Современная организации статистики в Республике Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная организации статистики в Республике Беларусь.



Изуч. экономич. и соц. развит.страны, ее регионов, субъектов хозяйствования, населения занимаются специально созданные для этого службы. В Республике Беларусь функции статистической службы выполняют органы государственной и ведомственной статистики. Деятельность этих служб регулирует Закон Республики Беларусь «О государственной статистике» от 28 ноября 2004 г. № 353-3.

Работа органов государственной статистики согласно данному закону проводится на основе следующих принципов:

· научной обоснованности и объективности стат. информ.;

· актуальности и своевременности стат. информ.;

· конфиденциальности первичных стат. данных;

· сопоставимости стат. информ.;

· доступности и открытости сводных стат. данных;

· профессионализма и независимости при осуществлении государственной стат. деят.

Осн. задачами гос. стат. явл:

· разработка научно-обоснованной стат. методологии и ее совершенствование в соответствии с нац. и международн. стандартами в области стат;

· сбор, обработка, обобщение, накопление, хранение и защита статистических данных на основе стат. методологии;

· распространение сводных статистических данных.

Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. № 445 Министерство стат. и анализа преобразовано в Национальный стат. комитет Республики Беларусь с непосредственной подчиненностью Президенту Республики Беларусь (система органов государственной статистики Республики Беларусь представлена на рисунке 2).

В РБ сущ. Межведомственный совет гос. стат. Ежегодно Правительство Республики Беларусь утверждает Программу стат. работ.

День гос. стат. отмечается в Беларуси 23 августа, а всемирный день стат. на основании резолюции ООН – 20 октября.

r w8T1SOx9OG91ZOlrabw+c7ntZJokC2l1S7zQ6B7vG6w+94NVsNuuN9nrZhgr//4wfTo8bx/fQqbU 9dV4dwsi4hj/wvCDz+hQMtPRDWSC6BSk89mcowoWMxDsp8slfzv+alkW8j9/+Q0AAP//AwBQSwEC LQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNd LnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8u cmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQDwZniEYQIAAHkEAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJv RG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQD8CBHA3gAAAAcBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAALsEAABkcnMv ZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAxgUAAAAA "> Республиканский уровень Региональный уровень Районный уровень

Национальный статистический Областные статистические управления Отделы статистики

 

 

Сущность и функции системы национального счетоводства, её значение в условиях рыночных отношений. Создание системы национального счетоводства в Республике Беларусь.

Система национального счетоводства (СНС) – это система взаимоувязанных показателей.

Давая формулировку системе национального счетоводства, можно отметить следующее:

1. Система национальных счетов представляет собой макроэкономическое, бухгалтерское, цифровое отражение кругооборота дохода в рамках замкнутого хозяйственного периода.

2. Макроэкономический характер расчетов обусловлен тем, что СНС позволяет полностью проанализировать экономический процесс с использованием агрегатных показателей.

3. Бухгалтерский характер обусловлен тем, что отражение экономического цикла ведется с помощью двойной проводки, когда каждая операция записывается дважды: один раз в активе (по дебету), второй раз в пассиве (по кредиту) взаимосвязанных счетов. В СНС по кредиту счетов отражаются ресурсы, по дебету – их использование. Разность между ресурсами и их использованием составляет балансирующую статью, которая отображается в ресурсах следующего счета.

4. Система национальных счетов дает конкретное цифровое отражение экономического цикла, что отличает ее от теоретического рассмотрения этого вопроса.

Система национального счетоводства включает следующие подсистемы: 1) Текущие счета, в том числе счета производства, образования, распределения и использования доходов. 2) Счета накопления, включая счет операций с капиталом, финансовый счет, счета прочих изменений в активах. 3) Счета активов и пассивов. 4) Счета операций с товарами и услугами. 5) Счета внешнеэкономических операций.

В РБ система национального счетоводства включает подсистемы текущих счетов, счета товаров и услуг и счет операций с капиталом.

В СНС счета классифицируют следующим образом: счета секторов экономики; счета отраслей экономики; счета отдельных экономических операций; счета экономики в целом (консолидированные счета).

Счета для секторов экономики, в свою очередь, делятся на следующие виды:текущие счета; счета накопления; балансы активов и пассивов.

СНС в обобщенном виде содержит следующую упорядоченную информацию:

обо всех хозяйствующих субъектах, участвующих в экономическом процессе: юридических лицах (предприятиях, корпорациях, банках, страховых компаниях, органах государственного управления и других) и домашних хозяйствах;

обо всех экономических операциях, связанных с производством, распределением и перераспределением доходов; накоплением активов и с другими аспектами экономических процессов;

обо всех экономических активах и пассивах, формирующих национальное богатство (основные фонды, материальные оборотные фонды, монетарное золото и другие финансовые активы, стоимость земли, полезных ископаемых и др.).

 

Классификации и классификационные единицы рыночной экономики.

Наиболее важное значение имеют отраслевая и секторная классификации.

1. По технологическому признаку экономические единицы объединяются в отрасли. Под отраслью понимается совокупность производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид деятельности.

2. По признаку рыночных отношений экономические единицы, именуемые институциональными, объединяются в секторы рыночной экономики.

Экономические единицы, лежащие в основе отраслевых классификаций изучаются посредством Международной стандартной отраслевой классификации(МСОК) всех видов экономической деятельности.

В МСОК используются такие классификационные единицы, как предприятие, единица вида деятельности, местная единица и заведение.

Предприятие – институциональной единицы как производителя товаров и услуг. Однако предприятия могут иметь несколько видов деятельности.

Единица, однородная по составу и характеру своей деятельности без привязки к географической территории, называется единицей вида деятельности.

Местная единица – это совокупность видов деятельности, осуществляемых предприятием в одном географическом районе, т. е. эта единица однородна по местоположению. Виды деятельности могут быть разные.

Заведение – это единица, однородная по экономической деятельности и местоположению; это предприятие или часть предприятия, занятые одним видом деятельности в одном месте.

В основе секторной классификации лежит специальная классификационная единица, получившая название институциональной единицы.

Институциональная единица – такая экономическая единица, которая владеет активами, принимает обязательства, имеет право ведения хозяйственной деятельности, ведет полный набор бухгалтерских счетов и несет ответственность по своим обязательствам.

Признаками институциональной единицы могут обладать юридические лица и отдельные лица или группы лиц, объединенные для совместного ведения домашнего хозяйства.

Домашние хозяйства относятся к самостоятельным субъектам хозяйствования в международной практике вследствие того, что, во-первых, доходы или часть их, получаемые отдельными членами, передаются в совместное пользование; во-вторых, организация расходов, их учет и накопление производятся коллективно.

Юридические лица – институциональные единицы представлены корпорациями и квазикорпорациями, органами государственного управления и некоммерческими учреждениями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.112 (0.033 с.)