Понимающая социология (М. Вебер) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимающая социология (М. Вебер)



Новый подход к изучению соц.явлений – понимающая социология: нельзя изучать общество так, как мы изучаем природу, т.к. она для человека внешнее, а общество – иная среда, т.к. мы находимся внутри его, а в нас – отпечаток общества →мы не должны использовать для постижения общества те же методы, что и для природы (позаимствовано из неокантианства).

1) Эмпатия – способ исследования общества – попытка встать на точку зрения другого человека и проникнуться его проблемами. Ввел категорию отнесения ценностей – интеллектуальная операция, при которой мы рассматриваем каждое явление в том социально-историческом контексте, в котором оно возникло, пытаясь понять, что оно значило в то время для тех людей.

2) Оценочные суждения – своего рода субъективная характеристика, формулируемая часто на основе стереотипов. Ученый должен избегать оценочных суждений →мы не можем понять все, например, смысл соц.действия, а можем только описать его + мы не в состоянии понять действия, совершаемые группой или массой людей, а надо ориентироваться на индивидуальные действия.

3) Эффективный способ понимания соц.явлений и процессов – идеальный тип (см.ниже)

 

Идеальный тип (М. Вебер)

Эффективный способ понимания соц.явлений и процессов – идеальный тип, то есть создание модели какого-либо явления – процесса, содержащие все значимые характеристики этого явления или процесса.2 типа:

1) Исторически идеальный тип: исследователь должен основательно изучить исторические документы и выбрать наиболее значимые характеристики какого-либо явления. Этот тип имеет ограниченное значение, так как он всегда привязан к контексту.

2) Соц.вариация – не ограниченно контекстом.

Формальная социология (Г. Зиммель)

Первой по настоящему профессиональной научной школой социологии в Германии стала “формальная социология”. По своей содержательной и организационной роли значение этой школы для развития социологической науки можно сравнивать с Дюркгеймовской школой во Франции. Свое название школа получила потому, что, борясь с эволюциционалистским натурализмом, истоки которого были заложены Контом и Спенсером, “ формалисты” стремились поместить все социальные явления и отношения в рамки конечного набора элементов социологических понятий. Форма в анализе стала важнейшим элементом научного анализа общественных явлений и тенденций. К школе принадлежали видные не только в Германии ученые, ведущими из которых являются Зиммель, Теннис, Л. фон Визе, Фиркандт. Зиммель является одним из основоположников формальной социологии, название которой подразумевает, что она строится на аналитическом основании. Рассмотрим его социологию форм: Формальная, или чистая социология, по Зиммелю, исследует формы взаимодействия между индивидами, образующими общество, отделяя их “от содержания, в котором живут эти формы”. Зиммель утверждал, что определенные социальные формы обладают априорным, или “необходимым” характером, отличаясь своим эмпирическим выпажением в определенных социальных ситуациях. Сумма этих форм связи образует собственно общество, и само “обобществление” есть форма, в которую облекается содержание взамодействия индивидов. Ключевое понятие Зиммелевской социологии – социальная группа (социация), размер которой прямо пропорционален свободе ее членов (чем меньше группа, тем более сплоченно она функционирует). Таким образом, задачу социологии Зиммель видел в том, чтобы абстрагировать свои социальные формы – понятия, как геометрия абстрагирует пространственные формы от физических объектов, а грамматика отделяет свои формы от языка и конкретных слов. Существует три основные группы форм: социальные процессы (подчинение, господство, соперничество, примирение), социальные типы, социальные модели поведения. Создавая концепцию формальной социологии, Зиммель выделял в рамках социологического знания философскую социологию и историческую социологию.

 

Социальное взаимодействие (Г. Зиммель)

Зиммель рассматривал социальную жизнь через призму социального взаимодействия (Wechselswirkung). Согласно Зиммелю, социология является наукой о взаимодействиях между индивидами. Поэтому в ней реализуется реляционное мышление, то есть мышление в терминах отношений. В центре внимания социологии находятся формы социализации индивида. Социальное взаимодействие, может, так сказать, "заморозиться" в объективных надындивидуальных структурах. Ими могут быть объединяющие символы, вневременные нормы и т.д. Но они также проявляются в качестве специфических форм (экономика, основанная на денежном обращении, кооперация, конкуренция и т.д.). Для Зиммеля взаимодействие есть "жизнь как процесс". Это подразумевает, что в широком смысле социальная реальность является открытым процессом. Зиммель отвергает понимание общества как более или менее закрытой системы (ср. с его возражениями против мышления об обществе с помощью системных понятий). В то же время социальная жизнь, понимаемая как социальное взаимодействие, исключает все монокаузальные теории истории и общества (то есть теории, предполагающие существование одной причины).

 

Социальный конфликт (Г. Зиммель)

Немецкий социолог Георг Зиммель (1858–1918) является основоположником направления социального конфликта, в частности теории функционального конфликта. Являясь автором 30 книг, теорию конфликта Зиммель описал в работах:«Социология» (1908), «Социальная дифференциация», «Конфликт и групповые связи», «Как возможно общество».

По Зиммелю, конфликт в обществе неизбежен и универсален, так как стимулирует изменения и развивает общество в лучшую сторону. В рамках формальной социологии, к которой принадлежал Зиммель, конфликт рассматривался прежде всего на макроуровне. Вместе с тем социолог пишет: «Индивид – место, где соединяются социальные нити».

Личность образует социальные взаимодействия, которые конструируют общество. Воспринимая другого человека, мы наделяем его отчасти своими чертами и создаем «обобщенный тип». Типизируя свое окружение, индивид осознает, что этим не исчерпывается содержание личности, поэтому возникает противоречие – конфликт. Зиммель первый подчеркивает значение пространственной дистанции, которая может возникнуть в социальных взаимодействиях индивидов. Появляется статусная изоляция – статус чужака, который наиболее социально отдален, а потому свободен, вызывает негативное отношение со стороны окружающих. Но именно появление такого статуса через конфликт ведет к положительным изменениям.

В обществе существуют различные группы, которые обладают самостоятельной реальностью и действуют согласно внутригрупповым законам. Конфликт в группе влияет на структуру элементов этой группы, считает Зиммель. Возникающее противоречие способно усилить централизацию в группе и способствовать ее самосохранению. Группа может намеренно искать конфликтные ситуации вовне, чтобы развиваться и прогрессировать в обществе. Другой путь развития – это закрытость социальной группы, ее локализация, кристаллизованность форм социального взаимодействия, приверженность традициям. Все это замедляет развитие в обществе.

Включение третьей стороны в социальное противоречие – неоспоримый вклад Зиммеля в теорию социального конфликта. При противоборстве, считает социолог, конфликт может развиваться только в одном направлении и иметь один исход, исключающий другие. Включение третьей стороны обеспечивает многоплановые взаимодействия, образует различные отношения – от групповой солидарности до открытой конфронтации.

Благодаря многообразию социальных взаимодействий общество приобретает разные возможности и условия для развития и трансформируется. Таким образом, по теории Зиммеля, конфликт выполняет важную позитивную функцию в общественном процессе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.214.205 (0.025 с.)