Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины, показатели концентрации в отрасли.

Поиск

Причины концентрации производства. По уровню концентрации отечественные предприятия по переработке нефти, производству синтетического каучука и предприятия многих других отраслей промышленности опережают показатели многих развитых стран. Но высокая концентрация ложится тяжелым бременем на транспортную сеть страны, и без того перегруженную из-за огромных масштабов нашего государства.

В базовых отраслях промышленности «гиганты индустрии» со временем становятся невосприимчивыми к научно-техническому прогрессу. Необходимо создание сети мелких и средних производств, с тем, чтобы они составляли определенную конкуренцию предприятиям-гигантам.

Основным фактором, под воздействием которого формируется антимонопольная политика в ближайшие несколько лет, является открытие экономики для иностранной конкуренции. Поэтому в рамках среднесрочной стратегии в условиях открытой экономики выделяются первоочередные мероприятия антимонопольной политики.

Все принимаемые меры должны способствовать сокращению в российской промышленности доли предприятий-гигантов, предприятий-монополистов. Однако концентрация производства в разумных пределах в ряде отраслей отечественной промышленности, сохранит свое значение. К числу таких отраслей относится химическая отрасль.

Показатели концентрации производства.

В экономике отрасли выделяют две идеи относительно концентрации производства – общая и рыночная. Идея общей концентрации производства в полной мере выражена в выше приведенной формулировке - как степень сосредоточения производства в составе отдельных фирм. Идея рыночной концентрации состоит в стремлении выразить с помощью показателей концентрации производства силу рыночной власти фирмы.

При исследовании обшей идеи концентрации производства выделяются абсолютная и относительная концентрация. Под абсолютной концентрацией понимается укрупнение мощностей отдельных предприятий или производств за счет увеличения размеров оборудования или увеличения его количества. Относительная концентрация - это увеличение доли продукции, вырабатываемой на крупных предприятиях, в общем объеме производства данной продукции. Наряду с этим выделяются четыре формы концентрации производства: агрегатная, технологическая, заводская и организационно-хозяйственная. Под агрегатной концентрацией понимается увеличение мощности отдельных агрегатов, основного технологического оборудования за счет укрупнения размеров отдельных аппаратов, повышения скорости процессов (температуры, давления) или внедрения новых технологических процессов. Технологическая концентрация - это увеличение мощности участков, цехов или производств. Заводская концентрация - это увеличение мощности отдельных предприятий, которое также может быть как интенсивным, так и экстенсивным. Организационно-хозяйственная концентрация - разновидность заводской концентрации - заключается в административно-хозяйственном обеспечении нескольких предприятий объединения.

Показатели, определяющие уровень общей концентрации перерабатывающих производств характеризуется системой абсолютных (натуральных и стоимостных) и относительных показателей. В частности, агрегатная и технологическая концентрация характеризуется долей установок или технологических линий определенной мощности в общем количестве установок данного типа. Применительно к заводской концентрации используют следующие показатели:

Концентрация и олигополия.

Концентрация — это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии. Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:

-увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия),

-увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);

-развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия комбинаты);

-развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.

Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:

-увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;

-применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;

-одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного,

-развития комбинирования взаимосвязанных производств.

Олигополия - один из наиболее интересных и наименее предсказуемых видов монополистической конкуренции на рынке промышленной продукции. Особенности олигополистического рынка проявляются в том случае, когда на рынке присутствует небольшое число фирм-участников отрасли. Олигополия на рынке может существовать как со стороны производителей (продавцов), так и со стороны покупателей. В то же время подход к изучению олигополии, с точки зрения промышленной фирмы- производителя, наиболее продуктивен и дает исчерпывающее описание данного типа рынка.

Для олигополии характерны небольшое число фирм-конкурентов и, вследствие этого, их всеобщая взаимосвязь. Фирма-олигополист находится в активном рыночном окружении. Таким образом, олигополистическая отрасль существует только тогда, когда число фирм в ней настолько мало, что каждая при формировании целей своей деятельности, определении сбытовой и ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами.

Ситуация в олигополистической отрасли и ее особенности предполагают и поощряют сотрудничество (сговор) между предприятиями-участниками. Сговор может принять явные (концерн, синдикат, трест, картель и пр.) и тайные формы. Явный сговор имеет место, когда фирмы достигают непосредственного соглашения о разделе рынков (определение объема сбыта и соответственно производства) и установлении взаимовыгодных цен, т. е. происходит формализация ограничения конкуренции в условиях олигополии. При всей выгодности такой формы рыночного взаимодействия, в большинстве случаев прибыль ограничена законодательно. Тайный сговор выражается в «молчаливом» (не закрепленном документально) соглашении о фиксировании цен, разделении или распределении рынков. Основу сговора составляет наблюдение фирм за действиями друг друга и принятие собственных решений с учетом действий конкурентов. Обычно тайный сговор предшествует явному, либо заменяет его при наличии легальных ограничений.

Концентрация и монополия.

Концентрация — это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии. Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:

-увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия),

-увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);

-развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия комбинаты);

-развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.

Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:

-увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;

-применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;

-одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного,

-развития комбинирования взаимосвязанных производств.

Монополия – исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

Действующее антимонопольное законодательство в России, только формируется. Это законодательство имеет ряд недостатков, в частности:

-не разработана целостная система объективных показателей статистики концентрации производства с учетом накопленного опыта ведущих стран рыночной экономики;

-отсутствие утвержденного показателя доли продаж на региональном рынке для предприятий, выпускающих различную продукцию, что не позволяет объективно выявить фирму–монополиста;

-не учтен в достаточной мере степени опыт развитых стран в области антимонопольного законодательства.

-недостаточны штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства;

-отсутствие четкой ясности по санкциям к предприятиям-монополистам и выхода их из этого состояния;

Создание и использование действенного антимонопольного законодательства являются основой для здоровой конкуренции и на этой базе повышения эффективности функционирования субъектов рыночной экономики в России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.50 (0.008 с.)