Законная сила решения суда (понятие, определение момента вступления в законную силу, свойства законной силы). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законная сила решения суда (понятие, определение момента вступления в законную силу, свойства законной силы).



Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы. В случае подачи апелляционной жалобы решение мирового судьи вступает в законную силу после рассмотрения районным судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если решением районного суда отменено или изменено решение мирового судьи и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно. В случае подачи кассационной жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Законная сила судебного решения - это качество судебного акта, в силу которого решение приобретает обязательность, неопровержимость, исключительность, исполнимость, преюдициальность по истечении срока на апелляционное, кассационное обжалование (опротестование).

1) Обязательность судебного решения означает:

- решение распространяется на всех лиц независимо от того, были ли они лицами, участвующими в деле, или нет;

- решение распространяется на всю территорию Российской Федерации.

2) Неопровержимость судебного решения - это отсутствие возможности на принесение апелляционной, кассационной жалобы. Если лица, участвовавшие в деле, не обратились с жалобой или представлением на вынесенное решение, то оно вступает в законную силу, и в результате утрачивается возможность его кассационного обжалования.

Вместе с тем ГПК предусматривает возможность восстановления пропущенного срока на обжалование в порядке, установленном в ГПК, а также вводит пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу (в порядке судебного надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам).

3) Исключительность судебного решения - невозможность вторичного рассмотрения тождественного дела.

4) Преюдициальность судебного решения - невозможность оспаривания фактов, установленных вступившим в законную силу судебным решением, в новом процессе при наличии тех же лиц, участвующих в деле. Преюдициальность судебного решения имеет свои субъективные (в процессе участвуют те же лица, что и в предыдущем деле, по которому вынесено вступившее в законную силу судебное решение) и объективные пределы (в новом процессе рассматриваются те же факты и правоотношения, что и в деле, по которому вынесено решение, вступившее в законную силу).

5) Исполнимость судебного решения означает, что вступившее в законную силу судебное решение может быть принудительно исполнено. Исполнимость судебного решения по общему правилу начинается со вступления решения в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения.

 

Немедленное исполнение судебного решения (понятие, виды, основания).

По общему правилу решение суда исполняется после вступления его в законную силу, т.е. по истечении срока, установленного для кассационного (апелляционного) обжалования, если такие жалобы не были принесены.

Немедленное исполнение - это исполнение судебных решений, не вступивших в законную силу, при наличии для этого оснований.

Принято выделять два вида немедленного исполнения судебных решений: обязательное и факультативное.

Обязательное обращение судебного решения к немедленному исполнению. Немедленному исполнению подлежат следующие решения:

- о взыскании алиментов;

- о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев;

- о восстановлении на работе;

- о включении гражданина РФ в список избирателей, участников референдума.

Факультативное немедленное исполнение решения. Суд по своему усмотрению может обратить решение к немедленному исполнению при наличии основания, указанного в законе, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Вопрос о допущении немедленного исполнения решения суда разрешается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению вопроса о немедленном исполнении решения суда. На определение суда о немедленном исполнении решения суда может быть подана частная жалоба. Подача частной жалобы на определение о немедленном исполнении решения суда не приостанавливает исполнение этого определения.

 

103. Определения суда первой инстанции (понятие, виды, содержание, законная сила).

Определение суда первой инстанции - это вид постановления суда первой инстанции или судьи, которым дело не разрешается по существу.

Виды определений суда первой инстанции:

1) Подготовительные определения - это определения, призванные обеспечить движение дела и его разрешение (определение о подготовке дела, определение о замене ненадлежащей стороны и т.д.).

2) Пресекательные определения - это определения, которые препятствуют возникновению процесса или прекращают производство по делу при отсутствии законных оснований для его возбуждения или для судебного разбирательства (определение об оставлении заявления без движения, определение о прекращении производства по делу и проч.).

3) Заключительные определения - определения, которыми завершается рассмотрение дела без вынесения решения (определение об утверждении мирового соглашения и т.д.).

4) Восполнительные определения - определения, устраняющие процессуальные упущения (определение о внесении исправлений в судебное решение, определение о разъяснении судебного решения и т.д.).

По форме определения могут быть в виде отдельного документа или устные. Устные определения выносятся без удаления в совещательную комнату, но подлежат занесению в протокол судебного заседания.

Особым видом определений суда первой инстанции является частное определение - это средство реагирования суда на выявленные в ходе судебного разбирательства нарушения законности отдельными должностными лицами или гражданами и существенные недостатки в работе предприятий, учреждений, организаций, их объединений, общественных организаций. Суд направляет частное определение в соответствующее предприятие, трудовой коллектив и проч., которые обязаны сообщить суду о принятых мерах в месячный срок со дня получения копии частного определения.

Если при рассмотрении гражданского дела суд обнаружит в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица признаки преступления, он сообщает об этом прокурору.

Определение суда первой инстанции состоит из четырех частей, как и судебное решение.

Как правило, определения вступают в законную силу вместе с решением по делу. Однако отдельно от решения вступают в законную силу:

1) определения, которые преграждают движение дела;

2) определения, указанные в законе как объекты частного обжалования.

Последствия вступления определений в законную силу отличаются от последствий вступления решения в законную силу и часто зависят от вида определения. Например, подготовительные определения не обладают исключительностью и неопровержимостью, так как суд может вернуться к такому определению снова.

Все определения, выносимые судом (судьей), мировыми судьями, обязательны для лиц, участвующих в деле, и для суда (судьи), который их постановил.

 

Понятие и правовая природа производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Виды судебного контроля. Категории дел, рассматриваемых в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

I. Гражданское судопроизводство подразделяется на виды: исковое, особое, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, приказное и др.

Сущность названия данного вида гражданского судопроизводства состоит в том, что суды в порядке, предусмотренном для этого вида судопроизводства (гл. 23 - 26 ГПК), рассматривают и разрешают не только дела, возникающие из административных правоотношений, но и дела, возникающие из конституционных, налоговых и других правоотношений.

Судебный порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, в научных источниках называют административной юстицией.

Проблема существования в российском гражданском процессе административной юстиции как вида судопроизводства наряду с исковым всегда была дискуссионной темой.

Одни ученые полагали, что нет оснований для отграничения этого вида судопроизводства в отдельное от искового, другие, наоборот, доказывали и доказывают, что его необходимо сохранить как специфический вид производства, но в пределах единого гражданского процесса.

Потребность отдельного от искового правового регламента по делам, возникающим из публичных правоотношений, объяснялась несколькими обстоятельствами:

1) неравноправным положением участников публичных правоотношений, поскольку в них выступают, с одной стороны, орган государства, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой - гражданин, организация, не имеющие таких полномочий;

2) специфической функцией суда при рассмотрении этих дел, состоящей не в разрешении спора о праве, как в исковых делах, а в осуществлении судебного контроля за законностью действий органов государства и организаций по отношению к гражданам, а в отдельных случаях - и к другим субъектам права.

Мировая практика показывает наличие различных форм организации системы административной юстиции - путем:

1) создания обособленной системы административных судов;

2) образования квазисудебных органов с возможностью последующей передачи дела на разрешение органов судебной власти;

3) рассмотрения жалоб и заявлений на действия органов исполнительной и законодательной власти в рамках общей судебной системы.

В современной России, несмотря на указание в Конституции РФ на административное судопроизводство, отсутствует специальная созданная для этих целей система судебных органов.

Согласно ст. 29 и др. АПК арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. В этом плане арбитражные суды одновременно разрешают дела в порядке как гражданского, так и административного судопроизводства.

Другая концепция отражена в ГПК. Согласно ст. 5 ГПК правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, в том числе и из публичных правоотношений, осуществляется по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве. В этом плане суды общей юрисдикции рассматривают и дела из публичных правоотношений в порядке гражданского судопроизводства.

Производство из публичных правоотношений можно определить как деятельность суда по рассмотрению и разрешению правовых кон­фликтов, возникающих в сфере властеотношений с целью непосредст­венной защиты законных интересов, прав, свобод как отдельных граж­дан, так и многочисленных групп, а также организаций, органов мест­ного самоуправления, путем проверки законности актов, решений, действий (бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц.

Эта деятельность осуществляется по общим правилам гражданского судопроизводства, с особенностями, предусмотренными в подразд. III разд. II ГПК «Производство по делам, возни­кающим из публичных правоотношений».

Производство из публичных правоотношений имеет ряд специфи­ческих признаков, отличающих его от искового и особого производств.

Наиболее существенные из них:

1) формой обращения в суд является заявление;

2) обязательные субъекты правового конфликта: заявитель и заин­тересованные лица;

3) предмет судебной деятельности — проверка законности актов, решений, действий (бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц;

4) предмет судебной защиты:

а) непосредственно — законный интерес заявителя (заявителей),

б) опосредованно — субъективное право;

5) решение по делу, его резолютивная часть, устанавливает закон­ность (незаконность) нормативных правовых актов, решений, дейст­вий (бездействия) органов публичной власти, их должностных лиц.

Заявителями по делам из публичных правоотношений могут быть граждане, юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, прокурор в пределах их компетенции.

В заявлении, кроме общепринятых реквизитов, необходимо допол­нительно указать оспариваемые акт, решение, действие (бездействие), которыми, по мнению заявителя, нарушены его права, свободы, закон­ные интересы и конкретно, в чем выразилось это нарушение.

Заинтересованное лицо — орган публичной власти или должност­ное лицо, государственный или муниципальный служащий, наделен­ные полномочиями издавать нормативные правовые акты, принимать решения, совершать иные действия, влекущие юридические последст­вия для других субъектов (граждан, организаций и т.п.).

Заявитель и заинтересованное лицо являются лицами, участвую­щими в деле (ст. 34 ГПК), имеют все процессуальные права и несут обязанности в соответствии со ст. 35 ГПК. Однако имеется ряд особен­ностей по реализации ими распорядительных действий, участия в до­казательственной деятельности.

Так, заявитель не вправе отказаться от заявленного требования. Заявитель и заинтересованное лицо не могут заключить по возникше­му правовому конфликту мировое соглашение. Суд не связан основа­ниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК). Отмечен­ные особенности определяются характером спорных правоотношений. Это властеотношения, которые возникают не по воле субъектов право­вого конфликта, а в связи с реализацией органами публичной власти своих властных функций. Следова­тельно, действие принципа диспозитивности по распоряжению мате­риальным предметом спора по этим делам не действует.

Отличается особенностями и действие принципа состязательно­сти. По общему правилу, каждая сторона обязана доказать те обстоя­тельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК). А в соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК обязанность по доказыванию законности правовых актов, решений, действий (бездействия), оспариваемых в суде, возлагается на орган, должностное лицо, издавшие этот правовой акт, принявшие ос­париваемое решение, совершившие действие либо не совершившие его (бездействие). В ГПК не указано, какие факты и обстоятельства доказывает заявитель. По смыслу ст. 237 ГПК в заявлении должно быть указано, какие права и свободы заявителя нарушены. Именно эти обстоятельства и должен доказать заявитель.

При разбирательстве дел из публичных правоотношений действует принцип активности суда, который выражается в том, что суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 2 ст. 249 ГПК).

Законодательством не допускается одновременное рассмотрение в производстве из публичных правоотношений требования о проверке законности актов, решений, действий органов публичной власти и раз­решение спора о субъективном праве. Судья, ус­тановив, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, остав­ляет заявление без движения и разъясняет заявителю его право предъ­явить исковое заявление в соответствии с требованиями ст. 131 и 132 ГПК.

Судебные решения по делам из публичных правоотношений име­ют характерные особенности, касающиеся пределов его законной силы, свойств преюдициальности и исполнимости.

По таким делам, как оспаривание нормативных правовых актов, по защите избирательных прав решение, принятое по заявлению одного субъекта, чьи права нарушены, вступив в законную силу, распространяется на всех субъектов регулируемых этим актом правоотношений. Вторичное обращение в суд с заявлением об оспари­вании этого же нормативного правового акта по тождественному осно­ванию не допускается (ст. 248, 250 ГПК). В случае поступления такого заявления судья отказывает в его принятии, а если оно ошибочно при­нято, прекращает производство по делу (ст. 248, 250 ГПК).

II. Проблема защиты прав граждан против действий (бездействия) органов государства, в том числе законодательных, исполнительных органов, должностных лиц, существует во всех странах.

Государство, призванное охранять и защищать права своих граждан, в то же время в лице своих органов, должностных лиц, государственных служащих способно нарушать их права. Примером могут служить принимаемые неконституционные правовые нормы, ущемляющие права граждан или организаций, незаконные действия исполнительных органов, органов местного самоуправления, органов общественных объединений, отдельных должностных лиц.

При разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную между этими властями все же существует определенная связь и взаимный контроль.

Судебный контроль возможен, в частности, за законностью нормативных правовых актов, за законностью действий должностных лиц, применяющих нормы права по отношению к гражданам, за соблюдением избирательных прав субъектов избирательного процесса при проведении выборов, референдумов.

Контроль за действиями органов власти осуществляется судами в предварительном или последующем порядке.

Предварительный судебный контроль позволяет сразу передать заинтересованным лицам спор на разрешение соответствующего суда. Последующий судебный контроль снижает нагрузку на суды, поскольку либо предоставляет полномочие органам административной юрисдикции в так называемом бесспорном порядке разрешить соответствующее дело, либо обязывает заинтересованное лицо обратиться вначале с жалобой в предварительном внесудебном порядке. Тем самым с судов снимается частично нагрузка в связи с возможностью разрешения дела во внесудебной юрисдикции, но в то же время сохраняется в конечном счете право на обращение в суд.

Каждый из органов судебной власти: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ разрешают отнесенные к их ведению дела в публично-правовой сфере.

Многие акты органов исполнительной власти могут оспариваться не только в производстве из административно-правовых отношений, но и в исковом и в особом производстве. Так, целый ряд действий органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые являются юридическими фактами гражданского оборота, оспариваются в исковом производстве гражданского судопроизводства, например споры об отказе в приватизации жилого помещения, об отказе в выдаче ордера.

В особом производстве рассматриваются заявления о внесении исправлений или изменений в запись акта органов гражданского состояния (гл. 36 ГПК), о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении (гл. 37 ГПК).

Подведомственность дел, возникающих из публичных правоотно­шений, определяется в соответствии со ст. 245 ГПК. Это дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если федеральным законом их рассмотрение не отнесено к ком­петенции иных судов (например, арбитражных),

2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих,

3) по защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

4) иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отне­сенные федеральным законом к ведению суда.

Перечень дел, подведомственных суду общей юрисдикции, являет­ся открытым. Это обусловлено положением ч. 2 ст. 46 Конститу­ции РФ о безусловном праве каждого обжаловать в суде любые акты, решения, действия (бездействия) органов государственной власти, ор­ганов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1027; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.226.30 (0.049 с.)