Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины, показатели концентрации в отрасли.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Причины концентрации производства. По уровню концентрации отечественные предприятия по переработке нефти, производству синтетического каучука и предприятия многих других отраслей промышленности опережают показатели многих развитых стран. Но высокая концентрация ложится тяжелым бременем на транспортную сеть страны, и без того перегруженную из-за огромных масштабов нашего государства. В базовых отраслях промышленности «гиганты индустрии» со временем становятся невосприимчивыми к научно-техническому прогрессу. Необходимо создание сети мелких и средних производств, с тем, чтобы они составляли определенную конкуренцию предприятиям-гигантам. Основным фактором, под воздействием которого формируется антимонопольная политика в ближайшие несколько лет, является открытие экономики для иностранной конкуренции. Поэтому в рамках среднесрочной стратегии в условиях открытой экономики выделяются первоочередные мероприятия антимонопольной политики. Все принимаемые меры должны способствовать сокращению в российской промышленности доли предприятий-гигантов, предприятий-монополистов. Однако концентрация производства в разумных пределах в ряде отраслей отечественной промышленности, сохранит свое значение. К числу таких отраслей относится химическая отрасль. Показатели концентрации производства. В экономике отрасли выделяют две идеи относительно концентрации производства – общая и рыночная. Идея общей концентрации производства в полной мере выражена в выше приведенной формулировке - как степень сосредоточения производства в составе отдельных фирм. Идея рыночной концентрации состоит в стремлении выразить с помощью показателей концентрации производства силу рыночной власти фирмы. При исследовании обшей идеи концентрации производства выделяются абсолютная и относительная концентрация. Под абсолютной концентрацией понимается укрупнение мощностей отдельных предприятий или производств за счет увеличения размеров оборудования или увеличения его количества. Относительная концентрация - это увеличение доли продукции, вырабатываемой на крупных предприятиях, в общем объеме производства данной продукции. Наряду с этим выделяются четыре формы концентрации производства: агрегатная, технологическая, заводская и организационно-хозяйственная. Под агрегатной концентрацией понимается увеличение мощности отдельных агрегатов, основного технологического оборудования за счет укрупнения размеров отдельных аппаратов, повышения скорости процессов (температуры, давления) или внедрения новых технологических процессов. Технологическая концентрация - это увеличение мощности участков, цехов или производств. Заводская концентрация - это увеличение мощности отдельных предприятий, которое также может быть как интенсивным, так и экстенсивным. Организационно-хозяйственная концентрация - разновидность заводской концентрации - заключается в административно-хозяйственном обеспечении нескольких предприятий объединения. Показатели, определяющие уровень общей концентрации перерабатывающих производств характеризуется системой абсолютных (натуральных и стоимостных) и относительных показателей. В частности, агрегатная и технологическая концентрация характеризуется долей установок или технологических линий определенной мощности в общем количестве установок данного типа. Применительно к заводской концентрации используют следующие показатели: Концентрация и олигополия. Концентрация — это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии. Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм: -увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия), -увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия); -развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия комбинаты); -развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия. Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем: -увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне; -применения машин и оборудования с большей единичной мощностью; -одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного, -развития комбинирования взаимосвязанных производств. Олигополия - один из наиболее интересных и наименее предсказуемых видов монополистической конкуренции на рынке промышленной продукции. Особенности олигополистического рынка проявляются в том случае, когда на рынке присутствует небольшое число фирм-участников отрасли. Олигополия на рынке может существовать как со стороны производителей (продавцов), так и со стороны покупателей. В то же время подход к изучению олигополии, с точки зрения промышленной фирмы- производителя, наиболее продуктивен и дает исчерпывающее описание данного типа рынка. Для олигополии характерны небольшое число фирм-конкурентов и, вследствие этого, их всеобщая взаимосвязь. Фирма-олигополист находится в активном рыночном окружении. Таким образом, олигополистическая отрасль существует только тогда, когда число фирм в ней настолько мало, что каждая при формировании целей своей деятельности, определении сбытовой и ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Ситуация в олигополистической отрасли и ее особенности предполагают и поощряют сотрудничество (сговор) между предприятиями-участниками. Сговор может принять явные (концерн, синдикат, трест, картель и пр.) и тайные формы. Явный сговор имеет место, когда фирмы достигают непосредственного соглашения о разделе рынков (определение объема сбыта и соответственно производства) и установлении взаимовыгодных цен, т. е. происходит формализация ограничения конкуренции в условиях олигополии. При всей выгодности такой формы рыночного взаимодействия, в большинстве случаев прибыль ограничена законодательно. Тайный сговор выражается в «молчаливом» (не закрепленном документально) соглашении о фиксировании цен, разделении или распределении рынков. Основу сговора составляет наблюдение фирм за действиями друг друга и принятие собственных решений с учетом действий конкурентов. Обычно тайный сговор предшествует явному, либо заменяет его при наличии легальных ограничений. Концентрация и монополия. Концентрация — это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии. Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм: -увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия), -увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия); -развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия комбинаты); -развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия. Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем: -увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне; -применения машин и оборудования с большей единичной мощностью; -одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного, -развития комбинирования взаимосвязанных производств. Монополия – исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами. Действующее антимонопольное законодательство в России, только формируется. Это законодательство имеет ряд недостатков, в частности: -не разработана целостная система объективных показателей статистики концентрации производства с учетом накопленного опыта ведущих стран рыночной экономики; -отсутствие утвержденного показателя доли продаж на региональном рынке для предприятий, выпускающих различную продукцию, что не позволяет объективно выявить фирму–монополиста; -не учтен в достаточной мере степени опыт развитых стран в области антимонопольного законодательства. -недостаточны штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства; -отсутствие четкой ясности по санкциям к предприятиям-монополистам и выхода их из этого состояния; Создание и использование действенного антимонопольного законодательства являются основой для здоровой конкуренции и на этой базе повышения эффективности функционирования субъектов рыночной экономики в России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.50 (0.008 с.) |