Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Военная демократия Древней Спарты

Поиск

На юге Эллады самым ранним и наиболее значительным из образовавшихся полисных государств была Спарта, постепенно подчинившая себе большинство соседних областей. В силу ряда исторических причин, становление здесь государственности было отмечено значительными особенностями по сравнению с другими греческими полисами. Это предопределило сохранившиеся надолгоособые черты общественного уклада и государственной организации в древней Спарте.

Система власти и управления в Спарте была основана на своеобразном сочетании традиционных институтов эпохи протогосударства с принципом нового народовластия. Основным органом в Спарте была герусия – совет старейшин, возглавляющий все государственное управление. Его образовывали 30 геронтов (в том числе два царя); по-видимому, по два от каждой «обы»-квартала. Геронтов избирали из наиболее известных граждан пожизненно (первые геронты были назначены Ликургом) в возрасте старше 60 лет. Герусия готовила внешнеполитические решения, руководила деятельностью должностных лиц. Она же была судебным органом по политическим преступлениям и умышленным убийствам, решала вопросы о причислении к полноправным гражданам или о лишении гражданства. Судебной власти герусии подлежали даже цари. Сама герусия считалась неответственной за свои решения.

В народном собрании – апелла – должны были принимать участие все спартиаты старше 30 лет, прошедшие указанное законом воспитание. Основанием для лишения прав политического гражданства была только неуплата взноса на установленные общественные трапезы. Собрание было только пассивным властным органом: «Никому из обыкновенных граждан не дозволялось подавать свое суждение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то, что предложат старейшины и цари». Примерно в VI в. до н. э. власть собрания была еще более ограничена правом герусии и царей распустить его за неверное, с точки зрения традиции, решение. В теории собрание выбирало геронтов, должностных лиц; реально решения принимались «ором», который надлежало истолковывать герусии; за ней, следовательно, оставалось и последнее слово.

С течением времени важнейшим институтом управления стала коллегия эфоров, появляющихся еще в VII в. Происхождение этого установления не выяснено. Возможно, эфоры были представителями 5 территориальных фил Спарты. Первый из них эфор-эпоним – председательствовал в общих собраниях апеллы и герусии, и сами народные собрания созывались эфорами; они же только имели право предлагать законы. Эфоры объявляли военную мобилизацию, передавали власть мирного времени в руки военных вождей-царей. Основным полномочием эфоров был суд: им были подчинены споры о собственности, о наследствах, договорах, менее важные уголовные дела. Эфоры были верховными судьями для пэриэков и илотов, им же принадлежала полицейская власть в полисе (в частности, они руководили отрядами молодых спартиатов в криптиях – государственных расправах с илотами). Они призывали царей на суд, контролировали общественные финансы, интерпретировали обычаи, т.е. решали как бы конституционные вопросы Спартанского государства.

Цари (с VI в. до н. э. власть была наследственной) сохраняли основные военные и религиозные полномочия предгосударственного времени, утратив лишь собственные судебные права, которые отошли к герусии и в целом действовали вместе с нею. В военное время один из царей командовал армией вместе с 10 членами герусии.

Народовластие в Спартанском государстве было не прямым, а в значительной степени представительным и опосредованным. Причем представительство было передано главным образом должностным лицам, несменяемым и не зависящим от собраний граждан. Это придало государственной организации Спарты аристократический характер, всецело связанный, однако, с общенародным консервативно-политическим укладом.

Государственно-политический строй Спарты оставался практически неизменным в течение нескольких столетий. Особый уклад спартанской жизни предопределил ее очевидное военное лидерство среди других полисов юга Эллады – в VI в. до н. э. вокруг Спарты сложился т. н. Пелопоннесский союз нескольких областей и полисов, который повел активную борьбу за общее преобладание в Элладе. В каждом из городов союза власть передавалась специальному совету из 10 аристократов, а Спарта ставила гармостов – наместников с военными и финансовыми функциями. В самой метрополии – Спарте – взаимоотношения исторических институтов власти несколько изменились в сторону преобладания царей (они стали главенствовать над эфоратом) и герусии (которая обрела право вето на решения собрания). Более четко была разделена судебная компетенция герусии, эфоров и народного собрания.

После победной для Спарты и союзников Пелопоннесской войны (431 – 404 гг. до н. э.) с Афинами и другими греческими полисами, спартанское общество стало быстро расслаиваться в социальном отношении, и это расслоение уже не могло сдерживаться даже старыми политическими институтами. Сократилось число полноправных спартиатов, власть стала практически изолированной от основной массы активного населения полиса (в конце IV в. до н. э. насчитывалось лишь около 1 тыс. граждан Спарты). В III в. до н. э. очередной политический кризис завершился почти полной ликвидацией традиционных институтов власти и рождением диктатуры царей в угоду массе неполноправных жителей Спарты. В ходе очередной смуты начала II в. до н. э. власть захватили илоты, их правление было подавлено только участием других полисов Эллады. В середине II в. до н. э. (146 г.) Спарта утратила самостоятельность, став частью греческих провинций Римской империи

30.Арабский халифат Возникновение арабского халифата приходится на период, когда социальные отношения в Аравии в VI–VII вв. (в преддверие магометанской (исламистской) реформации) были очень сложными. На данном этапе истории на большей части страны господствовали первобытнообщинные отношения. Они ярко проявлялись в следующих сторонах общественной жизни:

1) родовой связи членов общества;

2) кровной мести;

3) в общем владении землей и т. д.

В данном случае отмечается:

1) выделение и укрепление родовой знати;

2) распространение получают торговля и ростовщичество;

3) появление довольно крупных городов.

Крестьянское население, жившее сельскими общинами, как и основная масса скотоводческих племен, противилось переходу земли в частную собственность, стояло на позициях социального равенства. В данной обстановке получает распространение учение, которое в религиозной форме провозглашало несправедливость сосредоточения власти в руках родовой знати, признавало равенство свободных людей, связанных новой религией (независимо от принадлежности к племени), и предрекало выход из социального кризиса путем завоеваний, осуществляемых под флагом религиозной войны. Новая религия – ислам – привлекала к себе еще и тем, что ограничивала обложение населения сравнительно небольшим взносом в размере одной сороковой части недвижимого имущества. Другой характерной чертой этой религии является ее проникновение, пронизывание практически всех сфер общественной и государственной жизни. Пророком ислама стал Мухаммед. С превращением ислама в господствующую религию Мухаммед сделался фактическим главой всей Аравии, а его родственники и ближайшие сподвижники выделились в особую привилегированную прослойку арабского общества. Сформировавшиеся религиозные убеждения легли в основу мусульманского права. Основными источниками мусульманского права являются:

1) сунна (дополняющая Коран);

2) фетва (сборник высказываний авторитетных комментаторов мусульманского права);

3) указы халифов.

При необходимости разрешалось выносить вердикты на основе адата (обычаев), являющихся одним из источников существовавшего мусульманского права. Тесная связь права и религии означала, что верующий, где бы он ни находился, должен следовать мусульманским законам и обычаям. Следует отметить, что с первой половины VII в. объединенная Аравия переходит к массовым завоеваниям. Используя ослабление своих ближайших соседей – Византии и Ирана, арабы захватывают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран, распространяют свою власть на Северную Африку и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию. Образуется огромная арабская держава, известная под названием Арабского халифата. Центром ее сделался город Багдад. На новые земли переселилась значительная масса аравийского населения. Арабская знать, не порывая с рабовладением, стала быстро переходить на феодальный лад, приобретая имения и крепостных. Большая же часть завоеванных земель была превращена в государственную собственность. Сидевшие на ней крестьяне были обязаны уплатой поземельной подати как наследственные арендаторы. Духовным и светским главой государства являлся халиф. Соединение в одном лице высшей светской и церковной власти представляет важную особенность халифата, придающую ему характер феодально-теократического государства. Среди высших чиновников государства первое место принадлежало визирю. Важное значение приобретают так называемые диваны – канцелярии. Во главе областей стояли назначенные халифом эмиры. С началом феодального распада халифата многие из них превратились в независимых феодальных властителей. Во главе селений и городов находились поставленные правительством шейхи.

Афинское гос-во и право

Во II тысячелетии до н.э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Каждое племя имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя — базилевса. К началу 1 тыс. у греков сложилось рабовладение. Первобытное общество превращается в политическое общество, которое принято называть военной демократией, усиливается переход к производящей экономике, развивается товарообмен, увеличивается и все разнообразнее становится состав населения. Это явилось предпосылкой для возникновения государства как новой, высшей ступени развития общества. После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил»так называемый полисный этап — время формирования и расцвета полисов, городов-государств, где на смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа.

Полис характеризуется небольшой замкнутой территорией; сравнительно малой численностью населения; наличием института гражданства, дающего право на земельный участок (клер) и черте полиса. Кроме того, во всех полисах действовали органы самоуправления — народные собрания и выборные магистратуры. Полисный этап древнегреческой государственности принято подразделять на три периода:

— гомеровский — XI-IX вв. до н.э.;

— архаический – VII-VI вв. до н.э.;

— классический — V-IV вв. до н.э.

Особый интерес для изучения представляет процесс возникновения и развития двух греческих полисов — Древних Афин (обрати рабовладельческой демократии) и Спарты (аристократии).

В течение X—VIII вв. до н.э. в Аттике (область Греции) вырос юрод, который назвали в честь богини-покровительницы Афинами. По инициативе легендарного базилевса Тезея в городе произошло объединение племен, родов, фратрий в единый народ, позже названное синойкизмом. Свободное население города Тезей разделил на сословия по функциональному признаку: эвпатридов — «благородных», геоморов — землевладельцев и демиургов — ремесленников. Все высшие должности замешались эвпатридами. Поэтому вскоре после реформ Тезея совет старейшин превратился в аристократическое собрание, которое назвали ареопагом. Ареопаг обладал законодательными функциями, контролировал действия должностных лиц, осуществлял высший суд. Из его состава избирались сроком на один год девять старейшин-архонтов.

К VI в. до н.э. в Афинах произошло острейшее социальное расслоение населения. Господствовала земельная аристократия. Бедные земледельцы — «шестидольники» обрабатывали поля богачей и получали за это шестую часть урожая. Большинство полей разделяли закладные камни, на которых было написано, кому и на какой срок заложен участок. К этому времени восходит и такая форма залога, как ипотека, по которой земля отдавалась в пользование арендатора, а при просрочке платежа - переходила кредитору.

В 594 г. до н.э. политический деятель, поэт и философ Солон, избранный главным архонтом, произвел важные реформы. Он отменил долговую кабалу, аннулировал все поземельные долги, убрал закладные камни с полей (сисахфия). Граждане, попавшие в рабство за долги, получили свободу, а проданные за границу были выкуплены за счет государства. Рабами теперь оставались только пленные, захваченные в войнах или купленные на рабовладельческих рынках. Солон также установил максимальный размер земельного владения. При этом была допущена свобода распоряжения земельными владениями знати по завещаниям, и эти земли включались в общий гражданский оборот.

С именем Солона связана и цензовая реформа, согласно которой самые богатые лица относились к первому разряду, просто богатые — ко второму. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все остальные (феты) относились к четвертому разряду. Степень богатства тогда определялась не в денежном выражении, а по годовому производству масла, вина, зерна, объем которых измерялся в медимнах (около 50 л). Самые богатые имели 500 медимнов дохода.

Каждый разряд имел определенные политические права: только гражданин первого разряда мог стать архонтом, а значит и членом ареопага; только граждане первых трех разрядов могли занимать общественные должности — например, во введенном Солоном совете 400. В то же время в новый судебный орган - гелиэю — мог быть избран любой афинский гражданин старше 30 лет независимо от имущественного положения.

Реформы Солона в целом имели компромиссный характер. После него Афины пережили острый политический кризис, следствием которого было установление тирании.

Лишь через 90 лет после Солона, в 509 г. до н.э. демократы во главе с Клисфеном нанесли решающий удар по родовому строю. Вместо родоплеменного деления граждан было введено территориальное. Аттику разделили на 10 территориальных округов фил. Фила состояла из трех частей — триттий, которые в свою очередь делились на более мелкие единицы — демы (их было около 100). Территориальное разделение сокрушило господство родовой аристократии. А Совет 400 был преобразован Клисфеном в Совет 500 (буле) — по 50 человек избиралось от каждой новой территориальной филы. Кроме того, от каждой новой филы избранию подлежал одни стратег (коллегия 10 стратегов).

Изгнание из страны за политическое инакомыслие, обычно сроком на 10 лет — остракизм, вопрос о котором решало народное собрание большинством голосов, был также введен реформой Клисфена.

Органы народовластия и магистратуры в Древних Афинах в V в. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла

В период своего расцвета (V в. до н.э.) афинское государство

по форме представляло собой демократическую республику с раз делением властей.

Основными органами власти народа были: народное собрание (эклессия), Совет пятисот, гелиэя.

Верховный законодательный орган власти Афин (народное собрание) обладало широкой компетенцией: принимало законы, постановления, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, обладало контрольными функциями и т.д.

В исполнительный орган власти — Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из 10 фил. Совет решал текущие вопросы управления.

Высшим судебным органом государства была гелиэя, которая состояла из 5000 судей и 1000 запасных. Члены суда избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Гелиэя была разделена на 10 коллегий по 500 судей, которые призывались к исполнению обязанностей жеребьевкой в день суда, чтобы избежать возможных злоупотреблений.

Стратеги и архонты были главными должностными лицами (магистратами) древнеафинского государства. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием.

Стратеги распоряжались средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывали сбор чрезвычайных налогов, принимали капитуляцию противника, заключали перемирия и т.д. С ростом полномочий стратегов снизилось политическое значение появившихся еще в досолоновую эпоху девяти архонтов.

В 462 г. до н.э. по инициативе стратега Эфиальту был принят Закон о лишении ареопага основных политических функции. За ареопагом сохранялась лишь ограниченная уголовно-судебная компетенция — отныне он был вправе разбирать дела об умышленных убийствах, поджогах и отравлениях. Посягательство на старейший аристократический орган власти в Древних Афинах стоило Эфиальту жизни: год спустя он был убит своими противниками.

По Закону о гражданстве выдающегося афинского стратега Перикла (443-430 гг. до н.э.) всей совокупностью прав и привилегий пользовались только мужчины, родители которых были природными полноправными гражданами Афин. Гражданство устанавливалось с 18-летнего возраста. В течение двух лет юноша проходил военную службу и оставался военнообязанным до 60 лет. Полноправными афинскими гражданами признавались лишь телица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

Гражданская правоспособность у мужчин наступала с возраста 18 лет, когда гражданин наделялся определенными правами и обязанностями.

К основным правам гражданина Древних Афин относились права на:

• свободу и личную независимость;

• земельный участок (клер) на полисной территории;

• экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;

• ношение оружия и службу в ополчении;

• участие в государственных делах;

• почитание и защиту отеческих богов;

• защиту и покровительство со стороны афинских законов.

Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина.

За преступления он мог быть осужден «судом бесчестья», т.е. ограничен в правах.

Афинские граждане были обязаны:

• беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

• приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

 

• защищать полис от врагов с оружием в руках;

• повиноваться законам и избранным властям;

• принимать активное участие в общественной жизни;

• почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства — литургию, отчасти ограничивавшую безраздельность их частной собственности.

Между полноправными гражданами и рабами находился промежуточный слой — метеки, неграждане Афин, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе: права гражданства; права приобретать недвижимость; права заключать полноправные браки с афинскими гражданами.

К метекам относились чужеземцы, постоянно проживавшие в Афинах. У каждого метека должен был быть свой простат - посредник между метеком и правительственными учреждениями. С метеков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, исполняли и другие повинности. В основном они занимались торговлей. Им запрещалось занимать государственные должности и даже участвовать в народном собрании, но они служили в армии и платили налоги. Ставший вольноотпущенником раб приравнивался по своему положению к метеку.

В Афинском обществе существовало формальное политическое равенство, которое сочеталось с имущественным неравенством. Физический труд, кроме земледелия, для свободного гражданина считался недостойным.

Рабский труд в Афинах широко использовался в работах по дому, в сельском хозяйстве, строительстве и т.п. Раб был живой вещью, которую можно было купить, продать, отдать внаем, но убивать его закон запрещал. Однако и в случае убийства раба хозяина не наказывали. Раб не мог иметь никакого имущества.

Одним из источников античного рабства была долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой, а также свободой членов своей семьи. Рабы в Афинах разделялись на принадлежавших частным лицам и принадлежавших государству. Если рабы частных лиц не могли иметь собственности, то за государственными рабами признавалось ограниченное право приобретать собственность и распоряжаться ею.

Социальное положение женщин всех слоев населения в Афинах тоже было незавидным: они не имели политических прав и были сильно ограничены в правах гражданских.

В 336 г. до н.э. древнеафинское государство было завоевано поисками Филиппа Македонского и включено в состав Македонской монархии. Со II в. до н.э. Афины превратились в одну из провинций Римской державы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.52.243 (0.01 с.)