Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Государство как важнейший институт политико-правовой системыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Сущность и форма государства. 2. Формы государственного устройства. 3. Формы правления: монархия и республика. Разделение властей. 4. Президенциализм. 5. Парламентаризм. 6. Гражданское общество и правовое государство.
1) В литературе обычно подчеркивается, что термин «государство» используется в узком и широком значении. В узком значении, государство – это оформленная совокупность политико-правовых институтов, наделенных верховной властью. В широком значении, государство – это политически организованный народ, проживающий, как правило, на определенной территории и подчиняющийся суверенной публичной власти. Признаки любого государства: · Публичная власть, т.е. власть, отделенная от общества и принимающая в соответствии с формальной (не обязательно законной) процедурой общеобязательные решения; · Суверенитет, т.е. верховная власть (полновластие) на определенной территории; · Монополия на легитимное (признанное обществом) применение силы; · Право на взимание налогов; · Наличие подданных или граждан, признающих (по самым различным мотивам) за государством перечисленные выше полномочия. Функции государства опишем в абстрактной форме. Даже развитые современные правовые государства справляются с ними, мягко говоря, не блестяще. Функции делятся на внешние и внутренние. К внешним относят защиту собственной территории, прав и интересов своих граждан за рубежом, дипломатическую деятельность, налаживание взаимовыгодного взаимодействия с другими странами, интеграцию в мировое сообщество, участие в решении глобальных проблем. Внутренние функции государства обычно понимают как руководство, принятие решений, организацию в различных сферах общественной жизни. Форма государства – это совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающая его сущность. Форма государства включает два аспекта: форма правления и форма государственного устройства. Форма государственного устройства – это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между составными частями государства, а также между центральными и местными органами власти. Форма правления – способ организации высших органов политической власти в государстве, отражающий их полномочия и порядок образования. 2) Обычно выделяют три формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Конфедерация – достаточно устойчивый союз нескольких независимых государств - субъектов конфедерации. Субъекты конфедерации передают в ведение конфедерации только некоторые вопросы государственного управления, как правило, оборонную и внешнюю политику. Законодательство субъектов конфедерации (и это принципиальное отличие конфедерации от федерации) имеет по сравнению с законами конфедерации высшую юридическую силу. Федерация – устойчивый союз самостоятельных образований (субъектов федерации), которые, в пределах своей, согласованной центральной и региональной властью, компетенции имеют широкую автономию (самоуправление), собственные выборные органы представительной власти и администрацию. Общепринятые характеристики федерации, как правило, закреплены в действующей на общефедеральном уровне конституционной хартии или Федеративном договоре. Эти характеристики отличают федерацию от конфедерации (союза государств) и позволяют сделать безусловный вывод о том, что федерация – целостное государство с суверенной верховной властью: 1) приоритет федерального законодательства над законодательством субъектов федерации, 2) единство правоохранительной, прокурорской, юридической и судебной систем, 3) отсутствие права выхода из состава федерации (сецессии) у субъектов федерации. Как мы видим, субъекты федерации имеют некоторые признаки государственности. Выше мы назвали обязательный признак субъектов федерации – наличие собственных органов законодательства и администрации. В большинстве современных федераций субъекты имеют свое законодательство, включая конституционную хартию (устав), могут иметь собственное гражданство. Унитарное государство – формагосударственного устройства, характеризующаяся отсутствием политической самостоятельности отдельных территорий. Административно-территориальные единицы, на которые разделено унитарное государство, не обладают даже минимальными признаками политической самостоятельности. Органы власти отдельных территорий – это, в условиях утверждения демократических традиций, выборные муниципалитеты. Муниципалитетами нередко называют и сами административные территории, на которые разделено унитарное государство. 3) Важнейшие формы правления – это монархия и республика. Монархия – форма правления, в которой формальным и (или) фактическим источником власти является одно лицо, получающее власть безотносительно к воле большинства. Власть монарха, как правило, наследуется. Д ве ключевые разновидности монархии – абсолютная и ограниченная. Абсолютную монархию будем рассматривать как неконтролируемую исполнительная власть. Ограниченные монархии сводятся к одному из двух «идеальных типов» – дуалистические и конституционные (парламентарные). Вторая разновидность монархии – это, фактически, современный парламентский режим, который мы рассмотрим ниже. Дуалистические монархии (дуализм) – это интересный феномен недавней политической истории (В европейской практике ХIХв. дуалистическая монархия – весьма распространенное явление). Общая черта дуализма – сочетание полновластного главы государства (монарха) и полноценного парламента (народного представительства), наделенного законодательными функциями. Монарх выведен из системы разделения властей, а также возглавляет административную власть, будучи связан конституционной хартией. Республика – форма правления, характеризующаяся выборностью должностных лиц и властных органов. Две основные разновидности республик в истории – аристократическая и демократическая. Сложившееся ныне институциональное понимание республиканизма безусловно предполагает наличие 1) общенационального представительства, выбранного с помощью всеобщего равного прямого тайного голосования; 2) тем или иным путем, возможно непрямыми выборами, но обязательного избираемых главы государства (президента) и главы правительства (первый министр, Председатель кабинета (Совета) министров, ныне общепризнан термин - «премьер-министр» или «премьер», в Германии и Австрии по традиции говорят - «канцлер»); 3) разделения властей; 4) защищенных законом естественных прав и свобод человека. Исполнительная власть принадлежит правительству (администрации). По всем вопросам, относящимся к своей компетенции, правительство издает нормативно-правовые акты (постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению. Судебная власть осуществляет правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. Законодательная власть, по мнению современной политико-правовой науки, принадлежит парламенту (народному представительству). И эту ветвь власти нередко именуют представительной. Легислатура – орган представительной (законодательной) власти на уровне государства или региона (субъекта федерации). Современная юридическая и политическая наука выделяют два варианта республиканизма – 1) парламентская республика (мы объединим ее с современными конституционными монархиями под рубрикой «парламентаризм») и 2) президентская республика (президенциализм, существующий в двух вариантах – президентская и полупрезидентская модели). 4) Целостная и относительно эффективная президентская республика существует в США более двух веков. Важнейшие институциональные черты американского президенциализма закреплены законом и политической практикой, усиленно защищаются англоязычной, т.е., в основном, американской юриспруденцией и политической наукой: 1) последовательное проведение в жизнь принципа разделения властей; 2) прямые всенародные выборы Президента и второго лица в государстве – вице-президента, равно как и обеих палат конгресса, нижней – палаты представителей, верхней – Сената; в американской политической практике кандидат в президенты называет свое «второе я» после неформализованных внутрипартийных консультаций, избиратели голосуют за «тандем» – президент – вице-президент; 3) Президент, фактически и юридически, совмещает два поста – главы государства и главы правительства, президент - не только первое должностное лицо в государстве, он формирует, по американской законодательной формуле «с совета и согласия Сената», администрацию (кабинет министров) и возглавляет ее работу, лично курируя деятельность ведущих министров; 4) вице-президент вступает в президентскую должность (без всякой приставки «и.о.») в случае стойкой неспособности президента выполнять свои функции (смерть, тяжелая болезнь), добровольной отставки президента или т.н. «импичмента», о котором ниже, еще одна официальная функция вице-президента – председательство на заседаниях Сената; 5) Президент не имеет права роспуска парламента, но имеет право отлагательного вето на принятые палатами законопроекты, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов обеих палат; 6) Членов Верховного суда – высшей судебной инстанции назначает президент, но каждая кандидатура утверждается Сенатом, сами члены Верховного суда («ареопага», говорят в Америке) занимают свои кресла пожизненно, не ответственны ни перед Президентом, ни перед Конгрессом, подчиняются только закону. Импичмент – сложная процедура отстранения («отрешения от должности» – формулировка из Конституции РФ) Президента, обязательно предполагающая наличие антипрезидентского решения не только квалифицированного большинства обеих палат парламента, но и высшей судебной инстанции. Второй, более умеренный вариант президентской системы – это полупрезидентская республика, которая может существовать в двух моделях – а) президентско- парламентская и б) премьер-президентская система. Президентско-парламентская система включает следующие характеристики: 1) прямые выборы Президента и парламента; 2) право Президента назначать и смещать членов правительства, включая премьер-министра, который формально является вторым лицом в государстве; 3) Парламент утверждает предложенную президентом кандидатуру премьера, парламент может выразить недоверие премьеру и кабинету; 4) в случае конфликта между кабинетом и парламентом (неутверждение премьера или вотум недоверия правительству) Президент вправе применить две тактики – или «пряника», поиска нового, приемлемого для парламента, главы кабинета, или «кнута» – роспуска парламента и назначения новых всеобщих выборов; 5) если принять во внимание два факта а) нераспространенность данной схемы и б) ее действие, во всяком случае, де юре, в новой России, то следует добавить теоретическую возможность столь же затрудненного, как и в президенциализме, импичмента – он возможен согласно действующей Конституции РФ; 6) заключительная характеристика самого неудачного полупрезиденциализма также есть в российской практике – право Президента активно управлять с помощью указов, процедура отмены которых парламентом весьма затруднена, а также право отлагательного вето у Президента на тексты, пришедшие из палат, которое преодолевается «по-американски» квалифицированным большинством голосов обеих палат. Все, что мы говорили о парламенте в предыдущем абзаце, относится к нижней палате, избранной на основе стандартных демократических процедур. Именно президентско-парламентская модель описана в тех разделах действующей уже почти два десятилетия Конституции РФ, где сформулированы нормы взаимоотношений между главой государства, премьером, Думой. Премьер-президентская схема, наиболее целостный вариант которой существует во Франции, отличается от модели, которую мы только что описали, двумя моментами: 1) законодательная деятельность Президента ограничена; 2) премьер-министр и кабинет, которые получили в парламенте вотум доверия, не могут быть смещены Президентом. Конфликт между парламентом и премьером возможен, поскольку право выразить, как доверие, так и недоверие кабинету министров у парламента остается. 5) Важнейшая черта целостного парламентского режима- парламентаризм а – наличие строгого разграничения функций и полномочий между главой государства (президент или монарх) и премьер-министром. Первые имеют исключительно представительские функции, «царствуют, но не правят», вторые нередко выполняют многие функции не только первых министров, но и глав государств. Вторая характеристика новейшего парламентарного режима – формирование кабинета министров партией (коалицией партий) имеющих парламентское большинство. При этом главе государства достается весьма важная, но лишь представительская роль – поручить формирование кабинета министров лидеру парламентского большинства и рекомендовать этому большинству его же собственного лидера. 6) Гражданское общество и правовое государство. Целостный подход к правовой государственности не меняется два столетия. Он сформулирован классиками немецкой политико-правовой и философской мысли И. Кантом и Г. Гегелем (Сам термин впервые использован немецкими авторами-современниками Гегеля – К. Велькертом и Р. фон Молем). Практика конституционализма, с прямо, надо сказать, противоположными результатами, сформировалась к к.XVIIIв. во Франции и США. В Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1789г.) и североамериканском Билле о правах (1791г.) разделение властей и неотъемлемость прав лица названы ключевыми признаками конституционализма. Спустя еще столетие, на рубеже XIX-ХХвв. в рамках русской и немецкой, преимущественно неокантианской, философии права высказана твердая формула: конституционализм – путь к правовой государственности. Единственное отличие современного социального государства от правового: в качестве неотъемлемых прав лица рассматриваются и социальные права. В остальном правовая и социальная государственность характеризуются набором признаков, которые перечислим ниже: · Единство права и закона; · Безусловные гарантии прав отдельного лица и меньшинства, взаимная ответственность гражданина и общества; · Выборность представительной власти, первых лиц администрации, муниципальной власти при соблюдении общепризнанных норм избирательного права; · Строгое разделение властей, суд и администрация подзаконны, парламент подчинен конституционной хартии, возможна судебная проверка конституционности парламентских решений высшей судебной инстанцией или специальным конституционным судом; · Для граждан и их ассоциаций, структур гражданского общества, действует принцип – «позволено все, что прямо законом не запрещено», административный отказ в праве заниматься любой деятельностью (общественной, коммерческой, иной) должен быть строго обоснован нормой закона, а по форме - являться официальным мотивированным решением, которое легко может быть обжаловано в суде; · Для административных органов и должностных лиц действует обратный принцип: исполнение лишь функций, прямо предписанных нормативно-правовыми актами; · Суд независим, несменяем и подчиняется только закону; · Действует реальный идеологический и политический плюрализм, отсутствует официальная идеология, государство отделено от церкви. Гражданское общество в политико-правовой мысли рассматривалось очень неоднозначно. Мы сделаем следующее, очевидно упрощающее допущение. В новое и новейшее время общая тенденция присутствует: социум, до того бывший, аморфной, погруженной в традицию, сакральность, иерархии, структурой, становится гражданским обществом, сферой самостоятельной деятельности индивидов и их ассоциаций, независимой от государства. Западная культура последовательно встала на путь неизбежного дуализма общества и государства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.213.76 (0.009 с.) |