Ссылка на юг и в Михайловское (1820–1826) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ссылка на юг и в Михайловское (1820–1826)



Лицей и Петербург (1811–1820)

Учёба в Царскосельском лицее (1811–1817), основанном императором Александром I, принесла А. С. Пушкину нечто большее, чем просто образование: первые замеченные авторитетными лицами стихи, первую любовь, друзей на всю жизнь (А. Дельвига, В. Кюхельбекера, И. Пущина).

Здесь проявился поэтический талант А. С. Пушкина. Он пробует себя в разных жанрах и формах, подражает античным, французским и русским авторам. К моменту окончания лицея Пушкин уже твёрдо знает, что в жизни для него нет другого поприща, кроме поэзии.

После окончания лицея поэт поселился в Петербурге, окунулся с головой в водоворот столичной жизни. Вершиной его творчества той поры стала поэма «Руслан и Людмила» (1820).

Лирика этого периода получила название вольнолюбивой: «К Чаадаеву», «Деревня», ода «Вольность». Петербургские стихи А. С. Пушкина создали ему славу самого смелого человека, но вызвали гнев императора, и поэта отправили в ссылку на юг России.

Ссылка на юг и в Михайловское (1820–1826)

1820–1824 – южная ссылка Пушкина. Он провёл эти годы на Кавказе, в Крыму, Кишинёве и Одессе. Хотя поэт чувствовал себя изгнанником, пребывание на юге было плодотворным периодом в его творческой биографии: за три с половиной года он написал более 100 стихотворений, четыре поэмы, начал работу над романом «Евгений Онегин».

Положение ссыльного, отвергнутого родиной скитальца, экзотика южной природы (море, горы, степи), знакомство с местным населением (цыганами, горцами, татарами), их обычаями, легендами – всё это отразилось в цикле «южных» романтических поэм Пушкина: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», герои которых – яркие личности, не находящие себе места и счастья среди людей, бросающие вызов существующему порядку вещей и поэтому обречённые на вечное одиночество и гибель.

В произведениях А. С. Пушкина этого периода отчётливо прослеживается влияние Байрона, которого А. С. Пушкин считал величайшим поэтом современности.

Байроновские мотивы тоски, стремления к недостижимому идеалу и разочарованности звучат в стихотворении «Погасло дневное светило…» (1820). Это первое стихотворение, написанное в южной ссылке, в нём поэт осмысливает своё положение, примеряет на себя роль романтического героя-скитальца.

Мотив воспоминаний об утраченном звучит и в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда…» (1820).

В стихотворении «Свободы сеятель пустынный…» (1823) лирический герой – поэт, непонятый скиталец, которого никто не слушает. Эпиграф стихотворения «Изыде сеятель сеяти семена своя» взят из Евангелия от Матфея. Этими словами Иисус начинает рассказывать ученикам притчу о сеятеле, аллегорический смысл которой можно трактовать как вопрос о воздействии слова на умы и сердца людей. Смысл этого стихотворения Пушкина напрямую связан с поисками ответа на вопрос о месте и назначении поэта, его отношениях с миром.

В 1824 г. А. С. Пушкин – одна из самых заметных фигур в русской литературе, он находится в зените славы и понимает, что его место в Петербурге, а не в Одессе в качестве мелкого чиновника. Пушкин пишет прошение об отставке, которое было удовлетворено, но за отставкой последовала новая ссылка – в родовое имение Михайловское, расположенное в Псковской губернии, отдалённое от столиц и той жизни, к которой поэт стремился.

А. С. Пушкин приехал в Михайловское в августе 1824 г. Позже он назовёт Михайловское «приютом спокойствия, трудов и вдохновения». Здесь им были написаны: трагедия «Борис Годунов», главы «Евгения Онегина», «Граф Нулин», множество стихотворений.

«Борис Годунов» (1825) – это первая русская историческая драма, в которой Пушкин осмыслил один из переломных для России моментов. Произведение основано на реальных исторических фактах: сюжетом драмы послужили события Смутного времени в России, а действующими лицами стали подлинные исторические фигуры.

«Подражание Корану» (1824) – цикл стихотворений, в котором автор через сюжеты и образы священной мусульманской книги выразил мысли и настроения, вызванные принудительным пребыванием в Михайловском.

Новое звучание в этот период обретает любовная лирика поэта. Лирический герой стихотворений «Сожжённое письмо», «Храни меня, мой талисман…», «К***» («Я помню чудное мгновенье…») – человек, знающий цену «чудным мгновениям», понимающий, что попытка удержать «мимолётное виденье» напрасна, но воспоминания о чуде вечно живут в его душе.

В одиночестве встретил Пушкин 19 октября – день основания Царскосельского лицея. В стихотворении «19 октября» (1825) сливается воедино целая гамма чувств: и грусть, и нежность, и гордость за друзей, и благодарность наставникам.

В сентябре 1826 г. поэта доставили в Москву по требованию вступившего на престол императора Николая I. После разговора с императором А. С. Пушкин получил разрешение жить в столицах.

 

Петербург и Болдино (1826 – 1831)

По дороге в Москву, ещё не зная, что его ждёт – арест, ссылка или царская милость, А. С. Пушкин создал стихотворение «Пророк» (1826), в котором определил для себя роль поэта:

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Поэзия – дар свыше, ему дарована великая миссия, а значит, он должен служить народу. Эта же мысль звучит в стихотворениях «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830).

В 1830 г. Пушкин закончил работу над романом «Евгений Онегин». Произведение, начатое ещё во время южной ссылки, создавалось семь лет.

Поэта по-прежнему увлекает история России. В 1827 г. он начал писать исторический роман «Арап Петра Великого», создавая образы Петра I, его сподвижников, и в первую очередь своего предка – Абрама Ганнибала. Образ Петра I стал центральным в поэме «Полтава» (1828).

Осенью 1830 г. А. С. Пушкин отправился в нижегородское имение отца Болдино. Поездка затянулась на три месяца из-за холерного карантина, объявленного в Москве. Поэт снова стал пленником обстоятельств. Эти три месяца получили название «болдинская осень» и стали одним из самых плодотворных периодов в творческой биографии А. С. Пушкина. Он создал около 30-ти стихотворений, цикл «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина».

Драматический цикл «Маленькие трагедии» А. С. Пушкин написал за две недели, все они – переработки уже известных произведений. Поэт обращается к вечным темам и героям мировой литературы: «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы». Название «Маленькие трагедии» – по сути своей оксюморон (с греч. – «остроумная глупость») – сочетание несочетаемого. Жанр трагедии по классическим канонам предполагает обращение к крупному, эпохальному событию, героический пафос, общественно значимую проблематику. В пушкинских трагедиях этого нет, зато есть утверждение общечеловеческих ценностей, «вечные» вопросы. Алчность, цинизм, зависть, сладострастие, страх – «мелкие» чувства, но их разрушающая сила такова, что приводит к истинно трагическим последствиям.

 

Роман «Обломов» (1859)

Ещё в 1849 году И. А. Гончаров опубликовал отрывок будущего главного своего произведения – «Сон Обломова». Полностью роман был закончен в 1959 году и сразу привлёк внимание читателей.

Обломов презирает людей, занимающихся трудом и гордится тем, что ни разу, как живёт, не натянул сам чулок на ноги. 9-я глава «Сон Обломова» является центральной частью романа. Это предыстория жизни главного героя. Здесь Гончаров раскрывает обстоятельства, которые оказали влияние на характер Ильи Ильича в детстве и юности. Жизнь в деревне поражает своей сонливостью, безмолвием, бездеятельностью, сосредоточенностью на еде, бесхозяйственностью.

Другой герой романа «Обломов» – Андрей Штольц. Он воспитывался в иных условиях, нежели Илюша Обломов. Родители привили ему любовь к труду, музыке, литературе. Он рано стал незаменимым помощником отца. Неслучайно Штольц наполовину немец, приученный к деловитости, аккуратности и точности. Он сам пробивает себе дорогу в жизни. По характеру Штольц и Обломов – два совершенно противоположных персонажа. Обломов является представителем старого, отмирающего крепостнического строя, Штольц – энергичный, предприимчивый, трудолюбивый. В Штольце Гончаров видит героя нового времени.

Герой Гончарова породил ёмкое понятие «обломовщина». О её исключительной типичности рассуждает Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?»: «История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстаёт перед нами живой современный русский тип, в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесённое ясно и твёрдо. Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придаёт роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести».

Одновременно с работой над «Обломовым» автор вынашивает замысел ещё одного романа – «Обрыв»(1869), который вначале назывался «Художник». «Обрыв» вместе с «Обыкновенной историей» и «Обломовым» составил своеобразную трилогию, отражающую русскую действительность 40–70-х годов XIX века. В первом из них писатель изобразил ломку старых сентиментальных понятий, во втором – картину сна, застоя, в третьем – проблески пробужденья, борьбу старого и нового.

Последние годы жизни писатель посвятил созданию воспоминаний, небольших рассказов, литературно-критических статей, одна из которых «Мильон терзаний» – о пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Умер И. А. Гончаров от воспаления лёгких.

 

Иван Сергеевич Тургенев

(1818 – 1883)

 

И. С. Тургенев вошёл в русскую литературу как великолепный мастер слова, в совершенстве владеющий богатством русского языка, создающий изумительно точные картины русской природы и жизни русских людей.

Родился в Орле в дворянской семье 28 октября 1818 года. Детство будущего писателя прошло в имении матери Спасское-Лутовиново.

В имении хозяйничала Варвара Петровна, мать писателя, властная и деспотичная. Жизнь дворового для неё не стоила и гроша. Помещица могла за один непочтительный поклон отдать мужика в рекруты. А в это время в доме рос мальчик, который с детских лет всей душой воспротивился «барству дикому» и никогда не менял своих антикрепостнических убеждений.

И. С. Тургенев получил прекрасное образование. Уже в раннем детстве говорил и писал по-французски, по-немецки, по-английски; особое внимание в семье обращали на овладение русским языком.

В 1827 году Тургеневы переехали в Москву, чтобы дети продолжили образование. Будущий писатель обучался в частном пансионе в Москве, поступил в 15 лет в Московский университет, но через год перевёлся в Петербургский на словесное отделение философского факультета. Родители к тому времени уехали за границу, так как отец был серьёзно болен и нуждался в лечении.

Тургенев много времени посвящал изучению философии, даже хотел стать профессором философии. Поэтому после окончания Петербургского университета учился в Берлинском.

По окончании Берлинского университета писатель вернулся на Родину и в июне 1843 года поступил на службу в Министерство внутренних дел. Начальником Тургенева по службе был Владимир Иванович Даль – писатель и крупнейший знаток русского языка, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Служба Тургеневу совсем не нравилась, через полтора года он вышел в отставку.

В 1843 году писатель познакомился в Петербурге с французской певицей Полиной Виардо; встреча эта изменила его жизнь, далее он уже следовал за любимой женщиной, жил в основном в Париже и немецком курортном городе Баден-Баден рядом с ней и ее семьей, возвращаясь периодически на родину.

Первое крупное произведение Тургенева – поэма «Параша» была издана в 1843 году. Она получила блестящую оценку В. Г. Белинского. Вслед за «Парашей» Тургенев написал поэмы «Помещик» и «Разговор», повесть «Андрей Колосов», пьесы «Неосторожность» и «Безденежье». Писатель считал главным врагом России крепостное право.

«Записки охотника» (1852)

В 1852 году в «Современнике» отдельным изданием в двух томах вышли тургеневские «Записки охотника», в которых в полной мере проявились как художественный талант автора, так и антикрепостническая сущность его общественных взглядов.

Впервые в русской реалистической литературе в крестьянах были показаны чувства, которые считались свойственными только дворянам. Это и возвышенная любовь, глубокая религиозность, понимание природы и восторженное отношение к ней. Высокие душевные качества, чувство собственного достоинства, ум, любознательность, трудолюбие – вот те черты русского народа, которыми не устаёт любоваться и восхищаться писатель.

В «Записках охотника» опоэтизирована русская природа. Описание природы помогает читателю понять душевное состояние автора и его героев.

«Записки охотника» стали, по определению А. И. Герцена, «поэтически написанным обвинительным актом крепостничеству».

’’Книга «Записки охотника» содержит «решительное направление к уничтожению помещиков» ’’, писал в своём докладе царю министр народного просвещения. Книга встревожила правительство. По приказу Николая I цензор, пропустивший отдельное издание «Записок охотника», был отстранён от должности. Власти искали повод наказать Тургенева. Таким поводом стал некролог, написанный им в 1852 году в связи со смертью Н. В. Гоголя.

Тургенев был арестован, под арестом он написал повесть «Муму». Изображая старую барыню, писатель придал ей черты своей матери, а в основу рассказа положил реальный случай из её жизни.

После освобождения из-под ареста Тургенев был сослан в Спасское-Лутовиново. В период ссылки были созданы повести: «Два приятеля», «Переписка», «Затишье».

И. С. Тургенев к этому времени стал известным, узнаваемым писателем, но подлинное признание пришло к нему после появления романов. В развитие этого жанра писатель внёс много нового.

В романах Тургенева наряду с новым героем разрабатываются новые темы: революции, поиска смысла жизни, судеб «дворянских гнёзд» и народа. Осмысляются и «вечные темы»: взаимоотношения «отцов» и «детей», любви и дружбы, выбора жизненного пути, становления личности, поиска счастья и т. д.

Тургенев пытался не только показать «новых людей», но и проследить процесс формирования их мировоззрения, нравственных позиций, проанализировать поведение.

Роман «Рудин» (1855)посвящён передовой дворянской интеллигенции конца 1830-х – начала 1840-х годов.

Повесть «Ася» (1858), как и роман «Рудин», достаточно чётко даёт понять, что роль дворянской интеллигенции в обществе перестала быть ведущей. Тургенев развивает тему трагической любви.

В основу другой повести «Первая любовь» (1860) положен факт из жизни Тургенева. Автор рисует случайное знакомство состоятельной, внешне благополучной семьи с молодой независимой, смелой девушкой – княжной Зинаидой, живущей трудно и неустроенно. Тургенев поэтизирует прекрасное чувство юноши, мучительную страсть отца и единственную роковую любовь Зинаиды.

В 1859 г. опубликован роман «Дворянское гнездо», в котором Тургенев воспел всё лучшее, что он видел в передовых представителях дворянской интеллигенции.

Следующий роман «Накануне» (1860).Прототипом главного героя Инсарова послужил молодой болгарин Катранов, который учился в России. И. С. Тургенев не разделял идеи и планы революционеров, но это не мешало ему положительно оценивать их патриотические побуждения.

Н. А. Добролюбов отметил актуальность романа «Накануне» в статье «Когда же придёт настоящий день?». Критик разъяснил, что же должно последовать в тот день, кануном которого является время, описанное в романе. Этим днём должен стать день революции, когда русские Инсаровы освободят Россию от угнетателей русского народа. Этот день должен наступить очень скоро, его с нетерпением ждёт вся Россия.

В 1962 году был опубликован роман «Отцы и дети».

В конце жизни Тургенев много думал о тайнах бытия и смерти, и мысли эти были печальны, полны воспоминаний, переживаний и тревог немолодого, одинокого и уже смертельно больного человека, живущего на чужбине в чужом доме и чужой семье. Он жил в Париже, общался с видными французскими литераторами, и прежде всего с замечательным стилистом Гюставом Флобером, очень хорошо знал все книжные новинки и модные направления. И потому в своих исканиях обратил внимание на стихотворения в прозе Шарля Бодлера и других поэтов наступающей эпохи декаданса (то есть упадка), как критически называли эту школу предшественников символизма.

Именно там возник жанр небольшого стихотворения в прозе, среднего между басней, элегией и лирическим фрагментом, почти лишенного сюжета и выражавшего не только мысль поэта, но в гораздо большей степени его настроение.

Свои стихотворения в прозе Тургенев назвал «Senilia», то есть «Старческое». Действительно, они написаны старым, страдающим человеком, однако они полны такой поэзии и жизни, которые трудно отыскать у молодых литераторов.

Идейный и творческий кризис художника нашёл отражение в его рассказах, повестях и двух последних романах: «Дым» (1967) и «Новь» (1877).

Завершается литературная деятельность Тургенева циклом лирических миниатюр «Стихотворения в прозе» и знаменитой речью о Пушкине, вдохновенным словом художника о художнике.

В январе 1882 года Иван Сергеевич Тургенев тяжело заболел. Диагноз не оставлял никакой надежды – рак спинного мозга. Тургенева похоронили согласно завещанию в Петербурге на Волковом кладбище рядом с могилой В. Г. Белинского.

Роман «Отцы и дети» (1862)

Осенью 1860 года Тургенев начал работу над новым романом, главным героем которого должен был стать «русский Инсаров». Роман не был ещё завершён, когда вышел царский манифест об отмене крепостного права, но писатель убедился, что крестьяне вновь обмануты. Появилась только видимость свободы. Он закончил роман «Отцы и дети» в июле 1961 года, опубликовав его в 1862 году.

Главная тема романа – изображение идейной борьбы между либеральным дворянством и революционной демократией в канун отмены крепостного права. За конфликтом между старшими Кирсановыми и Базаровым кроется конфликт двух поколений и разных сословий.

Братья Кирсановы – лучшие из дворян, но тем яснее видны их несостоятельность, вялость, слабость. Плохие сельские хозяева, они быстро убеждаются, что без неусыпного жесткого контроля и еще более беспощадных взысканий с русским мужиком никакую «ферму» построить нельзя: крестьяне пьянствуют и устраивают пожары, воруют лес, дерутся друг с другом, портят дорогие машины, калечат племенной скот, разоряют барские поля. Любые попытки улучшить их жизнь, лечить, просвещать, строить новые дома и сельские школы наталкиваются на недоверие и недоброжелательность.

К тому же единственный наследник рода, сын Николая Петровича, Аркадий, увлекся в университете передовыми идеями модного нигилизма, сошелся с революционно настроенными разночинцами, составлявшими половину русского студенчества. Их и представляет его друг Евгений Васильевич Базаров, окончивший медицинский факультет университета и заехавший погостить в имение Кирсановых. Увидев и услышав его, братья изумленно и горестно воскликнули: «Вот они - наши наследники!» Они поняли: пришел разрушитель дворянского гнезда, которого им не остановить.

Тургенев назвал Базарова нигилистом. Кто это такой? Аркадий объясняет: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип». Но это объяснение не раскрывает общественно-политического значения людей, подобных Базарову. Сам Тургенев позднее писал: «Если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Итак, Тургенев пытался изобразить Базарова революционером и сделал это с наибольшей доброжелательностью, на какую был способен.

Что же отрицает Базаров? Он отрицает существующий строй, все его порядки и учреждения. Но вместе с существующим строем Базаров отрицает и искусство, и природу, и любовь. Его не интересует красота природы, он рассматривает её только с практической точки зрения: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». К человеку Базаров относится как к биологическому организму: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезёнка. Сердце, лёгкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других».

На балу у губернатора Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову, чья красота, благородство, изящество привлекли его внимание. Базаров отрицал любовь, но полюбил Одинцову, поддался «романтизму», «рассыропился», по его выражению. Неразделённая любовь заставляет его глубоко страдать. Он хочет, но не может освободиться от своего чувства до последней минуты жизни.

Как и многие другие герои И. С. Тургенева, главный герой романа «Отцы и дети» в финале погибает. Тургенев ставит Базарова в сложную ситуацию: он знает, что умрёт. Но приближение смерти не озлобило Базарова, наоборот, он пытается утешить родителей, не показывает своих физических и душевных страданий.

 

Николай Гаврилович Чернышевский

(1828–1889)

Николай Гаврилович Чернышевский, будущий революционер, писатель, журналист, родился в Саратове в семье священника.

Сначала Чернышевский пошёл по пути отца и стал учиться в духовном училище, потом три года в духовной семинарии (1842 – 1845), где изучил девять древних и новых языков. Всех поражали его фантастическая работоспособность, любовь к самообразованию, прилежание к наукам. Однако для молодого человека семинарское образование не стало дорогой к Богу и Церкви, и со временем он отказался от религии.

В 1846 году по решению семьи он уволился из семинарии и уехал с матерью в Петербург, где сдал экзамены и был принят на словесное отделение философского факультета университета. Здесь он учился с 1846 по 1850 год.

Французская революция 1848 года потрясла русское общество и усилила интерес к политике. Чернышевский стал изучать труды знаменитых французских историков и философов (Жан Мишле, Сен-Симон, Шарль Фурье). Ему показались абсолютно реальными их мечты об обществе, в котором исчезнет неравенство, не будет частной собственности и все будут радостно сообща трудиться на благо человечества. У английского философа И. Бентама он позаимствовал теорию «разумного эгоизма», которой руководствуются персонажи романа «Что делать?».

Следующие четыре года (1851–1853) Николай Гаврилович провёл в родном Саратове, служил учителем словесности в гимназии, в это время он женился на Ольге Васильевой. Их брак стал своеобразным полигоном для испытания новых идей. «По моим понятиям, – писал Чернышевский, – женщина занимает недостойное место в семействе… Женщина должна быть равной мужчине». Провозглашение равенства супругов в браке – идея для того времени поистине революционная. Считая, что женщине надо предоставить максимальную свободу и что он не может рассматривать супругу как свою собственность, Николай Гаврилович в своей семейной жизни этим и руководствовался. Этот опыт, безусловно, отразился и в романе «Что делать?».

В мае 1853 года Чернышевский переехал из Саратова в Петербург, где сначала служил учителем в кадетском корпусе. В 1855 году защитил диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». По его мнению, описание горькой жизни бедного крестьянина куда прекраснее чудесных любовных стихов, так как оно приносит людям пользу. Эти же мысли Чернышевский развил в «Очерках гоголевского периода русской литературы», которые были опубликованы в 1855 году в журнале «Современник».

В журнале «Современник» началась карьера Чернышевского в качестве публициста. Он очень много печатался, пользуясь любым поводом, для того чтобы высказать свои взгляды. Он считал, что крестьяне должны получить свободу. Открыто обсуждать подобные вопросы на страницах «Современника» было невозможно, Чернышевский использовал множество хитроумных способов, чтобы обмануть цензуру. Благодаря этой смелой игре с властями журнал «Современник» в целом и Чернышевский в частности стали кумирами революционно настроенной молодёжи.

Начало 1860-х годов – время возникновения многочисленных революционных кружков, объединившихся вокруг тайного общества «Земля и воля», куда входил и Чернышевский.

В 1862 году издание «Современника», как распространителя революционных идей, было приостановлено, Чернышевский был арестован и помещён в Петропавловскую крепость, где провёл восемь месяцев. Здесь за четыре месяца он написал свою главную книгу – роман «Что делать?», который был опубликован в журнале «Современник».

Чернышевского осудили на семь лет каторжных работ в рудниках и затем на пожизненное поселение в Сибири. В Сибири он пытался продолжить свою литературную деятельность, хотя ему было запрещено писать. Много переводил, писал и часто уничтожал написанное.

В 1970-е годы Н. Г. Чернышевский написал роман «Пролог», посвящённый жизни революционеров в конце 1850-х годов, непосредственно перед началом реформ. Здесь под вымышленными именами были выведены реальные люди той эпохи. в том числе и сам Чернышевский. «Пролог» был опубликован в 1877 году в Лондоне.

В 1883 году Чернышевский наконец получил разрешение поселиться в европейской части России – в Астрахани – под надзором полиции. К этому времени он уже был пожилым и больным человеком: суровый климат Сибири пагубно сказался на его здоровье. В 1889 году ему позволили переехать в родной Саратов, где он вскоре умер.

Николай Семёнович Лесков

(1831 – 1895)

 

Николай Семенович Лесков родился в Орловской губернии 4 февраля 1831 года. Отец его был заседателем Орловской уголовной палаты, надворным советником, дворянином по выслуге (получил титул дворянина службою).

Детские годы Н. С. Лесков провёл в Орловской губернии, в деревне. Мальчик находился под сильным религиозным влиянием бабушки и матери, дружил с крестьянскими детьми, узнавал «простонародный быт».

В 1841–1846 годах он учился в Орловской гимназии. Много читал, но дважды не сдал выпускные экзамены за третий класс и прекратил учёбу.

Потом Лесков работал писцом в уголовном суде. Круг его общения был разнообразен: писатели, фольклористы, этнографы. Лесков изучал философию, историю, религию.

В 1857 году устроился агентом в торговую компанию в Пензе и начал разъезжать по разным городам. «Учился не в школе, а на барках… – говорил он, вспоминая то время, – …изъездил Россию в самых разнообразных направлениях, и это дало большое обилие впечатлений и запас бытовых сведений».

Литературную деятельность начал как публицист, с 1850 годаписал статьи («О найме рабочих людей», «Свободные браки в России», «О рабочем классе»). В них он поднимал социально-политические вопросы: обличал взяточничество, застарелые нравы.

В 1862 году появились первые художественные произведения Н. С. Лескова – рассказы о русском народе «Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе». В романах «Некуда» (1864), «Обойдённые» (1865), «На ножах» (1872) прослеживаются ярко выраженные антинигилистические мотивы. Лесков выступал категорически против «внедрения» чуждых идеалов в русскую культуру, отрицательно относился к нигилистам, которые отрицают традиционные этические нормы русского общества (брак, родительскую любовь, семейные отношения). По мнению писателя, путь общественного переустройства должен быть иным – через реформы.

Лесков создаёт цикл повестей о русских женщинах: «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866), «Расточитель» (1866). Писателя интересовали характеры сложные, противоречивые. Так, в повести «Леди Макбет Мценского уезда» Лесков изобразил жестокие нравы купечества, описав жизнь и преступную страсть купеческой жены Екатерины Львовны Измайловой. В основу сюжета повести положена подлинная история.

Другая тема в творчестве Лескова – праведники (повесть «Овцебык» (1862), рассказ «Однодум» (1879)). С христианской верой писатель связывает нормы жизни, национальное сознание и национальный русский характер. Своих праведников Лесков находил в самых разных слоях русского общества: среди духовенства, чиновничества, мещанства. Концепция Лескова базируется на глубокой христианской вере. Праведник живёт в миру, его отношения с людьми строятся на любви, всепрощении и милосердии. Праведник Н. С. Лескова деятелен и добр, скромен, в глазах обывателей он смешон, для окружающих он блаженный, юродивый*.

__________________________

*Юродивый – 1) в православии: обладающий даром прорицания святой подвижник, отвергший все мирские ценности, житейскую мудрость и избравший для себя особый подвиг – бесприютное нищенство; 2) чудаковатый человек.

Юродство в толковании Н. С. Лескова часто выступает как одно из проявлений святости. Подобно Л. Н. Толстому, он разделял народное представление о юродивых как о Божьих людях.

В произведениях Н. С. Лескова 1870-х годов (роман «Соборяне», повести «Запечатлённый ангел», «Очарованный странник»), по мнению М. Горького, раскрылся его талант «неутомимого охотника за своеобразным, оригинальным человеком».

«Очарованный странник» (1873)

Сначала Лесков назвал свою повесть «Русский Телемак». Телемак – один из героев античной поэмы «Одиссея», сын Одиссея, который, повзрослев, отправился в странствие на поиски отца. Очевидно, автор предполагал, что им создана российская «Одиссея» – книга о странствиях человека из народа.

Для своей повести Лесков избрал форму сказа, т. е. устной исповеди народного героя. В повести 20 глав. Первая глава – это своеобразный пролог, где автор представляет главного героя повести – бывшего крепостного крестьянина Ивана Северьяныча Флягина. Далее следует рассказ Флягина – человека, много испытавшего на своём веку.

Период 1877–1884 годов был у Лескова очень плодотворным. В различных изданиях печатались его рассказы: «Некрещёный поп», «Мелочи архиерейской жизни», «Однодум», «Кадетский монастырь», «Христос в гостях у мужика», «Привидение в Инженерном замке», «Заметки неизвестного», «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» и др.

В основу «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе» была положена присказка, как «англичане из стали блоху делали, а наши туляки её подковали, да им назад отослали». В рассказе рассматривается проблема одарённости русского человека.

Произведения Лескова разнообразны по жанру: биография, философская повесть, притча, анекдот, хроника. Удивительная повествовательная манера Лескова – сказ. Его творчество обнаруживает близость к фольклору. При первой публикации произведение «Левша» имело подзаголовок «Цеховая легенда» – это и есть прямое указание на фольклор: легенда была сложена народом.

Раскрывая нравственные качества личности, Лесков, по словам Горького, создал «для России иконостас её святых и праведников», но он не идеализировал русского человека, скорее, раскрывал сложность и противоречивость его характера.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

(1826 – 1889)

 

Михаил Евграфович Салтыков вошёл в историю русской литературы под псевдонимом Щедрин. Щедрин сосредоточил свою сатиру на обличении пороков современного ему общества. Его по праву считают последователем Н. В. Гоголя.

15 января 1826 г. родился Салтыков в Тверской губернии в селе Спас-Угол. Родителеи его были богатыми помещиками.

В захолустье, где вырос писатель, крепостное право проявлялось в самых диких и жестоких формах. Эксплуатация крестьян сочеталась с произволом, насилием, издевательствами не только над крепостными слугами, но и над членами семьи. «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга; я слышал вопли, которые раздирали сердце», – вспоминал о своём детстве Салтыков-Щедрин. Обстановка в семье была непростой, все заботы матери были направлены на увеличение богатства. Всё это Салтыков-Щедрин описал в романе «Господа Головлёвы».

Салтыков получил начальное образование дома. В 10 лет поступил в третий класс Московского дворянского института. Через два года, в 1938 году, в числе лучших воспитанников института был переведён в Царскосельский лицей.

1944 г. – окончил Царскосельский лицей, поступил на службу в Канцелярию военного министерства, посещает «пятницы Петрашевского». К этому времени относятся его первые литературные опыты.

1847 г. – повесть «Противоречия».

1848 г. – повесть «Запутанное дело».

В этих повестях проведена мысль о необходимости преобразования общественного строя. За них Щедрина по распоряжению царя сослали на 8 лет в Вятку.

В ноябре 1855 года по «высочайшему повелению» нового царя, Александра II, писатель получил разрешение «проживать и служить, где пожелает». М. Е. Салтыков вернулся в Петербург.

1857 г. – публикует «Губернские очерки», принесшие ему известность, под псевдонимом Н. Щедрин.

В 1858–1860 годах писатель занимал пост вице-губернатора Рязани, а в 1860–1862 годах – Твери. На этой административной должности Салтыков-Щедрин активно защищал интересы народа, ограждая его от незаконных действий крепостников.

В 1862 году писатель оставил службу, переехал в Петербург. Здесь он становится редактором журнала «Современник». В это время умер Добролюбов, а Чернышевский был арестован. Салтыков-Щедрин наряду с критическими и публицистическими статьями печатал в журнале свои художественные произведения – очерки и рассказы, острое общественное содержание которых облекал в форму иносказаний.

Своеобразие Щедрина-сатирика проявляется в его юморе, искусстве использования гипербол, гротеска, фантастики, эзопова языка для воспроизведения реалий жизни.

Салтыков-Щедрин создал новый жанр – жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика и реальность. Его сказки раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX века.

Всего он написал 32 сказки, причём 29 из них – в последние годы жизни. Образ народа обрисован в них с любовью, мужик честен, добр, умён, он всё умеет. Помещики трусливы и беспомощны, жадны и глупы: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орёл-меценат», «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц», «Здравомысленный заяц», «Карась-идеалист» и др.

1870 г. – повесть «История одного города» – это жёсткая сатира на существующий режим. Главный принцип художественного изображения в этой повести – гротеск – сочетание фантастики и реальности (соединение несоединимого).

Салтыков-Щедрин рассказывает историю города Глупова. Это не просто отдельный город, а целое государство. Некоторые описанные в повести глуповские градоначальники имеют прототипов в российской действительности. Произведение насыщено разного рода фактами из русской истории. Исторический материал отобран писателем односторонне, описаны лишь те явления русской жизни, которые, с точки зрения автора, подлежат критике и отрицанию. Таким образом, город Глупов – это Россия, увиденная односторонне.

1874 г. – «Помпадуры и помпадурши» – цикл рассказов, объединённых общей темой. Помпадур (нарицат.) – неологизм Салтыкова-Щедрина, обозначающий вздорное, лицемерное, любящее роскошь высокопоставленное лицо. Склоняя слово «помпадур» и образуя производные от него, Салтыков-Щедрин придавал ему и звучание, и смысл, близкий к слову «самодур».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 2012; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.169.107.177 (0.117 с.)