Медицинская помощь: из американского опыта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицинская помощь: из американского опыта



Я — врач акушер-гинеколог с почти 15-летним стажем. Среди моих пациенток — огромное число переживших сексуальное насилие, которое сопровождалось физическими травмами. По официальным данным, лишь у 3 % изнасилованных бывает физическая травма гениталий. Однако реальность полностью опровергает эту статистику: только в одну клинику акушерства и гинекологии в неделю поступают две-три изнасилованные женщины, нуждающиеся в оперативном вмешательстве. В нашей стране, к сожалению, нет специализированных медицинских центров помощи жертвам насилия. Женщины проходят через порочный круг унижений, начиная с женских консультаций, где им чаще всего отказывают в медицинской помощи, предлагай первоначально обратиться в службу судебно-медицинской экспертизы и получить справку в местном отделении милиции о том, что их изнасиловали. Доказать рядовому милиционеру, что тебя изнасиловали, не так-то просто.

Я хочу поделиться опытом работы в Американском медицинском центре для жертв сексуального насилия. Пусть это будет примерной моделью, которая поможет организовать в России подобные центры.

Необходимыми условиями являются отдельный кабинет, только для жертв сексуального насилия; удобное кресло; не раздражающая обстановка. Вас встречает милая добрая женщина — медицинская сестра, которая ни взглядом, ни жестом, ни тем более словом не оскорбит пострадавшую.

Первый вопрос она задаст себе: хочет ли пережившая насилие рассказывать, есть ли у нее силы? Это очень важно — никого не принуждать. Однако необходимо ясно показать пострадавшей: ей сочувствуют, понимают, что она стала жертвой чудовищных поступков, ее готовы выслушать и в то же время уважают ее право на молчание. Медсестра называет эти события «тайнами».

Женщине надо помочь обрести душевное равновесие, свободно выразить все свои чувства: боль, горе, гнев. Медицинской сестре необходимо удержаться от того, чтобы утешать пострадавшую и сглаживать ситуацию, наоборот, нужно пытаться выдержать, понять и поддержать. И всегда хорошо задать один вопрос: что было самым тяжелым в насилии?

Медицинская сестра заполняет все необходимые документы, сообщая жертве, что все они конфиденциальны, что полученные сведения держатся в секрете и могут быть использованы в полицейском участке только с разрешения пострадавшей. Она подробно рассказывает женщине о процедуре осмотра, который проводится тоже только с ее согласия. Для осмотра есть специальный комплект. В нем — стерильные шприцы для взятия крови на ВИЧ/СПИД и сифилис, инструменты для взятия сухой спермы насильника, если таковая осталась на коже пострадавшей, для взятия спермы из вагины или с белья, женщины, салфетка с расческой для взятия волос с лобка, если они оставлены насильником, инструменты для взятия анализа вагинальноого содержимого для исключения возможных заболеваний, передающихся половым путем.

Затем медицинская сестра приглашает акушера-гинеколога. Ему можно не говорить, особенно в присутствии женщины, с кем предстоит работать. На всей документации пострадавшей есть шифр. Врач видит его и ни в коем случае не нарушит заповедей работы с жертвой насилия.

После осмотра гинеколог рассказывает пострадавшей о ее состоянии, прописывает медикаменты, включающие препараты для профилактики возможной беременности, а также заболеваний, передающихся половым путем, успокаивающие средства. Все прописанные медикаменты медсестра получает в больничной аптеке бесплатно и еще раз объясняет женщине, как правильно их использовать.

Врач предупреждает ее о необходимости повторного врачебного обследования через две недели и через шесть недель после изнасилования для исключения возможной беременности и заболеваний, передающихся половым путем.

Все материалы обследования (улики) складываются в пакет и помещаются в сейф, ключи от которого есть только у работника центра помощи изнасилованным. Если пострадавшая хочет заявить в полицию о случившейся трагедии, то по запросу из полиции пакет с уликами передается на судебную экспертизу.

Медицинская сестра при необходимости связывается с социальными работниками убежищ или центров по оказанию психологической помощи пострадавшим от сексуального насилия. По желанию потерпевшей она может пригласить и родственников или вызвать машину, чтобы отвезти женщину туда, куда она попросит. Если психическое и эмоциональное состояние пострадавшей таково, что она не может оставаться без чьего-либо присутствия, то ей предоставляется больничная койка, где женщина может находиться под контролем медицинских специалистов несколько дней.

В случае возбуждения пострадавшей уголовного дела против насильника медицинская сестра или кто-нибудь из работников центра могут представлять интересы женщины в суде.

Идеальная картина, скажете вы. Но ведь есть страны, есть общества, где борются не только с насилием, но и с его последствиями, оказывая пострадавшей помощь, уважая в ней личность, считаясь с ее правом на безопасность, независимо от социального уровня и занимаемого общественного положения. Опыт зарубежных кризисных центров помогает и России продвинуться по пути реальной борьбы со всеми формами насилия.

Быть волонтером почетно и интересно

В работе кризисных центров и Телефонов доверия участвуют как штатные (оплачиваемые) сотрудники, так и добровольные помощники (волонтеры), играющие очень важную роль в их деятельности. Кроме того, что привлечение бесплатных помощников помогает центру сэкономить деньги, волонтерский труд вносит в работу реальное ощущение поддержки общественности. Это как пожертвование: кто-то жертвует деньги, кто-то делится вещами или продуктами, кто-то готов потратить свое время и помочь начинанию, не имея лишних денег или вещей.

Перед организациями, работающими с волонтерами или намеревающимися их привлечь, встает несколько проблем: что заставляет людей работать бесплатно в сложной экономической ситуации, требующей мобилизации всех сил для зарабатывания денег? Как обеспечить постоянный или более стабильный состав волонтерской группы? Удобно ли в ситуации, когда сотрудники получают заработную плату, требовать хорошего качества работы, выполняемой бесплатно? Как обеспечить дисциплину при добровольно взятых обязательствах?

Тревоги организаторов можно понять, учитывая ответственность, которую берут на себя кризисные центры. Ведь речь идет о соблюдении анонимности, конфиденциальности, о тактичности, о подготовленности всех участников работы центра, где экстренные ситуации требуют надежности и точности. Здесь предлагаются некоторые идеи, которые, быть может, помогут сотрудникам кризисных центров почувствовать себя более уверенными и компетентными в этой ситуации. Их также можно положить в основу управленческого тренинга по данному вопросу.

Позовите — и к вам придут

При наборе волонтеров очень важно, чтобы было четко сформулировано: кто, зачем и когда нужен. Несмотря на сложную ситуацию 8 экономике, большинство призывов о помощи не остается без ответа. Здесь важно пробовать и анализировать результаты, а также работать с прессой для повышения престижа и значимости волонтерского труда.

Следует учесть и свой опыт: не может быть, чтобы вы никогда не помогали бесплатно. Вспомните, что заставило вас откликнуться на просьбу. Безусловно, вы найдете два-три аргумента для газетного объявления, выступления, подыщете слова, чтобы убедить своего друга немного помочь вам для начала.

Вы работаете за деньги?

Работа в некоммерческой организации никак не может быть прибыльной, даже если она неплохо оплачивается. Платным сотрудникам стоит помнить, что их заработная плата означает лишь то, что на них лежит большая ответственность и у них меньше свободы выбора, чем у волонтеров. Последние могут помогать ровно столько, сколько хотят, штатные сотрудники имеют обязательства. Поэтому не стоит стыдиться, что они получают деньги за эту же работу, еще и потому, что заработок — не единственный мотив, который гонит человека на рабочее место. Можете ли вы назвать другие? Мы знаем не меньше пяти:

1. Осмысленное структурирование жизни.

2. Самореализация, повышение уверенности в себе.

3. Получение новых знаний и умений.

4. Расширение пространства общения, новые контакты.

5. Применение своих невостребованных способностей.

Можете ли вы продолжить этот список? Замечаете ли вы тот факт, что заработок — не более одной шестой в этом море аргументов? Конечно, важно иметь материальную стабильность и даже комфорт. Но как вы думаете: сколько человек в мире имеют такую работу, чтобы были удовлетворены все указанные потребности? Ответы бывают разные, но больше 30 % никто не называл. Ясно, что, выбирая работу приходится чем-то жертвовать из этого списка.

Можно предположить, что, во-первых, почти у каждого человека есть некая неудовлетворенность, зона «невостребованности» и. во-вторых, многим просто не приходит в голову, что работать можно бесплатно и какие-то из потребностей удовлетворить в волонтерском труде. Как бы там ни было волонтером человек становится добровольно и, следовательно, нуждается в самореализации. Это не «одолжение», а развитие личности, восполнение.

Для окончательного избавления от комплекса штатные сотрудники могут дополнительно к рабочим обязанностям делать что-то бесплатно или иногда оказывать волонтерскую помощь другим организациям.

Волонтер — это не смешно

Одна из постоянных проблем — прагматизация сознания бывших советских людей, негативная оценка прежнего «трудового энтузиазма» и «общественной работы». Призыв поработать бесплатно в принципе может быть оценен как апелляция к "Тимуру и его команде" (в самой идее, кстати, нет ничего плохого до ее идеологизации и вырождения н формальность).

Чтобы избежать этих параллелей, стоит активно информировать общественность о ценности волонтерского труда, искать позитивные ассоциации (история российской благотворительности и милосердия, западное волонтерство, волонтерство как реализация духовного развития, как способ повышения качества жизни). Для некоторых людей мотивом являются религиозные убеждения.

Работая с волонтерами, важно благодарить их за помощь и постоянно отмечать рост их умения и компетентности, вовремя замечать тревогу, неуверенность, появление проблем, оказывать поддержку. Если человек чувствует свою необходимость и ощущает рост самооценки, самоуважения, то ему не так легко уйти из работающей группы.

Нередко волонтер становится мишенью для насмешек со стороны близких или коллег по основному месту работы. Близкие могут быть обижены тем, что им достается меньше внимания, на службе человека могут считать неделовым, слишком участливым. Стоит подумать о звонке или благодарственном письме на работу или домой, в котором бы отмечалась социальная значимость труда волонтера, а также его деловые и человеческие положительные качества.

Волонтерская работа безвозмездна, но это не значит, что нет места для небольшого вознаграждения, подарка, некоторых социальных льгот: бесплатного питания или проезда, покупки продуктов и товаров по низким ценам и т.д.

Партнерство на равных

Приходилось сталкиваться с тем, что волонтеров смущает не столько отсутствие заработка, сколько невидимый барьер между сотрудниками и бесплатными помощниками. Когда волонтеры не ощущают равноправия в жизни организации, им начинает казаться, что они люди второго сорта. Падает дисциплина, обязательность. исчезает мотивация к успешному труду. Это происходит тогда, когда штат принимает решения, не спрашивая волонтеров, не приглашаетих на совещания по важным вопросам, предоставляет худшие, недостаточно обеспеченные необходимым рабочие места. Организация может искать приемлемую форму участия волонтеров в принятии решений. В некоторых организациях штат имеет лишь совещательный голос, а коллектив волонтеров — решающий, что позволяет им ощутить свою причастность и ответственность.

Важно, чтобы волонтеры прошли достаточное обучение и инструктирование и обрели таким образом внутреннее право на помощь человеку в сложной ситуации без страха причинить вред. Однако обучение не должно сводиться к «натаскиванию» или перенасыщаться академическими знаниями. Не менее половины времени рекомендуется потратить на выявление и развитие собственных возможностей. Предпочтение следует отдать групповым тренингам, дискуссиям, разыгрыванию возможных ситуаций, отработке навыков контроля над эмоциями, уверенности, выработке деликатности по отношению к чувствам других людей. Очень важно также научить волонтеров соблюдать правила безопасности и следить за перегрузками.

Быть волонтером — весело!

Не будем забывать, что один из мотивов, который побуждает людей быть волонтерами, - новые возможности познакомиться и подружиться со сверстниками или людьми противоположного пола. В рамках неформального общения можно организовать веселые вечеринки, где есть место шуткам, танцам, легким спиртным напиткам, куда можно пригласить родителей или друга. В такой ситуации уместно похвастаться новым платьем или принести свои любимые кассеты, гитару, устроить выставку картин или каких-то изделий, угостить пирогом собственного изготовления или экзотическим салатом. Важно, чтобы штатные сотрудники центра принимали участие в подобном времяпрепровождении, ощущая себя не начальниками» среди подчиненных, а на равных, шутили, танцевали, веселились вместе со всеми.

Неплохо, если об одном из подобных вечеров будет сообщено в прессе, его покажут по ТВ, особенно если при этом скажут теплые слова о волонтерах, вручат им подарки.

Неформальное общение волонтеров расширяет возможностиих духовного роста. Такие вечера можно использовать для прослушивания классической музыки, проповеди или для медитации, дискуссии на общефилософские темы, обсуждения произведений искусства. Примером может послужить клуб волонтеров одной из кризисных служб Екатеринбурга - центра «Анима».

ГЛАВА VI.

ЗАКОН НА ВАШЕЙ СТОРОНЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.83 (0.015 с.)