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различных слоев и групп населения; 2)является независимой от воли отдельных лиц и их объединений, обязательной для всего общества; 3) объективируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных правилах поведения, именуемых правовыми или юридическими нормами.

Эта государственная воля общества, воплощенная в правовых нормах, и есть право.

Сущность и содержание права определяются эконо­мическим строем общества на данном этапе его развития, политикой, моралью, правосознанием, наукой, культурой и всеми другими реалиями социальной жизни, достигнутым уров­нем цивилизации.

Итак, в том, что право — государственная воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, ду­ховными и другими условиями его существования, заключается общечеловеческая и классовая сущность права.

Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их матери­алистическом понимании.

В специальной литературе эту систему норм принято называть правом в объективном смысле (объективным правом), имея в виду, что оно, будучи государственной волей общества, не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо опре­деленному субъекту, в отличие от права в субъективном смысле (субъективного права) как права (правомочия) того или иного участника (субъекта) правоотношения либо совокупности таких прав (правомочий).

Объективное право – это система всех действующих норм права, отраженных в различных источниках права и не зависящих от индивида. Иными словами, пока норма права является общей и распространяется на все случаи конкретной сферы жизнедеятельности, она объективна. В объективном праве выделяют определенные структурные подразделения (например, в праве Украины существуют отрасли и институты права).

Субъективное право – это определенная объективным правом мера возможного поведения индивида. Использование субъективного права зависит от самого индивида. В структуре субъективного права выделяют три элемента: право действия, т.е. индивид вправе самостоятельно определить положительную линию своего поведения (напр., право на покупку в собственность участка земли); право требования – означает, что индивид может требовать определенного положительного поведения от иного лица (напр., собственник земельного участка требует у арендатора арендную плату); право притязания – означает, что индивид вправе обратиться за помощью к государству, если нарушено его субъективное право.

Различают также субъективную обязанность, представляющую собой закрепленную правом необходимость определенного поведения.

Если сущность права в том, что оно выражает обусловленную всей реаль­ной жизнью государственную волю общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой воли. Иначе как путем издания или санкционирования властью общеобязательных норм не представляется возможным возвести волю общества в закон, выразить ее как государственную.

Право отличается от других социальных норм (обычаев, мора­ли, норм общественных объединений) рядом присущих только ему специфических особенностей, характерных черт.

Признаками права являются: 1) общеобязательность – правовые предписания адресованы всем участникам правоотношений и обязательны для всех; 2) нормативность – право состоит из правил общего характера, рассчитанных на неоднократное применение; 3) формальная определенность – правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде и имеют четкую логическую структуру; право устанавливает определенные рамки поведения человека, его права и обязанности; 4) системность – право представляет собой целостную систему взаимосвязанных норм, в которой у каждой нормы есть свое место и взаимосвязи с другими нормами; 5) связь с государством – правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством и охраняются наряду с воспитанием и убеждени­ем (что свойственно и другим социальным нормам), возможнос­тью применения, когда это необходимо, юридических санкций (что характерно исключительно для права); 6) регулятивность – право выступает в качестве государственного регулятора общественных отношений и в этом состоит его главная социальная ценность; 7) выражение меры свободы и справедливости – право выступает в качестве единст­венного официального определителя и критерия правомерного и не­правомерного, законного и противозаконного поведения, т.е. меры свободы.

Функции права – это основные направления воздействия права на общественные отношения.

Различают функции: 1) общесоциальныекультурно-историческая – право как явление нацио­нальной и мировой культуры в присущей ему нормативной форме аккумулирует духовные ценности и достижения народа, человечества: права человека, демократию (народовластие), мо­ральные (нравственные) устои общества, социальную справедливость; стабилизационная; воспитательная; информационно-ориентирующая – право выступает мощным источником моральной ориентации субъектов — орга­низаций, физических лиц вданном конкретном обществе. Через свои источники — законы, постановле­ния, указы и т.д. — люди получают информацию о социальных возможностях того или иного поведения, что помогает им дости­гать поставленных целей в рамках существующего правопорядка; 2) специально-юридические осуществляются при помощи специфических юридических средств:

- регулятивная – проявляется в том, что предписания правовых норм вносят упорядоченность в общественные отношения и регулируют общественные отношения (например, ГК указывает какие действия нужно совершать при заключении договора купли-продажи). В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юриди­ческие нормы.

Регулятивная функция права реализуется через две свои раз­новидности: регулятивную динамическую и регулятивную стати­ческую.

В основе регулятивной динамической функции находятся правовые нормы, направленные на обслужи­вание средствами права тех или иных социальных процессов (на­пример, гражданский, торговый оборот обслуживают такие ин­ституты права, как договор (сделка), поставка, кредит, мена, да­рение, завещание и т.д.).

Регулятивная статическая функция реализует ту часть соци­ального назначения права, которая заключается в закреплении тех или иных статусов в обществе, обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей (например, ст. 1 Кон­ституции Украины закрепляет форму демократический режим).

- охранительная – заключается в том, что право защищает социальные ценности, блага, общественные отношения путем установления запретов, ограничений и наказаний за нарушение запретов. Содер­жание охранительной функции включает установление санкций и составов деяний, образующих основания для юридической от­ветственности (гражданской, уголовной, административной, дисциплинарной).

Правовые нормы – это официально установленные (санкционированные) государственной властью формально-определенные, общеобязательные для исполнения, охраняемые государством от нарушений правила поведения, которые устанавливают права и обязанности субъектов общественных отношений и направлены на регулирование и охрану общественных отношений и социальных ценностей.

Признаки правовых норм: 1) устанавливается или санкционируется (признается законной) государством; 2) является общеобязательным правилом поведения для людей в обществе; 3) представляет собой четко выраженные, легализированные правила поведения; 4) одновременно представляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав и интересов субъектов. В то же время обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая тем самым произвол, вседозволенность; 5) осуществление юридической нормы при необходимости обеспечивается мерами государственного принуждения.

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом порядке или народом в порядке референдума, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Действующие в Украине Законы можно подразделить по значимости на следующие виды:

1. Конституция Украины – основной Закон

2. Конституция Автономной Республики Крым

3. Основы законодательства Украины – законодательный акт закрепляющий основные начала правового регулирования в ряде комплексных сфер социально-культурного строительства (в Украине 2 акта - Основы законодательства о культуре и о здравоохранении

4. Кодексы Украины – своды законов по отдельным отраслям права

5. Текущие законы Украины – это акты, которые регулируют отдельные важные стороны и сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативные акты – это нормативные акты, изданные на основе, во исполнение и в целях конкретизации законов. Они обязательны для исполнения и обладают юридической силой. Но их действие ограничено законом: они не могут выходить за пределы законодательного регулирования, их нормы носят вторичный по сравнению с законом характер. Они не могут отменять или изменять нормы законов.

Подзаконные акты многообразны по форме и источникам их происхождения. В нашей стране существуют следующие виды:

1) указы и распоряжения Президента Украины;

2) постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины;

3) инструкции и нормативные приказы министерств и ведомств;

4) решения органов местного самоуправления и их исполнительных органов;

5) распоряжения глав местных государственных администраций;

6) нормативные приказы администраций предприятий, учреждений и организаций

Процесс создания, изменения и отмены законов называют законодательным процессом. Он состоит из следующих стадий: 1) законодательная инициатива; 2) разработка законопроекта; 3) обсуждение законопроекта; 4) принятие закона; 5) подписание закона главой государства; 6)обнародование закона; 7) вступление закона в силу (через 10 дней после опубликования).

Тема 2. ОСНОВИ ТЕОРІЇ ПРАВА

Ключові поняття і терміни: соціальні норми; право; суб'єктивне й об'єктивне право; принципи й функції права; норма права; структура норми права - гіпотеза, диспозиція й санкція; форми (джерела) права; юридичний прецедент; правовий звичай; нормативно-правовий звичай; закон; підзаконні нормативно-правові акти; система права і її структурні елементи; галузь права; інститут права; система й систематизація законодавства; інкорпорація, кодифікація й консолідація; законодавчий процес.

ПЛАН

1. Сутність права: поняття, ознаки, принципи й функції. Об'єктивне й суб'єктивне право.

2. Норма права: поняття, ознаки й структура. Класифікація правових норм.

3. Закони й підзаконні нормативно-правові акти.

4. Законодавчий процес і систематизація законодавства.

5. Система права і її структурні елементи.

ЗАВДАННЯ ДЛЯ САМОСТІЙНОГО ОПРАЦЮВАННЯ

1.Походження права.

2.Назвіть риси, що відрізняють право й законодавство. Складіть порівняльну таблицю.

3.Приведіть приклади правових норм, підзаконних нормативно-правових актів (по 10 - кожних).

4. Яке значення має систематизація правових актів? Які її форми Ви знаєте?

5. Законодавчий процес і його стадії (на прикладі України).

6. Співвідношення понять "система права" і "система законодавства".

7. Дайте визначення соціальних норм і норми права та визначте їх співвідношення.

8. Нормативні й індивідуальні акти. Приведіть приклади (по 5 - кожних).

9. Ознайомтеся зі ст. 92 Конституції України й перелічите питання, які визначаються винятково законами України.

10. Моральна обумовленість правових норм.

11. Зіставте поняття „ознака” і „структура” норм права і визначте їх співвідношення.

12. Визначте, що собою являють система права і система права України.

13. Охарактеризуйте основні галузі українського права (мінімум - 7).

14. Визначте, за яким із зазначених критеріїв закони поділяються на:

1) адміністративні; констітуційні; цивільні; трудові; господарські; 2) звичайні; конституційні; 3) основні; допоміжні; 4) постійні; тимчасові а) за функціональним призначенням; б) за терміном дії; в) залежно від значення в системі законодавства; г) за галузевою належністю

 

15. Дайте визначення правового статусу особи і назвіть елементи, які утворюють зміст загального правового статусу особи.

Проблемні питання та ситуації.

Юридичний практикум.

1. Як Ви вважаєте, чому норми ісламу вчасно панування в Афганістані руху "Талибан" стали визначати все життя країни?

2. Обміркуйте і визначте, чи згодні Ви з висловлюванням Френсіса Бекона: „Закон можна вважати якісним у тому випадку, якщо смисл його є точним, якщо вимоги його справедливі, якщо він формує чесноти в громадян”?

3. Як ви вважаєте, чи правильно протиставляти мораль і право? Що потрібно зробити, на Ваш погляд, щоб підвищити моральну обумовленість правових норм?

4. Приведіть приклади із сучасного життя, коли моральна й правова оцінки якогось факту збігаються й коли вони сильно відрізняються.

5. Необхідно з'єднати стрілкою назву пам'ятника правової культури й час його створення.

Російська правда 1588 г.

Березневі статті ноябрь 1917г.

Конституція Ф. Орлика январь 1918 г.

ІІІ Універсал Центральної Ради XI в.

ІІ Конституція УРСР 1978г.

Литовські статути 1654 г.

ІV Універсал Центральної Ради 1710 г.

ІV Конституція УРСР 1588р. 1929 г.

6.Виконати наступні завдання:

1)розташуєте наведені документи відповідно до рівня їхньої юридичної чинності;

2) виділите індивідуальні й нормативні акти;

3) визначте, до яких галузей права ставляться пропоновані акти.

Перелік нормативно-правових актів: Закон України "Про власність", Конституція України, Постанова Кабінету Міністрів України "Про порядок висновку шлюбного контракту", Закон України "Про внесення змін у статтю 98 Конституції України", Наказ Міністерства утворення й науки України "Про реорганізації Київського інституту фізичної культури в Академію фізкультури й спорту України", Рішення Чигиринської районної ради "Про порядок надання матеріальної допомоги малозабезпеченим жителям району", Наказ Міністерства транспорту України "Про твердження правил користування залізницею", Розпорядження глави Одеської обласної держадміністрації "Про порядок святкування Дня Незалежності України", Рішення Бахчисарайської районної ради Автономної Республіки Крим "Про виділення землі", Кримінальний кодекс України.

7. Яка галузь права, на Вашу думку, найважливіша?

8. Визначте елементи норми права, підкресливши їхнього відповідним чином:

гіпотеза:_______; диспозиція: - - - - - -; санкція:~~~~~~~~~~~

1) "Договір купівлі-продажу житлового будинку повинен бути нотаріально завірений, якщо хоча б однієї зі сторін є громадянин. Недотримання цієї вимоги тягне недійсність договору" (ч. 1 ст. 227 ГК України).;

2) "Таємне розкрадання індивідуального майна громадян (крадіжка) - карається позбавленням волі на строк до трьох років або виправних робіт на строк до двох років" (ч. 1 ст. 140 КК України).

9. Як співвідносяться, на Ваш погляд, принцип "не заборонене законом дозволене" і правило "можна тільки ті, що прямо дозволене законом"?

10. Які, на Ваш погляд, способи розв'язування юридичних колізій в українському законодавстві?

11. Що виникло раніше - держава або право?

12. Як ви розумієте вираження: "Рівність прав не в тім, що всі ними користуються, а в тім, що вони всім дані"?

13. Великий німецький поет Й.-В. Гете писав: „В обмеженнях помітний майстер справжній. Лише закон свободу може дати”. Як, на вашу думку, пов’язані обмеження законом і свобода?

Питання

1. Дайте визначення права в його нормативному розумінні і пе­релічіть його ознаки.

2.Дайте визначення функцій права та розподіліть їх на загальносоціальну та спеціально-юридичну групи.

3. Що таке об'єктивне і суб'єктивне право?

4.Дайте визначення соціальних норм і норми права та визначте їх співвідношення.

5. Поняття та види форми (джерела) права (правовий звичай, правовий прецедент, нормативно-правовий договір і нормативно-правовий акт).

6. Зіставте поняття «ознака» і «структура» норм права і визнач те їх співвідношення.

7. Поняття та класифікація норм права.

8. Що являє собою система законодавства?

9. Система права і її структурні елементи.

10.Чому систему права називають «внутрішньою» будовою ц-ва, а систему законодавства - «зовнішньою» його будовою?

11. За якими критеріями право поділяють на галузі?

12. Поняття систематизації та її форм.

План.

Правоотношения,

Правонарушения и

План.

Конституция.

Гражданство Украины.

1. Государственный, народный и национальный суверенитет Украины был закреплен в Декларации о государственном суверенитете Украины, принятой Верховным Советом УССР 16 июля 1990 г.

Государственный суверенитет – это один из признаков государства, выражающих верховенство и независимость государственной власти внутри страны и во вне.

Народный суверенитет – это полновластие народа, то есть наличие средств и механизмов, обеспечивающих реальное участие населения в управлении делами государства и общества; признание народа единственным источником власти.

Национальный суверенитет – это полновластие нации, ее политическая свобода, территориальная, культурная, языковая самостоятельность, право и реальная возможность определять характер своей национальной жизни, в том числе политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Декларация о государственном суверенитете Украины заложила основы независимости Украины, закрепила ряд принципиальных положений, которые стали фундаментом новой Конституции Украины: провозглашение принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, равенства всех перед законом, самостоятельности Украины в решении вопросов экономики, экологии, культурного развития, внутренней и внешней безопасности и международных отношений.

Реализацией права на самоопределение Украинской нации стал Акт провозглашения независимости Украины, принятый Верховным Советом Украинской ССР 24 августа 1991 г. В нем закреплялась независимость Украины и создание самостоятельного Украинского государства, которое получило официальное название «Украина». Провозглашалась неделимость и неприкосновенность территории Украины, а также то, что с момента принятия Акта на территории государства действуют исключительно Конституция и Законы Украины.

Согласно действующему в то время законодательству, вопрос о реализации права народа Украины на самоопределение выходил за рамки компетенции ВС УССР и должен был решаться исключительно всеукраинским референдумом. Поэтому в тот же день, 24 августа 1991 г., кроме Акта провозглашения независимости Украины, было принято Постановление Верховного Совета УССР «О провозглашении независимости Украины», которым, в частности, предусматривалось провести 1 декабря 1991 г. всеукраинский референдум в подтверждение Акта провозглашения независимости Украины. Акт получил одобрение 90,32% граждан, принимавших участие в референдуме.

С целью определить дальнейшую судьбу государственно-правовых институтов Украинской ССР и Союза ССР, 12 сентября 1991 г. был принят Закон Украины «О правопреемстве Украины».

Понятие правопреемство определяется как переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому. Правопреемство может быть универсальным или частичным (сингулярным). При универсальном правопреемстве в последнем случае осуществляется переход отдельных прав и обязанностей. Вопрос о правопреемстве может подниматься в случаях: 1) возникновение нового независимого государства в результате национально-освободительного движения; 2) создания нескольких государств на территории предшественника этих государств (Чехия и Словакия на территории бывшей Чехословакии); 3) создания нового государства в результате объединения двух и более государств (объединение ФРГ и ГДР); 4) при территориальных изменениях (при уступке территории).

Закон Украины «О правопреемстве Украины» закрепил следующие основные положения: 1) с момента провозглашения независимости Украины высшим органом государственной власти Украины является Верховный Совет Украины; 2) законодательство УССР действует на территории Украины постольку, поскольку оно не противоречит законам независимого Украинского государства; 3) государственная граница СССР, отделяющая территорию Украины от иных государств по состоянию на 16 июля 1990 г., является государственной территорией Украины; 4) Украина подтверждает свои обязательства по международным договорам, заключенным Украинской ССР до провозглашения независимости Украины; 5) Украина является правопреемником прав и обязанностей по международным договорам СССР, которые не противоречат Конституции Украины и интересам республики; 6) Украина дает согласие на обслуживание внешнего долга СССр по состоянию на 16 июля 1990 г.; 7) все граждане Союза ССР, которые на момент провозглашения независимости Украины постоянно проживали на ее территории, являются гражданами Украины. Украина гарантирует обеспечение прав и свобод человека каждому гражданину Украины в соответствии с международно-правовыми актами о правах человека.

Отдельные вопросы правопреемства определялись в Постановлении Верховного Совета Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12 сентября 1991г.

2. Конституция. Термин «конституция» в переводе с латинского означает «устанавливаю», «учреждаю».

Первыми конституциями в Европе считаются конституция Филиппа Орлика 1710 г. и конституции Франции и Польши 1791 г.

В отличие от других нормативных актов Конституция является Основным законом государства и общества. Такое ее положение, прежде всего, связано с тем, что конституционные нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В них определяются: правовое положение личности, форма правления и государственного устройства, система государственных органов и порядок их формирования, их взаимоотношений между собой.

Конституция – это единый правовой акт либо система правовых актов, обладающих высшей юридической силой и закрепляющих основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, основы организации и деятельности системы государственных органов.

В зависимости от времени действия различают временные и постоянные. Постоянные – это конституции, действие которых никаким сроком не ограничено. Большинство конституций, в том числе и Украины являются постоянными.

По форме действующие конституции бывают писаные, т.е. составленные в виде единого документа, построенного по определенной схеме, и неписаные – составленные из огромного количества парламентских законов, случаев, судебных прецедентов (в Великобритании).

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции подразделяют на жесткие и гибкие. Жесткими считаются те, для внесения изменений в которые установлен более сложный порядок, чем для принятия обычных парламентских законов. Гибкие – изменяются в соответствии с обычной законодательной процедурой.

Конституция Украины была принята на 5 сессии верховного Совета Украины 28 июня 1996 г. В преамбуле – вводной части в концентрированной форме излагаются ее цели и задачи, условия, обстоятельства и мотивы, послужившие поводом для ее принятия. Кроме вступительной части Конституция содержит 161 статью в 14 разделах и раздел 15 «Переходные положения». По своим юридическим признакам Конституция Украины – это писаная, жесткая, унитарная конституция.

Закрепленные в конституции принципы являются основополагающими принципами для всех отраслей права. Под принципами конституции в юридической науке понимаются основополагающие идеи и положения, определяющие наиболее существенные черты, качественные свойства Конституции как Основного закона государства.

К основным принципам Конституции Украины 1996 г. относятся: 1) Демократизм (полновластие народа). Суть этого принципа состоит в том, что ст.5 устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве. Также в том, что Президент, Верховная Рада избираются путем всеобщих выборов, наиболее важные вопросы выносятся для решения на референдум.

Конституция ввела систему местного самоуправления, которая осуществляется гражданами путем референдума, выборов, через выборные и другие органы самоуправления (ст.140). 2) Принцип верховенства права. Суть – в строгом соблюдении требований законодательства. Этот принцип нашел свое отражение в ст.8, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Украины, а также иные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе и соответствовать Конституции. В п.2 ст.6 закрепляется, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с Законами Украины. В ст.68 устанавливается обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию и Законы Украины. 3) Равноправие и полноправие граждан. Гарантированность прав и свобод. Принцип состоит в признании человеком его прав и свобод высшей социальной ценностью, в том, что утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства (ст.3). Ст.24 устанавливает: «Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом». Конкретные гарантии реализации прав и свобод граждан содержатся в нормах раздела 2 Конституции. 4) Гуманизм. Отражен в конституционном признании человека высшей социальной ценностью, что означает заботу о человеке, о развитии духовных и физических качеств, материальных условиях жизни. Духом гуманизма пронизаны все нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина. Наиболее ярко проявлено в положениях ст.21, провозглашающей неотчуждаемость прав и свобод человека; ст.27 – право каждого на жизнь; ст.28 – охрана достоинства личности, запрет пыток, насилия; ст.29 – право на свободу и личную неприкосновенность и т.д. 5) Государственное единство. Нашел свое закрепление в ст.2, устанавливающей суверенитет Украины на всей ее территории. Ст.17 закрепляет, что защита суверенитета и территориальной целостности является важнейшей функцией государства. 6) Разделение властей. Закреплен в ст.6. 7) Экономическое, политическое и идеологическое многообразие. Согласно ст.15 никакая идеология в Украине не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Украине признается политическое многообразие, выражающееся в существовании различных политических партий и общественных объединений, которые равны перед законом. В ст.41 закреплены формы собственности, определяющие экономическое многообразие в Украине.

Юридическими признаками конституции являются: 1. Конституция – это акт высшей юридической силы. 2. Является базой для текущего законодательства и формирования правовой системы государства. Текущее законодательство развивает положения Конституции. 3. Нормы Конституции являются нормами прямого действия на всей территории Украины. Так, Конституция гарантирует гражданам право обращаться в судебные органы страны для защиты своих интересов (ст.8), а также в соответствующие международные организации. 4. Имеет особую процедуру принятия и изменений. Этот порядок установлен в разделе 18 (здесь установлен перечень субъектов, наделенных правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции – Президент, не менее 1/3 депутатов ВР). 5. Особая охрана конституции с помощью конституционного контроля. В целях защиты Конституции формируется Конституционный Суд, который проверяет конституционность законов, дает толкование Конституции и заключения о соответствии Конституции действующих международных договоров.

Конституция (ст.1) закрепляет, что Украина является демократическим (определяется конституционно установленными формами народовластия), социальным (т.е. имеет социальную направленность, выражающуюся в обслуживании государством гражданского общества) и правовым (т.е. политическая организация общества, в которой право связывает и подчиняет себе государственную власть) государством. Конституция Украины закрепила в нашей стране республиканскую форму правления (ст.5). Статья 2 определяет, что по форме государственного устройства Украина является унитарным государством, в состав которого, наряду с административно-территориальными единицами (обл., город, поселок, село), входит Автономная Республика Крым.

Статья 20 закрепляет, что государственными символами Украины являются Государственный Флаг, Государственный Герб и Государственный Гимн.

Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Правовая регламентация основных вопросов института гражданства содержится в Конституции Украины ст.4, 25 и Законе «О гражданстве Украины» от 18.01.2001 г., а также в международных договорах Украины. При этом, если международным договором Украины установлены иные правила, чем содержащиеся в законодательстве Украины, то применяются правила международного договора.

Законодательство Украины о гражданстве основывается на следующих принципах:

1) единого гражданства – в Украине исключается возможность существования гражданства административно-территориальной единицы (например, гражданства Закарпатской области);

2) предотвращения безгражданства;

План.

Судебная власть в Украине.

Областные.

Киевский и Севастопольский городские суды среднее звено судебной системы.

Местный суд основное звено судебной системы.

Суды данной группы призваны рассматривать подавляющее большинство дел. К ним относятся уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях.

2) Вторую ветвь судов общей юрисдикции образуют военные суды. Им
подведомственны дела, которые затрагивают интересы военнослужащих Вооруженных Сил, СБУ, погранвойск и др. или соответствующих воинских формирований.

Военные суды состоят из следующих звеньев судебной системы:

Военная коллегия как структурное подразделение Верховного Суда Украины высшее звено судебной системы

Обеспечение доказанности вины – это новый принцип, который предусмотрен Конституцией Украины и предполагающий всестороннее исследование, сбор и достоверность доказательств по уголовному делу. Необходимо предположить и обратную часть данного принципа, а именно – обеспечение доказанности невиновности. Как виновность, так и невиновность, доказывается следствием и судом.

Виновность должна быть именно доказана, так как с учетом презумпции невиновности, лицо первоначально предполагается невиновным, пока следственными и судебными органами не будет доказано обратное.

Осуществление правосудия только судом – это ключевой принцип, на котором базируется судопроизводство. Он заключается в том, что только суды имеют право рассматривать уголовные, гражданские и другие дела, которые возникают на территории Украины. Не имеют права присваивать судебные полномочия, то есть рассматривать гражданские и уголовные дела, отнесенные законом к ведению судов общей юрисдикции органы государственной власти (кроме судебной) организации, должностные лица или граждане. Законом суду предоставляется исключительное право на признание лица виновным в совершении преступления и назначение наказания либо на оправдание невиновного лица; на принятие решения при непосредственном, всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в условиях гласного и устного судебного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон. Поэтому при принятии решения или вынесении приговора суд не связан заключением, данным на предварительном следствии, не связан доказательствами, собранными сторонами, так как в процессе разбирательства суд самостоятельно анализирует собранные материалы, может запросить другие доказательства, необходимые для установления истины по делу. При этом органы, которым направлен запрос, обязаны предоставить информацию или материалы, необходимые для рассмотрения судебного дела по существу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.11 с.)