Тема 15. Экологическое право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Экологическое право



 

  1. Принципы экологического права. Объекты охраны окружающей среды.
  2. Полномочия органов государственной власти и МСУ в сфере охраны окружающей среды.
  3. Экологический мониторинг и контроль.
  4. Экологические правонарушения и ответственность за их совершение.

 

1) Экологическое право – комплексная система правовых норм, регулирующих экологические и природоохранные общественные отношения в целях сохранения и оздоровления окружающей природной среды, обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, их эффективной защиты, а также обеспечения экологической безопасности, экологических прав и интересов лиц.

Охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти РФ, ее субъектов, ОМСУ, общественных и некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду или устранение последствий подобного воздействия.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01. 2002 № 7-ФЗ. Принципы экологического права:

  • Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  • Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и сохранения благоприятной окружающей среды;
  • Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
  • Ответственность органов власти и МСУ за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • Независимость контроля в области охраны окружающей среды;
  • Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности;
  • Обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной деятельности, проведение экологической экспертизы;
  • Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения, иного негативного воздействия хозяйственной или другой деятельности - земля, почвы, недра, поверхностные и подземные воды; флора и фауна, генофонд; атмосфера и околоземное космическое пространство.

2) Полномочия органов власти в сфере охраны окружающей среды:

  • Обеспечение федеральной политики в области экологии, издание нормативных актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением, установление порядка государственного экологического мониторинга;
  • Разработка и обеспечение реализации экологических федеральных программ, утверждение природоохранных нормативов и стандартов;
  • Объявление зон экологического бедствия на территории РФ, разработка их правового статуса и режима, координация природоохранных мер в этих зонах;
  • Подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
  • Установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • Организация и проведение государственной экологической экспертизы.

В соответствии со ст.72 Конституции РФ законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении РФ и её субъектов. Поэтому, субъекты РФ вправе иметь свою нормативную базу, регулирующую экологические отношения.

Леса, недра, объекты животного мира, особо охраняемые природные территории могут находиться исключительно в государственной собственности.

Водные объекты также, преимущественно, находятся в государственной собственности.

3) Экологический мониторинг и контроль. Экологический мониторинг – комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного экологического мониторинга, используется для разработки:

  • Прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений;
  • Экологических федеральных программ;
  • Целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;
  • Мероприятий по охране окружающей среды.

Цели экологического контроля:

  • Обеспечение органами госвласти, ОМСУ, различными лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды;
  • Соблюдение требований, в том числе - нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;
  • Обеспечение экологической безопасности.

Виды экологического контроля - государственный, производственный, муниципальный, общественный.

Цели производственного экологического контроля:

  • Обеспечение выполнения в процессе хозяйственной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
  • Соблюдение установленных требований в области охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйственной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие, соответственно, государственный и муниципальный контроль.

Правила возмещения вреда окружающей среде:

  • Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экосистем, природных комплексов и ландшафтов, обязаны возместить его в полном объеме;
  • Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной деятельности, в том числе, – на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы -, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, возмещает заказчик и (или) субъект хозяйственной деятельности;
  • Вред, причиненный субъектом хозяйственной деятельности, возмещается в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии – исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе – упущенной выгоды;
  • Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства, осуществляется добровольно, либо по решению суда или арбитражного суда. На основании решения суда такой вред может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ;
  • Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства, могут быть предъявлены в течение 20 лет;
  • Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме;
  • Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением экологического законодательства, рассматриваются судом или арбитражным судом.

4) Экологические правонарушения и ответственность за их совершение. Правовые нормы, устанавливающие различные виды ответственности за экологические правонарушения, представляют собой межотраслевой институт права, который объединяет нормы уголовного, административного, гражданского законодательства, а также нормы экологического права и природоресурсных (земельного, горного, лесного и др.) отраслей законодательства.

Экологическое правонарушение – виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и (или) здоровью человека. Перечислим наиболее распространенные виды экологических правонарушений:

  • Несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;
  • Невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы, а также предоставление заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;
  • Загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу лиц;
  • Порча, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов, естественных экологических систем;
  • Незаконное расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью.

Под экологическим вредом понимается имущественный вред, причиненный нарушением норм экологического права. В природоохранительной практике может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст.1079 ГК РФ.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена ст.75 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Дисциплинарная ответственность предусмотрена за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с выполнением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также за нарушение требований экологического законодательства, вытекающих из трудовой функции работника.

Административная ответственность применяется специально уполномоченными на то органами и должностными лицами. Административная ответственность может применяться административными комиссиями, органами санэпиднадзора, органами охраны водных ресурсов, органами рыбоохраны и др.

Уголовная ответственность предусматривается за совершение преступлений в сфере охраны окружающей среды и природопользования. УК РФ разделяет экологические преступления на две группы – общего и специального характера.

Гражданско-правовая ответственность предусмотрена в отношении лиц, причинивших вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, имуществу государства и организаций вследствие загрязнения окружающей среды, повреждения и (или) нерационального использования природных ресурсов, разрушения естественных экосистем, иных экологических правонарушений, совершенных данными лицами, которые обязаны возместить его в полном объеме. Под вредом понимается реальный ущерб и упущенная выгода. Материальный ущерб возмещается независимо от привлечения виновного к другим видам юридической ответственности.

 

Тема 16. Правовое регулирование профессиональной деятельности в сфере книгоиздания, книготорговли, рекламы, СМК

  1. Свобода слова и печати.
  2. Информационное право. Правовая характеристика информации и информатизации.
  3. Конституционные и законодательные ограничения свободы слова, печати и СМИ.
  4. Общая правовая характеристика издательской деятельности.
  5. Право интеллектуальной собственностии авторское право.

 

1) Свобода слова и печати. С 8 февраля 1992г. действует Закон РФ «О средствах массовой информации». В дальнейшем он совершенствовался. Закон содержит принципиальные требования:

  • Свобода печати и свобода информации (ст.1);
  • Недопустимость цензуры;
  • Возможность становится издателем и учредителем СМИ для граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, госорганов, предприятий, учреждений, организаций (ст.7).

Конституция РФ декларирует право свободу поиска, передачи, получения, распространения информации. Ст. 38 Закона о СМИ закрепляет право граждан на оперативное получение достоверной информации о деятельности органов власти и должностных лиц. Конституция РФ содержит ряд прямых гарантий свободы СМИ и свободы слова:

  • Законы должны быть официально опубликованы, не опубликованные законы не применяются;
  • Согласно ст.15 Конституции РФ, любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина не могут применяться, «если они не опубликованы для всеобщего сведения»;
  • Согласно ст.24 Конституции РФ, органы власти и ОМСУ должны обеспечивать каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, «если иное не предусмотрено законом»;
  • Согласно ст.41 Конституции РФ, сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет ответственность в соответствии с федеральным законом.

2) 27 июля 2006г. принят ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», ст.2 которого гласит: «Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления».

Документ – особая организационная форма выражения информации, основанная на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения. В ФЗ от 29 февраля 1994г. «О библиотечном деле» документ определен как «материальный объект с зафиксированной на нём информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования». Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» даёт понятие документированной информации.

3) Конституция РФ предусматривает защиту сведений, составляющих государственную, личную или иную тайну. Кроме того, Конституция РФ определяет основы правового режима распространения информации о частной жизни. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

Существуют и иные законодательные ограничения свободы слова и свободы СМИ. Не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для призыва к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания социально-классовой, национальной и религиозной розни, пропаганды войны. Перечислим основные законодательные нормы, которые, не отменяя фундаментальный правовой принцип – свобода слова, печати, СМИ, - устанавливают правовые рамки деятельности средств массовой информации:

  • Запрещается использование в теле- видео-, а также кинохроникальных программах скрытых вставок, воздействующих исключительно на подсознание людей (ст.29 Конституции РФ; ст.4 Закона РФ «О СМИ»);
  • Ст.150-152 ГК РФ закрепляет следующую норму - жизнь, здоровье, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни охраняются законом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, неимущественные права умершего лица могут защищаться другими лицами, в том числе – наследниками правообладателя;
  • Ст.43-45 Закона РФ «О СМИ», а также ст.150-152 ГК РФ предусматривают право граждан и юридических лиц на опровержение, а также определяют порядок опровержения:
  • Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном СМИ (Закон РФ «О СМИ», ст.43);
  • Гражданин вправе потребовать по суду опровержения порочащих его честь и достоинство, деловую репутацию сведений, если распространившие такие сведения лица или СМИ не докажут, что они соответствуют действительности (ст.152 ГК РФ).

Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1993г. прямо указывает, что «при обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом». Законодательство о чрезвычайном положении (ЧП) предусматривает:

  • Перечень обстоятельств, при которых возможно введение ЧП;
  • Перечень прав, которые могут быть ограничены при введении ЧП (цензура материалов СМИ, комендантский час, ограничение свободы передвижения и т.п. – ст.7 ФЗ «О безопасности»).

19 декабря 2005г. РФ ратифицировала Конвенция Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных». 27 июля 2006г. принят Федеральный закон «О персональных данных», который вступил в силу в январе 2007г. Персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу.

4) Общая правовая характеристика издательской деятельности. Законодательство об интеллектуальной собственности, об информации, информационной деятельности, изготовлении, распространении, накоплении, хранении, потреблении различного рода информации включает, прежде всего, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г., Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23 сентября 1992 г., Закон РФ «О правовой охране топологии интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 г., Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г.

Перечислим также законы РФ, регулирующие, в частности, информационную и издательскую деятельность и относящиеся к сфере административного права:

  • ФЗ РФ «Об обязательном экземпляре документов» от 29 декабря 1994 г.;
  • ФЗ РФ «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г.;
  • Основы законодательства РФ «Об архивном фонде РФ и архивах» от 7 июля 1993 г.;
  • ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в СМИ» от 13 января 1998 г.;
  • Закон РФ «О государственной поддержке печати, СМИ и книгоиздания» от 1 декабря 1995 г.;
  • Ряд специальных законов РФ («О культуре», «О связи»).

Кроме того, издательская деятельность в РФ регулируется рядом подзаконных актов:

  • Постановление Президиума ВС СССР от 18 декабря 1990г. «Об основных началах книгоиздания в РСФСР» (действует в части, не противоречащей законодательству РФ);
  • Постановление Совмина РСФСР №211 (1991г.) «О регулировании издательской деятельности в РСФСР», которым утверждено «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР».

Согласно «Временному положению» издательская деятельность в РФ осуществляется на основе выдаваемой на пять лет лицензии после уплаты лицензионного сбора.

5) Право интеллектуальной собственности и авторское право. ГК РФ относит к интеллектуальной собственности результаты интеллектуальной деятельности физического лица, а также приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг (фирменное наименование, товарный знак и т.п.) Объектами авторского права и права интеллектуальной собственности могут быть результаты творческой деятельности, существующие в той или иной объективной форме. Автору в отношении его произведения принадлежат следующие права:

  • Право авторства;
  • Право на имя;
  • Право на обнародование;
  • Право на защиту творческой репутации;
  • Исключительное право на использование произведения в любой форме и любым способом.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Право авторства, право на имя, право на обнародование своего произведение, право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Передача имущественных прав осуществляется на основе авторского договора о передаче исключительных прав или о передаче неисключительных прав, авторского договора заказа.

Согласно ст. 138 ГК РФ, использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектами исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. Согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах», исключительные права на результаты творческой деятельности принадлежат самому автору. Только автор имеет право на использование своего произведения в любой форме и любым способом.

Имущественные права автора переходят по наследству. Имущественные права автора могут передаваться только по договору самим автором или его наследниками. Лишь в периодической печати авторский договор может быть заключен в устной форме. В непериодической печати авторский договор должен заключаться только в письменной форме.

Авторский договор должен предусматривать:

  • Способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);
  • Сроки, территорию, на которые передается право;
  • Размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения;
  • Порядок и сроки выплаты вознаграждения;
  • Другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.

Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором. Недействительны условия авторского договора, противоречащие закону.

Вознаграждение в авторском договоре определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы или иным способом. Постановлением Правительства РФ устанавливаются минимальные ставки авторского вознаграждения, которые индексируются одновременно с индексацией МРОТ. Если же в авторском договоре об издании или ином воспроизведении объекта интеллектуальной собственности вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный тираж издания.

Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить другой стороне убытки, включая упущенную выгоду. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (ФЗ от 19 июля 1995, № 110-ФЗ) предусматривает защиту авторских прав, в том числе и судебную.

Смежные права – это права исполнителей, производителей фонограмм, права организаций эфирного и кабельного телевидения. Права исполнителя на имя и защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства охраняются бессрочно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.02 с.)