Последние годы жизни (1831–1837) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последние годы жизни (1831–1837)



Творческий диапазон А. С. Пушкина в 30-е годы стал ещё шире, чем раньше. Поэт обращается к жанру сказки: «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830), «Сказка о царе Салтане..» (1831), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834). Народная поэтика сочетается в этих произведениях с высочайшим мастерством литературного слова, лирика – с юмором и ненавязчивой поучительностью, свойственной народной сказке.

«Медный всадник» (1833) – последняя поэма А. С. Пушкина. Поэт обращается к событиям 1824 года, когда Петербург пережил сильнейшее наводнение.

В этот же период Пушкин создаёт крупнейшие прозаические произведения: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Пиковая дама».

В лирике поэта 1830-х годов появляются религиозные мотивы («Отцы пустынники и жёны непорочны…» (1836), «Отец людей, отец небесный…» и др.).

Символично последнее стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836). Оно воспринимается как, своего рода, прощание с жизнью и творчеством, предчувствие близкой кончины.

27 января 1837 г. состоялась дуэль А. С. Пушкина с Жоржем Дантесом. Поэт был смертельно ранен и умер 29 января.

Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814 – 1841)

 

Родился в Москве 2 октября 1814 г. Отец – Юрий Петрович, капитан в отставке, из обедневшего дворянского рода. Мать – Мария Михайловна, напротив, была из богатой семьи Арсеньевых. Но она рано умерла, когда сыну Михаилу было три года.

Детство будущего писателя прошло в имении Арсеньевых Тарханы (Пензенская губерния). Воспитанием его занималась бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. На воспитание и обучение внука она не жалела средств. К 15-ти годам мальчик владел тремя иностранными языками (немецким, английским, французским), играл на скрипке и фортепиано и хорошо рисовал.

В 1828 г. поступил в Московский университетский Благородный пансион, где блестяще учился и писал стихи. Этот этап считается началом творческого пути М. Ю. Лермонтова. Он пишет стихи и поэмы, подражает Пушкину и Байрону.

После двух лет обучения в пансионе Лермонтов поступил на словесный факультет Московского университета. В 16 лет он был уже вполне сформировавшейся личностью, осознавал свою непохожесть на других. Отношения со сверстниками складывались трудно, в душе крепло осознание одиночества, отчуждения от мира.

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены.

И вижу, как судьбе послушны,

Года уходят, будто сны; <…>

Никто о том не покрушится,

И будут (я уверен в том)

О смерти больше веселиться,

Чем о рождении моём…

(«Одиночество», 1830).

С 16-ти лет он задумывается о конечности земного существования: об это стихотворение «Душа моя должна прожить в земной неволе».

Уже в ранних стихах М. Ю. Лермонтова трагическое содержание облекается в удивительно совершенную и гармоничную поэтическую форму.

В 1832 г. поэт покинул Москву и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Это военное учебное заведение, в котором готовили младших офицеров для кавалерии.

В 1834 г. был произведён в корнеты лейб-гусарского полка, расположенного в Царском Селе (лейб-гусары – элитное военное подразделение, предназначенное для охраны двора и сопровождения императора).

Живя в Царском Селе и Петербурге, Лермонтов начал активно публиковать свои произведения. Он закончил поэму «Боярин Орша», повесть «Тамбовская казначейша» (1837–1838), создал множество стихов и драму «Маскарад» (1835).

В январе 1837 г. на дуэли был смертельно ранен Пушкин. Лермонтов откликнулся на трагедию стихотворением «Смерть поэта», за которое был арестован и сослан на Кавказ в действующую армию, где пробыл около года.

В ссылке поэт пишет поэму «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) – легендарный сюжет облекает в форму народной поэзии. В это же время написана поэма «Мцыри» (1837), в ней изображено абсолютное одиночество человеческой души, которой нет места в мире. Ни в монастыре, ни на свободе, ни рядом с людьми, ни в единении с природой такая душа не может найти себе пристанища. И она уходит туда, где и есть её настоящая родина – в вечность, во Вселенную.

Жизнь современного поколения представляется поэту бессмысленной и бесплодной. Эта мысль отражается в стихотворении «Дума» (1838):

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом

В конце 1837 г. М. Ю. Лермонтов был переведён в Петербург, а в 1838 г. ему разрешили вернуться в Царское Село.

В 1837 было написано стихотворение «Бородино», в котором поэт обращается к событиям войны 1812 г.

Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...») (1838) построено на основе приёма противопоставления. В нём Лермонтов к размышляет о месте и роли поэта в обществе.

Поэма «Демон» написана в 1839 г. и посвящена Варваре Лопухиной. Действие в поэме разворачивается в космических декорациях. Образ Демона – один из центральных в поэтике романтизма. У Лермонтова Демон не является олицетворением вселенского зла, он «царь познанья и свободы», падший ангел, изгнанный из рая. Наказанием ему служат вечное одиночество и скука.

Пребывание в Петербурге было тягостным для поэта. Будучи в центре внимания общества, он чувствовал себя глубоко одиноким. Усугублялось ощущение пустоты и бесцельности своего существования, которое отразилось в стихотворениях «И скучно и грустно» (1840), «Как часто пёстрою толпою окружён…» (1840).

На одном из балов в феврале 1840 г. Лермонтов поссорился с сыном французского посланника Э. де Барантом. Состоялась дуэль, на которой поэт был ранен. За ней последовал арест и повторный перевод Лермонтова на Кавказ в действующую армию.

В конце 1840 г. был полностью напечатан роман «Герой нашего времени», действие которого, как и в большинстве поэм Лермонтова, происходит на Кавказе. Григорий Александрович Печорин – один из самых противоречивых героев русской литературы.

15 июля 1841 г. М. Ю. Лермонтов погиб на дуэли в Пятигорске. Его убил Николай Мартынов – бывший приятель по Школе гвардейских подпрапорщиков.

Николай Васильевич Гоголь

(1809 – 1852)

 

В истории литературы А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь стоят рядом. Пушкин – родоначальник реализма, а Гоголь придал этому реализму критическое направление. Гоголя интересует жизнь «маленького человека», мир обыденности. Если А. С. Пушкин не ставил перед собой учительских целей, то Гоголь, наоборот, возложил на себя функции учителя жизни, он должен был нести в мир свет разума.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 г. на Украине в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Отец будущего писателя, Василий Афанасьевич, – помещик среднего достатка.

Детство Гоголя прошло в местах, овеянных народными и историческими легендами и преданиями.

Образование будущий писатель получил сначала в уездном училище в Полтаве (1818–1819), а затем в гимназии высших наук в Нежине (1821–1828).

Н. В. Гоголь не сразу определился с выбором жизненного пути, мечтая сначала о юридической карьере. Представляя своё будущее как «борьбу с неправосудием», он уехал в Петербург, где начал карьеру с мелкой чиновничьей службы. Позже учительские цели писатель связал с литературой.

В 1829 г. в печати появились его стихотворения и поэма «Ганц Кюхельгартен», носившая подражательный характер и не принёсшая успеха.

Знаменитым Гоголя сделала книга «Вечера на хуторе близ Диканьки», в которой писатель обратился к сказочной поэтике родной Украины. Книга включает следующие повести: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место». Герои этих повестей – люди весёлые, жизнерадостные. В. Г. Белинский написал о «Вечерах…»: «Это комизм весёлый, улыбка юноши, приветствующего божий мир, здесь всё трепещет счастьем». Напоминанием о реальной жизни является повесть «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка».

Одновременно Н. В. Гоголь работал и над книгой «Миргород», которую составили повести с совершенно иными сюжетами и героями. Можно сказать, что «Вечера…» и «Миргород» представляют собой разные стороны дарования писателя: многокрасочный фантастический фейерверк уступает место подчёркнуто прозаичным картинам обыденности.

Миргород – название захолустного городка. Это книга о жизни, в которой ничего не происходит, и люди живут, не замечая этого. Они целиком погружены в быт, умирают, так и не поняв, зачем появились на свет. Об этом повести «Старосветские помещики», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

В книге «Миргород» изменился характер фантастики: человек не в силах преодолеть зло жизни. Об этом повесть «Вий».

Книга «Миргород» более мрачна, чем «Вечера…», но и здесь есть повесть, которая выбивается из общего тона повествования – «Тарас Бульба». Здесь писатель изображает казацкую вольницу, людей, для которых узы братства важнее всего. Гоголь обращается к истории XVII в., войне с Польшей. Включение этой повести в книгу не является случайным, с её помощью писатель показывает противоречие между героическим прошлым и мелкой повседневностью.

Следующий цикл повестей, написанных с 1832 по 1842, получил название «Петербургские повести»: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Шинель». Здесь изображается столичная жизнь, но Петербург у Гоголя – город, где страдает «маленький» человек.

В 1836 г. была написана комедия «Ревизор». «Я решил собрать всё дурное, что есть на Руси, и за одним разом над всем посмеяться», – так объясняет писатель свой замысел. Комедия была поставлена в Петербурге, но, к сожалению, не нашла поддержки у зрителя.

С 1834 г. Гоголь работает над своей главной книгой – трилогией о России, первая часть которой получила название «Мёртвые души». Забавный и нелепый анекдот о предприимчивом Чичикове давал автору возможность «изъездить с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».

Писатель смотрел на первую часть своего труда как на преамбулу к двум последующим, говорил, что «она в отношении к ним … крыльцо ко дворцу».

В идейно-композиционном решении замысел трилогии во многом повторял «Божественную комедию» Данте. Подобно Данте, Гоголь задумывал провести читателя через «грешное» в первом томе и «чистилище» во втором к третьему тому, в котором предстанут картины прекрасной, подлинно духовной жизни.

«Мёртвые души» увидели свет в 1842 г. Второй том трилогии автор сжёг за несколько дней до смерти. После похорон Гоголя его друзья нашли черновики сгоревшего тома и восстановили рукопись.

Александр Николаевич Островский

(1823–1886)

 

А. Н. Островский является мастером речевой характеристики. Он вошёл в историю русской литературы как писатель, сумевший создать для русского театра русскую пьесу.

Островский находил материал для своих пьес в русской действительности, он написал историю болезни, которой не знает медицина, но этой болезнью страдало всё купечество. Эта болезнь – самодурство (явление русской жизни, основанное на власти денег).

В 1849 году А. Н. Островский закончил свою первую большую пьесу – комедию «Свои люди – сочтёмся», названную сначала «Банкрут». Об этой пьесе, напечатанной в журнале «Москвитянин», было сообщено в донесении царю Николаю I как «сочинении предосудительном». Последовала резолюция: «Напрасно напечатано… играть же запретить». И пьеса была запрещена к представлению на сцене. Чем же она вызвала неприязнь цензуры? «Все действующие лица… отъявленные мерзавцы, – считал цензор. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества».

Комедия «Свои люди – сочтёмся» стала широко известна в литературных кругах ещё до разрешения играть её на сцене. В ней увидели не только продолжение традиций Гоголя, но и оригинальные черты, свидетельствующие о таланте молодого драматурга.

В этой пьесе, как и во многих последующих, А. Н. Островский стал изображать новую, до него почти не известную в литературе страну – Замоскворечье, расположенную почти в самом центре Москвы и населённую купцами, чиновниками, торговцами и различным мелким людом.

Здесь в Замоскворечье Островский родился в 1823 году в семье чиновника. Здесь он провёл детство, отрочество и юность. Учился сначала в гимназии, а потом два года в Московском университете (на юриста).

Прервав учение в университете, Островский устаивается служащим в Коммерческий суд, где в течение пяти с половиной лет принимает от просителей устные жалобы. Эта работа принесла драматургу глубокое знание жизни, человеческих характеров и русской речи.

За открытие в своих пьесах «новой страны» Островского стали называть «Колумбом Замоскворечья».

Замоскворечье было для Островского символом не только патриархального быта, но и соответствующих ему нравственных понятий и отношений людей. Интриги и конфликты в пьесах были не вымышлены, как это делали его предшественники, а взяты из самой жизни. И это, наряду с изображением новой для литературы действительности, отличало драматургию Островского. Ставя в своих пьесах проблемы жизни людей определённого социального круга (так, в купеческой среде на первом плане были семейные и имущественные отношения), драматург одновременно изображал общие для русского общества тех лет явления.

Жизнь А. Н. Островского не богата событиями. До 22-х лет он безвыездно живёт в Москве. А все остальные годы делит между Москвой и Щелыковом. Щелыково – небольшое село в Костромской губернии, купленное ещё его отцом.

В 1852 году Островский покидает службу в Коммерческом суде, и с тех пор его судьба связана с Малым театром.

За свою жизнь Островский написал 47 пьес, почти половину из них составляли комедии.

Самые известные пьесы А. Н. Островского: «Свои люди – сочтёмся», «Не в свои сани не садись», «Доходное место», «Гроза», «За чем пойдешь, то и найдёшь», «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Лес», «Не всё коту масленица», «Снегурочка», «Волки и овцы», «Бесприданница».

 

«Гроза» (1859)

История создания и замысел пьесы «Гроза» очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в городе Костроме в 1859 году: «Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжёлая жизнь погибшей, её тайная любовь к почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотичной свекрови…

В городе ходили упорные слухи о том, что староверка старуха Клыкова «не сошлась с православной молодой Александрой в обиходе домашней жизни, что она её сильно притесняла, что молодой Клыков был человек хотя добрый и тихий, но бесхарактерный, что он не заступился за молодую жену» (из газеты).

На самом деле Островский, создавая «Грозу», не знал и не мог знать о «клыковском деле». Пьесу «Гроза» он написал 9 октября 1859 года, то есть ровно за месяц до происшествия в семье Клыковых.

Пьеса «Гроза» в этом же году была поставлена на сцене, а в 1860 году была напечатана. В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями.

События в пьесе происходят в небольшом волжском городке Калинове, где быт ещё во многом патриархален. По словам И. А. Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

Островский выступил смелым обличителем социальных порядков. Природа, окружающая людей, чудесна, её богатства беспредельны, её красота изумительна. Но общественные порядки, властвующие в жизни, безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной кабале у богатого меньшинства. Богатые между тем ведут яростную борьбу за рубль между собой. «А между собой-то, – рассказывает Кулигин, – как живут. Торговлю друг у друга подрывают, враждуют друг на друга». Большинство населения угнеталось не только экономически, но и духовно. Купечество, уверенное в своей полной безнаказанности, творило суд и расправу над закабалёнными, руководствуясь лишь собственными интересами.

Образ главной героини пьесы в литературной критике получил самые разные, порой абсолютно противоположные характеристики. Так, Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» рассматривал Катерину как «решительный цельный русский характер», называл её «носительницей великой идеи – идеи протеста».

Другой литературный критик – Дмитрий Иванович Писарев в статье «Мотивы русской драмы» отмечал, что светлое явление должно обладать «сильным и развитым умом», стремиться изменить «эту жизнь». «Вот какие должны быть «лучи света» – не Катерине чета». Самоубийство Катерины Писарев воспринял как проявление бесхарактерности героини.

Иван Александрович Гончаров

(1812 – 1891)

 

6 июня 1812 года родился в купеческой семье в Симбирске (ныне Ульяновск). Рос в обстановке довольства в настоящей помещичьей усадьбе. Отец будущего писателя, Александр Иванович Гончаров, был крупным купцом-хлеботорговцем, пользовался в городе большим уважением. Он умер рано, когда маленькому Ване было всего 7 лет. Заботы о семье – двоих сыновьях и двух дочерях – легли на плечи матери – Авдотьи Матвеевны.

Учился Гончаров сначала в частном пансионе под Симбирском, затем в течение восьми лет в коммерческом училище в Москве, наконец, в Московском университете на словесном отделении.

В университете И. А. Гончаров учился в одно время с М. Ю. Лермонтовым, В. Г. Белинским, А. И. Герценом, И. С. Тургеневым. Впервые в Московском университете юный Гончаров увидел и услышал А. С. Пушкина, о чём позже написал в мемуарном очерке «В университете» (1887).

Учась в университете, И. А. Гончаров стал переводить французских писателей, печататься в московских журналах, писать стихотворения.

В 1834 году, окончив университет, И. А. Гончаров вернулся в родной Симбирск, а через год уехал в Петербург, где устроился переводчиком в Департамент внешней торговли Министерства финансов.

В 1847 году опубликован роман «Обыкновенная история», которыйВ. Г. Белинский высоко оценил за правдивое изображение жизни, художественное мастерство в обрисовке характеров и прекрасный язык. «Обыкновенная история» – вечная книга о молодости, вступающей в жизнь, о поэзии и самообмане первой любви и дружбы, о непрекращающейся борьбе реализма и романтизма в мире и душе человека» – таково мнениелитературоведа В. И. Сахарова.

Осенью 1852 года писатель И. А. Гончаров отправился в кругосветное плавание на русском военном корабле – фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции адмирала Е. В. Путятина. Экспедиция направлялась в Японию для установления торговых отношений. Путешествие длилось около двух лет.

Результатом плавания явилась большая книга путевых очерков «Фрегат «Паллада» (1858). Писатель отразил быт и нравы далёких народов, создал яркие зарисовки экзотической природы, сообщил ряд важных и интересных географических, исторических и этнографических сведений.

Вернувшись в Петербург, Гончаров продолжил государственную службу, был цензором, редактором одной из газет. Но, конечно, не успехами на службе прославился писатель.

Роман «Обломов» (1859)

Ещё в 1849 году И. А. Гончаров опубликовал отрывок будущего главного своего произведения – «Сон Обломова». Полностью роман был закончен в 1959 году и сразу привлёк внимание читателей.

Обломов презирает людей, занимающихся трудом и гордится тем, что ни разу, как живёт, не натянул сам чулок на ноги. 9-я глава «Сон Обломова» является центральной частью романа. Это предыстория жизни главного героя. Здесь Гончаров раскрывает обстоятельства, которые оказали влияние на характер Ильи Ильича в детстве и юности. Жизнь в деревне поражает своей сонливостью, безмолвием, бездеятельностью, сосредоточенностью на еде, бесхозяйственностью.

Другой герой романа «Обломов» – Андрей Штольц. Он воспитывался в иных условиях, нежели Илюша Обломов. Родители привили ему любовь к труду, музыке, литературе. Он рано стал незаменимым помощником отца. Неслучайно Штольц наполовину немец, приученный к деловитости, аккуратности и точности. Он сам пробивает себе дорогу в жизни. По характеру Штольц и Обломов – два совершенно противоположных персонажа. Обломов является представителем старого, отмирающего крепостнического строя, Штольц – энергичный, предприимчивый, трудолюбивый. В Штольце Гончаров видит героя нового времени.

Герой Гончарова породил ёмкое понятие «обломовщина». О её исключительной типичности рассуждает Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?»: «История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстаёт перед нами живой современный русский тип, в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесённое ясно и твёрдо. Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придаёт роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести».

Одновременно с работой над «Обломовым» автор вынашивает замысел ещё одного романа – «Обрыв»(1869), который вначале назывался «Художник». «Обрыв» вместе с «Обыкновенной историей» и «Обломовым» составил своеобразную трилогию, отражающую русскую действительность 40–70-х годов XIX века. В первом из них писатель изобразил ломку старых сентиментальных понятий, во втором – картину сна, застоя, в третьем – проблески пробужденья, борьбу старого и нового.

Последние годы жизни писатель посвятил созданию воспоминаний, небольших рассказов, литературно-критических статей, одна из которых «Мильон терзаний» – о пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Умер И. А. Гончаров от воспаления лёгких.

 

Иван Сергеевич Тургенев

(1818 – 1883)

 

И. С. Тургенев вошёл в русскую литературу как великолепный мастер слова, в совершенстве владеющий богатством русского языка, создающий изумительно точные картины русской природы и жизни русских людей.

Родился в Орле в дворянской семье 28 октября 1818 года. Детство будущего писателя прошло в имении матери Спасское-Лутовиново.

В имении хозяйничала Варвара Петровна, мать писателя, властная и деспотичная. Жизнь дворового для неё не стоила и гроша. Помещица могла за один непочтительный поклон отдать мужика в рекруты. А в это время в доме рос мальчик, который с детских лет всей душой воспротивился «барству дикому» и никогда не менял своих антикрепостнических убеждений.

И. С. Тургенев получил прекрасное образование. Уже в раннем детстве говорил и писал по-французски, по-немецки, по-английски; особое внимание в семье обращали на овладение русским языком.

В 1827 году Тургеневы переехали в Москву, чтобы дети продолжили образование. Будущий писатель обучался в частном пансионе в Москве, поступил в 15 лет в Московский университет, но через год перевёлся в Петербургский на словесное отделение философского факультета. Родители к тому времени уехали за границу, так как отец был серьёзно болен и нуждался в лечении.

Тургенев много времени посвящал изучению философии, даже хотел стать профессором философии. Поэтому после окончания Петербургского университета учился в Берлинском.

По окончании Берлинского университета писатель вернулся на Родину и в июне 1843 года поступил на службу в Министерство внутренних дел. Начальником Тургенева по службе был Владимир Иванович Даль – писатель и крупнейший знаток русского языка, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Служба Тургеневу совсем не нравилась, через полтора года он вышел в отставку.

В 1843 году писатель познакомился в Петербурге с французской певицей Полиной Виардо; встреча эта изменила его жизнь, далее он уже следовал за любимой женщиной, жил в основном в Париже и немецком курортном городе Баден-Баден рядом с ней и ее семьей, возвращаясь периодически на родину.

Первое крупное произведение Тургенева – поэма «Параша» была издана в 1843 году. Она получила блестящую оценку В. Г. Белинского. Вслед за «Парашей» Тургенев написал поэмы «Помещик» и «Разговор», повесть «Андрей Колосов», пьесы «Неосторожность» и «Безденежье». Писатель считал главным врагом России крепостное право.

«Записки охотника» (1852)

В 1852 году в «Современнике» отдельным изданием в двух томах вышли тургеневские «Записки охотника», в которых в полной мере проявились как художественный талант автора, так и антикрепостническая сущность его общественных взглядов.

Впервые в русской реалистической литературе в крестьянах были показаны чувства, которые считались свойственными только дворянам. Это и возвышенная любовь, глубокая религиозность, понимание природы и восторженное отношение к ней. Высокие душевные качества, чувство собственного достоинства, ум, любознательность, трудолюбие – вот те черты русского народа, которыми не устаёт любоваться и восхищаться писатель.

В «Записках охотника» опоэтизирована русская природа. Описание природы помогает читателю понять душевное состояние автора и его героев.

«Записки охотника» стали, по определению А. И. Герцена, «поэтически написанным обвинительным актом крепостничеству».

’’Книга «Записки охотника» содержит «решительное направление к уничтожению помещиков» ’’, писал в своём докладе царю министр народного просвещения. Книга встревожила правительство. По приказу Николая I цензор, пропустивший отдельное издание «Записок охотника», был отстранён от должности. Власти искали повод наказать Тургенева. Таким поводом стал некролог, написанный им в 1852 году в связи со смертью Н. В. Гоголя.

Тургенев был арестован, под арестом он написал повесть «Муму». Изображая старую барыню, писатель придал ей черты своей матери, а в основу рассказа положил реальный случай из её жизни.

После освобождения из-под ареста Тургенев был сослан в Спасское-Лутовиново. В период ссылки были созданы повести: «Два приятеля», «Переписка», «Затишье».

И. С. Тургенев к этому времени стал известным, узнаваемым писателем, но подлинное признание пришло к нему после появления романов. В развитие этого жанра писатель внёс много нового.

В романах Тургенева наряду с новым героем разрабатываются новые темы: революции, поиска смысла жизни, судеб «дворянских гнёзд» и народа. Осмысляются и «вечные темы»: взаимоотношения «отцов» и «детей», любви и дружбы, выбора жизненного пути, становления личности, поиска счастья и т. д.

Тургенев пытался не только показать «новых людей», но и проследить процесс формирования их мировоззрения, нравственных позиций, проанализировать поведение.

Роман «Рудин» (1855)посвящён передовой дворянской интеллигенции конца 1830-х – начала 1840-х годов.

Повесть «Ася» (1858), как и роман «Рудин», достаточно чётко даёт понять, что роль дворянской интеллигенции в обществе перестала быть ведущей. Тургенев развивает тему трагической любви.

В основу другой повести «Первая любовь» (1860) положен факт из жизни Тургенева. Автор рисует случайное знакомство состоятельной, внешне благополучной семьи с молодой независимой, смелой девушкой – княжной Зинаидой, живущей трудно и неустроенно. Тургенев поэтизирует прекрасное чувство юноши, мучительную страсть отца и единственную роковую любовь Зинаиды.

В 1859 г. опубликован роман «Дворянское гнездо», в котором Тургенев воспел всё лучшее, что он видел в передовых представителях дворянской интеллигенции.

Следующий роман «Накануне» (1860).Прототипом главного героя Инсарова послужил молодой болгарин Катранов, который учился в России. И. С. Тургенев не разделял идеи и планы революционеров, но это не мешало ему положительно оценивать их патриотические побуждения.

Н. А. Добролюбов отметил актуальность романа «Накануне» в статье «Когда же придёт настоящий день?». Критик разъяснил, что же должно последовать в тот день, кануном которого является время, описанное в романе. Этим днём должен стать день революции, когда русские Инсаровы освободят Россию от угнетателей русского народа. Этот день должен наступить очень скоро, его с нетерпением ждёт вся Россия.

В 1962 году был опубликован роман «Отцы и дети».

В конце жизни Тургенев много думал о тайнах бытия и смерти, и мысли эти были печальны, полны воспоминаний, переживаний и тревог немолодого, одинокого и уже смертельно больного человека, живущего на чужбине в чужом доме и чужой семье. Он жил в Париже, общался с видными французскими литераторами, и прежде всего с замечательным стилистом Гюставом Флобером, очень хорошо знал все книжные новинки и модные направления. И потому в своих исканиях обратил внимание на стихотворения в прозе Шарля Бодлера и других поэтов наступающей эпохи декаданса (то есть упадка), как критически называли эту школу предшественников символизма.

Именно там возник жанр небольшого стихотворения в прозе, среднего между басней, элегией и лирическим фрагментом, почти лишенного сюжета и выражавшего не только мысль поэта, но в гораздо большей степени его настроение.

Свои стихотворения в прозе Тургенев назвал «Senilia», то есть «Старческое». Действительно, они написаны старым, страдающим человеком, однако они полны такой поэзии и жизни, которые трудно отыскать у молодых литераторов.

Идейный и творческий кризис художника нашёл отражение в его рассказах, повестях и двух последних романах: «Дым» (1967) и «Новь» (1877).

Завершается литературная деятельность Тургенева циклом лирических миниатюр «Стихотворения в прозе» и знаменитой речью о Пушкине, вдохновенным словом художника о художнике.

В январе 1882 года Иван Сергеевич Тургенев тяжело заболел. Диагноз не оставлял никакой надежды – рак спинного мозга. Тургенева похоронили согласно завещанию в Петербурге на Волковом кладбище рядом с могилой В. Г. Белинского.

Роман «Отцы и дети» (1862)

Осенью 1860 года Тургенев начал работу над новым романом, главным героем которого должен был стать «русский Инсаров». Роман не был ещё завершён, когда вышел царский манифест об отмене крепостного права, но писатель убедился, что крестьяне вновь обмануты. Появилась только видимость свободы. Он закончил роман «Отцы и дети» в июле 1961 года, опубликовав его в 1862 году.

Главная тема романа – изображение идейной борьбы между либеральным дворянством и революционной демократией в канун отмены крепостного права. За конфликтом между старшими Кирсановыми и Базаровым кроется конфликт двух поколений и разных сословий.

Братья Кирсановы – лучшие из дворян, но тем яснее видны их несостоятельность, вялость, слабость. Плохие сельские хозяева, они быстро убеждаются, что без неусыпного жесткого контроля и еще более беспощадных взысканий с русским мужиком никакую «ферму» построить нельзя: крестьяне пьянствуют и устраивают пожары, воруют лес, дерутся друг с другом, портят дорогие машины, калечат племенной скот, разоряют барские поля. Любые попытки улучшить их жизнь, лечить, просвещать, строить новые дома и сельские школы наталкиваются на недоверие и недоброжелательность.

К тому же единственный наследник рода, сын Николая Петровича, Аркадий, увлекся в университете передовыми идеями модного нигилизма, сошелся с революционно настроенными разночинцами, составлявшими половину русского студенчества. Их и представляет его друг Евгений Васильевич Базаров, окончивший медицинский факультет университета и заехавший погостить в имение Кирсановых. Увидев и услышав его, братья изумленно и горестно воскликнули: «Вот они - наши наследники!» Они поняли: пришел разрушитель дворянского гнезда, которого им не остановить.

Тургенев назвал Базарова нигилистом. Кто это такой? Аркадий объясняет: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип». Но это объяснение не раскрывает общественно-политического значения людей, подобных Базарову. Сам Тургенев позднее писал: «Если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Итак, Тургенев пытался изобразить Базарова революционером и сделал это с наибольшей доброжелательностью, на какую был способен.

Что же отрицает Базаров? Он отрицает существующий строй, все его порядки и учреждения. Но вместе с существующим строем Базаров отрицает и искусство, и природу, и любовь. Его не интересует красота природы, он рассматривает её только с практической точки зрения: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». К человеку Базаров относится как к биологическому организму: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезёнка. Сердце, лёгкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других».

На балу у губернатора Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову, чья красота, благородство, изящество привлекли его внимание. Базаров отрицал любовь, но полюбил Одинцову, поддался «романтизму», «рассыропился», по его выражению. Неразделённая любовь заставляет его глубоко страдать. Он хочет, но не может освободиться от своего чувства до последней минуты жизни.

Как и многие другие герои И. С. Тургенева, главный герой романа «Отцы и дети» в финале погибает. Тургенев ставит Базарова в сложную ситуацию: он знает, что умрёт. Но приближение смерти не озлобило Базарова, наоборот, он пытается утешить родителей, не показывает своих физических и душевных страданий.

 

Николай Гаврилович Чернышевский

(1828–1889)

Николай Гаврилович Чернышевский, будущий революционер, писатель, журналист, родился в Саратове в семье священника.

Сначала Чернышевский пошёл по пути отца и стал учиться в духовном училище, потом три года в духовной семинарии (1842 – 1845), где изучил девять древних и новых языков. Всех поражали его фантастическая работоспособность, любовь к самообразованию, прилежание к наукам. Однако для молодого человека семинарское образование не стало дорогой к Богу и Церкви, и со временем он отказался от религии.

В 1846 году по решению семьи он уволился из семинарии и уехал с матерью в Петербург, где сдал экзамены и был принят на словесное отделение философского факультета университета. Здесь он учился с 1846 по 1850 год.

Французская революция 1848 года потрясла русское общество и усилила интерес к политике. Чернышевский стал изучать труды знаменитых французских историков и философов (Жан Мишле, Сен-Симон, Шарль Фурье). Ему показались абсолютно реальными их мечты об обществе, в котором исчезнет неравенство, не будет частной собственности и все будут радостно сообща трудиться на благо человечества. У английского философа И. Бентама он позаимствовал теорию «разумного эгоизма»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.107 с.)