Тема 5. Структура права. Правоприменение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Структура права. Правоприменение



 

  1. Структура права и ее элементы.
  2. Система права и система законодательства.
  3. Систематизация законодательства.
  4. Правоприменение.
  5. Правоотношение.
  6. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

 

1) Право делится на частное и публичное. Частное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между лицами. Публичное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства, а также между государством и лицом (лицами). Данное разграничение отсутствует в англосаксонской правовой семье или системе общего права.

Институт права – обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения определенного вида. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми.

Отрасль права – обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. В отрасли права, как правило, выделяют общую и особенную части. В общей части закрепляются определения, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, в особенной – правовые институты.

2) Система права – внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию правовых норм. Первичным и конечным элементом системы права является норма права.

Норма права – обеспеченное юридической защитой общеобязательное правило поведения, выступающее регулятором общественных отношений путем установления взаимных прав и обязанностей участников этих отношений. Норма включает три элемента – гипотезу, диспозицию, санкцию.

Гипотеза – конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма права.

Диспозиция – правило поведения, которому должны следовать участники правоотношения.

Санкция – неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.

Логическая схема действия правовой нормы: «Если гипотеза, то диспозиция. Иначе – санкция».

Система права (или сущность права) обусловливает его актуальную (действующую, реально существующую) форму – систему законодательства.

Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Первичным и конечным элементом системы законодательства является закон. Закон – нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом, как правило, закрепленным в конституции (хартии, основном законе, статуте), порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

3) Систематизация законодательства – это процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем внешней или внутренней обработки их содержания. Способы систематизации законодательства – это кодификация и инкорпорация.

Кодификация – это создание законодателем (органом нормотворчества) единого систематизированного, внутренне согласованного, крупного нормативного акта (кодекса). Инкорпорация – это объединение в систематизированном виде действующих нормативных актов без изменения их содержания. Инкорпорация возможна официальная и неофициальная. Официальная инкорпорация – издание компетентными органами государства сборников законов, собраний законодательства с учетом внесенных нормотворческим органом изменений и дополнений. Неофициальная инкорпорация – издание сборников, справочников законодательства по инициативе организаций и учреждений, специально на то уполномоченных государственными органами.

В странах кодифицированного права приоритет (наивысшую юридическую силу) имеет нормативно-правовой акт, именуемый Основным законом (Конституцией).

Высшую юридическую силу в нашей стране имеют федеральные конституционные законы, принимаемые по важнейшим вопросам государственно-правового регулирования, и федеральные законы. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Среди федеральных законов можно выделить Основы законодательства и кодексы.

Основы законодательства – законодательный акт сводного характера, содержащий основополагающие нормы отрасли законодательства. В Российской Федерации Основы законодательства могут приниматься по тем предметам правового регулирования, которые отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (По предметам совместного ведения также издаются федеральные законы и иные нормативно-правовые акты).

Кодекс – законодательный акт, в котором сведены к внутреннему единству нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений.

К подзаконным актам относятся:

  • Нормативно-правовые акты Президента РФ;
  • Нормативно-правовые акты Правительства РФ;
  • Ведомственные акты;
  • Акты субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • Корпоративные акты, санкционированные государством.

4) Правоприменение (применение права) – властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Осуществление законов – реализация юридически закрепленных государством возможностей, проведение их в жизнь посредством деятельности людей, организаций, общества. Формами осуществления законов могут быть: соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование субъективного права. Использование субъективного права возможно в следующих формах:

  • Фактические действия (собственник пользуется, принадлежащей ему собственностью);
  • Совершение юридических действий (оформление наследования или дарение);
  • Требования к обязанному лицу (требования возврата долга или исполнения обязательства);
  • Притязания (обращение к компетентным государственным органам).

Стадиями правоприменительного процесса являются:

  • Анализ фактических обстоятельств;
  • Выбор применяемой нормы;
  • Установление соответствия между юридическими фактами и конкретными жизненными обстоятельствами, изложенными в гипотезе;
  • Вынесение решения в соответствии с диспозицией (санкцией);
  • Контроль за реализацией решения.

Результатом действия правоприменителя является акт применения права. Акт применения права - решение (правовой акт) компетентного органа (должностного лица), созданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

5) Правоотношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и (или) несут юридические обязанности.

Лицо – субъект правоотношений, способный нести обязанности и иметь права. Действия лиц в рамках правоотношения могут носить характер юридических актов и юридических поступков. Юридический акт – действие, непосредственно направленное на достижение юридических результатов. Юридический поступок – действие, вызывающее юридические последствия независимо от того, осознавал или нет субъект их юридическое значение.

Субъект права – участник общественных отношений, способный на основании действующего законодательства иметь юридические права и (или) нести юридические обязанности. Стороны правосубъектности – правоспособность и дееспособность. Правоспособность – установленная государством способность иметь права и нести юридические обязанности. Дееспособностьспособность своими действиями иметь юридические права и нести юридические обязанности.

Лицо может воспользоваться субъективным правом или должно понести юридическую обязанность в случае наступления юридического факта, т.е. фактических обстоятельств, порождающих правовые последствия. Юридический факт – указанные в гипотезе правовых норм жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление различных юридических последствий. Основные виды юридических фактов – события, деяния, состояния. Событие – юридический факт, который происходит вне зависимости от воли людей. Деяние – действие или бездействие, которые порождаются сознанием и волей лица и ведут к наступлению юридических последствий. Состояние – длительно существующие юридический факт или правоотношение.

6) Правомерное поведение – массовое, социально полезное, осознанное поведение людей и организаций, соответствующее правовым нормам и гарантированное государством.

Правонарушение – общественно вредное, виновное деяние деликтоспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм. Деликтоспособность – способность лица своими действиями нести ответственность за совершенное правонарушение. В зависимости от общественной опасности правонарушения делятся на проступки и преступления. Преступление характеризуется большей степенью общественной опасности.

Квалификация правонарушения – установление соответствия между признаками реально совершенного лицом общественно вредного деяния и составом правонарушения, описанным в конкретной норме права.

Состав правонарушения – совокупность обязательных признаков, установленных законом, характеризующих общественно вредное деяние как правонарушение. Признак состава правонарушения – конкретная законодательная характеристика наиболее существенных свойств правонарушения. Четыре признака правонарушения – объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.

Объект правонарушения – это охраняемое законом общественное отношение, на которое посягает правонарушение. Объективная сторона правонарушения – общественно вредные последствия, которые наступают или могут наступить вследствие правонарушения.

Субъект правонарушения – деликтоспособное лицо, совершившее правонарушение. Субъективная сторона правонарушения – психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением правонарушения. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виною.

Вина – субъективное отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию. Вина может существовать в двух формах: умысел и неосторожность. Умысел может быть прямым или косвенным (эвентуальным). Неосторожность законодатель разделяет на легкомыслие и небрежность. Правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если лицо, совершая общественно вредное деяние, 1) осознавало общественную опасность своего деяния; 2) предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и 3) желало их наступления. Правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо, совершая общественно вредное деяние, 1) сознавало общественную опасность своего деяния; 2) предвидело возможность наступления общественно опасных последствий; 3) не желало, но сознательно допускало эти последствия или относилось к ним безразлично.

Правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно вредных последствий своего деяния, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение. Правонарушение признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно вредных последствий своего деяние, хотя при необходимой внимательности или предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Юридическая ответственность – меры принуждения, применяемые государством в лице уполномоченных им органов, к лицу, совершившему правонарушение.

 

Тема 6. Международное право

  1. Международное право как особая система права. Нормотворчество в международном праве.
  2. Принципы международного права.
  3. Источники международного права.
  4. Субъекты международного публичного права и международно-правовая ответственность.
  5. Международное частное право.

 

1) Международное право как особая система права. Международное право – система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права и направленных на поддержание мира и укрепление международной безопасности; установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, которые обеспечиваются добросовестным выполнением субъектами международного права своих международно-правовых обязательств, а при необходимости – принуждением, осуществляемым государствами в индивидуальном и коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права.

Международное публичное право – совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. Международное публичное право и внутригосударственное право – самостоятельные системы права.

Имплементация - обеспечение фактической реализации международно-правовых обязательств на внутригосударственном уровне. В целях имплементации государства осуществляют меры по трансформации международно-правовых норм в национальные законы и правила. Многие государства, в том числе – РФ, в своем внутреннем законодательстве исходят из приоритета норм международного права над внутригосударственными. Принцип преимущественного значения норм международного права закреплен в ст.27 Венской Конвенции о праве международных договоров 1969г., согласно которой участник договора не может ссылаться на положение своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения обязательств по договору.

Эффективность международного права во многом зависит от степени трансформации его принципов и норм во внутригосударственное законодательство. В новой России на конституционной основе определен характер взаимосвязи международного и национального законодательства. Согласно ст.15 Конституции РФ, если международным договором предусмотрены правила, противоречащие законам РФ, то следует применять правила международного договора.

Норма международного права – правило поведения, признанное государствами и другими субъектами международного права как обязательное. Создание новых норм происходит путем заключения международных договоров и формирования обычаев. Большое значение в качестве норм приобретают резолюции и решения международных организаций.

По действию в отношении круга участников международно-правовых отношений нормы подразделяются на универсальные и партикулярные (т.е. частные). Универсальные нормы распространяются на всех участников международно-правовых отношений, партикулярные (локальные или региональные) распространят свое действие на ограниченный круг участников.

Среди универсальных норм выделяют нормы диспозитивные и императивные.

Диспозитивная норма – норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств.

Императивные нормы – нормы, которые устанавливают четкие и конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами.

2) Важнейшие принципы международного права, образуя его фундаментальную основу и обладая высшей юридической силой, представляют собой общие нормы международного права. Действия и договоры, нарушающие основные принципы международного права, признаются недействительными (ничтожными), подобные действия и заключение подобных договоров может повлечь применение мер международно-правовой ответственности.

Принципы международного права длительное время выступали в форме международно-правовых обычаев, только с принятием Устава ООН они приобрели договорно-правовую форму. В 1970г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о принципах международного права, характеризующих взаимодействие между государствами в соответствии с Уставом ООН. Эти принципы:

  • Отказ в международных отношениях от угрозы силой или применения силы;
  • Мирное разрешение международных споров;
  • Невмешательство во внутренние дела других государств;
  • Сотрудничество государств;
  • Равноправие и самоопределение народов;
  • Суверенитет и равенство государств;
  • Добровольное выполнение обязательств, принятых в соответствии с Уставом ООН.

В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г. добавлены еще три принципа – 1) нерушимость границ; 2) территориальная целостность государств; 3) уважение прав и свобод человека.

3) Источники международного права – формы существования международно-правовых норм, в которых выражены согласованные субъектами международного права и признанные ими правила поведения. Как правило, источниками международного права признаются международный договор и международно-правовой обычай.

В соответствии со ст.2 Венской Конвенции о праве международных договоров международный договор – «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли оно в одном документе, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (договор, конвенция, соглашение, пакт, акт, протокол, обмен нотами, письмами или др.; Цит. по: Правоведение: учебник / И.Г. Напалкова и др.; под ред. к.э.н. Е.Н.Гордиенко. – изд.2-е, пер.и.доп. – Ростов -н-Д: Феникс, 2009. – С.363).

Международный обычай – сложившееся в международной практике правило поведения, которое признается субъектами международного права в качестве обязательного.

4) Субъекты международного права выступают не только носителями прав и обязанностей, но и играют главную роль в создании и реализации международно-правовых норм.

Субъект международного права – носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права или предписаниями международно-правовых актов. Существуют две категории субъектов международного права – первичные (суверенные) и производные (несуверенные). К первой группе относятся суверенные государства, а также нации и народы, борющиеся за свободу, независимость, создание собственной государственности. Ко второй группе относятся международные межправительственные организации и государственно-подобные образования.

Международно-правовая ответственность – юридическая обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный другому субъекту или субъектам международного права в результате нарушения международно-правовой нормы, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не составляющих нарушения международно-правовой нормы, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором.

5) В международной практике встречаются правоотношения, которые содержат элементы как гражданско-правовых, так и международно-правовых отношений. Эти отношения регулируются нормами международного частного права, имеющими свои особенности.

Международное частное право – особая отрасль права, предназначенная для регулирования отношений гражданско-правового, семейного, трудового характера, выходящих за пределы одного государства, т.е. отношений с международным (иностранным) элементом.

Международное частное право регулирует частноправовые, т.е., прежде всего, имущественные, отношения, носящие международный характер. Субъектами международного частного права являются физические и юридические лица. В качестве источников международного частного права, наряду с международными договорами, большое значение приобретают источники внутреннего характера – законодательство, судебная и арбитражная практика.

В международном частном праве международные договоры применяются к субъектам – гражданам и юридическим лицам не непосредственно, а после того, как это будет в определенной форме санкционировано государством. В рамках международных организаций и при непосредственном взаимодействии государств разрабатываются единые нормы, регулирующие отношения частноправового характера с международным (иностранным) элементом, которые, путем трансформации (включения) во внутреннее законодательство, приобретают правовую силу в договаривающихся государствах. Таким образом, регламентированная нормами международного публичного права деятельность государств и международных организаций приводит к созданию источников международного частного права.

Раздел. Публичное право



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.021 с.)