Превышение полномочий власти ст. 308 УК РК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Превышение полномочий власти ст. 308 УК РК



Непосредственным объектом превышения власти или должностных полномочий является нормальная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления. Дополнительным объектом в ряде случаев может быть честь, достоинство, свобода, здоровье человека, его конституционные права, отношения собственности, другие права и законные интересы граждан или организаций, охраняемые законом интересы общества или государства. Объективная сторона данного преступления выражается в совершении лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций,либо приравненным к нему лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий. Рассматриваемый состав преступления является материальным, поэтому для его наличия необходимо наступление общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и причинной связи между указанным деянием и наступившими последствиями. Превышение лицом своих прав и полномочий может выражаться в следующих формах: а)лицо совершает действия, входящие в компетенцию другого должностного лица, в том числе вышестоящего (заместитель Акима района совершает действие, входящее в компетенцию Акима); б)лицо единолично совершает действие, входящее в компетенцию коллегиального органа (секретарь Маслихата издаёт акт от имени этого органа без обсуждения и принятия соответствующего решения на сессии Маслихата); в)лицо совершает действие, являющееся правомерным лишь при наличии особых условий (работник полиции применяет оружие без достаточных для этого оснований; г)лицо совершает действие, которое никто ни при каких условиях совершать не вправе (руководитель государственного органа наносит побои своему подчинённому). Для того, чтобы констатировать превышение прав и полномочий лица необходимо знать их точный объём, который определяется различными правовыми актами: законами, подзаконными НПА, должностными инструкциями, ведомственными приказами и др. При этом важно, чтобы акт, наделяющий лицо тем или иным полномочием, сам соответствовал закону. В противном случае вступают в действие положения ч.02 ст.37, согласно которой лицо, выполнившее заведомо незаконный приказ, несёт ответственность на общих основаниях. Например, приказ начальника органа внутренних дел о применении к подозреваемым в совершении преступления пытки является незаконным и его нельзя рассматривать в качестве акта, наделяющего следователя правом применения насилия к допрашиваемым.

Что касается таких признаков объективной стороны рассматриваемого преступления, как последствия и причинная связь, то их характеристика совпадает с рассмотренными в комментарии к ст.307 соответствующими признаками объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым или косвенным умыслом. При этом виновный должен чётко сознавать, что его действия явно, т.е. очевидно, в первую очередь, для него самого превышают его должностные полномочия, предвидеть наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и желать этих последствий, либо сознательно допускать их наступления или относиться к этому безразлично. В отличие от злоупотребления должностными полномочиями для рассматриваемого состава не обязательно наличие в действиях субъекта специальной цели. Мотивы преступления на квалификацию также не влияют, хотя и могут учитываться судом при назначении наказания. Субъектом преступления по ч.01 комментируемой статьи является лицо, уполномоченное на выполнение государственных функции (см. примечание 02 к ст.307), по ч.02 – должностное лицо (см. примечание 03 к ст.397), а по ч.03 – лицо, занимающее ответственную государственную должность (см. примечание 04 к ст.307). Ст.307. Примечания: 2. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются: 1) лица, избранные в органы местного самоуправления; 2) граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента РК и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления; 3) служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета РК. Ст.307. 3. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах РК, других войсках и воинских формированиях РК. 4. Под лицами, занимающими ответственную государственную должность, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РК, конституционными и иными законами РК для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, а равно лица, занимающие согласно законодательству РК о государственной службе политические должности государственных служащих.

Квалифицирующие признаки. То же деяние, совершенное должностным лицом. 3. То же деяние, совершенное лицом, занимающим ответственную государственную должность. 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия либо совершенные: а) с применением насилия или угрозы его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям.

Дача взятки ст.312 УК РК

Дача взятки (ст. 312 УК РК). – Дача взятки лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу лично или через посредника.

Объектом данного преступления являются интересы государственной службы и государственного управления.

Предмет дачи взятки совпадает с предметом преступления, предусмотренного ст.311, т.е. предметом могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, право на имущество, выгоды имущественного характера.

Объективная сторона дачи взятки (ч.01 ст.312) выражается в даче взятки лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций либо приравненному к нему лицу лично или через посредника. Данный состав преступления является формальным. Дача взятки считается оконченной с момента принятия её в полном объёме или в части взяткополучателем независимо от того, выполнило оно какие – либо действия (бездействие) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц или нет. Принятие виновным взятки является обязательным условием для признания дачи взятки оконченным преступлением. Если лицо не приняло взятку (отвергло её, либо не успело принять), то содеянное квалифицируется как покушение на дачу взятки либо, при соответствующих обстоятельствах, как провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст.349).

С субъективной стороны дача взятки характеризуется прямым умыслом и наличием цели склонить взяткополучателя к совершению в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), указанных в части 01 ст.311. Субъект должен сознавать, что даёт лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций либо приравненному к нему лицу взятку за совершение в свою пользу или пользу представляемых им лиц действий (бездействия) либо за общее покровительство или попустительство по службе. Как отметил Пленум Верховного Суда РК в указанном выше постановлении, «действия виновных должны признаваться дачей и получением взятки и в тех случаях, когда условия получения ценностей, услуг или льгот хотя специально не оговариваются, но участники преступления сознают, что взятка вручается с целью удовлетворения и интересов взяткодателя. При этом взяткодатель должен сознавать, что обусловленные взяткой действия (бездействие) взяткополучателя входят в круг служебных полномочий последнего либо взяткополучатель в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию). Передача ценностей с другой целью (например, рассчитывая тем самым добиться его расположения и попросить руки его дочери) не образует состава дачи взятки.

Субъектом дачи взятки может быть любое лицо, достигшее 16 – летнего возраста.

Квалифицирующие признаки. Дача взятки должностному лицу, а равно дача взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействия). 3. Дача взятки лицу, занимающему ответственную государственную должность. 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в крупном размере; в) неоднократно. 5. Деяния, предусмотренные частями первой, второй, третьей или четвертой настоящей статьи, если они совершены в особо крупном размере



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.007 с.)