Животные как источники инфекции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Животные как источники инфекции



Животные как источники инфекции

зоонозы-группа инфекционных(паразитарных) болезней, при которых биологическими хозяевами и ест-м резервуаром возбудителей служат организмы различных видов животных, но к которым восприимчив и человек(сиб.язва,бруц-з, бешенство, чума,тул-я,сал-з,лепт-з, и др.).В зависимости от принадлежности животных-основных хозяев возбудителя-к определенной среде обитания, т.е. по естественно-историческому, экологическому принципу, животных подразделяют на диких, синантропных, одомашленных. Зоонозы диких животных, существующих в природных биоценозах и не находящих условий для обитания в антропогенной среде. Человек заражается зоонозами дик. животных, как правило, лишь при проникновении его в места естественного обитания этих животных на территории природного очага либо при искусственном переселении их к жилью человека. Зоонозы синантропных животных, способных существовать как в дикой природе, так и в антропогенной среде (напр. домовая мышь). Зоонозы одомашл. животных, прирученных человеком, созданных практической деят-ю человека в результате иск. отбора. В зависимости от принадлежности основных хозяев возбудителя к той или иной среде обитания выделяют следующие группы зоонозов: природно-очаговые.основными хозяевами возбудителей являются животные-сочлены природных биоценозов. К таким относятся туляремия, арбовирусные инфекции, некоторые гельминтозы и др., прир-антропоургические. основными хозяевами возбудителей являются как животные-сочлены природных биоценозов, так синантропные и с.-х. животные и птицы.(беш-о, лептоспироз, орнитоз, токсоплазмоз и др. антропоургические основные хозяева их возбудителей-синантропные и с.-х. животные(саль-зы, сиб. язва, ящур, различные биогельминтозы и др.)

Особенностью патогенеза большинства зоонозов у человека является то, что зараженный человек либо вообще не выделяет возбудителей во внешнюю среду, либо выделяет их редко и в такой незначительной концентрации, которая не в состоянии обеспечить последующее эффективное заражение восприимчивых людей. Иными словами, организм человека явл. «биологическим» тупиком для возбудителей большинства зоонозов.

________________________________

Эпидемиология как наука.

Э.-наука, кот. изучает причины, условия, механизмы формирования заб-ти населения, путем анализа ее распространения по территории среди различных групп населения, во времени и используют эти данные для разработки способов проф-ки заболеваний.

Цели: выявление закономерностей возникновения, распространения и прекращения болезней человека и разработке на этой основе мер профилактики и борьбы с ними.

Задачи:

-определение медицинской и социально-экономической значимости болезни и ее места в структуре патологии населения

-изучение распространенности болезни во времени, по территории и среди различных групп населения

-выявление причин и условий, определяющих наблюдаемый характер распространения болезни

-разработка рекомендаций по профилактике и борьбе с данной болезнью

-формулирование прогноза распространения изучаемой болезни.

Объект: эпид. Процесс

Предмет: население (популяция)

________________________________

Эпидемиологическое значение заразоносительства

Ностельство-это сохранение в организме и выделение в окр.среду возбудителя инфекционной болезни, обусловленное инфекционным процессом протекающим бессимптомно, т.е. без клинически выраженных явлений. Носительство сопровождается иммунологическими сдвигами в зараженном организме, а также функциональными и морфологическими изменениями в органах и тканях, типичными для соответствующего заболевания, однако эти изменения не приводят к манифестации патологического процесса и внешне зараженный человек остается здоровым. Различают здоровое носительство и реконвалесцентное. Здоровое может возникать без предшест-го клин-и выраженного заболевания (при холере, шигеллезах, полиомиелите и др.) Реконвалесцентное носительство, когда клиническое выздоровление не сопровождается освобождением организма от возбудителя и переболевшие продолжают выделять его в окр.среду(брюш.тиф, паратиф и др.). Носители м. представлять бол-ю эпидемиологическую опасность, поскольку, будучи практически здоровыми, они активно и широко общаются с окружающими. Эта опасность многократно возрастает в определенных социальных условиях.

________________________________

Мероприятия по предупреждению заноса инфекционных болезней из других стран.

Интенсивный рост экон-х и культурных связей между странами, активизировавшей междунар-ю миграцию нас. и торговли, на фоне развития скоростных транспортных ср-в передвижения спос-х доставить б-х в любой нас. пункт в глубине страны еще в ИП, обусловил в 60-х гг. хх века необх-ть пересмотра существовашей концепции сан. охраны гос. границы и трансформации ее в концепцию сан-эпид. охраны терр.страны. Сан-эпид. охрана территории-это система гос. мероприятий, направленных на предотвращение заноса из-за рубежа и распространения на территории страны возб. ООИ (чума, холера, малярия, лих-а Ласа и Эбола и др.), а также на локал-ю и ликвидацию очагов этих б-ей в случае заноса их из-за рубежа. Надзор за выполнением мер-й по сан. охране терр. осущ-ся органами и учр. надзора. Реглам-ся он Законом «О санн-эпид. благополучии населения» и СанПиН «Сан. охрана территории РФ». Обеспечение санэпид охраны терр. достигается путем реализации комплекса орган-х, сан-гиг., леч-проф. и противоэпидемических мероприятий. Эти мероприятия осуществляются на всех видах транспортных средств международных сообщений, в пунктах пропуска через Гос. границу и на всей территории страны. В случае получения информации о наличии на транспортном средстве лица, больного ООИ, переносчиков возбудителей или о падеже грызунов транспортное средство, пассажиры и экипаж подвергаются медико-санитарному пограничному досмотру. Такой досмотр включает опрос и осмотр людей, проверку медико-санитарной части общей декларации, зоолого-паразиталогическое обследование транспортного средства, грузов и багажа. За лицами, прибывшими из районов, где имелись эпидемии легочной чумы, контагиозных геморрагических вирусных лихорадок или других ООИ, устанавливается мед. наблюдение на срок, равный максимальной длительности инкуб. периода при этих инфекциях. При выявлении на транспортном средстве больных ООИ срочно информируют руководителя местной службы, изолируют, а затем и госпитализируют заболевшего, проводят дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию транспортного средства. По эпидемиологическим показаниям возможна изоляция или мед. наблюдение за пассажирами и членами экипажа на срок, равный длительности инкуб. периода при данной инфекции. В случае угрозы распространения ООИ на территории страны сообщение через Гос.границу на угрожаемых участках может быть временно ограничено или прекращено.

________________________________

Проявление эпидемического процесса заболеваемость среди различных групп населения

Заболеваемость на одной и той же территории при каждой нозологической форме распределяется неодинаково среди различных групп населения. Наблюдаются различия в показателях заболеваемости среди разных возрастных, профессиональных групп и тд Эти различия объясняются как неодинаковым риском заражения разных групп населения так и неодинаковым риском заболевания при одном и том же риске заражения в связи с особенностями восприимчивости людей в разных группах

______________________________________

Эпид. надзор

ЭН- динамическое и комплексное слежение за болезнью на определенной территории с целью рационализации и повышения эффективности проф. и противоэпид. Мероприятий. Синоним «мониторинг» в 1969 г. Предложен на семинаре Европейского регионального бюро ВОЗ. Черкасский- основоположник эпиднадзора.

ЭП включает: *эпид. наблюдение, сбор и регистрацию информации, *поэтапная передача информации по вертикали, *обмен информации по горизонтали, *эпид. Анализ, *эпид. Диагностика, *разработка управленческих решений, выдача рекомендаций по корректировкам, осуществляющих мероприятия или разработке новых, *прогнозирование эпидемий.

Цель: сведение к минимуму неопределенной информации при принятии управленческих решений.

Задачи: *оценка масштабов, характеристика распространения и соц-эконом. значимости инф. заб., *Выявление тенденции и темпов динамики эпид.процесса во времени, *Районирование территории по степени эпид.неблагополучия., *Выявление контингентов населения в повышенном риском заболевания, *Выявление причин и условий, определяющих наблюдаемый характер проявлений ЭП, *Определение адекватной системы проф. и противоэпид. меропр., *Контроль масштабов, качества и эф-ти проф. и противоэпид. мероприятий., *Разработка периодических прогнозов эпид.ситуации.

________________________________

Эпид.диагностика

ЭД- это логическая формула, содержащая оценку эпид.ситуации и причин на конкретной территории среди определенных групп населения в изучаемый отрезок времени.

-это краткое врач.заключение по эпидситуации на конкретной территории, среди определенных групп населения в изучаемый отрезок времени, выраженное в терминах эпидемиологии.

ЭД может быть локальная- в эпид.очагах; региональная- на опр.территории; глобальная- на международном уровне.

Во времени: ретроспективная и оперативная.

3 раздела:

1) эпидсемиотика- учение о признаках ЭП и их диагн.значении

2) эпид.мышление- логич.метод, используемый в процессе диаг-ки.

3) диагностич.- техника

(1) а) признаки ЭП- возбудитель, механизм, пути, факторы передачи

б) признаки, хар-е эпид.очаг: время, место возникн., длит-ть сущ-я, число случ., занос инфекции или место происх-я, границы.

в) статистич. Признаки

-количественные- показывают влияние факторов на заб-ть во времени. Сравнение заб-ти в разл. периоды позволяют выявить время риска, а также уровень заб-ти. Уровни заболеваемости:(а) спорадический; (б) эпидемический (если в коллективе вспышка) рассчитывается методом статистики

-качественные- отражают влияние на заб-ть различных факторов в территориальном аспекте или среди различных групп населения. По территории: убиовитарные(повсеместные, равномерные); эндемич.(неравномерно). Заболеваемость в отдельных группах населения отражает повышенный риск заражения. Учитываются: факторы и механизмы передачи инфекции; анализ гор. и сельс. населения по полу, возрасту, профессии; показатели состояния паразитарных систем(вид, состав, численность возбудителя, численность переносчика, иммун.структура населения, коллект.им-т). описываются показатели прир.факторов: климат, ландшафт, фауна, численность и видовой состав переносчиков, структура природных очагов. Описание соц.факторов:демография(численность, плотность, полов.состав, характер населения); структура народно-хоз. деятельности в аспекте опасности в эпид.отношении; благоустроенность нас.мест; распределение населения по профессиям

(2) а) метод аналогии- изучение предмета

б) метод единственного соответствия- общий фактор для большинства заболеваний

в) метод единственного различия- различия среди заболевших и незаболевших

г)метод одновременной изменчивости- что может быть фактором возникновения заболеваемости

(3) оперативный и ретроспективный эпид.анализ.

Эпид.д-ка включает: *нозологическая форма заболевания, *интенсивность протекания, *распространенность, *длительность, *условия заражения, *пути распространения.

________________________________

35. Работа ОМедБат в условиях противоэпидемического режима. ОМБ состоит из след. отд.: *сортир-эвакуационного, *спец.обработки., *операц-перевяз, *госпит-го, *мед.снабжения, *для размещения личного состава батальона, *для выздоравливающих. Поток раненых и б-х направляется в сортировочно-эвак.отд., а оттуда в операц-перевяз. и госпитальное отд-е. Нуждающ. В изоляторе- в изолятор, в спец.обработке – в отд. спец.обраб..В усл-х противоэпид.режима терр-я батальона делится на две зоны: зону острого режима, зону ограничений. Все поступающие в ОМБделятся на два потока:раненые и б-е с клин.прояв.инф.заб. или с подозрением на него →в изоляц.отд. с отд.спец.обраб., и раненые,б-е, не имеющие клин.признаков инф.заб.→в сортир-эвакуац.отд..Из полков, не подверг-ся воздействию БО, раненые и больные направляются в соседние ОмедБ,не подвергшиеся возд. БО или в ОМО, развернутом в непораженном районе. Весь обслуж.персонал подвергается ежедневному мед.осмотру с термометрией.

______________________________________

Планирование профилактической и противоэпидемической деятельности

Научно-обоснованное,последовательно осуществляемое и гибкое планирование является одним из важнейших элемен­тов управления деятельностью государственной санитарно-эпи­демиологической службы по борьбе и профилактике инфек­ционных болезней.

В связи с этим первым этапом планирования явля­ется предварительный углубленный анализ:

• эпидемиологической ситуации по инфекционным (пара­зитарным) болезням, выявление территорий, групп и времени риска;

•социально-экологических, в том числе санитарно-гиги­енических, демографических, географических, полити­ческих и других особенностей курируемых территорий и населения, выявление факторов риска;

•деятельности за предыдущий период, включая объем, эффективность и качество осуществляемых санитарно-ги­гиенических, профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Вторым этапом планирования является формулиро­вание цели и задач профилактической и противоэпидемичес­кой деятельности, основывающихся на сделанных в результа­те первого этапа выводов.

Цель формулируется в виде прогнозируемых качествен­ных (например, снижение заболеваемости, уменьшение интен­сивности сезонных подъемов и др.) или количественных по­казателей (например, снижение заболеваемости до определен­ного уровня, предупреждение заболеваемости в определенных группах населения и др.).

Задачи в сущности отражают пути достижения намеченной цели. Они вытекают как из результатов анализа ситуации на окружающей территории, так и из эпидемиологических осо­бенностей отдельных групп и нозологических форм болезней. Задачи связываются с крупными разделами мероприятий. Они, например, могут касаться совершенствования системы эпиде­миологического надзора, включая лабораторные методы иссле­дований, иммунопрофилактики, дезинфекционных меропри­ятий и др.

Третьим этапом планирования является формулирова­ние управленческих решений, т.е. организационных, санитар­но-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; оп­ределения сроков их осуществления; кадрового, финансового и материального обеспечения выполнения этих решений; ко­ординации деятельности ЦГСЭН и других служб, ведомств и организаций, цель деятельности которых совпадает с деятель­ностью государственной санитарно-эпидемиологической служ­бы.

Заключительным этапом является составление самих плановых документов, определяющих порядок деятельности ЦГСЭН, его структурных подразделений и отдельных специа­листов по достижению и решению сформулированных целей и задач.

Необходимость повышения эффективности противоэпи­демической работы требует создания целостной, гибкой и эффективной системы управления ею. В решении этой задачи существенную роль должен сыграть арсенал гибких форм и методов управленческого воздействия, быстро приспосаблива­емых к вновь возникающим потребностям противоэпидемичес­кой службы. К их числу относится программно-целевой под­ход.

________________________________

 

Войсковой район (до 30км)

Рота. В роте п/эпид.работой занимается сан.инструктор. В его обязанности входит санэпидразведка района, расположение роты: выявление инфекционных бол-х и направление их в изолятор МПП: выявление неинфекционных бол-х и направление их в МПБ: контроль за приготовлением, транспортировкой, и раздачей пищи: контроль за личной гигиеной солдат: профилактика вшивости, контроль за чистотой территории, и полевых сооружений, занимаемых ротой.

Батальон. Фельдшер то же самое, что и инструктора +выбор водоисточника, вооружен.охрана водоисточника и снабжение ЛС средствами для обеззараж-я воды (таблетки йода, пантоцида, аквасепта).

Полк. Начальник медслужбы. Он поручает практическое его осуществление врачу, который явл-ся внештатным эпидемиологом и подчин-ся еще дивиз-му эпидем-гу. Врач руководит работой фельдешеров батальонов и отвечает за работу изолятора МПП. Изолятор МПП рассчитан на 2 инфекции и 4-7 мест. Бол-е распол-ся на носилках, но не более 24час.,за ними наблюдает фельдшер. Если поставили диагноз, то его спец.транспортом доставляют в ВПИГ или ВПГООИ. Если не поставили диагноз в течение 24ч, то направляют в изолятор ОмедБДивизии, а оттуда в ВПИГ или ВПГООИ.

Дивизия. Отвечает эпидемиолог дивизии, который одновременно яв-ся начальником СЭЛаборатории и зам.нач.медслужбы дивизии по сан-гиг.и п/эпид.вопросам.

СЭЛ дивизии-единственное специализированное мед.учреждение войскового района, предназначенное для осуществления санитарного надзора и проведения п/эпид-х мероприятий в частях дивизии. Состоит из войсковой мед.лаборатории и дезинфекционно-душевого прицепа. В штате, кроме эпидемиолога имеются +токсико-радиолог+бактериолог+гигиенист+сред.и млад.персонал. ДДП предназначен для проведения сан.обработки. На СЭЛ возлагается: СЭР и наблюдение за санэпид.состоянием частей дивизии и районов их размещения: анализ инфекц. и общей заболеваемости ЛС, разработка мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, сохранения и укрепление здоровья ЛС: санитарный надзор за условиями военного труда, выполнение сан.гиг. норм и правил размещения, питания, водоснабжения, банно-прачечного обслуживания: организация мероприятий по предупреждению и ликвидации инфекц.заболеваний: проведение санитарно-гиг., токсикологических, радиологических, бак.иследований: разработка учебно-методических материалов и организация занятий.

Армейский район (до 60км)

Все мед.учреждения обьеденены в ОмедБр: СЭО армии, ОМО (10), медицинская аэромобильная рота (2), отряд мед.усиления, автосанитарная рота.

Сан-эпид отряд армии Возглавляет врач эпидемиолог, в его подчинении след. Входит в состав ОмедБр. Подразделения: 1. сан-эпид отделение с лабораториями. Возгл.нач. (эпидемиолог), который яв-ся зам.нач.отряда, у него в подчинения наход-ся старщий врч-специалист-эпидемиолог, начальник лаборатории (бактериолог), врач-спец., радиолог-гигиенист, бактериолог-вирусолог, лаборанты. Оснащение: лабор.мед.-полевая, лабор.радиологическая, грузовые санитарные машины.

2. подвижная лаборатория. Начальник, врач-специалист, сред.,млад.персонал. Оснащение-лабор.мед.-полевая, санитарные машины.

3. изоляционно-карантийное отделение. Начальник врач-специалист. дезинфектор, сред. млад. персонал. Они проводят и организуют изоляционно-ограничительные мероприятия в частях. Оснащение - грузовая, санитарные машины.

4. взвод сан. обработки (дезинфекционно-дератизациононого отделения+отделение сан.обработки). Командир, дезинфектора, санитары,водители, предназначен для провед полной сан.обработки по эпид.показаниям и при применении противником бак.средств. Оснащение-ДДА-3 (8штук)

дезинфекционно-дератизационое отделение –дератизаторы, дезинфекторы, Проводят дезинсекцию, дератизацию в местах размещения войск(в очагах и с проф-кой).

5. отдел варки сред и вивария. Возг.начальник, лаборант,санитар. Обеспечение лаборатории питательн.средами и хим.реактивами. В виварии содержат кроликов до 5шт., морских свинок до 30шт., лабор.крыс до 100шт., мышей до 1000шт.

6. отдел связи и электростанция.

 

Животные как источники инфекции

зоонозы-группа инфекционных(паразитарных) болезней, при которых биологическими хозяевами и ест-м резервуаром возбудителей служат организмы различных видов животных, но к которым восприимчив и человек(сиб.язва,бруц-з, бешенство, чума,тул-я,сал-з,лепт-з, и др.).В зависимости от принадлежности животных-основных хозяев возбудителя-к определенной среде обитания, т.е. по естественно-историческому, экологическому принципу, животных подразделяют на диких, синантропных, одомашленных. Зоонозы диких животных, существующих в природных биоценозах и не находящих условий для обитания в антропогенной среде. Человек заражается зоонозами дик. животных, как правило, лишь при проникновении его в места естественного обитания этих животных на территории природного очага либо при искусственном переселении их к жилью человека. Зоонозы синантропных животных, способных существовать как в дикой природе, так и в антропогенной среде (напр. домовая мышь). Зоонозы одомашл. животных, прирученных человеком, созданных практической деят-ю человека в результате иск. отбора. В зависимости от принадлежности основных хозяев возбудителя к той или иной среде обитания выделяют следующие группы зоонозов: природно-очаговые.основными хозяевами возбудителей являются животные-сочлены природных биоценозов. К таким относятся туляремия, арбовирусные инфекции, некоторые гельминтозы и др., прир-антропоургические. основными хозяевами возбудителей являются как животные-сочлены природных биоценозов, так синантропные и с.-х. животные и птицы.(беш-о, лептоспироз, орнитоз, токсоплазмоз и др. антропоургические основные хозяева их возбудителей-синантропные и с.-х. животные(саль-зы, сиб. язва, ящур, различные биогельминтозы и др.)

Особенностью патогенеза большинства зоонозов у человека является то, что зараженный человек либо вообще не выделяет возбудителей во внешнюю среду, либо выделяет их редко и в такой незначительной концентрации, которая не в состоянии обеспечить последующее эффективное заражение восприимчивых людей. Иными словами, организм человека явл. «биологическим» тупиком для возбудителей большинства зоонозов.

________________________________

Эпидемиология как наука.

Э.-наука, кот. изучает причины, условия, механизмы формирования заб-ти населения, путем анализа ее распространения по территории среди различных групп населения, во времени и используют эти данные для разработки способов проф-ки заболеваний.

Цели: выявление закономерностей возникновения, распространения и прекращения болезней человека и разработке на этой основе мер профилактики и борьбы с ними.

Задачи:

-определение медицинской и социально-экономической значимости болезни и ее места в структуре патологии населения

-изучение распространенности болезни во времени, по территории и среди различных групп населения

-выявление причин и условий, определяющих наблюдаемый характер распространения болезни

-разработка рекомендаций по профилактике и борьбе с данной болезнью

-формулирование прогноза распространения изучаемой болезни.

Объект: эпид. Процесс

Предмет: население (популяция)

________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.057 с.)