Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как стать благодарным на практике

Поиск

 

Мы призываем вас стать благодарными на практике. Вы можете начать с того, чтобы думать больше о других, неже­ли о себе. Также вы можете развить благодарность, призна­вая ценность прошлых событий и планируя будущее. Когда вы гневаетесь или позволяете врагам ума повышать голос, вы можете тут же переключить ум на положительные мо­менты в своей жизни. Так вы притянете к себе больше мило­сти Бога-Отца и Бога-Матери, поскольку переведете свой настрой в правильный режим.

Давайте подробней обсудим этот вопрос, чтобы вы смогли Достичь большего в духовной жизни. Духовная жизнь — не­сложная наука, но именно благодаря своей простоте она по­рой выглядит замысловатой. Овладение ею не зависит от того, сколько книг вы прочли, сколько жертвоприношений прове­ли или сколько лет вы повторяли мантру, медитировали или молились. Это не зависит от того, куда вы направляе­тесь, во что одеваетесь или что делаете. Успех в этой науке в большей степени зависит от того, как вы мыслите. Физи­ческое тело временно, что означает, что наше сознание на­много теснее связано с нашей истинной сущностью. В ми­нуту смерти именно сознание определяет, куда направится душа. Судьба души нисколько не зависит от количества де­нег на нашем банковском счету, от дизайна нашего дома, от количества обрядов, проведенных нами, или от наших близ­ких; она зависит от нашего сознания и настроя. Необходимо превратить ум из злейшего врага в лучшего друга. Вставай­те, духовные воины, ибо это — задача нашей жизни!

 

Вопросы и ответы

 

ВОПРОС: Как нам лучше воспринимать духовного учителя на тонком уровне? Нам легче воспринимать гуру, когда он лично просит нас сделать что-то или лично наставляет нас. Однако когда мы молимся духовному учителю в его отсут­ствие, мы понимаем, что у нас есть некая связь и что он да­ет нам благословения. Например, перед началом своего слу­жения мы можем молить духовного учителя о милости, чтобы должным образом выполнять свою работу, но из-за того, что многие из нас привыкли мыслить рационально, мы способны понять вещи, только увидев их собственными глазами. Что происходит, когда мы молимся о силе и вдох­новенной деятельности в отсутствие духовного учителя?

ОТВЕТ: Повторим, это просто, но одновременно и сложно. Секрет кроется в понимании Бога. Множество живых су­ществ отвернулось от Бога, но кто-то желает повернуться к Нему лицом. Как только мы делаем шаг навстречу Богу, Он начинает общаться с нами. Одним из аспектов такого об­щения будет духовное наставничество. Духовный наставник - это своего рода тренер, который напоминает нам, что Бог - это личность и что нас ожидают сокровища, стоит нам лишь вывести себя из центра внимания. Кришна находится в сердце и обращается к каждому. Он ведет нас обратно к Своей любви, но мы сопротивляемся, строим препятст­вия. Эти препятствия появляются, когда мы неуважительно относимся к садку, шастрам и гуру или когда не получаем должных разъяснений шастр, должного одобрения от садху или должной помощи и руководства от гуру.

Как только мы начнем меньше думать о себе и больше думать о Верховной Личности Бога и других людях, мы без лишних усилий будем связываться со всеми на более высо­ком уровне. И, несомненно, мы будем более тесно связаны с гуру, поскольку он — проводник энергии Бога. Если мы постараемся обратиться к Богу более искренне, в правиль­ном сознании, то не просто увидим, как духовный учитель становится более различимой частью нашего сознания и старается помогать нам; мы начнем понимать, что истин­ный гуру — больше, чем обычный человек, что он принад­лежит к особому роду слуг Господа и является Его посланни­ком. Однако если мы останемся взаперти своих мыслей, то будем оценивать мир «со своей колокольни» и классифици­ровать всех соответственно.

 

ВОПРОС: Ваше Святейшество, не могли бы Вы подробней рассказать, как наша низкая самооценка становится врагом нашего духовного прогресса?

ОТВЕТ: У некоторых людей выработался такой комплекс неполноценности, что они не замечают очевидных вещей. Вы можете ласково разговаривать с ними или что-то пода­рить им, но они останутся безучастными, потому что чувст­вуют себя недостойными этого. Они не могут радоваться то­му, что получают, и не могут поверить, что кто-то искренне относится к ним с уважением, поскольку думают, что недо­стойны уважения или восхищения. С другой стороны, бы­вает так, что у человека непомерное ложное эго, и он прохо­дит мимо благословений, поскольку эго заволакивает его сознание множеством других образов. Успех в духовной жизни больше зависит от того, что мы оставляем, нежели от того, что мы приобретаем, поскольку в нашем изначальном положении мы полностью чисты. Сейчас из-за налета по­сторонних мыслей и привычек, которые скрывают эту чис­тоту, мы вынуждены лечиться с помощью духовной дея­тельности, чтобы освободить себя от этих заграждений. Как только мы освободимся от них, проявится наше природное, живое, духовное «Я».

Великие садху, оставаясь смиренными, тем не менее, не страдают от комплекса неполноценности или низкой само­оценки; просто они в высшей степени ценят Кришну и дру­гих. Это не одно и то же. Современные психологи незамедли­тельно отнесут смирение к разряду низкой самооценки. Но смирение в духовной жизни и низкая самооценка — разные вещи. Тот, кто идет духовным путем, высоко ценит Бога и всех, кто связан с Ним, и выражает им свою самую искрен­нюю благодарность. Чем более чистым становится предан­ный, тем меньше он мешает замыслам Бога. Это та простота, о которой мы говорили. Став проницательными и благодар­ными, мы увидим, что Господь уже все устроил для нас. Если вы по-настоящему любите кого-то, вы сделаете все возмож­ное, чтобы угодить ему. Вы станете готовить для него или служить ему, и в конечном итоге он, если хочет принять ва­ши дары, должен как-то откликнуться на ваше служение.

Подобно этому, Кришна (Бог) уже все сделал в соответ­ствии с желаниями каждого живого существа. Кому-то хо­чется любить Господа в образе прекрасного ребенка, поэто­му Кришна устраивает так, что эта душа может целиком погрузиться в такие любовные отношения с Ним. Другой захочет крепкой дружбы, и Кришна устроит так, что он ис­пытает такую удивительную дружбу, о которой только мож­но мечтать. А если человек захочет общаться с Господом в настроении слуги, Кришна создаст ситуацию, в которой от­ношения господина и слуги проявятся в совершенном виде. Он не только построит совершенные отношения в зави­симости от желаний живых существ, но и создаст подобаю­щее этим отношениям внешнее окружение. Если кто-то хо­чет относиться к Господу как к своему возлюбленному, Он создаст подходящую атмосферу, в которой возлюбленные могут наслаждаться обществом друг друга в самой изыскан­ной обстановке. Подобно тому, как в материальном мире любящие красиво наряжаются, слушают приятную музыку и гуляют в живописных местах, так и Господь устраивает все это, но намного лучше, чем самый искусный архитектор или дизайнер. От нас требуется лишь принять Его старания. И хотя этот материальный мир наводнен живыми существа­ми, которые на время отвернулись от чудесных творений Господа, Он постепенно находит способы, как вернуть их в Свою обитель, исполненную жизни и чудес. Наша низкая самооценка заставляет нас поверить, что мы недостойны та­ких подарков от Бога, недостойны Его заботы и любви. Та­кие внутренние диалоги возводят преграды между нами и Господом и лишают нас Его милости.

 

ВОПРОС: Иногда мы замечаем, что возвышенные духовные личности расходятся во мнениях. Из-за этого у простых лю­дей могут даже появиться сомнения. Например, многие ачарьи были очень революционны по духу, но те, кто не мог по­нять их поступки и видение, считали их поведение предосудительным. Как нам относиться с уважением к раз­личным аспектам философии, представленным тем или иным учителем, которые на первый взгляд противоречат мнению другого человека, особенно если последний при­держивается более консервативных взглядов?

ОТВЕТ: Возвышенные личности действуют, как послушное орудие в руках Господа. Это значит, что они сделают все, что доставляет удовольствие Всевышнему. Если Бог захочет ис­пользовать их для того, чтобы распространить юга-дхарму, они не станут противиться, как не станут они противиться, если Бог захочет с их помощью утвердить религиозное уче­ние, подходящее для определенного времени в какой-то от­дельно взятой части мира. Если Он хочет, чтобы Его послан­ник проповедовал определенному классу людей, тот будет действовать в соответствии с этим пожеланием. Поскольку каждый великий ачаръя полностью посвятил себя служению Господу, у всех них есть свои особенности. Следует понять, что их схожесть только в одном — безоговорочном преда­нии себя Богу. Они одинаковы в том, что не интересуются чувственными наслаждениями и используют каждый миг своей жизни и каждую ситуацию для того, чтобы просла­вить Господа.

В материальной жизни мы оцениваем уровень человека по его внешним обозначениям, таким, как зарплата, район, в котором он проживает, автомобиль, но если мы вздумаем привносить такие шаблоны в духовную жизнь, то падем жертвой тех же самых материальных категорий. Как следст­вие, мы рискуем слишком много внимания уделять внеш­ним факторам, которые по своей сути материальны. Более тщательно изучив биографии великих личностей, мы уви­дим, наряду с различиями, огромное сходство между ними и поймем, какие указания были даны для конкретного слу­чая, а какие являются незыблемыми. Нам следует ясно пред­ставлять себе разницу между мелочами и сутью. Мы увидим, что эти великие личности давали свои наставления, чтобы донести до нас суть, ибо они были без ума от любви к Богу и действовали по Его непосредственному указанию. Все дело в сознании, сосредоточенном на безкорыстной любви и служении.

Еще одной причиной отличий между очень возвышен­ными личностями может стать разница в их вечных отно­шениях с Богом. Каждый из них несет свое, особое служение Господу, и благодаря этому они порой подчеркивают тот или иной аспект духовной науки, что для материалиста или неофита остается тайной за семью печатями. Более того, иногда у возвышенных личностей есть своя особая миссия, что, собственно говоря, и является отличительным призна­ком ачаръи. В соответствии со своей миссией, им выделяют­ся определенные полномочия, превысить которые они не вправе. Духовная жизнь — это не скучное времяпрепровож­дение, а радостное путешествие. Она полна восторга и не ог­раничивается ритуалами и церемониями; это — приключе­ние любящей души. Все остальные соображения стоят в стороне; они суть декорации, на фоне которых разворачи­вается невыдуманная игра духовного единения и согласия.

 

ВОПРОС: Не могли бы Вы подробней рассказать о главных препятствиях, которые мешают нам развить должный наст­рой?

ОТВЕТ: Препятствия возникают, когда мы не принимаем Верховного Господа как своего благожелателя. Следователь­но, мы не сможем воспринимать события нашей жизни с чув­ством благодарности. У нас два выбора: либо мы замечаем, чего у нас нет, либо мы замечаем, что у нас есть. Как только мы сможем проникнуться большей благодарностью, Все­вышний сделает нам очередной подарок. Нам следует все вре­мя задавать себе один вопрос: «Как я могу служить Господу?»

Мы хотим всегда помнить о Боге и никогда не забывать Его, а также принимать благоприятное для преданного служения и отвергать неблагоприятное. Теперь нам осталось выяс­нить, что же является неблагоприятным. Давайте спросим себя: если я сделаю то или другое, поможет ли мне это отно­ситься к садху с большим почтением? Поможет ли мне это приблизиться к милости, которая исходит от указаний гуру и служения ему? Поможет ли мне это меньше думать о себе и больше о других? Поможет ли мне это стать лучшим слу­гой? С другой стороны, нам придется спросить себя: разве благодаря этому я не начинаю думать, что заслужил или нуждаюсь в большем?

Мы все видели инвалидов, которые не желают мириться со своей немощью. Несмотря на то, что им трудно выпол­нять даже элементарную деятельность, они хотят делать все сами и никогда не жалуются в разговоре. Они радуются жиз­ни и с удовольствием общаются с другими. Но есть и другие инвалиды, от которых хочется скрыться подальше, потому что они превращают жизнь рядом с ними в пытку. Бывает, что убежать хочется и от здоровых людей, у которых не раз­вито чувство благодарности. Они, к примеру, мечтают об автомобиле последней марки, хотя ездят на почти новой ма­шине, или желают купить дом за десять миллионов долла­ров, хотя живут в доме стоимостью в три миллиона. Сереб­ряный призер может разгневаться, что ему не удалось завоевать золотую медаль, и чувствовать себя прескверно. Еще кто-то хотел собрать определенный пакет акций, но конкуренты получили кредиты раньше него. Гнев настолько охватывает этого человека, что он уже готов покончить с жизнью.

Полезно посетить места, где люди поколение за поколе­нием вели простую жизнь. Вы будете поражены, увидев, ка­кие это счастливые люди. Они используют то, что у них есть, и работают в духе сотрудничества. Каждый готов по­рочь другому, что делает отношения между ними добрыми. Хотя у них мало что есть, они не ощущают себя нищими. Однако как только те же самые люди начинают обращать внимание на то, чего у них нет, они тут же теряют спокойст­вие. Когда чужеродные влияния или «прогресс» начинают вторгаться в их образ жизни, люди зачастую становятся жадными и постепенно теряют свою природную простоту и признательность.

Мы можем проводить все виды обрядов, но если наш ум не настроен на служение и мы не ощущаем постоянное при­сутствие гуру и Кришны, от наших занятий будет мало про­ку. Едва мы начнем общаться с другими, как различные со­блазны начнут возбуждать и мучить нас. Но если мы считаем себя частью миссии Господа, эти соблазны не будут так сильно влиять на нас. Если мы думаем о себе как о само­стоятельных экспериментаторах, это желание поработит нас, и стремление к собственным удовольствиям станет на­шей единственной целью. И наоборот, в той мере, в какой мы ставим себя в положение марионеток Всевышнего, в той же мере влияние материальных чар будет ослабевать.

Как только у нас появляется стремление к независимым наслаждениям или возведению своих ощущений, мыслей и чувств в ранг абсолюта, тут же начинаются проблемы. У нас уже есть определенное влечение к тому или иному объ­екту, поскольку так уж устроены тело и ум. Для юноши есте­ственно иметь влечение к девушке, а для девушки — к юноше. Для ума естественно прельщаться утонченными удовольствиями. Более того, пока мы отождествляем себя с нашим физическим телом и телами других людей, до той же степени мы будем продолжать оставаться жертвами соблаз­нов. Удалив себя из центра и рассматривая свое служение как часть миссии гуру и Господа, мы сможем продолжать свой путь в духе отречения. И тогда, если что-то прельщающее предстанет перед нами и предложит нам вкусить чувствен­ных утех, мы не смутимся, поскольку служим не для своего удовольствия. Мы пришли сюда не для того, чтобы потешить себя; мы здесь для того, чтобы стать орудием Господа.

Это простые, но очень глубокие идеи. От нас требуется лишь более серьезно отнестись к этой науке и убрать с доро­ги самих себя. Чем больше мы путаемся под ногами, тем ча­ще нам придется сталкиваться с препятствиями, основанны­ми на нашем характере и желаниях. Ярким примером нам послужит Харидас Тхакур, необычайно чистый святой в вайшнавской традиции. Продажная женщина попыталась отвлечь его от бхаджана, священной медитации, но он не поддался на искушение, поскольку не мыслил в категориях тела. С другой стороны, он не подумал, что эта женщина ме­шает ему, и не прогнал ее бранными словами. Он не думал: «Я святой! Как посмела она приставать ко мне?» Нет. Он просто считал себя слугой Бога, и о ней подумал так же. Он узрел в ней служанку Господа, которая забыла о своем поло­жении, и понимал, что оба они принадлежат Всевышнему. Благодаря такому видению он обрел силу отразить нападки майи и взамен преобразил майю, очистив эту женщину и возвысив ее сознание.

На самом деле для того, чтобы вкусить чувственных на­слаждений и стать их добычей, надо затратить немалое ко­личество энергии. Чтобы сражаться с нападками искуше­ний, тоже требуется энергия. Однако если мы все время рвемся в бой, то можем попасть как раз в ту ситуацию, которой пытаемся избежать; это происходит из-за нашей постоянной медитации на то или иное искушение. Мы не желаем попасть в ловушку излишней борьбы или самоис­тязаний. Мы уважаем искушение, но наше уважение — высшего порядка. Нет ничего противоестественного в том, что мы чувствуем влечение к тем вещам, которые наша культура называет красивыми или возвышенными. Такие понятия могут варьироваться в зависимости от людей, культуры, наследственности и окружающей среды, и когда такие образы находятся рядом с нами и входят в наш ум, мы хотим насладиться ими. Тело и ум будут сами собой ус­тремляться к чувственному наслаждению, но мы можем по­пытаться уважительно отнестись к таким раздражителям, считая их прекрасными потому, что они являются аспекта­ми энергии Бога.

Много лет назад в Ирландии, где я проводил учебный цикл, в последний день обучения программу завершила од­на очень красивая женщина танцем в древнем стиле бхарат-натъям. Конечно, зрители смотрят на этот танец с разными мыслями, но мы можем воспринимать это зрелище как уди­вительное выражение культуры и преданности, считая каж­дый жест танцовщицы подношением Богу. Обычно такие танцовщицы должны пройти специальное обучение, чтобы у них получился настоящий духовный танец. В Индии, на­пример, некоторые актеры учатся с самого детства, чтобы танцевать для Господа Джаганнатхи. Лишь избранным се­мьям и личностям позволяется облекать в танец игры, кото­рые разворачиваются во Вриндаване, поскольку тем, кто иг­рает эти роли, необходим должный уровень чистоты. Они показывают духовные отношения, и потому зритель не дол­жен питать мирской привязанности к таким актерам.

Разумеется, восприятие может варьироваться. С одной стороны, ум может сказать: «Как красиво она танцует. Она Должна стать моей. Ее игра предназначена только для меня». Но также ум может сказать: «Какое чудесное выражение со­знания Кришны». Несмотря на то, что все созерцают одно и то же действо, каждый будет воспринимать его по-своему, в зависимости от уровня своего сознания. Но если человек наблюдает за происходящим исключительно с мирской точ­ки зрения, чувства будет сложно удержать.

Нам следует искренне восторгаться этим танцем, посколь­ку в духовном мире таланты постоянно проявляют себя. Когда духовное существо в духовном мире танцует, его танец являет собой картину, которую мы даже представить себе не можем. Когда там поют, их песни слаще, чем все симфонии этого ми­ра. Даже их кушанья или одежда превосходят любые мирские догадки. В духовном мире мы найдем множество невообрази­мых богатств, поскольку все там являет собой высшую степень совершенства. Разница между духовным и материальным ми­ром заключается в том, что здесь люди не достигают того же совершенства в своей деятельности, что и там, и даже если им удается достичь неких вершин, все это омрачается страдания­ми. Духовный мир полон деятельности, но вся деятельность, которой заняты чистые преданные, посвящена Кришне.

Один свами однажды затронул эту тему, когда давал лек­цию людям, неравнодушным к богатствам. Он сказал, что духовный мир исполнен богатств. Вайкунтха очень богата, но Кришналока богата в ином смысле. Там все прекрасно и совершенно. Но несмотря на эти богатства, жители того мира не хотят использовать их ради себя. Все проблемы на­чинаются тогда, когда мы пытаемся использовать богатства Кришны для собственного удовольствия. В духовном мире все не так: там чем больше вы отдаете, тем больше, к удив­лению, Бог отдает вам, пока не отдаст все — в зависимости от ваших отношений с Ним, и Он подарит вам все необхо­димое для того, чтобы сделать эти отношения сладкими.

У нас есть выбор. Будем ли мы продолжать погоню за вре­менными отношениями и общением или заплатим в этой жизни определенную цену за вечные отношения и духовный опыт? Мы сами ответим на этот вопрос. Мы можем попытать­ся, не слушая никого, снова наслаждаться в материальном теле (что, вообще говоря, заранее обречено на провал) или все же постараемся предлагать все Богу, чтобы однажды вновь об­рести общение с Ним. Каждый из нас делает свой выбор.

 

ВОПРОС: Как мы можем применить это знание в отноше­нии к детям? У них то одна, то другая компания, и они испы­тывают естественные желания; как нам, родителям, помо­гать детям в этом случае?

ОТВЕТ: Первым делом нам надо вспомнить свое собствен­ное детство. Оценив свои желания, которые были у нас тог­да, свои секреты, то, что делало нас счастливыми, или то, что воспринималось нами в штыки, мы сможем донять, какой груз ложится на плечи ребенка. Затем мы должны собрать воедино все воспоминания и возвести их в третью, четвер­тую или пятую степень, чтобы понять, с чем нашим детям приходится сталкиваться сегодня. Мы выросли в эпоху, ког­да у людей оставалась хоть капля правдивости и веры. Сего­дня, идет ли речь об организациях, лидерах и даже главах го­сударств, - - повсюду царит беззастенчивая ложь. Она проявляется в заговорах против Джона Кеннеди и доктора Мартина Лютера Кинга младшего; в превышении полномо­чий ФБР и ЦРУ; в незаконном хранении токсичных отходов; в отношении атомного, биологического и химического ору­жия и утаивании информации о представителях внеземных цивилизаций. Не успев опомниться от этой лжи, наши дети должны еще внимать виртуальной реальности, поскольку в наши дни возможности фотографии, компьютеров и печат­ного дела позволяют любую выдумку представить как реаль­ность, вдохновляя людей на новые идеи и даже идеологию.

Современное образование, отдых и общественная жизнь стали поверхностными и относительными, поэтому не мудрено, что дети уже не понимают, куда идти и чему ве­рить. Наслаждение — относительно, и даже пол становится относительным понятием. На уроках им дают все новые и новые объяснения философии, этики и науки; таким уро­кам вторят телевидение, литература и другие источники ин­формации. Вдобавок ко всему спиритуалисты пытаются на­вязать им свои догматические и расплывчатые учения. При наличии всех этих факторов растить ребенка становится тяжким трудом. Более того, зачастую мнение сверстников будет перевешивать родительское слово, пока ваши дети не увидят, что и другие взрослые поддерживают вас. Вам оста­ется лишь делать все от вас зависящее и молиться.

 

ВОПРОС: Недавно ко мне приезжал брат; у него новая ма­шина и еще полным-полно дорогих вещей. Переступив по­рог моей крохотной квартиры, он пришел в неописуемый ужас и спросил, отчего я свечусь счастьем. У него есть все, что он пожелает, а у меня нет, но тем не менее я очень счаст­лив благодаря своей духовности.

ОТВЕТ: Понять это чувство можно, обратившись к своей собственной жизни. Вспомнив времена, когда мы были на вершине счастья, мы поймем, что это не всегда зависело от окружающих нас вещей; напротив, это зависело от нашего сознания. В некоторых западных странах, особенно в Аме­рике, это легко понять. В других странах у людей нет такого количества материальных благ, и для них эта концепция мо­жет быть непонятной, потому что они видят столько бо­гатств у других и мечтают иметь столько же. Когда у людей нет машины или дома, и они вынуждены жить в одной квартире с пятнадцатью соседями, все их мысли будут сво­диться к одному — иметь свой собственный дом.

Мы живем в Америке, той части мира, где все насущные потребности человека удовлетворены. Даже рядовой жи­тель, который в глазах других порой выглядит бедным, все же обладает вещами, необходимыми для жизни. В других частях света такой человек считался бы высшей прослойкой среднего класса. В некоторых странах человек, который ку­пил машину, сразу же считается человеком высшего средне­го класса. Здесь, в Америке, человек, работающий за гроши или получающий социальную помощь, может иметь одну-две машины и жить припеваючи.

Определенный тип сознания превращает человека в серий­ного убийцу или насильника детей. Определенный тип созна­ния ведет к расизму, фанатизму, убийствам и самоубийствам. Все начинается с сознания и в него же упирается. Определен­ный тип сознания позволяет человеку радоваться жизни даже в адских условиях. И наоборот, человек может достичь рай­ских кущ, но внутри ощущать себя словно в аду. В действи­тельности самым счастливым человеком в духовной жизни является тот, кто оставил все личные надежды на счастье и просто пытается действовать как бескорыстный, чистый слуга. Человек, который вывел себя из центра внимания, по­знает высшие откровения и станет в высшей степени счастли­вым. С другой стороны, тот, кто не желает расстаться с поло­жением контролирующего, будет продвигаться медленно и познает больше, чем другие, двойственности и разочарова­ния. Такого человека будут постоянно побеждать враги ума.

Мы не можем одновременно идти по духовному пути и заигрывать с майей, каким-то образом надеясь развить со­знание Кришны. Каждый раз, когда мы говорим «да» майе, мы отворачиваемся от Кришны. Каждый раз, когда мы говорим майе «нет», мы идем в нежные объятия Кришны. Жить — зна­чит расти. Подобно тому, как мы становимся старше по воз­расту, мы должны взрослеть в мудрости и увеличивать свою жажду духовной жизни вопреки всем проблемам. Такой на­строй немыслим без правильного чувства благодарности. Постоянно напоминайте себе и другим, что вы благословле­ны лучшим и никогда не согласитесь на что-то худшее!

Глава четвертая

 

вирактас чендрийа-ратау

бхакти-йогена бхуйаса

там нирантара-бхавена

бхаджетаддха вимуктайе

 

«Если человек искренне стремится к освобожде­нию, он должен посвятить себя трансцендентно­му любовному служению и, достигнув высшей стадии экстаза, постоянно пребывать в этом со­стоянии. Само собой разумеется, что он должен воздерживаться от любых чувственных наслажде­ний»

(«Шримад-Бхагаватам», 4.8.61).

 

НЕОБХОДИМОСТЬ ЭНТУЗИАЗМА

 

Энтузиазм приводит к успеху

 

Изучая врагов ума, мы должны определить, каким обра­зом они нападают и как нам уберечься от их атак. Еще важ­нее определить, как пресечь атаку, когда она еще не нача­лась. Утсаха, энтузиазм, играет важную роль в нашей защите и освобождении от препятствий, которые вредят на­шему уму в процессе преданного служения. Рассмотрим эту тему со всех точек зрения, чтобы понять, что пробуждает энтузиазм, что препятствует его развитию, что происходит, когда он есть, и что происходит, когда его нет.

Какой бы успех мы ни взяли, будь то духовный или мирской, мы увидим определенную связь между энтузиаз­мом, терпением, убежденностью и решимостью. Все эти ка­чества, безусловно, духовны по природе. И наоборот, если мы рассмотрим духовную или мирскую неудачу, то заме­тим там постоянное отсутствие энтузиазма. Великие святые и преданные, такие, как Шрила Рупа Госвами, называют эн­тузиазм одним из первых принципов, которые помогут нам предаться Господу. Почему энтузиазм играет столь важную роль? Ответ напрашивается сам собой, ибо всем нам известно, что происходит, когда нет энтузиазма. Чувст­ва начинают требовать большего, и враги ума, такие, как ка-ма (похоть), кродха (гнев), лобка (жадность), моха (иллю­зия), матсаръя (зависть) и мада (безумие), начинают нападать на нас. Но не только эти шесть врагов разрушают нас — их близкие «товарищи» приходят им на помощь: мана (гордыня), бхайя (страх), шока (сетования) и вишада (де­прессии). Каждый из этих врагов может проникнуть в наш ум и захватить наше сознание, особенно когда у нас не хва­тает энтузиазма. Энтузиазм укрепляет нашу «духовную им­мунную систему» и дает единственную в своем роде защиту. Когда мы горим от воодушевления, нам легче быть внима­тельными и благодарными; у нас появляется больше крат­косрочных и долгосрочных задач, и, что самое важное, у нас развивается мощный внутренний диалог. Когда же энтузи­азм угасает, нарушается наш душевный покой, и у нас уже не хватает сил противостоять этим атакам.

Степень нашего энтузиазма будет варьироваться в зави­симости от того, что мы ожидаем от будущего. Если нам скажут, что на следующей неделе мы получим миллион дол­ларов, мы загоримся небывалым энтузиазмом, поскольку будем с радостью предвкушать это событие. Мы наверняка начнем строить планы, как потратить деньги, еще не успев их получить. А теперь представьте, с каким энтузиазмом вы встретите новость, что через неделю владелец участка вмес­те с банком намереваются конфисковать у вас дом за то, что вы не внесли ипотечный кредит? Они забирают не только дом, но и машину, а вас самих отправляют за решетку, по­скольку вы нарушили закон. Куда денется ваш энтузиазм тогда? Итак, наши ожидания в огромной степени влияют на наше сознание. Большинство людей ведет мирской образ жизни, поэтому им сложно представить в своем будущем что-то хорошее, ведь их просто изгонят из тела и заставят расстаться с накопленным имуществом. В момент смерти никто не может заявлять права на собственность. Энтузиазм людей угасает, стоит им только подумать о таких мрачных перспективах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.24 (0.012 с.)