Социал-Дарвинизм (Г. Спенсер) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социал-Дарвинизм (Г. Спенсер)



Социальный дарвинизм Спенсера

Предмет социальной психологии формировался в двух направлениях: социальная детерминация поведения человека, с одной стороны, и психологизация социальных процессов, с другой. Таким образом предметом социальной психологии является соотношение индивидуального и социального, проблемы личности и общества.

Родоначальником классической социологии считается Герберт Спенсер (1820-1903). Философией, принесшей Спенсеру признание, был дарвинизм. Но в развитии этой теории Спенсер пошел дальше самого Дарвина. Утверждал, что эволюционным является развитие всех аспектов Вселенной, включая человека и социальные институты. Вселенная развивается согласно закону выживания сильнейших. При условии невмешательства в действие закона выживания, согласно представлениям Спенсера, уцелеют только лучшие индивиды и системы. Люди и организации должны развиваться, полагаясь лишь на собственные силы. Любая помощь государства, поддержка плохо функционирующих систем противоречит естественному эволюционному процессу, т.к. это ослабляет общество. Так решалась Спенсером проблема взаимоотношения человека и общества. Его основные труды – 10-ти томное собрание сочинений, двухтомный труд «Принципы психологии» 1855.

Основная задача новой науки - прояснить законы установления и поддержания социального порядка.

Основные методы: наблюдение и эксперимент.

Второй «материнской» наукой социальной психологии является психология, в частности 10-ти томный труд Вундта «Психология народов», который издавался в 1900-1920гг. В этой работе Вундт исследовал различные стадии развития психических процессов, которые проявляются в объективных продуктах культуры – языке, искусстве, мифологии, социальных устоях, законах, морали. По мнению Вундта, в развитии психических процессов высшего порядка (обучаемость, память) ведущую роль играют социальные силы, т.к. они связаны с языком и прочими аспектами культурного воспитания.

 

9. Эволюционизм (Г. Спенсер)

Английский социолог рассматривает три вида эволюции - Неорганический, органический, надорганический, соответствующие неорганической, органической природе и человеческому обществу. Наряду с общими законами эволюции, действующими во всех этих сферах, существуют законы, характерные для каждой из них. Причем, как указывает Спенсер, эволюционные законы высших сфер бытия не могут быть сведены к законам низших сфер, поскольку в первых существуют явления и процессы, которые отсутствуют в последних.

Эволюция рассматривается как переход из одного состояния в другое, более развитое, в рамках одной социальной системы. Человек превращается в социальное существо, становится им в процессе длительной эволюции первобытных сообществ в социальные системы. Спенсер пишет о естественной эволюции трудовых навыков, интеллекта, социальных чувств, сердцевиной, которой оказывается социализация человека. Социология должна раскрывать, по мнению английского ученого, действие всеобщих законов эволюции в ходе изучения социальных фактов, процессов, массовых типичных явлений. В этом плане единичное, случайное, индивидуальное социологическая наука должна отвергать.

Говоря об основных видах эволюции - однолинейном либо многолинейном, Спенсер считает, что на начальной ступени человеческого прогресса проявляется больше первый, чем второй. В соответствии с его концепцией процесс социальной эволюции жестко предопределен, а ее этапы с "железной" необходимостью следуют друг за другом - точно так же как осуществляется переход в жизни человека от детства к юности, от нее - к зрелому состоянию, от последнего - к старости. Социальный организм, по мнению английского мыслителя, претерпевает такие же эволюционные изменения, как и индивидуальный организм, и они в значительной мере зависят от окружающих условий, с которыми у него происходят взаимодействия.

Однако, считая, что эволюционное развитие общества в рамках его определенных этапов в значительной степени зависит от окружающих природных и социальных условий, Спенсер обращал внимание на последующую многолинейность социального прогресса, поскольку возникающие социальные типы "не образуют единого ряда, а классифицируются по расходящимся и распространяющимся группам".

Социолог уделял большое внимание анализу как эволюции в целом, так и социальной эволюции. Первую он характеризовал как интеграцию материи, ее переход из одного состояния (бессвязной однородности) в другое (связанную однородность), а по существу - из неорганической природы в общество через органическую, живую природу. Что касается социальной эволюции, то она "вписывается" в представления Спенсера об общественном прогрессе. Выше уже говорилось о его критерии - росте свободы, которая своего наивысшего развития достигает в индустриальном обществе, поскольку именно в нем не личность подчиняется обществу, а наоборот, общество служит (или, по крайней мере, должно служить) индивидам, удовлетворению их потребностей.

Со времен Спенсера и (чуть раньше) еще одного британского мыслителя - Дж.Ст. Милля английская социология становится четко ориентированной на последовательное проведение принципа индивидуализма. Он был заложен в концепцию Спенсера при рассмотрении основных типов общества - военного и промышленного - и процесса эволюции от первого ко второму. По существу сама эволюция типов общества характеризовалась как переход от одного его типа, базировавшегося на принудительном объединении "сверху" (военное общество), ко второму типу, основанному на добровольном объединении "снизу" (индустриальное общество).

Этот процесс социальной эволюции Спенсер считал естественным, объективным, не зависящим от желаний и интересов людей. Хотят они того или нет, но социальная эволюция осуществляется и будет осуществляться дальше. В чем же она проявляется конкретно? Здесь возникает вопрос о характере "измерения" социальных фактов, его точности, более того, вообще о том, что такое социальный факт. Это одно из центральных понятий социологии Спенсер связывает с явлениями, определяющими процесс социальной эволюции. К их числу он относил изменение политического строя, характер политической организации общества и др. Социальные факты не поддаются измерению с помощью приборов, что показывает сложность их изучения, которую ученый хорошо видел. Но в этом, же состоит и специфика социального познания, представляемая им лишь в самых общих чертах.

Рассмотрение эволюционной теории Спенсера было бы неполным без упоминания о факторах эволюции, детально разбиравшихся английским социологом. Самые многообразные факторы эволюции он подразделял на первичные и вторичные (производные), затем в каждой из этих групп он выделял внешние и внутренние. К первичным внутренним факторам он относил физические и психические свойства человека на самых ранних этапах его появления и развития. Поскольку на этих этапах человек представлялся существом неразвитым (или малоразвитым), понятно, что данные свойства описывались чаще всего со знаком "минус": слабая способность к мыслительной деятельности, неумение длительно сотрудничать с подобными себе людьми, хищнический характер бытия и т.д. В качестве первичных внешних факторов рассматривались климатические, ландшафтные, почвенные, иные географические и природные особенности, характеризовавшие жизнь первобытного человека.

Вторичные факторы социальной эволюции начинают "работать" благодаря ей самой. Под ними Спенсер понимал в первую очередь, изменившуюся в результате воздействия природной и социальной окружающей среды сущность человека в эпоху цивилизации. Главное состоит в том, что человек социализируется, и это обстоятельство выступает как один из основных вторичных факторов эволюции. На процесс социальной эволюции оказывает глубокое влияние появление и развитие социальных институтов.

 

11. Производственные отношения (К. Маркс)

Производственные отношения (производственно-экономические отношения) — отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Сам термин «производственные отношения» был выработан Карлом Марксом («Манифест Коммунистической партии», 1848, и др.). Производственные отношения отличаются от производственно-технических отношений т ем, что они выражают отношения людей через их отношения к средствам производства, то есть отношения собственности.

Производственные отношения являются базисом по отношению к политике, идеологии, религии, морали и др. (общественной надстройке).

Производственные отношения являются социальной формой производительных сил. Вместе они составляют две стороны каждого способа производства и связаны друг с другом по закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил: производственные отношения складываются в зависимости от характера и уровня развития производительных сил как форма их функционирования и развития, а также от форм собственности. В свою очередь, производственные отношения воздействуют на развитие производительных сил, ускоряя или тормозя их развитие.

Производственные отношения обуславливают распределение средств производства и распределение людей в структуре общественного производства (классовую структуру общества).

 

12.

Понятие “ производительные силы можно рассматривать как конкретизацию понятия “сила”. Прямых дефиниций этих понятий у Маркса и Энгельса нет.

---Совокупность косвенных определений и указания на состав производительных сил позволяют определить это понятие если не формально, то по существу. В первом приближении производительные силы можно определить как способность производить предметы потребления или как факторы, способствующие такому производству. До некоторой степени такое определение аналогично существовавшему в физике определению силы как способности производить работу.

Сам Маркс применительно к понятию рабочей силы (Аrbeitskraft) определяет силу как способность, возможность, потенцию (Fahidkeit, Vermogen, Мoglichkeit, Роtentz) 1*. Следовательно, он рассматривает это понятие в плане соотношения: возможность — действительность. Рабочая сила (Аrbeitskraft)—возможность (труда), а труд (Arbeut)— действительность (реализация рабочей силы). Аналогично: производительная сила (Ргоductionskraft, Ргоductivkraft) — возможность (производства), а производство (Ргоduction) - действительность (реализация производительной силы). Условия, необходимые для превращения данных возможностей в действительность,— это условия труда, условия производства (Аrbetsbedingungen, Ргоductionsbedingungen), т. е. те объективные условия, объекты, предметы, вещи (Dinge), без которых невозможна деятельность субъекта труда и производства, невозможны труд, и производство как предметная деятельность.

Предметные условия труда и производства —это средства, производства, включающие средства труда и предмет труда.

Маркс различает в “Капитале” производительные силы:

· материальные и ровные,

· субъективные и объективные,

· индивидуальные и общественные,

· общественные и природные,

· непосредственные и косвенные и т. д.

В основе такой многосложной иерархии производительных сил лежат два важных открытия:

· выяснение соотношения природы и общества и структуры общества (природа — потребности — производительные силы — производственные и другие общественные отношения — юридическая и политическая надстройка — формы общественного сознания)

· выяснение структуры процесса труда и производства как процесса взаимодействия между обществом и природой (труд как целесообразная деястельсность рабочей силы — средства труда - предмет труда — продукт труда как средство удовлетворения потребностей).

Первое было выяснено в “Немецкой идеологии” (1845 — 1846 гг.), второе — в “Критике политической экономии” (1857 — 1858 гг.).

В состав производительных сил включаются прежде всего рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила определяется как совокупность физических и духовных способностей человека как производителя, Средства производства — это совокупность вещественных факторов, посредством которых осуществляется процесс производства как предметная деятельность человека: предмет труда, на преобразование которого в необходимый продукт направлена целесообразная деятельность производителя, и средства труда, через посредство которых деятельная рабочая сила воздействует целесообразным образом на предмет труда. “Средство труда есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет”. Если рассматривать весь процесс с точки зрения его результата — продукта, то и средство труда и предмет труда оба выступают как средства производства, а самый труд — как производительный труд”.

Особую, наиболее важную роль в ряду средств труда играют орудия труда. Труд как целесообразная деятельность человека специфически огличается от деятельности животных применением орудий труда. Применение и изготовление орудий труда — это differetia specifica человека. Его первыми, естественно возникшими орудиями труда являются органы его тела — прежде всего рука. В орудиях труда в наиболее концентрированном виде материализуегся знание закономерностей природы, которые использует человек в своей производственной деятельности. Орудия труда наиболее подвижный, динамичный элемент средств производства.

Согласно марксистской концепции, состав производительных сил не исчерпывается рабочей силой и материальными средствами производства.

 

13. Общественная формация (К. Маркс)

Его понимание общества как системы связано с понятием С-Э формации. Впервые этот термин появился в геологии. По мнению Маркса, формация - соц.система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Состоит из:

1) Производительные силы общества (ресурсы, люди…)

2) Производственные отношения (прежде всего отношение к собственности в обществе)

При этом Маркс трактовал производство как цикл движения производственного блага, куда входит производство, распределение, обмен и потребление. При этом обе стороны находятся в состоянии соответствия и взаимодействия.

Еще 1 категория – способ производства – системообразующий элемент соц.системы. Именно он отличает одну формацию от другой. Формация включает в себя надстройку, т.е. полит., юрид. отношения + идеологию. Соц.структура (система стратификации) – компонент формации. Маркс подчеркивал, что надстройка может быть автономна, но может и влиять на базиз.

5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая + социалистическая.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.018 с.)