Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционально-технологическая структура СТОА

Поиск

Под планировкой СТОА понимается компоновка или взаимное расположение производственных, складских и административно-бытовых помещений в плане здания или отдельно стоящих зданий, предназначенных для обслуживания и ремонта автомобилей (схема 2). Планировка станций технического обслуживания определяется схемой технологического процесса, мощностью, назначением и размерами предприятия, а также нормами и правилами.

СХЕМА 2

Функциональное зонирование СТОА

1 – клиентские; 2 – административные; 3 – бытовые; 4 – магазин; 5 – мойка; 6 – приемка, выдача; 7 – диагностика; 8 – смазка; 9 – регулировка; 10 – ТО-1; 11 – ТО-2; 12 – ТР; 13 – кузовной; 14 – окрасочный; 15 – слесарно-механический; 16 – электротехнический; 17 - шиномонтажный

Основными структурными составляющими СТОА являются группы помещений основного производства (зона постов ТО и ТР), вспомогательных специализированных участков и административно-бытовых. Группировку отдельных помещений осуществляют с учётом технологической последовательности и функциональной взаимосвязи производственных процессов. Правильное зонирование обеспечивает чёткую работу СТОА и возможность независимого развития отдельных групп помещений, а также станции в целом. Эти группы помещений, тщательно проработанные технологически и планировочно являются типовыми элементами или узлами. Определённый набор таких технологических элементов для каждой функциональной зоны СТОА обуславливает наиболее гибкое технологическое и планировочное решение всей СТОА. На схеме 3 приведена схема взаимосвязей таких технологических узлов и объединение их в один процесс основного производства.

СХЕМА 3

Схема технологии производства

Посты для обслуживания

Место ожидания – автомобилеместо, предназначенное для постановки автомобилей во время ожидания им приемки–выдачи, постановки на рабочий пост, ремонта снятого с него агрегата, узла, прибора.

Рабочий пост – автомобилеместо, оснащенное соответствующим технологическим оборудованием и предназначенное для выполнения технических воздействий, производимых непосредственно на автомобиле для поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида. Это посты мойки, диагностики, технического обслуживания, текущего ремонта и окраски, приемки-выдачи автомобилей; подготовке к окраске; сушки после окраски и мойки. Рабочий пост предназначен для размещения автомобиля, кузова и других агрегатов, включает в себя одно или несколько рабочих мест, где выполняются в основном однородные виды работ. Схема 7.

Участок уборочно-моечных работ предназначен для уборки салона кузова автомобиля, мойки двигателя автомобиля снизу и сверху, сушки и полировки кузова. В связи с быстрым ростом парка легковых автомобилей целесообразно использовать как для технологических целей, так и для выполнения моечно-уборочных работ как самостоятельной операции.

Участок приемки и выдачи автомобилей является начальным и конечным пунктом пребывания автомобилей на СТОА и предназначен для выполнения следующих работ:

при приемке – внешнего осмотра автомобиля и проверки его комплектности, агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает владелец автомобиля, а также влияющих на безопасность движения;

определения состояния автомобиля с целью выявления дефектов, не заявленных владельцем, определения ориентировочного объема, стоимости, срока выполнения работ и способа устранения дефектов, согласования всех вопросов с владельцем автомобиля, оформления документов;

при выдаче – контроля выполненных работ, указанных в наряде-заказе, внешнего осмотра, проверки комплексности и сдачи автомобиля владельцу.

При приемке и выдаче автомобилей целесообразно использование диагностического оборудования.

Участок диагностики предназначен для определения технического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов без разборки. Диагностирование представляет собой технологический элемент ТО и ремонта, а также основной метод выполнения контрольных работ.

Количество постов на участке диагностики, оснащенность их оборудованием, компоновочная схема, а также специализация и кооперация их между собой, постами приемки-выдачи и постами регулировочных работ определяются объемом и характером производства, методом организации, а также задачами, которые должны решаться с помощью диагностики на СТОА.

Участок ТО предназначен для проведения профилактического комплекса работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, поддержание автомобилей в технически исправном состоянии и обеспечение надежной, безопасной и экономичной эксплуатации. Оно включает следующие основные работы: уборочно-моечные, крепёжные, диагностические и регулировочные, смазочные и шинные.

При родственной технологии работ ТО и ТР выполняются на одних и тех же постах различных производственных участков.

Участок ТР предназначен для выполнения комплекса работ по агрегатам и узлам автомобиля, неисправность которых нельзя устранить путем регулировочных работ с целью восстановления их параметров и работоспособности. Основанием для выполнения работ ТР является заявка владельца автомобиля, данные диагностики или выявленные неисправности при выполнении ТО. Работы ТР подразделяются на разборочно-сборочные и ремонтно-восстановительные.

Рабочие посты участка ТР автомобилей оснащают необходимым оборудованием, подъемными устройствами, приспособлениями и инструментом.

Аккумуляторный участок – подзаряд, заряд и ремонт аккумуляторных батарей, а также приготовление дистиллированной воды и электролита. На участке выделяют четыре зоны: кислотную, зарядную, ремонтную и аппаратную.

В зависимости от размеров предприятия указанные зоны размещают: в отдельных четырех помещениях; в двух помещениях, объединяя по условиям труда и пожароопасности первую со второй и третью с четвертой зоны в одном помещении, организуя работы первой и второй зон в шкафах с индивидуальной вытяжной вентиляцией.

Агрегатно-механический участок предназначен для выполнения разборочно-сборочных, моечных, ремонтно-восстановительных и контрольных работ по двигателю, коробке передач, рулевому управлению, передним и задним мостам и другим агрегатам и узлам, снятым с автомобиля для ТР.

Электротехнический участок предназначен для проверки и ремонта агрегатов и приоров электрооборудования, неисправность которых не могла быть устранена на постах ТР после очистки от пыли и грязи, осмотра и испытания на специальных установках; подлежащие ремонту агрегаты и приборы разбирают а узлы и детали, промывают и просушивают, дефектуют и в зависимости от технического состояния заменяют или ремонтируют, а также проверяют на соответствующем контрольном стенде или установке.

Шиноремонтный участок предназначен для демонтажа и монтажа шин, ремонта камер, замены дисков, камер и покрышек, балансировки колес, в зависимости от типоразмеров СТОА.

Кузовной участок служит для замены отдельных деталей кузова, а также жестяницких, сварочных, медницких и кузнечно-рессорных работ, изготовления необходимых для замены деталей кузова, правки и ремонта аварийных автомобилей.

Окрасочное отделение предназначено для окраски кузова и его деталей. В отделении подготовительных работ производят снятие старой окраски, шпатлевку и шлифовку. Здесь же обычно подкрашивают небольшие участки кузова и его деталей. В окрасочном отделении наносят грунт и высушивают его, частично или полностью окрашиваю кузов. Все работы, связанные с распылением лакокрасочных материалов и их сушкой, выполняют в специальных герметических камерах, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, исключающей возможность образования в камерах взрывоопасных концентраций и проникновение из камер в помещение участка паров растворителя и тумана краски. Подготовку смесей, приготовление лаков и красок и разбавление растворителей, мойку пистолетов и другие, связанные с этими операциями, процессы осуществляют в специальных вентилируемых помещениях краскоприготовительного отделения.

Помимо основных производственных участков станции имеют склад запасных частей, зал для клиентов, административно-бытовые помещения, расположенные, как правило, на втором этаже, и другие участки.

В зоне ТО и ТР, а также на кузовном, окрасочном и других участках, кроме рабочих, предусмотрены вспомогательные посты и места ожидания ремонта автомобиля, на которых также при необходимости могут выполняться некоторые виды работ.

На СТОА допускается размещать в одном помещении с постами ТО и ремонта участки: моторный, агрегатный, механический, электротехнический и приборов питания.

Посты мойки автомобилей, расположенные в камерах, также допускается размещать в помещениях постов ТО и ремонта.

На СТОА с числом постов до 10 в помещения постов ТО и ремонта допускается размещать окрасочную камеру и посты ремонта кузовов с применением сварки. При этом указанные выше посты должны быть ограждены несгораемыми экранами высотой 1,8 м от пола и располагаться на расстоянии не менее 15 м от открытых проемов окрасочной камеры.

При проектировании окрасочных участков должны предусматриваться два помещения: одно для окрасочных работ и другое для подготовки красок. На станциях обслуживания с числом постов до 10 для размещения окрасочного участка допускается предусматривать одно помещение.

Основным помещением на СТОА является зона ТО и ремонта, которая по характеру производственного процесса должна быть связана со всеми вспомогательными участками.

Посты в зоне ТО и ремонта в зависимости от мощности станции могут быть универсальными или специализированными по видам работ (смазочные, диагностические, ТО и т.д.).

На небольших городских и дорожных станциях технического обслуживания автомобилей в основном применяют тупиковые универсальные посты.

На крупных станциях используют поточные линии для ТР наряду с универсальными постами, предусматриваются специализированные посты для замены агрегатов, перестановки колес и др.

Движение автомобилей по территории предприятия рекомендуется организовывать одностороннее кольцевое, обеспечивающее отсутствие встреч и пересечений (схема 4).

 

СХЕМА 4

Организация движения при параллельном расположении зон:

а – при закрытом хранении; б – при открытом хранении

 

Габариты одного машиноместа на стоянках – 5,0 х 2,7 м.

Минимальная ширина проезда между рядами постов – 7,2 м.

Размеры рабочего поста – 6,0 х 4,5 м.

Эталонные размера автомобиля для которого проектируется авто-центр – 4,1 (длина) х 1,7 (ширина) х 1,6 м (высота).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.181.90 (0.008 с.)