Загрязнение, засорение или истощение вод ст. 281 УК РК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Загрязнение, засорение или истощение вод ст. 281 УК РК



Объектом преступления является экологическая безопасность, обеспечиваемая рациональным использованием и охраной водной среды от загрязнения, засорения, истощения, иной порчи, а также водная среда. Факультативными объектами могут быть: экологическое равновесие и жизнеспособность животного и растительного мира, рыбных запасов, а также лесное и сельское хозяйство как природные блага и общественное достояние, здоровье человека. В особо квалифицированном составе преступления жизнь человека является дополнительным объектом посягательства.
На основании ст. 4 Водного кодекса РК от 9 июля 2003 г. водный фонд включает в себя совокупность всех водных объектов в пределах территории РК, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр. К водным объектам РК относятся сосредоточения вод в рельефах поверхности суши и недрах земли, имеющие границы, объем и водный режим. Ими являются: моря, реки, приравненные к ним каналы, озера, ледники и другие поверхностные водные объекты, части недр, содержащие подземные воды (ст. 5 Водного кодекса). Водные ресурсы РК представляют собой запасы поверхностных и подземных вод, сосредоточенных в водных объектах, которые используются или могут быть использованы (ст. 6 Водного кодекса).
Охрана водных объектов – деятельность, направленная на сохранение, восстановление и воспроизводство водных объектов, а также недопущение вредного воздействия вод (п. 41 ст. 1 Водного кодекса). Водные объекты подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты, морские воды РК; трансграничные воды.
Поверхностные водные объекты подразделяются на:
водоемы – реки и приравненные к ним каналы, озера, водохранилища, пруды и другие внутренние водоемы, территориальные воды;
ледники, болота.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод (ст. 12 Водного кодекса).
К подземным водным объектам относятся:
1) водоносные зоны, горизонты и комплексы горных пород;
2) бассейн подземных рек;
3) месторождения и участки подземных вод;
4) естественный выход подземных вод на суше или под водой;
5) обводненные участки.
К морским водам РК, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными РК, относятся воды Каспийского и Аральского морей в пределах государственной границы РК. Береговая линия морских вод РК устанавливается в порядке, определяемом Правительством РК (ст.14 Водного кодекса).
Трансграничными водами являются поверхностные и подземные водные объекты, которые обозначают и (или) пересекают государственную границу.
Объективную сторону преступления образуют: а) загрязнение; б) засорение; в) истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения; г) иное изменение их природных свойств.
Согласно ст. 113 Водного кодекса загрязнением водных объектов признается сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или загрязняющих веществ, ухудшающих качественное состояние и затрудняющих использование водных объектов. Орана водных объектов осуществляется от всех видов загрязнения (загрязнение через поверхность земли и воздух).
В целях охраны водных объектов от загрязнения запрещается:
1) применение ядохимикатов, удобрений на водосборной площади водных объектов. Дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия на водосборной площади и зоне санитарной охраны водных объектов проводятся по согласованию с уполномоченным органом в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения;
2) сброс и захоронение радиоактивных и токсичных веществ в водные объекты;
3) сброс в водные объекты сточных вод промышленных, пищевых объектов, не имеющих сооружений очистки и не обеспечивающих в соответствии с нормативами эффективной очистки;
4) проведение на водных объектах взрывных работ, при которых используются ядерные и иные виды технологий, сопровождающиеся выделением радиоактивных и токсичных веществ;
5) применение техники и технологии на водных объектах и водохозяйственных сооружениях, представляющих угрозу здоровью населения и окружающей среде.
Под засорением водных объектов следует понимать попадание в них твердых производственных, бытовых и других отходов, а также взвешенных частиц в результате чего ухудшается гидрологическое состояние водного объекта и затрудняется водопользование (ч. 1 ст. 11 Водного кодекса).
Сброс в водные объекты и захоронение в них твердых, производственных, бытовых и других отходов запрещается (ч. 2 ст. 114 Водного кодекса).
Не допускается засорение водосборных площадей водных объектов, ледяного покрова водных объектов, ледников твердыми, производственными, бытовыми и другими отходами, смыв которых повлечет ухудшение качества поверхностных и подземных водных объектов (ч. 3 ст. 114 Водного кодекса).
Истощенностью водных объектов признается уменьшение минимально допустимого уровня сток запасов поверхностных вод или сокращение запасов подземных вод (ч. 1 ст. 110 Водного кодекса).
В целях предотвращения истощенности водных объектов физические и юридические лица, пользующиеся водными объектами, обязаны:
1) не допускать сверхлимитного безвозвратного изъятия воды из водных объектов;
2) не допускать на территории водоохранных зон и полос распашки земель, купки и санитарной обработки скота, возведения построек и ведения других видов хозяйственной деятельности, приводящих к истощению водных объектов;
3) проводить водоохранные мероприятия (ч. 2 ст. 115 Водного кодекса).
Водоохранные мероприятия, направленные на предотвращение водных объектов от истощения, проводимые физическими и юридическими лицами, предварительно согласовываются с уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда, центральным исполнительным органом РК в области охраны окружающей среды и уполномоченным органом по использованию и охране недр (ч. 3 ст. 115 Водного кодекса).
Под иным изменением природных свойств поверхностных, подземных водных объектов и источников питьевого водоснабжения понимается существенное изменение первоначального химического, физического или биологического состава. Например, существенное изменение теплового режима воды вследствие деятельности тепловых электростанций угрожает размножению многих видов рыб и тому подобному.
Совершение любого из названных действий влечет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 281 УК РК в том случае, если они повлекли причинение существенного вреда животному и растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.
Под существенным вредом животному миру следует понимать возникновение болезней и гибель водных и иных животных. Существенный вред характеризуется, кроме того, экологической ценностью утраченного природного объекта, уничтоженных животных, изменением их генетического фонда.
Существенный вред растительному миру означает гибель, мутацию, болезнь или повреждение (до степени прекращения роста) значительного количества растительных организмов, территории их произрастания, например в связи с усыханием древесно-кустарниковой растительности по берегам водоема, изменение генетического фонда растений.
Существенный вред рыбным запасам представляет собой их уничтожение, а также уничтожение мест нереста и нагула, заболевания и гибель рыб, в том числе массовое изменение их генетического фонда.
Существенный вред лесному хозяйству может выражаться в уничтожении лесов на какой - либо территории, в их заболевании, в том числе в высыхании леса, вынужденная массовая миграция диких животных и птиц и т.д.
Под существенным вредом сельскому хозяйству понимается изменение деградации земель, вывод их из сельскохозяйственного оборота, уничтожение, в числе подтопление и затопление, или заражение сельскохозяйственных посевов или насаждений, гибель или заболевание сельскохозяйственных животных и т.д.
Обязательным признаком объективной стороны состава рассматриваемого преступления является причинная связь между загрязнением, засорением и истощением вод и вредными последствиями.
Субъективная сторона преступления выражается в форме косвенного умысла, когда лицо осознает общественную опасность совершаемого им деяния как нарушающего установленный уголовным и экологическим законодательством запрет на загрязнение, засорение водных объектов или запреты на превышение объемов или качественный состав сбрасываемых в воды веществ и отходов, материалов и т.п., допускает наступление указанных последствий либо относится к их наступлению безразлично. Квалифицированные составы по ч.3 ст. 281 УК характеризуются двойной формой вины, поскольку по отношению к последствию в виде наступления смерти человека предусмотрена неосторожность.
Субъектом преступления может быть как должностное, так и частное лицо, достигшее 16-летнего возраста, загрязняющее водные объекты.
В части 2 ст. 281 УК РК установлена ответственность за загрязнение вод, повлекшее причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животного или растительного мира, а равно совершенное на особо охраняемых природных территориях либо территориях с чрезвычайной экологической ситуацией.
Под причинением вреда здоровью понимается причинение легкого вреда здоровью независимо от того, повлекло ли оно утрату трудоспособности, либо тяжкого или средней тяжести вреда здоровью.
Под массовой гибелью животных понимается уничтожение большого количества (стаи, стада, и т.п.) диких зверей, птиц, рыб, других водных животных, находящихся в состоянии естественной свободы.
В соответствии с п.2 ст. 61 Закона РК «Об особо охраняемых природных территориях» от 7 июля 2006 г. особо охраняемая территория - участки земель, водных объектов и воздушного пространства над ними, природными комплексами и объектами государственного природно–заповедного фонда для которых установлен режим особой охраны (ч.1 ст. 9 Экологического кодекса).
Охрана особо охраняемых природных территорий – комплекс мероприятий, которые могут проводиться на особо охраняемой природной территории для выявления и пресечения нарушений законодательства РК в области особо охраняемых природных территорий, предупреждения, обнаружения и ликвидации пожаров (п. 4 ст. 1 Закона и ч.1 ст. 9Экологического кодекса).
Государственный природно–заповедный фонд – совокупность взятых под государственную охрану объектов окружающей среды, которые имеют особую экологическую, научную, историко – культурную и рекреационную ценность в качестве природных эталонов, уникумов и реликтов, генетического резерва, предмета научных исследований, просвещения, образования, туризма и рекреации (п. 9 ст. 1 Закона и ч.1 ст. 8 Экологического кодекса).
Объекты государственного природно–заповедного фонда – геологические, гидрогеологические, гидрологические, зоологические, ботанические и ландшафтные объекты и их комплексы, отдельные виды (популяции) животных и растений (в том числе редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений, занесенные в Красную книгу РК), имеющие особо экологическое, научное, историко–культурное и рекреационное значение (п. 10 ст. 1 Закона).
Особо охраняемые природные территории в зависимости от значимости объектов государственного природно–заповедного фогда относятся к категории республиканского или местного значения.
В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий республиканского значения:
государственные природные заповедники;
государственные национальные природные парки;
государственные природные резерваты;
государственные зоологические парки;
государственные ботанические сады;
государственные дендрологические парки;
государственные памятники природы;
государственные природные заказники;
государственные заповедные зоны (ст. 14 Закона РК (Об особо охраняемых природных территориях»).
В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий местного значения:
государственные региональные природные парки;
государственные зоологические парки;
государственные ботанические сады;
государственные дендрологические парки;
государственные памятники природы;
государственные природные заказники;
Законодательными актами РК могут быть предусмотрены и иные виды особо охраняемых природных территорий.
Отнесение особо охраняемых природных территорий к категории республиканского значения производится Правительством РК по представлению уполномоченного органа, к категории местного значения – областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами по согласованию с уполномоченным органом.
Перевод особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущий снижение ее статуса, производится при частичной или полной утрате ее особой ценности и уникальности в результате чрезвычайной ситуации природного и (или) техногенного характера.
Согласно ч.1 ст. 173 Экологического кодекса РК от 9 января 2007 г. под чрезвычайной экологической ситуацией понимается экологическая обстановка, возникшая на участке территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности или естественных природных процессов происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.
При чрезвычайной экологической ситуации на отдельных территориях РК могут быть запрещены или ограничены отдельные виды хозяйственной деятельности и природопользования, проводятся оперативные мероприятия по восстановлению (воспроизводству) природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, социальной защите населения в порядке, предусмотренном законодательством.
В целях изучения территории, на которой предполагается чрезвычайная экологическая ситуация или экологическое бедствие, создается комиссия.
Материалы обследования территорий с заключением уполномоченных государственных органов в области здравоохранения, науки и научно- технической деятельности и образования передаются в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды для проведения государственной экологической экспертизы.
На основании положительных заключений государственной экологической экспертизы уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, а также заключений уполномоченных государственных органов в области здравоохранения, науки и научно- технической деятельности и образования территория объявляется:
зоной чрезвычайно экологической ситуации – постановлением Правительства РК;
зоной экологического бедствия – законом РК (ст. 174 Экологического кодекса).
Часть 3 ст. 281 УК РК предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2, повлекшие по неосторожности смерть человека.
В силу прямого указания закона отношение лица к смерти как последствию деяния, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 281 УК РК, может быть только в форме неосторожной вины.
Деяния, повлекшие загрязнение морских вод, надлежит квалифицировать по ст. 283 УК РК.
Преступления, предусмотренные ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 281, относятся к преступлениям небольшой тяжести.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.004 с.)