Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1865–1878)

Поиск

Некрасов называл своё произведение «эпопеей современной крестьянской жизни». Действие поэмы приурочено к периоду отмены крепостного права (1861 год).

Сюжет построен на путешествии семи мужиков, задавшихся целью найти на русской земле счастливого человека.

В основу поэмы положены народный взгляд на жизнь и народная поэтическая культура. В текст введены народные песни, пословицы, поговорки, загадки, даже открывается поэма традиционным сказочным зачином:

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков…

В поэме не только раскрываются обстоятельства жизни народа, проходит череда народных типов и характеров, но и складывается особая народная система ценностей.

Образ народа в поэме обладает внутренней целостностью и вместе с тем распадается на множество лиц. Массовые сцены в поэме подчёркивают физическое и нравственное единение народа. Образ народа в поэме многолик: праведники и грешники, правдоискатели и равнодушные обыватели, солдаты и землепашцы, старые и молодые.

Крестьянское счастье зависит не только от внешней свободы, но и от внутреннего чувства свободы, от собственного достоинства. Недаром народ считает счастливой Матрёну Тимофеевну – гордую, смелую, решительную женщину, которая умеет воевать за своё счастье.

Жизнь крестьянства в поэме, как и в действительности, неотделима от жизни помещиков. Перед читателем предстают несколько помещичьих типов. Кого-то из них крестьяне ненавидят, кого-то презирают, кого-то даже жалеют. Однако никто из помещиков не включён в течение народной жизни, как будто помещики и крестьяне не живут на одной земле, не дышат одним воздухом, не говорят на одном языке. В поэме показан трагический разрыв социальных слоёв русского общества.

Вопрос о счастье – центральный в поэме. Именно этот вопрос водит семь странников по России и заставляет их одного за другим перебирать «кандидатов» в счастливые. Странники так и не находят счастливого, зато получают другой, неожиданный результат. Напрашивается такой вывод: жить хорошо людям, которые живут для счастья народного.

Постепенно странники забывают об изначальных кандидатах «в счастливые»: помещик – чиновник – поп – вельможный боярин – министр государев – царь.

Матрёна Тимофеевна Корчагина, которую сам народ называет счастливой, рассказывает мужикам о своей судьбе, о выпавших её страданиях. Счастье она приравнивает к свободе от необходимости подчиняться барину, мужу, свекрови, заведённому порядку жизни, в котором на долю женщины выпадают только горести, непосильный труд и унижения.

Возможно, странники не находят среди простого народа счастливого ещё и потому, что русский крестьянин, по убеждению автора, не готов стать счастливым, т. е. духовно свободным, не готов самостоятельно мыслить, брать на себя ответственность за свою судьбу.

 

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН

(1870–1953)

Судьба его довольно сложная. Похоронен Бунин во Франции. Он эмигрировал из России вскоре после Октябрьской революции и был зачислен в стан врагов своей Родины.

Бунин – первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию в области литературы (1933 г.)

На родине о Бунине вспомнили только в 80 – 90 е годы 20 века.

Он прожил долгую жизнь, а в литературе работал семь десятилетий. Творчество Бунина высоко было оценено современниками и продолжает волновать души новых и новых почитателей его таланта.

Родился Бунин 10 октября 1870 года в Воронеже. Происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода.

1874 г. семья переехала из Воронежа в поместье Бутырк и Елецкого уездаОрловской губернии.

Читать Бунин выучился рано, начальное образование и воспитание получил от домашнего учителя. Первое стихотворение написал в 7 лет. Рано обнаружились его артистические способности.

1881 г. – Бунин зачислен в 1-й класс Елецкой гимназии. Учился плохо, в третьем классе сидел два года. В 1884 г. был отчислен из гимназии на неуспеваемость, дальнейшее обучение проходил самостоятельно под руководством своего старшего брата Юлия. Потом последовали годы скитаний, наполненные встречами, увлечениями, первыми пробами пера.

Печататься начал в конце 80-х годов. Он писал стихи и отправлял их в столичные журналы.

Творческий путь Бунин начал как поэт. Бунин писал стихи на протяжении 65 лет. Однако в сознании читателей он был и остаётся прозаиком.

Бунин много писал о природе, в его стихотворениях нашли отражение особенности природы Орловщины.

Лирический герой в стихах Бунина ощущает радость бытия, гармонию с миром: «Оттепель», «Русская весна», «Осень», «Осенний пейзаж», «В степи», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…».

В 1890-е годы в творчестве Бунина появилась «звёздная тема», а небесные светила стали символом «предвечной красоты и правды неземной» (стихотворения «Не устану повторять вас, звёзды!», «Багряная печальная луна…», «Огни небес» и т. д.).

Стихотворения, посвящённые раздумьям поэта о судьбе родины: «Родина», «Родине», цикл «Русь».

Много позже другой поэт, А. Твардовский, скажет, что основное настроение стихотворной лирики Бунина – грусть.

1889 г. – Бунин поселился в Орле, начал сотрудничать в газете «Орловский вестник». Большое влияние на писателя оказал Лев Толстой, которого Бунин считал «полубогом», высшим воплощением художественной мощи и нравственного достоинства.

1895 г. – Бунин переехал в Петербург, подружился здесь с Чеховым, Куприным.

1897 г. – опубликован первый сборник рассказов «На край света».

1901 г. – вышел первый сборник стихов Бунина «Листопад».

1900 г. – опубликован рассказ Бунина «Антоновские яблоки». Запах антоновских яблок – символ неповторимости национального бытия, изобилия природы и человеческих чувств. Он напоминал читателю о том Отечестве, которое реально уходит в прошлое. Рассказ идёт от 1-го лица и наполнен воспоминаниями о поре детства и юности. Бунин останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещичьего быта: близости дворян и крестьян, слиянии жизни человека с природой.

Уже в ранних произведениях Бунина проявилась его яркая индивидуальность. Язык его произведений поражает образностью, точностью, естественностью.

Тема деревни стала одной из главной в творчестве Бунина. Он затрагивал различные аспекты деревенской жизни: разорение класса дворня и помещиков, тяжёлая жизнь крестьян, страшные картины деревенского быта (рассказ «Танька», повести «Деревня», «Суходол»). Основной мотив в «Деревне» – загубленная, неразумно прожитая жизнь.

Начиная с 1910 года центром творчества, по словам самого Бунина, стали «душа русского человека в глубоком смысле, изображения черт психики славян».

В ноябре 1906 года И. А. Бунин познакомился с Верой Николаевной Муромцевой, которая стала его преданным и самоотверженным другом на всю жизнь, а после его смерти подготовила к изданию рукописи мужа, написала биографию «Жизнь Бунина».

1915 г. – рассказ «Господин из Сан-Франциско».

В 1920 г. Бунин эмигрировал во Францию, где прожилдо самой смерти.

«Окаянные дни» (дневник «смутного времени») – дневниковые записи Бунина 1918–1919 годов, опубликованы в эмиграции. Здесь писатель выразил протест и неприятие революции. Бунин считал гражданскую войну величайшей трагедией народа России.

В период эмиграции И. А. Бунин писал рассказы преимущественно о русской жизни. Эти рассказы он объединил в сборники «Митина любовь» (1924) (сюда же входит и одноимённая повесть Бунина), «Солнечный удар» (1927), «Тень птицы» (1931).

В 1927–1933 годах И. Бунин создал автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», повествующий о юноше, живущем в условиях российской действительности конца 19 – начала 20 века.

Сборник «Тёмные аллеи» (1944) включает 38 новелл о любви. Критики назвали этот сборник Бунина «энциклопедией любви». «Я написал лучшую свою книгу», – говорил Бунин. Особенность взгляда Бунина на любовь – её катастрофичность (любовь недолговечна и трагична). Она требует высочайшего напряжения духовных и физических сил, зачастую приводит к трагическому концу («Лёгкое дыхание», «Натали»).

Центральным рассказом книги «Тёмные аллеи» является «Чистый понедельник». Основная мысль рассказа – о неслучайности всего происходящего в жизни человека, о наличии «логики судьбы», доступной для понимания духовно развитого человека.

И. А. Бунин достиг всемирной славы. В 1933 году первым среди русских писателей он был удостоен Нобелевской премии «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер» (такова была формулировка Нобелевского комитета).

Последние годы Бунин жил в Париже, переживал состояние душевного упадка, горечь разрыва с Родиной, слома исторической эпохи.

У рассказов, написанных в эмиграции, есть одна особенность: все они повествуют о том, что было когда-то давно, в юности, а значит, в России. Все произведения Бунина периоды эмиграции окрашены ностальгией.

Бунин тяжело переживал оторванность от родины. «Конечно, я надеюсь, очень надеюсь, что меня когда-нибудь будут читать в России. Но я до этого не доживу», – говорил Бунин.

Скончался И. А. Бунин 8 ноября 1953 года в Париже, похоронен на русском кладбище под Парижем.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН

(1870 –1938)

У Куприна была сложная жизнь, которая отразилась практически во всех его произведениях.

Родился 27 августа 1870 г. в г. Наровчате Пензенской губернии. Когда маленькому Саше не было ещё и года, от холеры умер отец (мелкий чиновник), семья осталась без средств к существованию. Мать мальчика переехала в Москву, устроила дочерей Соню и Зину в закрытое учебное заведение и обратилась за помощью в сиротский пансион (вдовий дом). В таких домах жили дворянские вдовы на полном казённом обеспечении. Матери Куприна пришлось много унижаться и просить, чтобы поселиться здесь. Её приняли только потому, что она была из старинного и знатного рода (княжна татарской крови Куланчакова).

С 6 до 10 лет Куприн в этом вдовьем доме.

С 10 до 18 лет – в Московской военной гимназии. Потом поступил в Александровское военное училище и закончил его в чине подпоручика.

13 лет Куприн провёл в закрытых учебных заведениях. Он называл себя «казённым мальчиком».

В молодости Куприн жил буйно, был страшен во хмелю, злоупотреблял своей физической силой. Любил лошадей. Говорил, что в романе Толстого «Анна Каренина» самые удачные строки посвящены описанию лошади Вронского.

1893 г. – Куприн пытается поступить в Академию Генерального штаба, экзамены сдаёт успешно, но его не зачислили из-за его хулиганского поведения. Пришёл приказ, согласно которому, за оскорбление полицейского чина Куприну запрещалось поступать в Академию в течение 5 лет. (В Киеве в плавучем ресторанчике он выбросил в воду полицейского).

1894 г. – Куприн оставил военную службу, поселился в Киеве, занялся литерной деятельностью. Куприн следовал традициям русской классики. Развивал тему «маленького человека», отмечая при этом «необыкновенность каждого».

В ранних произведениях рисует нужду бедняков (рассказ «Чудесный доктор», 1897), издевательства над солдатами («Дознание (1894), «Ночная смена» (1899)).

Известность Куприну принесла повесть «Молох» (1896 г.).

Молох – божество в Древнем Карфагене. Молоху приносили жертвы через сожжение детей. Куприн использует название божества как символ насилия, рок, которому люди сами приносят жертву.

Гл. герой А. И. Бобров – инженер, работает на заводе. Молохом он называет завод, а рабочих – его жертвами. Бобров подсчитал, что если в среднем рабочий живёт 40 лет, то все рабочие, отдающие 20 лет жизни заводу, приносят жертвы, превышающие жертвоприношения богам.

1905 г. – повесть «Поединок».

Куприн противопоставляет пагубной городской «цивилизации» естественную жизнь в общении с природой: повесть «Олеся» (1898), «Чёрный туман» (1905).

В образе Олеси Куприну удалось раскрыть поэтический идеал естественного человека, свободного, самобытного, живущего в гармонии с природой.

Избранник героини, Иван Тимофеевич, образованный и интеллигентный человек, добрый, но нерешительный и безвольный. В повести звучит тема недостижимого счастья.

В 1896 г. Куприн создал в Киеве атлетическое общество, познакомил публику с Иваном Поддубным, будущим чемпионом мира по борьбе, открыл цирк. Теме цирка посвятил произведения: пьеса «Клоун», рассказ «В цирке», новеллы «Дурной каламбур», «Ольга Сур». В мире животных писатель находил выражение тех же физических, нравственных и эстетических качеств, что и в человеческом обществе. Так же, как и в мире людей, здесь немало трагизма. Об этом рассказы «Пиратка», «Барбос и Жулька», «В зверинце», «Собачье счастье», «Белый пудель», «Слон».

В ноябре 1901 г. будучи уже известным писателем Куприн переехал в Петербург, где прожил 15 лет.

1908 – повесть «Суламифь».

1911 – повесть «Гранатовый браслет».

1909–1915 – повесть «Яма» (о проституции).

1919 г. – эмиграция в Париж.

1937 г. – возвратился в СССР.

1938 г., 25 августа, – умер в Ленинграде.

АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ

(1868 – 1936)

Максим Горький – псевдоним Алексея Максимовича Пешкова.

16 марта 1868 г. родился в Нижнем Новгороде, в семье столяра. Вскоре после рождения сына отец умер от холеры. Мать едет с сыном в Астрахань к своим родителям. Она тоже в 37 лет умерла от чахотки.

Детские годы прошли в доме деда Каширина, где были постоянные ссоры и драки. Дядья Алёши любили выпить, а выпив, били друг друга или своих жён. Попадало и детям. Дед считал, что дети ждут его смерти, чтобы поделить его добро.

Светлые воспоминания мальчика связаны с бабушкой Акулиной Ивановной. Она рассказывала сказки, учила любить природу, вселяла веру в счастье.

С 11 лет Горький ушёл «в люди»: работал посудомойщиком в буфете на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем. Скитаясь по стране, Горький жил среди босяков в ночлежке, был чернорабочим и грузчиком на пристани в Казани.

Работая на пароходе «Добрый» Горький приобщился к чтению благодаря повару – Михаилу Смурому.

1884 – захотел учиться, пытается поступить в Казанский университет, не поступил. В Казани Горький посещает подпольные кружки, где изучали марксистскую литературу, занимались пропагандистской работой.

1888 г. – арест Горького, после постоянная слежка за ним.

1892 г. – опубликован первый рассказ «Макар Чудра». Современников поразила необычайность художественного стиля Горького – сплав романтизма и реализма.

1895 г. – напечатаны рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе».

1897 – «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов».

1899 – роман «Фома Гордеев».

1901 г. – «Песня о Буревестнике». Горький участвует в марксистских рабочих кружках; пишет прокламации, призывающие к борьбе с самодержавием. Арестован и выслан из Нижнего Новгорода.

1902 г. – занимается драматургией. В течение 4 лет пишет пьесы «Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары».

1906 г. – едет за границу, здесь пишет пьесу «Враги», роман «Мать».

Живёт в Италии 7 лет из-за болезни (туберкулёз).

За границей не прекращает литературную деятельность: пьеса «Последние», повести «Жизнь ненужного человека», «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».

1913 г. – возвратился в Россию. Редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда». Пишет «Сказки об Италии».

1912 –16 гг. – выходит сборник рассказов «ПО Руси», автобиографические повести «Детство», «В людях», «Мои университеты» (1923).

1921 г. – из-за возобновившейся болезни уезжает вновь в Италию. Пишет здесь роман «Дело Артамоновых» (1925).

1931 г. – вернулся в СССР. Пишет пьесы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие».

1936 г. – роман «Жизнь Клима Самгина», который так и не был окончен.

18 июня 1936 г. – умер в Москве, похоронен на Красной площади.

Горький является автором уникальной книги «Несвоевременные мысли», которая возникла из коротких газетных откликов писателя на злобу дня. Эти статьи Горького появлялись в петроградской газете «Новая жизнь». «Несвоевременные мысли» в СССР не разрешали печатать в течение 70 лет, очевидно, потому что мысли Горького были слишком «несвоевременными» не только при Ленине, но и при Сталине, и при Хрущёве, и при Брежневе. Только при Горбачёве книга была опубликована. А на западе она известна давно.

В «Несвоевременных мыслях» предстаёт Горький, весьма отличающийся от традиционного образа пролетарского писателя, выступающий с критикой большевиков. «Где слишком много политики, там нет место культуре», – писал М. Горький.

 

ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. СИМВОЛИЗМ. АКМЕИЗМ. ФУТУРИЗМ

«Золотым веком» русской литературы называют 19 век. Именно в то время творили замечательные мастера слова – Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Чехов, Толстой, Тургенев и др., – создавшие шедевры мировой литературы.

Серебряным веком в истории русской литературы и искусства принято называть к. 19 – н. 20 столетия. Своими корнями Серебряный век уходит в век «золотой». Поэты н. 20 в. продолжили лучшие традиции литературы 19 века.

Термин «Серебряный век» является весьма условным: значение слова «век» предполагает временной отрезок продолжительностью в 100 лет. Серебряный век был значительно короче (несколько десятков лет).

В конце 19 – начале 20 века произошёл небывалый взлёт поэзии. Неслучайно этот период назван Серебряным веком русской поэзии. Обратите внимание на временные рамки этого периода – конец 19 века (примерно 10 последних лет) и начало 20 века (до Октябрьской революции). Этот период представлен следующими именами: А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, А. Белый, И. Анненский, Н. Гумилёв, В. Маяковский и мн. другие.

По-разному, зачастую трагично сложились дальнейшие судьбы этих поэтов, многие не приняли революцию, эмигрировали за границу.

В поэзии Серебряного века выделялось три направления: символизм, акмеизм и футуризм. Конечно же, это деление несколько условно.

У каждого из этих литературных течений были свои программы, манифесты, стилистические особенности, но все они опирались на общую основу – осмысление отношения человека к жизни, духовной перестройке мира.

Символизм был основным направлением в поэзии Серебряного века. Это течение возникло во Франции и связано с именами поэтов Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме и бельгийского драматурга М. Метерлинка.

Официальной датой рождения символизма считается 1886 год. В газете «Фигаро» французский поэт Ж. Мореас опубликовал «Манифест символизма». Главный тезис манифеста – искусство призвано выражать и облекать в плоть невыразимое и бесплотное. Художник должен обладать внутренним зрением, «расшифровывать» скрытые значения вещей и явлений, придавать им осязаемые формы, т. е. быть посредником между миром видимым и невидимым.

Самые простые явления у символистов приобретали таинственный смысл. Символическое истолкование получили форма, фраза, стих; большое значение придавалось музыкальности стиха, цвету. Ключевым понятием символизма стал символ, т. е. многозначное иносказание.

Начало теории русского символизма было положено Д. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В названии лекции содержалась не только оценка состояния литературы, но и надежда на возрождение, которую автор возлагал на «новые течения».

Д. Мережковский установил три главных элемента новейшей поэзии: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Поэт советовал творчески освоить опыт французских символистов, научить читателя слушать музыку стиха. Литература, по его мнению, должна была отказаться от материализма, а мистика и символы – стать основой поэзии.

По времени появления и особенностям мировоззрения русский символизм делится на два этапа:

1) «старшие символисты» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус);

2) «младосимволисты» (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьёв и др.).

Символисты стремились существовать в двух планах – реальном и мистическом. Тема двоемирия была задана философом и поэтом Вл. Соловьёвым (1853 – 1900):

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами.

В сознании большинства читателей той поры слова «символизм» и «декадентство» были почти синонимами.

Символисты выражали идеи посредством символов; в их поэзии присутствовали метафоричность, иносказательность. По словам В. Брюсова, это была «поэзия намёков». Символисты не стремились быть понятыми читателями. Их стихотворения должны были не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные.

Символ – центральная эстетическая категория нового течения. Его нельзя воспринимать как простое иносказание, когда говорится одно, а подразумевается нечто другое.

Вот как об этом писал И. Анненский: «Мне вовсе не надо обязательности одного общего понимания. Напротив, я считаю достоинством пьесы, если ее можно понять двумя или более способами или, недопоняв, лишь почувствовать ее и потом доделывать мысленно самому».

«Символ – окно в бесконечность», – утверждал Ф. Сологуб.

Акмеизм – еще одно литературное течение, которое возникло в начале 1910-х годов и было связано с символизмом. Это литературное направление оставило заметный след в истории русской культуры. Достаточно назвать имена А. Ахматовой и О. Мандельштама.

Молодые поэты посещали в 1900-е годы «ивановские среды» – собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей в их среде название «башня».

В недрах кружка в 1906–1907 годы постепенно сложилась группа поэтов, назвавшая себя «кружком молодых». Стимулом к их сближению была оппозиционность к символистской поэтической практике.

С одной стороны, «молодые» стремились научиться у старших коллег стихотворной технике, но с другой – хотели бы преодолеть утопизм символистских теорий.

В 1909 году участники «кружка молодых», в котором активностью выделялся С. Городецкий, попросили Вяч. Иванова, И. Анненского и М. Волошина прочитать для них курс лекций по стихосложению.

Так было основано «Общество ревнителей художественного слова», или, как стали называть его обучавшиеся стихосложению поэты, «Поэтическая академия».

В октябре 1911 года слушатели «Поэтической академии» основали новое литературное объединение – «Цех поэтов». Наименование кружка, образованное по образцу средневековых названий ремесленных объединений, указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности.

Руководителями «Цеха» стали уже не мэтры символизма, а поэты следующего поколения – Н. Гумилев и С. Городецкий.

В 1912 году на одном из заседаний «Цеха» его участники решили объявить о возникновении нового поэтического течения. Из разных предложенных поначалу названий прижилось несколько самонадеянное «акмеизм» (от греч. acme – высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие). Из широкого круга участников «Цеха» выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. К ним относились Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. Другие участники «Цеха» (среди них Г. Адамович, Г. Иванов и др.), не являясь правоверными акмеистами, составляли периферию течения.

Лидерами и теоретиками акмеизма стали Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. В январе 1913 г. появилась статья Николая Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм», в которой автор критиковал мистицизм символизма, его увлечение «областью неведомого». Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало иной – «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь».

Печатались акмеисты в основном в журналах «Аполлон» и «Гиперборей».

По замыслу акмеистов, новое направление должно было реформировать символизм, погрязший в мистике. Они призывали полюбить этот мир, упразднить присущую символистам многозначность образов, а слову придать «прекрасную ясность». Акмеистическая поэзия должна была отличаться конкретностью, точностью и красотой эпитетов.

Особым было отношение к категории памяти. Память – важнейший эстетический компонент в творчестве самых значительных художников этого течения – А. Ахматовой, Н. Гумилева и О. Мандельштама, именно акмеизм выступил за необходимость сохранения культурных ценностей.

Пропагандируя реальное искусство, акмеисты выступали против любой идеологии и политики.

Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало недолго (около двух лет).

К началу Первой мировой войны рамки единой поэтической школы стали для них тесны, а индивидуальные творческие устремления выводили их за пределы акмеизма.

Третье направление модернизма – футуризм (от лат. futurum – «будущее») возникло в Италии.

В 1909 г. поэт Ф. Маринетти написал свой знаменитый «африканский роман» под названием «Футурист Мафарка», опубликованный во Франции. Это роман о рождении нового бессмертного механического сверхчеловека, свободного от прошлого и способного летать.

Впервые в России футуризм заявил о себе в 1910 году сборником «Садок Судей», в котором содержались поэтические произведения Давида Бурлюка, Велимира Хлебникова, В. Каменского.

Русский футуризм не был однородным. В нём было несколько групп, которые постоянно враждовали. Среди эгофутуристов выделялись:

– петербургские, близкие к акмеистам (И. Севернянин, И. Игнатьев, В. Гнедов);

– московские (В. Шерешеневич, К. Большаков, Б. Лавренев).

Группа «Центрифуга» – Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др.

Кубофутуристы: А. Кручёных, братья Давид и Николай Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский и др.

В декабре 1912 года кубофутуристы выступили с манифестом «Пощёчина общественному вкусу», которым шокировали читателя. Они хотели «сбросить с Парохода Современности» классиков литературы, выражали «непреодолимую ненависть к существовавшему языку», называли себя «лицом Времени», создателями нового «самоценного (самовитого) слова». Они пытались строить искусство будущего.

Футуризм воплощался не только в литературных произведениях, но и в самом поведении участников течения. Необходимым условием его существования стала атмосфера литературного скандала. Оптимальной для футуристов читательской реакцией на их творчество были не похвала и сочувствие, а агрессивное неприятие, протест.

Их сборники носили красноречивые названия: «Дохлая луна», «Доители изнурённых жаб», «Рыкающий Парнас», «Идите к чёрту». Странно звучали названия их альманахов («Крематорий здравомыслия») и слова из афиш их выступлений (затасканный Пушкин является «мозолью русской жизни»).

Футуристы ощущали «неизбежность крушения старья» (В. Маяковский).

Первым этапом перестройки реальности футуристы видели «слом» языка, традиционных изобразительных средств; в противовес они культивировали «самовитое» слово, или слово-неологизм.

В стихах поэтов этого направления часто наблюдается набор гласных. Вот пример словотворчества Кручёных:

Дыр бул щил

убещур

скум

вы со бу

р л эз

«В одном этом пятистишии больше русского национального, чем вов всей поэзии Пушкина» (Кручёных).

Новые эстетические возможности стиха были развиты футуристами в связи с их представлением о том, что поэзия должна вырваться из темницы книги и зазвучать на площади. Отсюда поиски новых ритмов, рифм, активное вовлечение элементов лубочной поэзии, частушек, поэтической рекламы, фольклорных заговоров и т. п.

Поэты-футуристы много выступали перед аудиторией, часто их выступления были скандальными. Они выходили на сцену с разрисованными лицами, в странной одежде. Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский – в «женской» по тогдашним критериям желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку и т. п.

Поиски новых форм и нового содержания приводили футуристов к различным «новшествам» в графике: стихи набирались шрифтом разного размера, использовался «свободный синтаксис» (пропуск знаков препинания), часто вводились в тексты неуместные слова, технические термины, вульгаризмы. Поток снижающих образов – обычная примета стихотворной практики Д. Бурлюка, для которого «звезды – черви, пьяные туманом», «поэзия – истрепанная девка, а красота – кощунственная дрянь».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.1 (0.012 с.)