Тема №3. Общественный и государственный строй Древней спарты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №3. Общественный и государственный строй Древней спарты.



ТЕМА №3. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ СПАРТЫ.

1. Характеристика источников.

2. «Ликургов строй».

3. Спартанская олигархия:

а) народное собрание;

б) герусия;

в) коллегия эфоров;

г) царская власть;

д) военные должности.

4. Положение периэков.

5. Спартанская илотия.

6. Кризис спартанского полиса (конец V – начало IV в. до н. э.)

7. Система воспитания в Древней Спарте.

Основная литература.

1. История Древней Греции: учебник для студентов вузов / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 2003. – 399 с. Глава VII, XIII.

2. История Европы. Т. I. Древняя Европа / Отв. ред. Е.С. Голубцова. – М.: Наука, 1988. – 704 с. Глава 6 (2-3).

 

Дополнительная литература.

3. Андреев Ю.В. Архаическая Спарта: искусство и политика. – СПб.: Нестор-История, 2008. – 342 с.:http://www.sno.pro1.ru/lib/andreev_arkhaicheskaya_sparta/index.htm

4. Дарвин А.Л. Монархические тенденции в политическом развитии Спарты позднеархаического-классического времени (к. VI-IV в. до н. э.) // Мнемон. – 2002. – Вып. 1. – С. 43-60: http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/kafsbor/mnemon/2002/darvin.htm

5. Зайков А.А. К вопросу о статусе лакедемонских периэков. Часть I // Исседон. Альманах по древней истории и культуре. Т. II. – Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2003. – С. 5-16: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3652/1/issedon-02-03.pdf

6. Зайков А.А. К вопросу о статусе лакедемонских периэков. Часть II // Исседон. Альманах по древней истории и культуре. Т. III. – Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2005. – С. 69-85: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3673/1/issedon-03-06.pdf

7. Зайков А.В. Еще раз к проблеме дорожной юрисдикции спартанских царей // Античная древность и средние века. – 2006. – Вып. 37. – С. 5-21: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/2975/1/adsv-37-01.pdf

8. Зайков А.В. Скириты и вопрос о лакедемонском гражданстве // Исседон. Альманах по древней истории и культуре. Т. IV. – Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2007. – С. 26-58: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3689/1/issedon-04-03.pdf

9. Маринович Л.П., Кошеленко Г.А. Причины и обстоятельства падения «Ликургова строя» в Спарте // ПИФК. – 2008. – Вып. XIX. – С. 5-27: http://elibrary.ru/item.asp?id=12158742

10. Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). – СПб.: Гуманитарная академия, 2001. – 510 с.: http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/books/pechatnova/index.htm

11. Печатнова Л.Г. Религиозная власть спартанских царей // Античная древность и средние века. – 2004. – Вып. 35. – С. 25-43: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/2845/1/adsv-35-03.pdf

12. Печатнова Л.Г. Противостояние Клеомена и Демарата: к вопросу о соотношении властных структур в Спарте // ВДИ. – 2006. – № 4. – С. 29-49 (УК 10).

13. Печатнова Г.Л. Способы отрешения от власти спартанских царей // Мнемон. – 2009. – Вып. 8. – С. 65-102: http://centant.spbu.ru/centrum/publik/kafsbor/mnemon/2009/05.pdf

14. Суриков И.Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Година междоусобиц. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. – 328 с.: http://www.sno.pro1.ru/lib/surikov_politiki_v_kontekste_epokhi3/index.htm

ТЕКСТЫ ИСТОЧНИКОВ.

Государственные институты управления.

Совет старейшин.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург, 5.

Из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным был Совет старейшин. В соединении с горячечной и воспаленной, по слову Платона, царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия. Государство, которое носилось из стороны в сторону, склоняясь то к тираннии, когда победу одерживали цари, то к полной демократии, когда верх брала толпа, положив посредине, точно балласт в трюме судна, власть старейшин, обрело равновесие, устойчивость и порядок: двадцать восемь старейшин теперь постоянно поддерживали царей, оказывая сопротивление демократии, но в то же время помогали народу хранить отечество от тираннии. Названное число Аристотель объясняет тем, что прежде у Ликурга было тридцать сторонников, но двое, испугавшись, отошли от участия в деле. Сфер же говорит, что их с самого начала было двадцать восемь. Возможно, причина здесь та, что это число возникает от умножения семи на четыре и что, после шести оно первое из совершенных, ибо равно сумме своих множителей. Впрочем, по-моему, Ликург поставил двадцать восемь старейшин скорее всего для того, чтобы вместе с двумя царями их было ровно тридцать. Перевод С.П. Маркиша.

Аристотель. Политика, II, 17.

Неладно у них обстоит дело и с властью геронтов. Если они – люди порядочные и благодаря воспитанию обладают качествами, присущими совершенному человеку, то всякий немедленно признает их пользу для государства, хотя бы даже возникло сомнение, правильно ли то, что они являются пожизненными вершителями всех важных дел, ведь как у тела, так и у разума бывает старость. Но если геронты получают такого рода воспитание, что сам законодатель относится к ним с недоверием, не считая их совершенными мужами, то герусия не безопасна для государства. Люди, занимающие эту должность, оказывается, бывают доступны подкупу и часто приносят в жертву государственные дела ради угождения. Поэтому было бы лучше, если бы они не были освобождены от всякого контроля, а теперь это именно так. Правда, на это можно возразить, что всех должностных лиц контролируют эфоры. Однако это обстоятельство и дает в руки эфории слишком большое преимущество, да и самый способ осуществления контроля, по нашему мнению, должен быть иным. Сверх того, и способ избрания геронтов в отношении оценки их достоинства тоже ребяческий; неправильно и то, что человек, стремящийся удостоиться избрания на эту должность, сам хлопочет об этом, тогда как следует, чтобы достойный занимал должность независимо от того, хочет он этого или не хочет. Теперь же и в этом отношении, как равно и в остальных делах, касающихся государственного строя, законодателем руководило, по-видимому, одно соображение: он стремился вселить в граждан честолюбие и хочет играть на нем же в деле избрания геронтов. Ведь никто не станет добиваться должности, не будучи честолюбивым. Однако же и большая часта сознательных преступлений совершается людьми именно вследствие честолюбия и корыстолюбия. Перевод А.И. Доватура

Народное собрание.

Эфорат.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург, 7.

Итак Ликург придал государственному управлению смешанный характер, но преемники его, видя, что олигархия все еще чересчур сильна, что она, как говорил Платон, надменна и склонна ко гневу, набрасывают на нее, словно узду, власть эфоров-блюстителей[5] – приблизительно сто тридцать лет спустя после Ликурга, при царе Феопомпе[6]. Первыми эфорами были Элат и его товарищи. Перевод С.П. Маркиша.

Ксенофонт. Лакедемонская полития, 15, 7.

Эфоры и цари ежемесячно обмениваются клятвами: эфоры присягают от лица полиса, царь – от своего имени. Царь клянется править сообразно с законами, установленными в государстве, а полис обязуется сохранять царскую власть неприкосновенной, пока царь будет верен своей клятве. Перевод М.Н. Ботвинника.

Ксенофонт. Лакедемонская полития, 8, 3-4.

Естественно, что те же самые люди [самые знатные и влиятельные в Спарте] совместно [с Ликургом] учредили и власть эфоров, поскольку они считали, что повиновение является величайшим благом и для государства, и для армии, и для частной жизни; ибо чем большей властью обладает правительство, тем скорее, как они считали, оно и граждан заставит себе подчиняться. Так вот эфоры имеют право наказывать любого, кого только пожелают, и они обладают властью немедленно привести приговор в исполнение. Им дана также власть отстранять от должности еще до истечения срока их службы и даже заключать в тюрьму любых магистратов. Однако присудить их к смертной казни может только суд. Имея столь большую власть, эфоры не позволяют должностным лицам, как это имеет место в других полисах, в течение их служебного года делать все, что те сочтут нужным, но подобно тиранам или руководителям гимнасических состязаний, немедленно подвергают наказанию тех, кого уличат в противозаконии. Перевод. Л.Г. Печатновой.

Царская власть.

Военные должности.

Общая характеристика спартанского строя.

Общественные отношения.

Передел земли в Спарте.

Раздел движимого имущества.

Учреждение общих трапез.

Периэки в структуре спартанского полиса.

Геродот. История, IX, 85.

Эллины же после раздела платейской добычи приступили к погребению павших – каждый город своих. Лакедемоняне выкопали три могилы. В одной они похоронили иренов[28] (в их числе были Посидоний, Амомфарет, а также Филокион и Калликрат); в другой – всех остальных спартанцев, а в третьей – илотов. Так погребали [своих воинов] спартанцы. Перевод Г.А. Стратановского.

Спартанская илотия.

Либаний. Речи, 25, 63.

Лакедемоняне дали себе против илотов полную свободу убивать их, и о них Критий говорит, что в Лакедемоне существует самое полное рабство одних и самая полная свобода других.

«Ведь из-за чего другого, – говорит сам Критий, – как не из-за недоверия к этим самым илотам спартиат отбирает у них дома ручку щита? Ведь он не делает этого на войне, потому что там часто необходимо быть в высшей степени расторопным. Он всегда ходит, держа в руках копье, чтобы оказаться сильнее илота, если тот взбунтуется, будучи вооружен одним лишь щитом. Они изобрели себе также и запоры, с помощью которых они полагают преодолеть козни илотов».

Это было бы то же самое (критикует Либаний Крития), что жить совместно с кем-нибудь, испытывая перед ним страх и не смея отдохнуть от ожидания опасностей. И как могут те, которых и во время завтрака, и во сне, и при отправлении какой-либо другой потребности, вооружает страх по отношению к рабам, как могут такие люди… нслаждаться настоящей свободой?.. Подобно тому, как цари у них отнюдь не были свободными, ввиду того, что эфоры имели власть вязать и казнить царя, так и все спартиаты лишились своей свободы, живя в условиях ненависти со стороны рабов. Перевод А.Я. Гуревича.

Заговор Кинадона.

Фукидид. История, V, 34, 1.

Тем же летом вернулось из Фракии войско, отправленное туда во главе с Брасидом; его привел назад Клеарид после заключения мира. Лакедемоняне решили даровать свободу илотам, сражавшимся под начальством Брасида, с правом жить где угодно. Вскоре, однако, лакедемоняне, будучи уже во вражде с элейцами переселили освобожденных илотов вместе с неодамодами в Лепрей на границе Лаконии и Элиды. Перевод Г.А. Стратановского.

Тиртей. Лирика, 5.

Так как потомки вы все необорного в битвах Геракла,
Будьте бодры, еще Зевс не отвратился от нас!
Вражеских полчищ огромных не бойтесь, не ведайте страха,
Каждый пусть держит свой щит прямо меж первых бойцов,
Жизнь ненавистной считая, а мрачных посланниц кончины -
Милыми, как нам милы солнца златые лучи!
Опытны все вы в делах многослезного бога Арея,
Ведомы вам хорошо ужасы тяжкой войны,
Юноши, вы и бегущих видали мужей и гонящих;
Зрелищем тем и другим вдоволь насытились вы!
Воины те, что дерзают, смыкаясь плотно рядами,
В бой рукопашный вступать между передних бойцов,
В меньшем числе погибают, а сзади стоящих спасают;
Труса презренного честь гибнет мгновенно навек:
Нет никого, кто бы мог до конца рассказать все мученья,
Что достаются в удел трусу, стяжавшему стыд!
Трудно решиться ведь честному воину с тылу ударить
Мужа, бегущего вспять с поля кровавой резни;
Срамом покрыт и стыдом мертвец, во прахе лежащий,
Сзади пронзенный насквозь в спину копья острием!
Пусть же, широко шагнув и ногами в землю упершись,
Каждый на месте стоит, крепко губу закусив,
Бедра и голени снизу и грудь свою вместе с плечами
Выпуклым кругом щита, крепкого медью, прикрыв;
Правой рукою пусть он потрясает могучую пику,
Грозный шелома султан над головой всколебав;
Пусть среди подвигов ратных он учится мощному делу
И не стоит со щитом одаль летающих стрел;
Пусть он идет в рукопашную схватку и длинною пикой
Или тяжелым мечом насмерть врага поразит!
Ногу приставив к ноге и щит свой о щит опирая,
Грозный султан - о султан, шлем - о товарища шлем,
Плотно сомкнувшись грудь с грудью, пусть каждый дерется с врагами.
Стиснув рукою копье или меча рукоять!

Перевод В.В.Латышева.

 


[1] Ретра – архаическое греческое название договоров или законов.

[2] Обы – городские общины в Спарте.

[3] Портик – крытая галерея, открытая с одной стороны.

[4] Правили в 30-20-е гг. VIII в. до н.э.

[5] Эфоры – коллегия высших должностных лиц в Спарте. Их главной обязанностью был контроль за царями.

[6] Феопомп правил в 786-739 гг. до н.э.

[7] Гомеи – сословие мужчин в Спарте, обладавших всей полнотой политических прав.

[8] Пентекостер – командир одного из подразделений фаланги.

[9] Скириты – горцы с северных границ Лакедемона.

[10] Агема – царский отряд.

[11] Мора – подразделение воинов в фаланге.

[12] Элланодики – судьи.

[13] Лафиропол – должностное лицо, занимавшееся сбором и продажей военной добычи.

[14] Периэки – неполноправная часть населения Спарты. Они являлись лично свободными, но не могли занимать государственные должности.

[15] Медимн – основная единица меры сыпучих тел, равная ок. 52, 5 л.

[16] Хеник – единица емкости, равная 1, 08 л.

[17] Геронты – старейшины, входившие в состав геруссии.

[18] Клеомен – спартанский царь (525-490 гг. до н.э.)

[19] Демарат – спартанский царь (515-491 гг. до н.э.)

[20] Илоты – земледельческое население, являющееся собственностью полиса.

[21] Наварх – главнокомандующий спартанским флотом.

[22] Лакедемон – название греческого полиса на Пелопоннесе, который в источниках часто именуется Спартой.

[23] Сисситии – общественные обеды в Спарте.

[24] Лакония – область в юго-восточной части Пелопоннеса.

[25] Полидор – легендарный царь Лаконии, правивший в VIII в. до н.э.

[26] Мина – железная монета в Спарте, весом 440-600 гр.

[27] Оратор – человек, произносящий речь перед присутствующими и обладающий даром красноречия.

[28] Ирены – юноши в возврасте от 20 до 30 лет.

[29] Мессенские войны – три войны между Спартой и Мессенией (ок. 743-724 гг. до н.э., 685-668 гг. до н.э., 464-455 гг. до н.э.)

[30] Криптии – карательные экспедиции против илотов в Спарте.

[31] Агис IV – спартанский царь-реформатор (262-241 гг. до н.э.)

[32] Речь идет о Третьей Мессенской войне.

[33] Архидам II (469-427 гг. до н.э.)

[34] Агесилай II (442-358 гг. до н.э.)

[35] Кинадон – глава неудавшегося заговора в Спарте в 399 г. до н.э.

[36] Агора – городская площадь для народных собраний.

[37] Неодамоды – вольноотпущенные илоты.

[38] Гипомейоны – спартиаты, потерявшие часть своих гражданских прав.

[39] Малая экклесия – орган управления в Спарте. В ней могли принимать участие только гомеи.

[40] Авлон – город и ущелье на р. Кипариссе в Мессении с храмом Асклепия.

[41] Скитала – папка для секретной заграничное переписки.

[42] Гармост – должностное лицо, назначаемое в Спарте для надзора в периэкских поселениях.

[43] Эпитадей – спартанский эфор, который во время правления царя Агесилая II ввел закон, который фактически разрешал какие-либо операции с земельным наделом.

[44] Лисандр – спартанский полководец и наварх (452-396 гг. до н.э.)

[45] Калликратид – наварх, который в 406 г. до н.э. сменил Лисандра.

[46] Имеется ввиду Кир Младший, являвшийся сыном Дария II и младшим братом персидского царя Артаксеркса II Мнемона (404-359 гг. до н.э.)

[47] Лидия – государство, расположенное в западной части Малой Азии.

[48] Имеется ввиду Кир Младший, являвшийся сыном Дария II и братом персидского царя Артаксеркса II Мнемона (404-359 гг. до н.э.).

[49] 406 г. до н.э.

[50] Софист – человек, прибегающий к софизмам для доказательства заведомо неверных мыслей или суждений.

[51] Форос – денежная подать.

[52] Талант – серебряная монета, а также мера у древних греков. Наибольшее распространение получил аттический талант (25, 9 кг).

[53] Эпистолей – начальник морского флота в Спарте, первый после наварха.

[54] Гилипп – спартанский военачальник, утаивший часть военной добычи, за что был приговорен к смерти, но успел бежать.

[55] Хитон – мужская и женская одежда древних греков, представляющее собой подобие рубашки.

[56] Гиматий – верхняя одежда у древних греков, состоящая из продолговатого четырехугольного куска шерстяной ткани.

[57] Педоном – должностное лицо в Спарте, избираемое советом старейшин для наблюдения за нравственным поведением и физическими упражнениями детей.

[58] Соитие – любовная связь в Древней Греции.

[59] Палестра – гимнастическая школа для мальчиков в возрасте от 12 до 16 лет.

[60] Агон – борьба или состязание.

[61] Гиппагрет – начальник отборного отряда воинов, состоявшего из трехсот спартанцев.

ТЕМА №3. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ СПАРТЫ.

1. Характеристика источников.

2. «Ликургов строй».

3. Спартанская олигархия:

а) народное собрание;

б) герусия;

в) коллегия эфоров;

г) царская власть;

д) военные должности.

4. Положение периэков.

5. Спартанская илотия.

6. Кризис спартанского полиса (конец V – начало IV в. до н. э.)

7. Система воспитания в Древней Спарте.

Основная литература.

1. История Древней Греции: учебник для студентов вузов / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 2003. – 399 с. Глава VII, XIII.

2. История Европы. Т. I. Древняя Европа / Отв. ред. Е.С. Голубцова. – М.: Наука, 1988. – 704 с. Глава 6 (2-3).

 

Дополнительная литература.

3. Андреев Ю.В. Архаическая Спарта: искусство и политика. – СПб.: Нестор-История, 2008. – 342 с.:http://www.sno.pro1.ru/lib/andreev_arkhaicheskaya_sparta/index.htm

4. Дарвин А.Л. Монархические тенденции в политическом развитии Спарты позднеархаического-классического времени (к. VI-IV в. до н. э.) // Мнемон. – 2002. – Вып. 1. – С. 43-60: http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/kafsbor/mnemon/2002/darvin.htm

5. Зайков А.А. К вопросу о статусе лакедемонских периэков. Часть I // Исседон. Альманах по древней истории и культуре. Т. II. – Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2003. – С. 5-16: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3652/1/issedon-02-03.pdf

6. Зайков А.А. К вопросу о статусе лакедемонских периэков. Часть II // Исседон. Альманах по древней истории и культуре. Т. III. – Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2005. – С. 69-85: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3673/1/issedon-03-06.pdf

7. Зайков А.В. Еще раз к проблеме дорожной юрисдикции спартанских царей // Античная древность и средние века. – 2006. – Вып. 37. – С. 5-21: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/2975/1/adsv-37-01.pdf

8. Зайков А.В. Скириты и вопрос о лакедемонском гражданстве // Исседон. Альманах по древней истории и культуре. Т. IV. – Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2007. – С. 26-58: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3689/1/issedon-04-03.pdf

9. Маринович Л.П., Кошеленко Г.А. Причины и обстоятельства падения «Ликургова строя» в Спарте // ПИФК. – 2008. – Вып. XIX. – С. 5-27: http://elibrary.ru/item.asp?id=12158742

10. Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). – СПб.: Гуманитарная академия, 2001. – 510 с.: http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/books/pechatnova/index.htm

11. Печатнова Л.Г. Религиозная власть спартанских царей // Античная древность и средние века. – 2004. – Вып. 35. – С. 25-43: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/2845/1/adsv-35-03.pdf

12. Печатнова Л.Г. Противостояние Клеомена и Демарата: к вопросу о соотношении властных структур в Спарте // ВДИ. – 2006. – № 4. – С. 29-49 (УК 10).

13. Печатнова Г.Л. Способы отрешения от власти спартанских царей // Мнемон. – 2009. – Вып. 8. – С. 65-102: http://centant.spbu.ru/centrum/publik/kafsbor/mnemon/2009/05.pdf

14. Суриков И.Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Година междоусобиц. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. – 328 с.: http://www.sno.pro1.ru/lib/surikov_politiki_v_kontekste_epokhi3/index.htm

ТЕКСТЫ ИСТОЧНИКОВ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.13.1 (0.06 с.)