Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Краткая история русской правовой мыслиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Древняя и средневековая русская политическая мысль. 2. Философия права Русского Просвещения. 3. Радикализм. 4. Консерватизм. 5. Либерализм. 6. Философия права русской эмиграции.
1) Древнерусская правовая и социально-политическая мысль содержала общие для всех патриархальных обществ идеи: неравенство лиц перед властью и законом, зависимость прав и обязанностей лица от его статуса, приоритет церковного или властного веления над законом, активное участие церкви в общественной жизни. Гуманистическая концепция, нарисованная, что делает ее еще более яркой, в условиях набегов воинственных соседей и княжеских раздоров, содержится в «Молении» Даниила Заточника (к.ХII-н.ХIII вв.) Образ «Царя-Грозы», который войдет и в книжную ученость, и в практику Московской Руси встречается у Даниила. Но сила власти направлена на защиту государства и подданных. Консервативный вариант теории естественного права разработан нестяжателями – Нилом Сорским (1433 – 1508), Вассианом Патрикеевым (н. XVI в.), Максимом Греком (умер в 1556г.), Феодосием Косым (сер.XVIв.), Федором Карповым (к.XV-н.XVIвв.). Идеи нестяжания, т.е. отказа от церковной собственности, разделения сфер влияния церкви и государства, обращение не к идеям византийской государственности, а к мистическому опыту византийских монахов-исихастов, т.е. молчальников, сторонников негативного богословия, внерационального единения с Божеством, позволяют рассматривать эту модель как отдаленную предтечу нравственной проповеди русского консерватизма. «Государственники» русского средневековья – Иосиф Волоцкий (1439-1515), Филофей Псковский (1460-е гг.-1542) Зиновий Оттенский (пер.пол.XVIв.) отстаивали своеобразный «правовой этатизм». Сильная централизованная государственность – это возможность развития страны. Отношения церкви и государства строятся по принципу «симфонии», т.е. созвучия, согласия властей. Полновластие монарха ограничивается сословно-представительными учреждениями не по закону, а по обычаю, власть монарх творит по правде и справедливости. К этой же традиции принадлежат Иван Семенович Пересветов (сер.XVIв.), фактически предложивший Ивану IV Васильевичу вошедшее в историю прозвище «царь-гроза», «первый русский диссидент-эмигрант» Андрей Михайлович Курбский (1528-1583), Иван Тимофеев (пер.четв.XVIIв.), четыреста лет назад увидевший исток Смуты в неправовом характере действий власти и настаивающий на том, что полновластный легитимный монарх в условиях династического кризиса получает власть из рук народа. 2) В этой «либерально-консервативной» парадигме «правового этатизма» работали и теоретики Просвещенной монархии во вт.пол.XVII-XVIIIвв. Симеон Полоцкий (1629-1680), Юрий Крижанич (1618-1683) прямо настаивали на правовом абсолютизме: монарх-самодержец правит вне конституции, но уважает данную Богом естественную справедливость, самообязывает и себя, и всех служилых людей собственными установлениями. Политические мыслители петровской эпохи - Феофан Прокопович (1681-1736), Василий Никитич Татищев (1686-1750), Иван Тихонович Посошков (1652-1726), не отвергая, при том, что они могли временами попадать в опалу у правящих самодержцев, концепцию Просвещенной монархии, высказывали идеи договорной природы взаимоотношений монарха и подданных, настаивали на уважении со стороны монархов к естественным правам, дарованным Богом. В к.XVIII-XIХвв. сформировались три ведущие философско-правовые парадигмы - радикализм, либерализм, консерватизм. 3) Радикализм – своеобразный ответ аристократической и разночинной интеллигенции на неприкрытую реакционность режима, бюрократии, элиты. Александр Николаевич Радищев (1749-1802) принес на русскую почву радикально-буржуазные, революционно-демократические идеи, почерпнутые при прочтении Ж.-Ж.Руссо. Политико-правовая программа декабризма состоит из двух широко известных текстов – «Русской правды» П.И. Пестеля и «Конституции» Н.М. Муравьева. Не будучи «генетически» связан с французским радикализмом, Павел Иванович Пестель (1793-1826), русский аристократ, боевой офицер, занимал своеобразную политико-реалистическую позицию: преобразования в отсталой стране должна проводить сильная власть. Впрочем, Пестель видит Россию впоследствии республикой. Никита Михайлович Муравьев (1796-1843) широко использует вполне здравые заимствования: монархия и выборные палаты построены по «английскому образцу», для активного и пассивного избирательного права требуется имущественный ценз, как было в ту пору и во всей Европе, последовательно проведен принцип разделения властей. Революционный демократизм (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и др.) проповедовал социально-утопические конструкции. Но и его идеологи, являвшиеся, в большинстве, участниками политической борьбы в пореформенной России, отстаивали, фактически, радикальный вариант буржуазных преобразований. У народничества семидесятых-восьмидесятых годов XIХв. (П.Л. Лавров, П.Н.Ткачев) единство социально-утопических и революционно-демократических (радикально-буржуазных, по сути) идей позволило выстроить своеобразную парадигму «русского популизма», левой идеологии для общества отстающего буржуазного развития. Достижение европейских ценностей (рационализм, гуманизм, демократизм, выборность власти и ее ответственность перед согражданами, социальная справедливость), по мнению народников, возможно с опорой на сложившиеся и явно принадлежащие традиционному обществу нормы и институты (коллективизм, соборность, общинно-уравнительный социализм, небуржуазность, неприятие богатства и успеха). В народничестве сложилась и еще одна концепция – русский анархизм. Позаимствовав у П.-Ж.Прудона концепцию ненужности государства, Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) и Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) построили утопичную модель анархофедерализма и анархокоммунизма. Внегосударственное и внеправовое общество существует как конфедерация самоуправляемых территориально-производственных общин (коммун). Русский вариант ортодоксального марксизм а разработал Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918), который начинал как участник народнического движения. В духе всей левой интеллектуальной традиции XVIII-XIХвв. Г.В.Плеханов отстаивал идеи прямой демократии-панархии, т.е. всевластия народа. В ходе революционных событий Плеханов и еще один видный теоретик русского меньшевизма Ю.О.Мартов отрицали большевистскую идею диктатуры, признав, фактически, вслед за европейской социал-демократией, ценность парламентаризма. Иная позиция русских левых – совмещение отдельных положений революционной версии марксизма и народнического популизма была предложена большевиками, поддержанными, в ряде случаев, и самими неонародниками (эсерами). Идея диктатуры пролетариата, почерпнутая у самого К. Маркса, превратилась у позднего В.И.Ленина в модель левого авторитаризма, основной исторической задачей которого и должна была стать модернизация отсталой, не вышедшей, во многих аспектах, из патриархальщины, страны. 4) Русский консерватизм не имеет одного непосредственного источника. Собственно консервативную модель разработали параллельно с отцами европейского консерватизма и независимо от него публицист Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790) и классик отечественной историографии Николай Михайлович Карамзин (1766-1826). Создателями нового и, в какой-то мере, новейшего русского консерватизма считают ранних славянофилов. Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860), Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Юрий Федорович Самарин (1819-1876) в своей историософской концепции решительно отвергли петровские реформы не просто как примитивное заимствование, разрушившее традиционный уклад русской жизни, ничего не дав взамен. Как и западноевропейские консерваторы, они не принимали рационалистические идеи переустройства общественной жизни. Положительно относился к освобождению крестьян ведущий теоретик неославянофильства Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). В основе его политического проекта лежит красивая историософская модель – первая из концепций локальных цивилизаций. Ультраконсервативные выводы из схемы развития культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского сделал Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891). 5) Русский либерализм имеет несколько теоретических источников. Во-первых, идеи свободы, справедливости, гуманизма, ограничения власти требованиями Божьей или естественной справедливости встречались в древней и средневековой русской философии права. Вторым источником стали идеи просвещенной монархии, осторожно высказывавшиеся даже некоторыми представителями верхов. И, наконец, в становлении русской либеральной традиции несомненна роль заимствований. Последовательно либеральный вариант концепции Просвещенной (истинной) монархии предложен еще в XVIIIв. Я.П.Козельским и С.Е.Десницким. Русский либерализм прошел в XIХ-н.ХХвв. три фазы. Правительственный либерализм пер.четв.XIХв. стал прямым наследником теории и, в какой-то мере, практики просвещенной монархии (Екатерина II, Александр I). Консервативный либерализм как целостная историософская и политико-правовая модель сформировался в пореформенный период. Новый или социальный либерализм появился в н.ХХв. Ведущими представителями правительственного либерализма были Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839), Николай Николаевич Новосильцов. Модель реформ, предложенная М.М. Сперанским, - это плавное преобразование России в конституционную монархию. Указать на самостоятельную роль общества в возможных преобразованиях смогли либеральные западники тридцатых-сороковых годов XIХв. Западничество, а впоследствии вся освободительная общественная мысль и практика, распадалось на два крыла – революционные демократы и либералы. Один из видных либералов-западников Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855), разделяя общую предшествующую либеральную традицию – постепенное самоограничение самодержавия октроированной конституцией и плавная отмена крепостничества «сверху», указывает на существование саморазвития общества, сложность и противоречивость идущего часто вне зависимости от воли и царей, и народов исторического процесса. Фактически в парадигме умеренного западничества сложилась так называемая «государственная» (юридическая, государственническая) школа отечественной историографии и юриспруденции (К.Д. Кавелин, А.Д. Градовский, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин). Согласно их концепциям, Россия – это социокультурный тип, не отличающийся от Запада по направленности исторического прогресса: к расширению образования, достатка, свободы лиц, утверждению частной собственности и конституционализма. Но реалии исторического развития Руси предопределили два взаимосвязанных момента: отсталость и гипертрофированную роль государства. На рубеже ХIХ-ХХвв. в России, как и на Западе, формируется новый или социальный либерализм. Предшественником и социального, и христианского либерализма является, на наш взгляд, политико-правовая концепция великого русского философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). При этом, выдающийся русский мыслитель и социолог считает, что каждое лицо наделено не только негативными (собственность и неприкосновенность частной жизни), но и позитивными правами на «некоторые положительные услуги» (формула принадлежит не Вл.Соловьеву, а видному немецкому юристу позитивистского толка Г.Еллинеку) со стороны общества и государства. В рамках отечественного социального либерализма получают распространение, как концепция возрожденного естественного права (В.М.Гессен, Б.А.Кистяковский, Е.Н.Трубецкой), так и эмоционализм (Петражицкий), а также модель правовой солидарности. Государство и право рассматриваются великим русским социологом М.М.Ковалевским, как своеобразные функции общественной солидарности: право – порождение солидарности, государство – гарант уважения требований солидарности всеми лицами и группами. В эмиграции законченную модель социальных прав каждого лица сформулировал видный русский ученый и педагог Сергей Иосифович Гессен (1887 – 1950). С.И. Гессен уже после Второй мировой войны принимал участие в разработке Всеобщей декларации прав человека. 6) В целом,отечественные эмигрировавшие авторы, даже вышедшие из либерализма, предпочитали разрабатывать консервативную политико-правовую философию. Общая логика евразийства - Россия превращается в особый евразийский (отсюда название доктрины) социокультурный тип, противостоящий и Западу, и Востоку. Сборник статей группы авторов-эмигрантов «Смена вех» (1921) провозглашал отказ от противоборства с Советской властью. Модель неомонархизма, «правового авторитаризма», как единственного спасения от антидемократизма левого предложил Иван Александрович Ильин (1883-1954).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.3 (0.01 с.) |