Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Следующий этап - очное консультированиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Индивидуальное консультирование При проведении индивидуального консультирования следует придерживаться общих принципов и соблюдать нормы этики. Можно предложить две модели индивидуальной психотерапии жертв сексуального насилия, разработанные в Центре помощи изнасилованным г.Санта-Моника. США: модель кризисной интервенции и модель краткосрочной психотерапии. Кризисная интервенция Эта модель используется в тех случаях, когда число встреч консультанта с потерпевшей заранее оговорено. Главная цель кризисной интервенции — помочь женщине эффективно справиться с травмой насилия. Для этого в процессе консультирования ставятся три задачи, разрешаемые с помощью психотерапевта: 1. Адекватное и ясное представление о происшедшем. 2. Управление своими чувствами и реакциями, преодоление аффекта. 3. Формирование поведенческих моделей, позволяющих преодолеть последствия травмы. Психолог из США Гейл Абарбанел предложила следующую схему кризисной интервенции: 1. Представьтесь пострадавшей и объясните, как вы связаны с кризисной службой для женщин. 2. Разъясните свою роль и задачи. Расскажите о той помощи, которую вы можете оказать пострадавшей. 3. Признайте тяжесть происшедшего. 4. Побудите пострадавшую говорить с вами о случившемся. Будьте терпеливы, дайте ей время для ответа на ваши вопросы. 5. Помогите пострадавшей выразить чувства, возникшие в связи с насилием. 6. Объясните, что многие жертвы сексуального насилия испытывают подобные чувства и подвержены сходным реакциям. 7. Выясните представления женщины о травматическом влиянии сексуального насилия. Узнайте, что она думает о своих действиях перед и во время насилия. Объясните, что многие из жертв имеют неверное представление о мере своей ответственности за случившееся: на самом деле пережившая насилие не может быть виновата в том, что она оказалась жертвой. 8. Резюмируйте высказанное и переходите к фазе разрешения проблем. 9. Помогите пострадавшей определить отдельные переживания и установить приоритеты, то есть отметить то, что ее больше всего беспокоит и чем нужно заняться в первую очередь. 10. Вместе составьте план действий по разрешению важнейших проблем, вызванных насилием. Для каждой из тем обсуждения предложите альтернативные решения. Укрепите появившееся у женщины ощущение, что она контролирует ситуацию и свою жизнь, подчеркивая, что это она принимает решения и будет их реализовать так, как считает нужным. 11. Оцените способность пострадавшей справиться с последствиями насилия. Узнайте» кто из ее близких или друзей может оказать ей поддержку. 12. Подготовьте жертву насилия к возможным реакциям на травму. Описанная схема собеседования используется и как вступительная фаза для краткосрочной психотерапии. Краткосрочная психотерапия Более продолжительная процедура кризисной интервенции обусловливается исключительно сильным травматическим влиянием сексуального насилия на личность жертвы. Ее отношение к миру, окружающим и себе подвергнуто сомнению. Чувство безопасности и контроля над своей судьбой уничтожено, способность доверять другим людям поколеблена, а самооценке нанесен огромный ущерб. Реакции на травму и порожденные ею внутренние конфликты существенно изменяют личность и поведение пострадавшей, особенно в том случае, если она предпочитает молчать и не обращаться за чьей-либо помощью. Задача программы краткосрочной психотерапии — помочь пострадавшей осмыслить травматическое событие. Эта модель, рассчитанная примерно на 16 терапевтических сеансов, предназначена исключительно для терапии жертв сексуального насилия. Модель включает в себя теоретическое обоснование кризисной интервенции, психодинамическую концепцию и принципы краткосрочного психотерапевтического воздействия. Такой подход предполагает сосредоточение на центральной, ключевой проблеме пациента, а временные ограничения модели определяют постановку специфических целей с использованием для их достижения суггестии* и просвещения пациента. Весь терапевтический процесс распадается на три последовательные фазы: начальную, среднюю и завершающую. Начальная фаза обычно включает в себя два сеанса, в ходе которых терапевт: а) активно, вовлекает женщину в терапевтический процесс, помогает ей понять суть пережитой ею психологической травмы и выявить точки приложения усилий для преодоления ее последствий; 6) заключает с пациенткой «терапевтический контракта; в) оценивает вероятность развития депрессивных состояний и суицидальных тенденций; г) индивидуализирует терапевтическую процедуру сообразно потребностям обратившейся. В начале терапевтического процесса пострадавшая находится в состоянии острого кризиса. Для ее подготовки к полноценной терапии используются описанные ранее приемы кризисной интервенции. Терапевт в этой ситуации активен, готов к эмоциональной поддержке, демонстрирует компетентность в вопросе и понимание природы травмы насилия. Он помогает прояснить ситуацию, установить связь между состоянием потерпевшей и характером травматического события, информирует, подсказывает возможные варианты действий в целях преодоления последствий травмы и помогает составить их план. Цели краткосрочной психотерапии и временные ограничения процесса обсуждаются с пациенткой во время подготовки «терапевтического контракта». Определение временных границ укрепляет надежду на излечение, снижает зависимость потерпевшей от терапевта, мобилизует ее на участие в терапевтическом процессе. В первые сеансы терапевт проводит психодиагностику, позволяющую индивидуализировать психотерапевтический процесс. С этой целью оцениваются: характер и выраженность посттравматических симптомов; проявления психологической защиты; уровень общего развития; усвоенные культурные нормы и установки, имеющие отношение к сексуальному насилию; возможность поддержки со стороны окружения; предшествующий травматический опыт; наличие неразрешенных конфликтов. Работа во второй фазе терапевтического процесса сводится к тому, чтобы дать пострадавшей возможность свободно рассказывать о происшедшем насилии, понять и проработать все его аспекты. Цель терапии — интеграция опыта насилия в общую систему жизненного опыта пострадавшей и развитие адаптивных стратегий преодоления последствий травмы. Ключевой момент во взаимодействии терапевта и пациентки - полная откровенность пострадавшей и возможность для нее раскрыть все обстоятельства и детали насилия. Не исключено, что терапевту будет трудно выслушивать подробности случившегося, однако в этом случае ему придется преодолеть себя, так как недоверие или нежелание слушать препятствует эффективности терапии. Важно помнить, что пределов жестокости насильников не существует. Возможность рассказывать о травматических событиях и связанных с ними переживаниях способствует снижению у пострадавшей чувства беспомощности, изоляции и стыда. Терапевт помогает пострадавшей установить связь ее реакций с произошедшим травматическим событием. Параллельно вырабатываются соответствующие стратегии (поведенческие и когнитивные) и происходит обучение управлению симптомами посттравматического синдрома (ПТС). Для этого используются различные терапевтические приемы, такие, как релаксация (расслабление) и редукция (снижение) стресса, физические упражнения, снижение сенситивности (чувствительности) и когнитивное переформирование (изменение точки зрения). Как только пострадавшая начинает осваивать травматический опыт на когнитивном уровне, у нее появляется способность контролировать себя и свои реакции, что помогает ей возвратиться к привычному образу жизни и повышает уверенность в себе. Просвещение и защита интересов пострадавшей — важная часть терапевтического процесса. Терапевту необходимо понимать существующие в обществе предрассудки в отношении сексуального насилия и уметь им противостоять. Можно говорить о вторичном (уже социальном) преследовании жертвы, которое выражается в высказываниях и действиях, подразумевающих ее ответственность за случившееся или недооценивающих тяжесть психологической травмы. В некоторых ситуациях терапевт выступает защитником интересов пострадавшей с целью решения конкретных проблем, порождаемых вторичным преследованием. Оно нередко проявляется в отношения! медицинских работников и работников правоохранительных органов с жертвами сексуального насилия. Планируя завершение терапевтического процесса, терапевт напоминает женщине, что их совместная работа подходит к концу. Обычно это происходит во время одиннадцатого сеанса и позволяет ей заблаговременно подготовиться к потере связи с терапевтом, отработать запланированное прекращение отношений в рамках психотерапевтического процесса. В течение завершающей фазы терапии проводится обзор результатов и достижений терапевтической деятельности, намечаются цели на будущее. В особом подходе нуждаются женщины, пережившие сексуальное насилие в детстве. Они могут обратиться за помощью спустя многие годы, когда вдруг понимают, что травма, полученная в детстве, не утихла с годами и мешает им нормально жить: «Не знаю, почему мне это так мешает жить сейчас. Многие годы я даже не вспоминала об этом. Иногда я сомневаюсь, было ли это на самом деле. Я выросла, и теперь у меня есть собственная семья. "Почему же сейчас мне снятся кошмары и преследует страх?", — подобные вопросы часто звучат в беседах с психотерапевтом. Женщины могут прийти с жалобой на недостаток тепла в семье, дисгармонию в супружеских отношениях или испытывая сильный страх за безопасность своего ребенка. Иногда детские травматические воспоминания оказываются блокированными на многие годы и пережившая даже не подозревает о том, что было в ее детстве. Бывает и так, что женщина помнит о факте насилия, но не связывает трудности своей взрослой жизни с этим событием. В любом случае сексуальное насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно и может вызвать во взрослой жизни следующие проблемы: заниженная самооценка; трудности в выражении эмоций; сложности во взаимоотношениях с людьми; дефицит доверия и сексуальные проблемы; различные заболевания, вызванные психологическими причинами. В процессе исцеления взрослых женщин, переживших сексуальное насилие в детстве, психотерапевт ставит следующие цели: 1. Полное осознание женщиной того, что случилось в детстве. Оно происходит в результате освобождения от ужасной тайны, которая хранилась многие годы. Обычно для обратившихся за помощью разговор с психотерапевтом становится первой в жизни возможностью открыто говорить и вспоминать о пережитой травме. 2. Разрушение чувства одиночества и изоляции вследствие раскрытия секрета. 3. Оказание помощи потерпевшей в понимании и выражении своих чувств. 4. Принятие решения об ответственности за себя. 5. Открытие себя заново и самопрощение. 6. Формирование нового образа жизни. Сначала следует помочь женщине принять обязательство полностью выполнить работу, необходимую для реабилитации. Для этого целесообразно составить список ответов на вопрос: «Почему я хочу выздороветь?» Женщины, вступившие на путь исцеления, проходят в процессе психотерапии следующие этапы: 1. «Перед лицом правды». Для освобождения необходимо понять, что же в действительности произошло в прошлом. Некоторые жертвы не помнят, что конкретно с ними было, другие просто не позволяют себе оценить значение этой травмы и всего, что с ней связано, ограждают себя от боли. 2. Осознание и выражение чувств. Взглянув в лицо правде, женщины испытывают все эмоции, от которых они себя защищали: ненависть к насильнику, чувства печали и потери. Психотерапевт помогает данному процессу. 3. Противостояние (прямое или косвенное) насильнику и другим людям, так или иначе связанным с происшедшим. Бросить вызов можно в письме (допускается, что письмо будет адресовано и уже умершему человеку), в семейных разговорах, начатых по требованию пострадавшей, в личной беседе. 4. Изменение отношений с другими людьми. Женщина учится более объективно смотреть на существующие отношения и понимать, какие из них можно считать здоровыми, а какие — нет. Здесь происходит выбор: как жить дальше, изменить ли что-либо в семейной жизни. 5. Открытие себя заново. Это ощущение своей уникальности и появление готовности к дальнейшему росту. 6. Забота о себе. Женщина учится получать то, чего была лишена в детстве. 7. Прощение себя. Поняв, что с ней произошло, женщина освобождается от чувства вины. Группы поддержки женщин Кризисные центры предоставляют помощь женщинам в различных ситуациях и разными способами: индивидуальное консультирование, позволяющее более полно концентрироваться на личной жизни; группы поддержки; тренинги уверенности в себе, безопасного поведения. самообороны и др. Для серьезной и глубокой работы требуется сочетание различных методов, например участие в группе поддержки и индивидуальное консультирование. Остановимся на работе групп поддержки женщин более подробно, тем более что эта методика появилась в нашей стране сравнительно недавно — Московское сообщество соконсультирования возникло в октябре 19,90 г. (первое подобное объединение было создано Харви Джекинсом в начале 60-х в Сиэттле. США). Для нас работа в группах поддержки началась пять лет назад, в 1990 г. Тогда мы уже создали женскую организацию. А через некоторое время, познакомившись с методикой соконсультирования, решили использовать ее для себя лично. Через полгода интенсивной работы, увидев реальные результаты, мы пришли к выводу, что именно соконсультирование может стать очень важной частью деятельности нашей организации. Мы поняли, что учить других женщин соконсультированию следует опираясь, а собственный опыт участия в группе поддержки. Сама методика как нельзя лучше отвечала нашим собственным представлениям о нетрадиционной работе среди женщин. Пожалуй, методика соконсультирования — единственная, которая специально занимается выражением чувств, изменением культурных стереотипов сексизма, расизма и прочих. С чего начать? Начальный курс рассчитан на 8-10 занятий по 3-4 часа. С первой же встречи мы стремимся создать комфортную обстановку, атмосферу доверия и взаимного уважения. Многим достаточно трудно говорить о себе, нелегко позволить себе на глазах у всех проявить свой гнев, радость или печаль. Для этого необходимы не только смелость и честность, но и специальные приемы, помогающие перейти от проговаривания к чувствованию. Существуют правила, которых мы придерживаемся, считая их обязательными и необходимыми, ведь они способствуют сохранению доверия и появлению чувства безопасности: 1. Соблюдать конфиденциальность. Абсолютное сохранение в тайне всего происходящего в группе и между участницами сессий соконсультирования не только за пределами группы (или пары), но и внутри нее. Можно говорить только о своих чувствах и впечатлениях. 2. Не осуждать. Хотя мы все как женщины находимся под гнетом уже с момента своего рождения, у нас разный опыт и разные уровни осознания. И мы не хотим, не имеем права и намерения убеждать, кого бы то ни было принять нашу точку зрения, а также расстраиваться, если этого не происходит. Нас и так слишком часто критикуют в повседневной жизни. В группе поддержки мы должны научиться принимать человека полностью. 3. Не давать советов. Мы поддерживаем друг друга и помогаем разобраться в своих собственных чувствах и выразить их, придать друг другу храбрости и уверенности для принятия самостоятельных решений. Мы развиваем в себе понимание того, чего же мы хотим на самом деле. Советы могут иметь практическое значение и смысл в повседневной обыденной жизни» но в группе поддержки они недопустимы, так как мешают процессу самопонимания и самораскрытия. И любой совет всегда предполагает, что советчик всегда знает лучше нас, а мы, в свою очередь, можем незаметно переложить ответственность за себя на другого человека. Однако никто лучше нас самих не может понять, в чем именно мы нуждаемся. 4. Учиться активному слушанию. Это не только правило, но уже и первая техника, которой мы обучаемся и которая необходима постоянно. И хотя все мы вроде бы умеем слушать других людей, здесь от нас требуется иное. Слушать нужно с интересом и безраздельным вниманием. Слишком часто мы сталкиваемся с тем, что слушающие нас в это время думают о своем и с нетерпением ждут своей очереди высказаться. Выслушивая, не пытайтесь высказывать собственное мнение, перебивать, сравнивать услышанное с личным опытом» давать советы, критиковать. Такое выслушивание создает и сохраняет чувство безопасности. 5. В отведенное время сосредоточить все внимание на говорящей, принимая ее с уважением, доверием и любовью. Это правило тоже можно считать определенной техникой. Выполняя роль консультанта, мы должны иметь навык «отключаться» от собственных проблем и дистрессов («записей» в памяти о пережитых травмах). 6. Отводить одинаковое и регламентированное время всем участницам. Методика, которую мы используем, — взаимное консультирование на равных, что подразумевает сотрудничество и взаимную поддержку. Никто не может высказываться второй раз, если каждая не высказалась по одному разу, и нельзя говорить в третий раз, если все не проговорили два раза. Только в случае демонстрации, когда консультант работает с женщиной перед всей группой, им отводится больше времени и внимания. Смысл группы поддержки в том, что именно здесь можно научиться быть самой собой. Слушать то, что мы сами чувствуем, а не описание наших чувств другими людьми. Помещение и число участниц Помещение должно быть изолированным и достаточно комфортным, никто и ничто не должно нарушать работу группы. Наличие нескольких комнат позволяет лучше использовать парную работу. И, конечно, нужен хоть какой-то простор, чтобы можно было заниматься физическими упражнениями, которые мы включаем в свои занятия. Так что помещение — существенный элемент во всем комплексе работы группы поддержки. Оптимальное число участниц, обеспечивающее динамизм работы и внимание к каждой женщине, — шесть-восемь человек (самое большое — десять).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.62 (0.015 с.) |