Узреть чудеса с помощью внимательности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Узреть чудеса с помощью внимательности



 

Многие люди постоянно жалуются. В самом деле, в наши дни у них есть достаточно поводов для этого. Но порой они сами ставят себя в положение жертвы, что приводит к поте­ре вкуса к жизни и увлечению мирскими делами, хотя они могли бы что-то исправить. К несчастью, такие люди на каждом шагу своей жизни испытывают неудовольствие, скуку, растерянность и тревогу. Подойдя к последней черте жизни, они оглядываются на прожитые годы, стараясь по­нять, для чего все это было. Эти мысли приводят их к разо­чарованию: «Я обрел славу, богатства, почет и уважение, но по большому счету не достиг ничего. В те редкие минуты, когда исполнялись мои бесконечные желания, я в действи­тельности не чувствовал никакого удовлетворения. Что я возьму с собой в последний путь, кроме чувства опусто­шенности?» Есть и такие люди, которые всю жизнь мечтают увидеть чудо; однако чудеса всегда находятся рядом с нами, надо просто повнимательней приглядеться и увидеть их.

Когда мы стараемся внимательно ходить, дышать, смот­реть, слушать, есть и спать, материальный мир постепенно начинает приобретать очертания мира духовного. Духовная жизнь — это не сентиментальная идея, основанная на эмо­циях, вере или чувствах. Это наука, правильное использова­ние которой приведет нас к осязаемому результату. Внима­тельность - - одно из тех мощных оружий, которые позволяют нам сосредоточиваться и уверенно обретать доступные для всех сокровища. Даже если нас одолевают не­приятности, с помощью должного уровня внимательности мы не сойдем с пути и со временем откроем для себя более разнообразные и глубокие истины. Достигнув такого уров­ня, мы, независимо от того, бодрствуем или спим, обретем удивительную возможность подойти ближе к освобожде­нию и своему изначальному служению, что на самом деле является частью вечности души.

 

Вопросы и ответы

 

ВОПРОС: Обычно я очень серьезно отношусь к своим ут­ренним мыслям. Вчера ко мне пришла идея, которая выли­лась затем в целый рукописный план, который поможет и мне, и другим с финансами. Как определить, исходят ли эти мысли из божественного источника либо из другого — неблагоприятного? Как нам различить?

ОТВЕТ: Это довольно сложно. Например, если вам в опре­деленной ситуации нужна юридическая помощь, вы долж­ны позвать опытного адвоката, которому известны все об­стоятельства. Если кто-нибудь хочет купить таблетку от той или иной болезни, аптекарь должен четко представлять себе, что это за болезнь, каковы ее симптомы и каковы возмож­ные способы излечения. В любом деле необходима своего рода «система координат» или основа, на которой мы будем строить свои выводы.

Подобно этому, преданные постоянно изучают священ­ные писания, чтобы ясно представлять себе, в чем состоит правильное поведение. Понять это можно также, подробно рассмотрев последствия поведения того или иного человека. Взяв на вооружение различные системы координат, мы мо­жем приложить их к своим поступкам. Однако на нашу оценку ситуации влияет качество нашего восприятия, а также преданности. В целом мы считаем благоприятным то, что приносит больше любви и сострадания и укрепляет со­знание Бога. Неблагоприятным же мы считаем то, что бес­покоит окружающих и оскверняет сознание.

Критерием можно выбрать следующий вопрос: «Если все люди начнут поступать, как я, будут ли все счастливы, или на земле наступят тяжелые времена?» Когда большинст­во людей обратится к благочестивой деятельности, их созна­ние, а также сознание окружающих возвысится. Чтобы прийти к верному заключению, мы можем поразмышлять над высказываниями «Возлюби ближнего своего» или «Не делай другому то, чего себе не пожелаешь». Перед любым своим поступком мы можем спросить себя: «Понравится ли мне, если кто-нибудь поступит так со мной?» Если мы гото­вы с радостью принять такое отношение к себе от окружаю­щих, то — в добрый путь! В некоторых случаях приходится действовать методом проб и ошибок.

Ощущения, которые мы испытываем ранним утром, весьма любопытны. В течение дня страсти вокруг нас и в гунах постепенно накаляются. От всевозможных нечистых звуков, неверных поступков, оскорблений или враждебной критики тело начинает слабеть, а внутренняя тревога нарас­тать. Все эти негативные факторы проникают в сознание и определенным образом видоизменяют его. Вот почему, отправляясь на то или иное мероприятие, вы можете заме­тить, что к вечеру гуны становятся все тяжелей и тяжелей. Возникают споры и другие проблемы. Оценивая что-то, примите во внимание эти моменты. Утренние часы важны Для любой деятельности, особенно для молитв, медитации, воспевания и чтения. Если мы будем заниматься этими ви­дами деятельности утром, от них будет больше пользы.

 

ВОПРОС: Я бы хотел сказать пару слов о внимательных про­гулках. На этой неделе у меня были неприятности на работе.

Направляясь после работы к своей машине, я повстречал коллегу, который окликнул меня: «Как дела?», на что я ска­зал: «Замечательно, а как ты?» Затем я встретил еще одного коллегу, который тоже поприветствовал меня. В конце кон­цов, когда я подошел к машине, я уже забыл о своих непри­ятностях. Если бы я пошел домой без этих обменов привет­ствиями, у меня было бы совсем другое настроение. Я хочу порекомендовать каждому гулять по возможности, по­скольку на прогулках с вами может произойти много поло­жительного.

ОТВЕТ: Когда человек в беспокойстве, даже клетки его тела напрягаются. Утренняя зарядка и в особенности прогулки в живописном месте, в парке или на берегу водоемов, могут снять напряжение. Такие прогулки возвышают сознание. Более того, на прогулках вы можете, призвав на помощь внимательность, проявить чувство благодарности. Повстре­чавшись с каким-нибудь человеком, вы можете поделиться с ним любовью, заботой или состраданием. И вы увидите — это вернется к вам таким же образом.

Если вы чем-то встревожены, просто идите в парк и объ­яснитесь в любви к цветку, дереву, птице, белке, сверчку, кошке или собаке. Это также вернется к вам. Иногда люди бывают доведены до такого состояния, что не желают видеть никого. Если вы окликните их: «Добрый день, как вы пожи­ваете?», — они огрызнутся: «Что вы этим хотите сказать? Что хорошего в этом дне?» Такого человека может вывести из себя даже ваша улыбка или счастливое выражение лица. Порой всем нам нужно на время скрыться в лесу.

 

ВОПРОС: Можно ли, исходя из Вашей лекции, сделать вы­вод, что отсутствие внимательности — это по сути дела за­бывчивость и что такая забывчивость дает толчок нашей де­градации?

ОТВЕТ: Да, это так; более того, невнимательный человек — сам себе враг, поскольку мы находимся на войне. Это не только физическая, но и психологическая, метафизическая и духовная война. Тот, кто выходит на поле боя, не обращая ни на что внимания, попадает в беду. Очень тяжело нахо­диться в обществе, которое соблазняет, калечит и нападает на тебя, если не проявлять внимания к благотворному, жи­вительному духовному росту. Как правило, люди, стремя­щиеся к каким-то совершенствам и достижениям в своих жизнях, учатся, как сознательно и подсознательно сосредо­точиваться на своих целях и не отклоняться с заданного пу­ти. У них есть цель и мечта, к которым они идут. С другой стороны, люди, не имеющие цели или смысла жизни, будут чувствовать себя несчастными.

 

ВОПРОС: Ваше замечание насчет разговоров как позыва к деГк гвию и приглашения к участию в определенных взаи­моотношениях поразило меня, потому что на работе я час­то оказываюсь вовлеченной в разговоры, в которых нет ме­ста для духовных тем. Мои коллеги не просто не любят такие разговоры, они злятся, когда слышат что-нибудь по­добное. Я пытаюсь развить некий вид смирения или терпи­мости и продолжаю относиться к ним по-доброму, но, ус­лышав Ваше замечание, я вспомнила разговор на прошлой неделе. Кто-то стал говорить об ужасных мирских делах, а мне просто некуда было деться, и я стала невольной участ­ницей беседы. Означает ли внимательность в этом случае — просто оставаться верной в своем уме сознанию Кришны, или есть другие способы защитить себя?

ОТВЕТ: Внимательность не означает, что мы ведем себя грубо и резко. Напротив, это значит, что мы не совершаем никакого насилия над другими и не позволяем другим со­вершать насилие над нами. Когда люди набрасываются с грубыми словами на вас или на тех, кто рядом, они совер­шают насилие. Если вы не противодействуете этому, то ста­новитесь соучастником этого насилия. Когда тот, кого мы любим или о ком заботимся, совершает жестокие и разру­шительные поступки, мы должны помочь ему. Например, если кто-нибудь в вашем присутствии грубо отзывается о другом человеке, вы можете изменить ход разговора, спро­сив: «Все так, мой дорогой, но как, по твоему мнению, мы можем помочь? Что мы должны сделать, чтобы ситуация из­менилась?» Таким образом, вам не придется действовать грубо или надменно, потому что вы перевели общение на другой уровень.

Вы также можете изменить ход разговора, сказав что-то хорошее об этом человеке. У каждого есть положительные качества, и если мы пристально взглянем на человека, то найдем их. Если мы станем общаться таким образом, то вся атмосфера изменится.

Язык тела также обладает огромным влиянием. Если кто-либо постоянно говорит чепуху и видит, что вы заинте­ресованно слушаете его, он будет распаляться все больше и больше. Однако если вас не интересуют речи собеседника, вы найдете способ, как по-дружески дать ему понять, что вы больше не желаете говорить на эту тему.

Мы должны осторожно обращаться со своим временем и общением с другими, поскольку на нас возложена обязан­ность заботиться о наших братьях и сестрах. Мы обязаны любить своих ближних как самих себя и действовать на бла­го других. Поведение большинства людей вредит их челове­ческому и духовному развитию, и будет печально, если мы не попытаемся помочь им, — ведь у нас есть знания. Напри­мер, вы наверняка знаете, что сейчас на работе появилась мода отпускать расистские или женоненавистнические шут­ки. Если люди видят, что вы заинтересованно наблюдаете за их грубостями и оскорблениями, они вдохновятся и, может быть, даже захотят изнасиловать или грубо обойтись с вами же. Но видя, что вы никоим образом не поддерживаете их поведения, они со временем замолчат после того, как испы­тали вас. Они поймут, что вы не хотите общаться с ними в такой манере.

 

Если вы не сделаете этого и с самого начала не пресечете такие беседы, то потом вам будет уже трудно остановить их, поскольку ваши собеседники не поймут, почему вы ни с то­го ни с сего обрываете обычную беседу. Это приведет к еще большим недоразумениям в отношениях. Если же они с са­мого начала поймут, как вы мыслите и общаетесь, они не обратятся к вам со сплетнями, грязными намеками, нарко­тиками или клеветой. Если кто-либо вводит вас в искуше­ние или делает унизительные предложения, это значит, что он невысокого мнения о вас. Значит, он уверен, что вы буде­те деградировать вместе с ним. Но вы не должны поддержи­вать такой настрой. Избегая подобных разговоров, вы до­стигните большей внимательности, что даст вам возможность жить более счастливой жизнью. Вокруг вас по­явится своего рода защитное поле.

Люди становятся жертвами глупостей и деградации, да­же не понимая, что у них есть возможность все изменить. Они так погрязли в современной механистической культу­ре, что на размышления у них просто не остается времени. Материальное существование основано на сиюминутной выгоде, на том, что удобно и приносит деньги. К сожале­нию, в погоне за деньгами мы превращаемся в образован­ных монстров. Наши поступки начинают напоминать дея­ния монстров, поэтому не стоит удивляться, что у нас столько беспокойств. Разве монстр, придя домой, сможет обратиться с добротой и любовью к своим детям, супруге, Друзьям или родственникам? Это невозможно, ибо мы становимся тем, во что играем большую часть времени. Среднестатистический человек находится на работе от шес­ти до восьми часов, что составляет почти половину време­ни, которое он проводит в бодрствующем состоянии. Вот почему так важно быть внимательным именно на рабочем месте, ведь мы не хотим, чтобы кто-нибудь постоянно обли­вал нас потоками грязи. В конце концов, ответственность за нашу жизнь лежит на нас самих.

 

ВОПРОС: Какую роль играет окружение в наших попытках быть внимательным? Прошлым вечером мы были на про­грамме нама-хатта (группа духовной поддержки); это бы­ла вторая нама-хатта, которую я посетил за несколько ме­сяцев. Но эти две программы — небо и земля. Дом, который мы посетили вчера вечером, просто музей: так много там картин и настолько удивительная обстановка. Когда я вер­нулся домой, то был вынужден просить прощения у своих Божеств, потому что Шрила Прабхупада просил нас сделать из своего дома храм. Тот дом в действительности был хра­мом. Могли бы Вы что-нибудь сказать по этому поводу?

ОТВЕТ: Да, вчера вечером мы проводили программу в гос­тях у замечательной, духовно возвышенной семьи — муж, жена и две дочки. Они добры, как младенцы. Порой люди светятся такой любовью, добротой и счастьем, что становят­ся подобны детям. Поскольку они говорят о других только хорошее и всегда стараются служить и помогать другим, вы всегда видите их в таком настроении. Такое настроение свя­зано с уровнем их внимательности. Войдя в их дом, вы ока­зываетесь в святыне — настолько атмосфера там пронизана могучей духовной энергией. Вы тут же понимаете, чем жи­вет эта семья и как она проводит большую часть своего вре­мени. Такая внешняя среда помогает нам понять мотивы поступков человека.

Подобным же образом, взглянув на рабочий стол или на офис, мы можем понять, чем живет тот или иной бизнес­мен. Некоторые люди с помощью такого проникновения в сознание человека занимаются шпионажем. Эти темные дела приносят миллионы и миллиарды долларов, поэтому промышленный шпионаж процветает и будет процветать; у многих корпораций есть свои секреты, и конкуренты гото­вы платить немалые деньги, чтобы выведать их. Задача шпиона состоит в том, чтобы пробраться в компьютер, уз­нав пароль. Он может догадаться о пароле, внимательно проанализировав вид рабочего стола. Там, например, может стоять фотография дочери клерка, а паролем служит ее имя. Так атмосфера, в которой человек любит проводить свое время, расскажет вам о его приоритетах и уровне сознания.

В доме, где мы гостили вчера вечером, в каждой комнате были прекрасные картины или Божества. В главной комна­те, гостевой, было пять алтарей — от одной стены до другой, и на каждом алтаре были Божества, Это было потрясающе, и я расспросил их о том, как они поклоняются Божествам. Можно было сразу догадаться, что между их общественной и личной жизнью стерты грани. Заряжаясь дома мощной духовной энергией, они раздают ее всем, с кем встречаются за пределами домашнего очага. Однако не стоит никому подражать. Бывает, что кто-то должен работать день и ночь и не может поддерживать такой стандарт поклонения Боже­ствам, или у кого-то есть множество служения в духовной организации. Следует приспосабливаться к своему ритму и образу жизни. Но на примере той семьи можно понять, что наш дом или офис должен отражать определенный тип сознания, к которому мы стремимся.

Вы можете видеть, что, куда бы я ни приезжал, я везде обустраиваю все по-своему. Преданные иногда смеются, Потому что я лично передвигаю мебель в комнате, когда мы приезжаем на новое место. Я забочусь об энергии, которая «витает» в комнате, и о впечатлении, которая эта комната по­том окажет на моих гостей. Я также внимательно отношусь к своим ощущениям, которые испытываю в той или иной комнате. Понимая, что обстановка повлияет на мои действия за пределами этой комнаты, я лично обустраиваю ее. Я хочу по возможности лучше помогать людям. Все больше людей в наши дни интересуются фэн-шуй, древней китайской на­укой, в которой особое внимание уделяется взаиморасполо­жению объектов, чтобы они находились в гармонии с духов­ными силами, пронизывающими пространство.

В заключение скажем, что с помощью внимательности наши дыхание, речь, прогулки, обеды, наблюдения и сон об­ретут невиданную силу и по-настоящему помогут нам в ду­ховной жизни. Вместе с тем, та же самая деятельность может привести к беде и сделать из нас мирского обывателя. В ре­зультате у нас не будет ничего, кроме пустоты в сердце. Мы хотим жить полноценной жизнью, как внутренней, так и внешней, и делиться этим ощущением осмысленности и наполненности с другими, даря им свою любовь. Мы хо­тим, чтобы от общения с нами люди возвышались и вдох­новлялись, не желая расставаться с нами. Лишь тогда они будут рады себе и станут радоваться жизни.

Даже от мгновения, проведенного с человеком, исполнен­ным сострадания и преданности, вы начинаете радоваться жизни. Такие люди вдохновляют вас на высшие достижения, и в результате вы тоже хотите научиться любить. Любовь за­разительна. Божественность и сострадание заразительны. Но майя, гнев, похоть, жадность, тревога, страх, депрессии и грех тоже заразительны. У нас есть выбор: либо быть достаточно внимательным и приобщиться к добру, либо оставаться рас­сеянным и позволить окружающему миру опустошать и бес­покоить себя. Но имейте в виду, что после того, как окружающий мир стянет вас вниз и вы привыкнете действовать оп­ределенным образом, обратно подняться будет гораздо сложнее, чем сейчас. Множество тонких энергий и сил опу­тают вас своими веревками. Поэтому простая и радостная жизнь, к которой ведут пытливый ум и развитое сознание, лучше, чем ежедневная борьба с самим собой.

Мы, духовные воины, используем свое божественное оружие, чтобы срубить мирские привязанности и достичь таким образом глубокой внимательности, сделав ум своим лучшим другом. Попытайтесь хотя бы неделю быть внима­тельным во всем, что вы делаете, и запишите свои ощуще­ния. Вы будете потрясены! Вам не захочется останавли­ваться!

Глава шестая

 

кшудрайушам нринам анга мартйанам ритам иччхатам

ихопахуто бхагаван мритйух шамитра-кармани

 

«О Сута Госвами, среди людей есть те, кто желают освободиться от смерти и обрести вечную жизнь. Они избегают гибели, призывая повелителя смер­ти, Ямараджа»

(«Шримад Бхагаватам», 1.16.7).

 

 

ИДЕАЛЬНЫЙ ПОБЕГ

 

Побег из юдоли страданий

 

Идеальный побег — это мечта любого заключенного в тюрьме. Мы заточены в темницу материального тела, и нам тоже хочется освободиться из материальной тюрьмы, которая не дает нам ничего, кроме бесправия и ограниченности. По­нять природу материального мира мы можем из «Бхагавад-гиты», в которой ярко описано наше незавидное положение:

 

а-брахма бхуванал локах

пунар авартино арджуна

мам упетйа ту каунтейа

пунар джанма на видйате

 

«Все планеты материального мира, от высшей и до низшей, — это юдоль страданий, где каждый вы­нужден снова и снова рождаться и умирать. Но тот, кто достиг Моей обители, о сын Кунти, рке никогда не родится здесь»

(«Бхагавад-гита», 8.16).

 

Разве кто-нибудь, находясь в здравом уме и осознав серь­езность своего положения, попытается устроиться здесь с комфортом? Мы живем в юдоли страданий, где опасности подстерегают нас на каждом шагу: подам подам яд выпадам на тешам. Противоречия, боль, безумие и иллюзия напада­ют на всех без исключения, поскольку в этом мире нет при­вилегированных. Материальное тело по своей сути — пло­хая сделка. Уже сам факт, что у нас есть тело, означает, что мы отвернулись от вечных игр Кришны. Это значит -борьба и скорбь, независимо от того, в какой части вселен­ной мы живем, на высших или на низших планетах.

Неважно, обладаем ли мы самым совершенным телом во вселенной или пали на самое дно жизни, — нашим уделом будут страдания, и в этом, по словам Господа, нет сомнений. Господь не говорит, что нас будут преследовать лишь вре­менные неудачи, ограниченное счастье, небольшие удоволь­ствия или маленькие неприятности; нет, Он во всеуслыша­ние провозглашает, что весь мир — юдоль страданий. Между небольшими неприятностями и юдолью страданий есть раз­ница. Тот, у кого то и дело появляются мелкие неприятнос­ти, может найти какую-то отдушину в жизни, но если его бросить в океан страданий, об удовольствии не может быть и речи. Господь предупреждает нас, что, в какую бы камеру мы ни попали, нас ждут непрерывные страдания. Надеемся, что, осознав эту прописную истину, вы сможете со временем вырваться из западни, выявив и победив врагов ума.

Такие враги, как похоть, гнев, депрессия, иллюзия, жад­ность и другие, постоянно бьют нас, но должны ли мы удив­ляться этому? Кришна недвусмысленно предупреждает нас, что материальный мир обязательно причинит нам все виды страданий, однако в безумии своем мы пробуем вырваться отсюда, принимая прибежище у тех же самых врагов. Если кто-то жестоко избивает вас и помыкает вами, станет ли вам легче, если вы обретете прибежище у источника этих напа­док? Мысль абсурдная, не так ли, и все-таки мы день за днем ищем прибежища в ситуациях, которые приносят нам боль­ше всего боли. Люди, страдая от боли или эмоциональных потрясений, порой делают выбор, противоречащий здраво­му смыслу. Если мы в духовной жизни испытываем какие-то беспокойства и пытаемся решить проблему, приняв не­много алкоголя или обратившись к другим греховным действиям, то в действительности принимаем прибежище у того самого греха, который является изначальной причи­ной нашего заточения. Восстав против законов Бога, мы об­рекаем себя на страдания, но многие из нас проходят мимо этой прописной истины, а потом удивляются, отчего же они каждый день страдают.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.91.98 (0.031 с.)