Торг (до 1880 Г. );предпринимат (1880-1900 гг. );организац (1900-1950 гг. );оптимизац (1950-1975 гг. );стратегический (с 1975 Г. По наст время). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Торг (до 1880 Г. );предпринимат (1880-1900 гг. );организац (1900-1950 гг. );оптимизац (1950-1975 гг. );стратегический (с 1975 Г. По наст время).



Бух дело – это профес деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях: ведение учета, составление отчетности, формир учетной политики организации, контроль, анализ отч данных, участие в профес организациях.При организации бухдела необх учитывать развитие хоз связей между белор и зарубуж предприятиями, возможность привлечения средств заруб инвесторов. Это вызывает необх-ть организации БД в соответствии с принципами, максимально приближенными к междун стандартам бух отч-ти.

БД – это система отражения разл хоз процессов и явлений хоз жизни. Ведение БД означает, что каждый факт хоз деят-ти должен быть зафиксирован в письм форме. Отсутствие докум- означает, что экон событие не имело места.

БД требует не только практических навыков осуществления бухучета, аудита, экон анализа, налогообложения, но и теорет знаний в области макро- и микроэкономики, финансов, статистики и многих др наук, а также знания гражд, труд, таможенного и др законодательства.

Объектом БД в широком смысле явл операц, инвестиционная и фин деятельность юрид лица, его отд структ подразделений. В узком смысле явл учетная инф, бух отчетность, внутр стандарты, графики документооборота, система внутр контроля, документация, инвентаризация, данные об экон действиях и событиях, разл показатели дел активности организации и т. д.

БД в первую очередь подразумевает создание хоз субъектом системы бух учета, адекватно отражающей все стороны его дея-ти. Предмет БД – учет текущей деят-ти организации, ее структ подразделений, учет результатов деятельности организации и представление инф заинтересованным пользователям, обеспечение соблюдения законодательства РБ.

БД, являясь составной частью системы бух учета, обеспеч организ и техн аспекты сбора, обработки и формирования в учете инф для внешних и внутренних пользователей. Бухгалтерское дело обеспечивает возможность практического сбора и представления документально обоснованной информации в системе бухгалтерского учета.


История возникновения и этапы развития бух дела(БД)

До начала 20 века БД развивалось как составная часть бух учета. С начала XX в. происходит разделение в путях развития бух учета (как науки управления) и БД, как организ-техн обеспечения этой науки инф.

В литературе выделяются 4 осн периода развития бух учета:1) с момента возникн тов-ден отношений до конца XVIII века;2) с конца XVIII века до конца XIX в;3) конец XIX – начало XX века;4) с начала XX в до наших дней.

Характерным для 1 периода было появление разл способов регистрации фактов в уч регистрах (журналах, ведомостях) в виде системат и хронолог записей. Венцом этого периода становления бух учета явил широкое распространение метода двойной записи. 2 период:Пром и торг развитие в XIX ст предполагало появление новых форм фин-ия предп-ва. Во многих странах стали возникать разл формы «ассоциаций», в кот акционеры принимали участие в соответствии с их вкладами. Такой подход к мобилизации фин ресурсов не обходился без риска для вкладчиков.Появление фин рынков, ценных бумаг, многочисл скандалы, св с фин аферами, вынудили отд страны поставить под гос контроль регулирование системы БУ. Увел и усложн хоз операций, необх-ть выработки гос политики регулирования потребовали начать тщательное исследование факторов, влияющих на деят-ть этих хозяйств. Возникают разл теории счетоводства: юрид – во Франции, экон – в Италии, камеральная – в Германии. Истор значение 2 периода закл в том, что в нем были определены осн направления в науке «БУ», по кот пошло ее дальн развитие. 3: по существу, стал периодом становления бух учета как области науч знаний. В этот период был сформулирован ряд определений БУ и его цель. Активно развивается итальянская школа, кот пытается дать определения счетоведения.Цель БУ – контролировать движение хоз ценностей, нах в хозяйстве, отличать предполагаемые доходы и расходы в св с вып доходами и расходами;отмечать все хоз операции и классиф их по тем или иным признакам, дать управляющему органу хозяйства все сведения, необходимые для управления. В 4 можно выделить две осн стадии:1 – (до середины XX века) характ разработкой базов принципов объективной оценки имущ-прав положения самост хозяйств субъекта, отраслевой направленностью в построении системы БУ, расширением регламентации нац систем и бух отчетности.2 – (с сер XX в до наст времени) характ разработкой принципов оценки имущественно-правового положения хозяйствующих субъектов в условиях внешней рын среды и в связи с принятием эф-х хоз решений по извлечению буд эк выгод.

Западные специалисты считают, что БУ в своем развитии прошел пять этапов:

Торг (до 1880 г.);предпринимат (1880-1900 гг.);организац (1900-1950 гг.);оптимизац (1950-1975 гг.);стратегический (с 1975 г. по наст время).

Несомненно, выделение этих этапов носит достаточно условный характер. Это объясняется своего рода «усреднением» истрических данных, так как каждая страна проходила и проходит свой путь развития и совершенствования учета.


Особенности развития бух дела в условиях глобализации

Переход экономики РБ в условиях глобализации и развития рын отношений (передача предприятий из гос собственности в коллективную, и даже частную) потребовал дополнений и даже радикальных изменений в системе бухг учета. Появление акций, использ иностр валюты при выходе на междун рынок, инфляция в экономике, отказ от централизованного регулирования ценообразования, новые виды расчетов между организациями и др. потребовали изменений в методологии учета и следовательно в бух деле.

В усл-х глобализации в РБ была утверждена Программа реформирования бух уч в соответствии с МСФО. В ней была устан цель реформ-ия бух учета – приведение нац системы БУ в соответствии с требованиями рын экономики, МСФО. Здесь же были опред задачи, поставленные для достижения этой цели: 1)сформировать систему стандартов учета и отчетности, обесп-их полезной инф пользователей, в перв очередь инвесторов.2)Обеспечить увязку изменений БУ в РБ с осн тенденциями гармонизации стандартов на междун уровне.3)Оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели БУ.

При подготовке Программы за основу при проведении работы по реорганизации бух учета были взяты МСФО, разрабатываемые и принимаемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

Как свидетельствует мировая практика, переход к использованию МСФО явл постепенным и целенаправ процессом, так как возникает необх-ть реализации широкого круга мероприятий, делающих этот процесс реальным (коррективы в законодательстве, пересмотр норм базы бух учета).


Проф организац бухгалтеров и аудиторов

Повыш уровня проф подгот,переподг и повыш квалиф членов ОО «БелАБ»; аттестац членов ОО; защита прав и законных интересов членов ОО; оказан информ и метод помощи членам ОО, проведение мероприят,

Члены ОО «БелАБ» участв в работе Методологич совета по бух учету минфина рб, входят в состав комиссий по разработке проектов нпа. Лица, прошедш обучение по образоват программам ОО допускаются к сдаче экз на получение Аттестата проф буха,. В наст момент Аттест получ > 800 членов ОО


Основные принципы организ бух уч

Организац бух уч - система мер построения учетн процесса, обеспечив-щих получение своевременной и достоверн инфы о хоз деятельности предприятия и осуществлен контроля за использованием труд, матер и фин рес-сов, сохранностью имущ-ва и гот прод собственников предприятия.Основными элементами системы организ бух уч в субъектах хозяйствования явл: - правовые и методологические основы организ бух уч;- руководство бух уч на уровне организации;-организация работы аппарата бухгалтерии;-ведение бух уч специализир организациями и ип;-организация документирования хоз операций и документооборота- делопроизводство в бухгалтерии- порядок хранен и уничтожения бух документации-учетная политика организации.

Место бух уч в системе управл. Внешн и внутрен пользователи

Бух учету принадлежит важное место в системе управления предприятием. Он обеспечивает сбор, хранение и обработку инфыто состоянии объекта управления. На основе учетн данных принимаются управленческ решения, регулируются процессы хоз деят-ти в случае выявлен отклонений, осущ-ся контроль за выполнением управленч решений, заданных нормативов и условий произ-ва. В связи с автоматизицией процессов произ-ва, необходимостью оперативного получения инфы и ее своевременной доставки большому количеству пользователей роль бух уч постоянно повыш-ся.

Пользователями бух инфы явл-ся юр и физ лица, заинтересованные в получении сведений о финансов и имуществен состоянии организации. Условно их можно раздел на 2 группы:

Внутренние пользоват – руководители и менеджеры организаций, собственники, работники предприятия;

В проц проф деят-ти у бухгалтера периодич возникает необходимость получения от должност лиц комментов, касающихся положений нпа.в предел своей компетенц разъяснения дают мин-во по налог и сборам, минфин рб иные органы гос упр.но разъянит письма не явл-ся нпа.Орган гос управл, принявш акт, в случае неясносте и противореч в нпа, осуществл его офиц толкование путем принятия соответств нпа. Только такое толкован явл-ся юр значимым, вызывает правов последствия.


Права и обязан-ти ГБ

структ-ру и числ-ть работников бух-и определ руководитель орг-и. Должн-ть глав буха вводится тогда, когда бух служба в орг-и создается как структ-е подразделение, возгл-е глав бухом. Права и обяз-ти ГБ устан-ся законом РБ «О бух учете и отчетности», др нормативными правовыми актами и локаль-ми нормат-ми актами организ-и. Согласно закону «о бух учете и отчт-ти» руковод-во бух учетом в организ-и наход-ся в компетенции ГБ. В его обяз-ти входят: пост-ка и ведение БУ; формир-е учетной пол-ки; соста-е и своев-е предст-е бух отчет-ти. ГБ подчин непосред-но руковод-ю орган-и. При постановке и ведение БУ ГБ должен следовать нормам действующего закон-ва, выполнять указания и распр-я руков-ля организации, а также лица, уполн-го на это пись-м указанием руков-ля. Таким пись-м указан-м м.б. должностная инструкция ГБ. действующее законод-во не требует от ГБ подписания налог деклораций, гос статистич и иной отчет-ти – их заверяют подписями руков-ль и лицо, составившее отчет-ть. Тем не менее, руков-ль вправе назначить ГБ ответствен-м за состав-е отчет-ти. Прово подписи ГБ первич док-в, доверенностей, хоз договоров также устан-ся руков-м. должность ГБ не включена в Примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с кот наниматели могут заключ пись-е договоры о полной идивид-й мат-й ответственности, утверж-й постановл-м Совета министоров РБ от 26.05.2000 № 764. однако статья 405 ТК РБ разрешает нанимателю самостоят-но определ должнос-х лиц, с кот будут заключ договоры о полной мат ответс-ти. Законод-м РБ зафиксир основное право ГБ – указания и распоряжение в пределах его компетенции обяз-ны для испол-я всеми структур-ми подраз-ми и работн-ми орган-и. Так, руков-ль орган-и обязан соглас-ть с ГБ перечень лиц, имеющих право подписи первич док-в. Ден ср-ва и расчет док-ты без подписи ГБ счит-ся недействит-ми и не приним-ся к испол-ю. Спис-е денег с расчет счета должно произв-ся при наличии соотв-хго пись договора. Договоры от имени орг-и подпис-т ее руков-ль или уполномоч на то лицо. Договоры заключ по средством направления оферты(предлож-я на заключ договора) одной из сторон и её акцепта (принятия пред-я) другой стороной.

В свобод от работы время ГБ в праве работать по совмес-ву. Разреш-е на такую работу не требуе-ся. ГБ может выполнять разовую работу(например по восстан-ю бух отчет-ти утер-й в связи с уходом предыдущего ГБ) по догоаору подряда в орган-и, в кот работает. Конкрет-е права и обяз-ти ГБ опред-ся его должн-й инстру-й, форма кот законодат-но не закреплена и состав-ся в произволь форме.

Требования к проф и образ-му уровню: ГБ должен иметь высшее спец-е образ-е либо(в исключ случаях) спец-е образование и стаж работы по специаль-ти не менее 5 лет.


Уволь-е ГБ произ-ся точно так же, как и уволь-е других раб-в. ТК РБ предусм-но дополн-е основание для освобож ГБ от должн-ти – смена собственника имущества орг-и. Если ГБ явл-ся МОЛОМ, то провод-ся инвентариз мат ценностей, наход-ся у него в подотчете. Если же при заключ контракта предусмат-сь полная мат ответ-ть за ущерб, нанес-й наниматнлю по вине раб-ка излишними денеж выплатами (выплата зп излишняя, переплата коммандир-х), производ-ся инвентариз-я расчетных операций.


Трудовой договор с ГБ.

С лицом, принятым на должность главного бухгалтера, заключается трудовой договор (контракт).При отсутствии в штатном расписании должности главного бухгалтера можно заключить гражданско – правовой договор с организацией, оказывающей бухгалтерские услуги, или с бухгалтером – ИП

Для передачи дел и документов, связанной со сменой главного бухгалтера, просто необходимо издать приказ с указанием причины (допустим, увольнение главного бухгалтера), сроков передачи и приема дел, ответственных лиц. Пример приказа:

Для приема-передачи дел

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать комиссию из числа работников организации в составе:

Необходимо разграничивать уровни компетенции рук-ля и гл.буха. Положение о глав.бухах, утвержденное пост.Сов.Мина СССР от 24.01.1980 №59, закрепляло за гл.бухом статус гос. контролера за использованием на предприятии труд, матер., финанс. ресурсов. Обо всех нарушениях гл.бух должен был сообщать в вышестоящую орг-цию. В наст.время юр.аспекты между рук-лем и гл.бухом изменились: глав.бух, не являясь гос.контролером, освобожден от обязан-ти сообщать о нарушениях (якобы рук-ля).


В случае возникновения разногласий между рук-лем и гл.бухом по вопросам совершения отдельных хоз.операций документы по ним, согласно Закону РБ «О БУ и отчетности», должны быть приняты к исполнению гл.бухом по письменному распоряжению руководителя (он несет ответ-сть за последствия совершаемых операций). Форма такого распоряжения законом не утверждена, поэтому оформляется как локальный нормативный акт (письменное распоряжение на оплату с р/с может быть в виде предписания на сч/ф «Бухгалтерии оплатить» с датой и подписью). Глав.бух должен принимать к исполнению распоряжения руководителя, данные в письменной форме, только в случае, если ему предоставлены все правильно оформленные документы для совершения операции. В противном случае он вправе отказаться от выполнения распоряжения рук-ля. Принуждение гл.буха к выполнению противоправных действий преследуется законом.


Порядок возмещения ущерба,нанес-го орг-ции действиями глав буха(ГБ).

Возмещение ущерба в рамках труд отношений отлич от возмещения убытков в порядке гражданско-правовой ответственности: -по условиям наступления ответ-сти; -по определению размера возмещения вреда; - по обязанностям док-ва факта причинения вреда;- по срокам давности для обращения в суд.

В рамках труд отношений ответств-сть возникает только при наличии вины ГБ-ра (ст 400 ТК). Размер причин ущерба устанавл-тся на уровне реально нанесенного, т.е. без учета неполуч дох. Обязанность доказать факт причинения вреда лежит на нанимателе. Для обращения наним в суд по вопросам взыскания мат ущерба, причин ему действиями ГБ, установлен срок в 1 год со дня обнаружения ущерба. Днем обнаружения ущерба, выявленного в рез-те инвентаризации МЦ при ревизии или проверке ФХД орг-ции явл день подписания соотв акта или заключения. Суд вправе уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению, по требованию нанимателя с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и матер ГБ. При ведении БУ в рамках гражданско-правовых отношений ответ-сть за ненадлежащее ведение БУ и опред-ние размера возмещаемого ущерба предусматря д-ром на оказ услуг по ведению БУ.Обязанность доказать отсутствие вины лежит на исполнителе. Объем ответ-сти м. включать в себя возмещение реального ущерба, включ возмещ упущенной выгоды.

Срок исковой давности установлен законод-вом: 3года со дня, когда заказчик узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Промежуточные звенья упр-ния (отделы, бюро, сектора,группы), возглавляемые руков-лями стр подраздел. Распоряжения ГБ-ра передаются рук-лям отделов (бюро,секторов,групп). Стр-ра б-рии, общая численность учетных paб-ков их профес и квалификац состав определяются рук-лем орг-ции.

Числ-сть раб-ков б-рии зависит от вы­ полняемого объема уч работ и наличия технич ср-в для его обработки.Более половины объема уч работ связ с учетом и обработкой перв док-в.=>, чем больше перв док-тов исп-ся в орг-ции, тем больший объем работ выполняет б-рия. В свою очередь, трудоемкость обработки док-в завис размера инф-ции, содерж-ся в них. Перв док: одно- или многостроч­ные, одно- или многографные.(чем больше строк и граф, тем больше времени на его обра­ботку)

Типовые нормы времени и нормы обслуживания на ра­боты по БУ разработаны НИИ труда и утвержд 13. 01.1971 постановлением Гос комитета СовМин СССР по вопросам труда и з/платы. В кач-ве единиц измерения при разра­ботке норм времени и норм обслуживания приняты:

-по учету ОС, сырья, осн и вспом матер и полуфабр, з-т на пр-во и калькулирование с/с прод, ГП и ее реализации — 1 первич приход/расх док

-по расчету з/пл — числ-сть раб-ков, обслуживаемых одним б-ром, табельщиком.

Норма времени опред совокупные норм-ные з-ты времени, условно отнесенные на каждый перв прих-расх док, на выполнение полного объ­ема бух работ в теч мес. Нормы времени по видам БУ рассчи­таны в зав от % работ, выполняемых авто­матизир способом и кол-ва строк и граф перв прих-расходных документов.

Нормы обслуживания по расчету з/пл ус­тановлены отдельно для рабочих на сдельной оплате труда, и для остальных категорий раб-ков исхо­дя из уровня автоматизации учетно-вычислит работ. Нормы обслуживания для сдельщиков подраз­дел в зависот характера пр-ва, массо­во-поточного и крупносерийного, мелкосерийного и инди­видуального.

% работ, выполняемых автоматизиров спо­собом, опред-ся исходя из их уд веса в общем объеме работ. Работы, выполненные на ПЭВМ, считаются полностью автоматизированными.

При ручном способе расчета з/пл на 1 б-ра приходится след кол-во раб-ков:

- массо­во-поточн. и крупносерийного – 250 чел

- мелкосерийного и инди­видуального. -175 чел


24.Штатное расписание(ШР) и порядок установления должностных окладов раб-кам бух-рии.

ШР - организационно-распорядит док,кот содержит сгруппир-ный перечень структурных подразд орг-ции, должностей служащих и профессий рабочих с указанием кол-ва единиц по кажд их наим-нию, квалиф-ных разрядов категорий, размеров должн-х окладов(тариф ставок), надбавок, доплат.Чтобы ШР было эк-ки обосн-ным и отвечало интересам орг-ции, его составлению и утверждению должна предшествовать опред работа,в рез-те кот будут получены основные исх данные,исп-мые при составлении ШР:1) расчет кол-ва раб мест и числ-сти раб-ков на основе утвержденных нанимателем норм труда c уч планир-го Vработ и эф-ного исп-я труда работников; 2)утверждение в устан-ном порядке нанимателем структуры и штатов; 3)орг-ция стр-х подразд(цехов,участков,отделов, секторов и др) и распределение м/у ними функций,распр-ние работ и численности раб-ков по раб местам; 4)тарификация работ,опред-е наименов-й профессий рабочих,их квалификац разрядов, наимен должностей служащих, их квалификац-х категорий; 5)разработка и утверждение положений о стр подраздел орг-ции, должностных инструкций для служащих 6) распред-ние обязан-тей м/у рук-лями орг-ции, стр подразд и их заместителями 7)разработка и утверждение положения (условий) оплаты труда работников; 8)подготовка локальных норм актов по присвоению работникам квалиф категорий, разрядов, классов(предварит рассм-ся аттестац и квалиф-ой комиссиями орг-ции); 9)опр-ние мес должностных окладов (тариф ставок) на основе Единой тарифной сетки раб-ков РБ с уч тариф ставки 1-го разряда, установ в орг-ции

При подборе работ-в необх учит-ть их склонность к уч. работе,кот выраж-ся в: - умении запоминать и прав-но оценивать цифр инф-цию -наличии хорошей зрит памяти,усидчивости,точности, аккурат. и исполнительности.

Согласно закон-ву РБ все спец-ты должны проходить повыш. квалиф 1 раз в 5 лет. Важн роль в проц повыш квалиф раб-ков бухг-рии принадлежит аттестации. Аттест проводится в соотв с положением орг-ции. Молодые спец-ты первые 2 года не проходят аттест.


Согласно закон-ву РБ все спец-ты должны проходить повыш. квалиф 1 раз в 5 лет. Важн роль в проц повыш квалиф раб-ков бухг-рии принадлежит аттестации. Аттест проводится в соотв с положением орг-ции только в самой орг-ции. Не аттест работники м.б. уволены по соотв статье. Молодые спец-ты первые 2 года не проходят аттест.

Присвоение работнику соотв квалификации осущ-ся в порядке, предусм коллект дог-ром, соглашением или нанимателем в соотв с квалиф-ыми характеристиками должностей спец-тов, предусм ЕКСД, с учетом екомендаций аттестационной комиссии. «Бухгалтер» предусм след квалиф требования:
1)ГБ: Высшее професс (эк) образование и стаж фин-бухг работы, в т.ч. на руководящих должностях, не менее 5 лет
2)Бух-р 1-й квалификац категории: Высшее проф (эк) образ и стаж работы в должности бух-ра 2-й категории не менее 3 лет
3)Бух-р 2-й кв категории: Высшее проф (эк) образ и стаж работы в должности бух-ра не менее 3 лет
4)Бух-р: Высшее проф (эк) образбез предъявления требований к стажу работы или ср спец (эк) образ и стаж работы в должностях, замещаемых спец-тами со ср спец образ-ем в области учета и контроля, не менее 3 лет


Планирование учетной работы и мероприятий по совершенствованию учета

Планир-е орг-ции БУ обесп-ет логическое построение всего уч. процесса, что позволяет получить необх. объем уч. инф-ции с наименьш. з-тами труда и ср-в.

План орг-ции БУ вкл. в себя:

- план док-ции и док/тооборота;

- план инв-ции ср-в и расчётов;

- план счетов БУ орг-ции (рабочий план счетов);

- план технич. оформления БУ;

- табель (график) отчётности.

План док-ции и док/оборота опр-ет порядок док. оформл-я всех хоз. операций, последов-ть движения док-тов в уч. процессе с момента их сост-я до сдачи и архив. Он вкл-ет в себя раб. альбом первич. док-тов и график док/оборота.

План инв-ции ср-в и расчётов состоит из двух частей:

- графика плановых инв-ций;

- графика внеплановых проверок наличия ден. ср-в и МЦ.

План счетов БУ содержит перечень синт. счетов, применяемых на предпр., с учётом особ-тей технологии, орг-ции пр-ва и управл-я.

С целью обесп-я рац. орг-ции БУ необх. составлять годовые и перспективные планы улучшения БУ. Осн. разделами такого плана явл.:

- соверш-ние документир-я хоз. опер. и док/оборота (работы по сокращ. кол-ва первич. док-тов и реквизитов за счет примен. накопит. унифицир. форм док-в);

- соверш-ние орг-ции уч. работ (применение более рац. способов уч. работ);

- соверш-ние орг-ции контрольно-аналит. работы (усоверш-ние методик эк. анализа);

подготовка и повышение квалиф. раб-ков учета (комплекс мер направл. на обесп-е предприятия учет. кадрами и постоян. рост их квалиф.)


З-ном РБ «О БУ и отч-ти» допускается передача на договорных началах ведения БУ орг-ции, оказывающей услуги по ведению БУ, или ИП – бух. аутсортинг. Данный вид услуг не лицензируется, поэтому оказывать услуги может любая орг-ция (ИП), за искл. аудит. компаний, которым запрещено вести учет в аудируемых ими субъектах хоз-ния.

Ведение БУ сторонней орг-цией выгодно для субъектов малого предпринимательства, фермерских хозяйств, обществен. и религиоз. орг-ций, потребит. кооперативов, товариществ собственников с незначит. объемом учетных работ, не позволяющим обеспечить полноценную загрузку штатного бухгалтера. Стоимость услуг специализир. орг-ции существенно ниже расходов, кот. несут субъекты малого предприним-ва на оплату труда бухгалтера, отчисления в ФСЗН и Белгосстрах, аренду помещения, оборудование раб. места, приобретение канц. товаров, специализир. комп. программ, газет и журналов, справочно-правовых сис-м и др. Специализир. орг-ции м. иметь в своем штате высококвалиф. юристов, налоговых консультантов, экономистов по труду и з/п, ценообразованию, что снижает вероятность допущения ошибок, а значит позволяет избежать штрафных санкций либо взыскать со специализир. орг-ции сумму нанесен. ущерба, если это предусмотрено договором на оказание услуг.

Сторонние орг-ции на догов. началах могут привлекаться к выполнению работ по:

- восстановлению БУ и отчетности;

- разработке учет. политики;

- расчету з/п и персонифицир. учету;

- составлению и сдаче отч-ти в налог. и статист. органы, внебюдж. фонды и др.

Взаимоотношения исполнителя и заказчика юридически оформл-ся письм. дог-ром на возмездное оказание услуг. В дог-ре отраж-ся: предмет дог-ра, ст-ть услуг, обяз-ти зак-ка и исполн-ля, ответ-ть зак-ка и исполнителя.

Ст-ть услуг рассчит-ся исходя из объема учетных и иных работ, выполненных спец-том орг-ции-исполн-ля за ед-цу времени (нормо-час). Объем учет. работ зав. от:

- кол-ва и трудоемк-ти выписываемых и обрабатываемых первич. уч. док-тов;

- числ-ти раб-ков орг-ции-зак-ка и применяемой сис-мы опл. труда;

- сис-мы нал/обложения;

- метода учета выручки;

- кол-ва применяемых ставок или льгот по НДС и др.

В ст-ть услуг вкл-ся все виды работ, перечислен. в разделе «обяз-ти исполн-ля» и выполняемых спец-том в сроки, зафиксир. в графике док\оборота. Зак-к обязуется своевременно представлять исполнителю правильно оформл. первич. уч. док-ты. Способ передачи док-тов, порядок из возврата опр-ся дог-ром. Срыв сроков представления нал. деклараций, бух., стат. и иной отч-ти увел-ет вероятность совершения ошибок при их обраб. исполн-лем и взыскания штрафных санкций.


Дог-ром на оказ-е услуг по ведению БУ м. б. определено место хранения законченных делопроизводством док-тов. По истеч. оговорен. времени док-ты возвращ-ся зак-ку либо хран-ся в архиве бух-рии исполнителя. В последнем случае исполнитель составляет опись дел, сдаваемых в архив, и обязуется соблюдать законод-во РБ по вопросам обеспечения сохранности док-ции.

Право подписи банковских и кассовых док-тов имеют только штатные работники зак-ка. Поэтому при ведении учета сторонней орг-цией в карточке с образцами подписей и оттиска печати делается запись «В штате отстутствует лицо, имеющее право второй подписи». Все первич. док-ты подписывает только рук-ль орг-ции-зак-ка или уполномоч. им на то лицо. Если по условиям дог-ра исполнитель производит сдачу налог. деклараций, то зак-к должен выдать ему доверенность для представления своих интересов в налог. инспекции по месту постановки на учет.


Накопл. и систематиз-я информац. осущ-ся в учетных и бух-х регистрах. Учетными регистрами назыв-ся формы (табл), предназнач. для ведения учетн. записей и использ-мые в системе бух., операт., статистич. учета.

Операт. учет ведется в местах выпуска прод-ции, выполн. работ, оказ. услуг, осущ-ния должностными лицами управл. функций, как правило, огранич-ся раб. местом, производств. коллективом или струкут. подразд-м (др.назв. - производств. учет). Операт. учет вед-ся в уч. регистрах, разраб. самой организ-ей с использ-м нат. измерит-й, при опред. усл-ях – труд. или стоимост.

Регистры БУ преназнач. для систематиз-ции и накопления инф-ции, содерж-ся в принятых к учету первичн. учетн. док-х, ее отраж-я на счетах БУ и бух. отч-ти (БО). Регистры БУ ведутся в спец. книгах (журналах), на отд. листах и в карточках, в виде машинограмм, дисках и ин. носит-ях.

БУ строго документален. Записи осущ-ся на основании первичных учетн. докум-в, имеющ. юр.силу. Первич.учетн.док-ты – док-ты, подвержд.факт соверш-я хоз.операции, составл-е в момент ее провед-я или непосредственно после окончания и предназнач.для отраж.результата хоз.операц.на счетах БУ. Хоз.операц. – действие или событие, влекущее измен-я в объеме и составе имущ-ва и обяз-в организ-ции.

Перв.уч.док-ты, уч.регистры, примен-мые в статистич.,оперативн.,БУ, образ-т систему первичной учетной документации. Постан-м Совмина РБ №360 от 24.03.11 утвержден перечень первич. уч. док-в, обяз-х к применению всеми суб. хоз-я: ТТН; ТН; ПКО; РКО; акт о приеме-передаче ОС; акт о приеме-передаче НМА; акт сдачи-приемки вып-х строит. и ин. спец. монтажных работ; акт предачи незавершенного сторительством объекта; акт о передаче затрат, произвед-х при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры.

Право утверж-ть формы перв. уч. док-в предоставлено также респ. оргнам гос. управл-я по соглас-ю с Минфином РБ. Однако законод-во дает право оргиниз-м использ-ть сомост-но разраб-ые формы первичн. уч. док-в.

Первичн. док-ты должны содерж-ть след-щие сведения (Указ Презид-та РБ № 114 от 15.03.2011г.):наимен-е док-та, дата его составл-я; наимен-е организ-ции, ФИО ИП; содерж-е и основание соверш-я хоз. операции, ее оценку в нат. и стоим. показ-х (или в стоим-х показ-х); должности лиц, ответствен-х за совреш-е хоз. операции и (или) правильность ее оформ-я, их ФИО, подписи.

Формы первичн. уч.док-в, разраб-е организ-й самост-но, должны быть оформлены соответств-м распоряд. док-м (приказом). В уч. политике необх-мо отразить формы перв. уч. док-в, самост-но разраб-ые организ-ей и примен-ые в учете. Для этого рекоменд-ся составлять рабочий альбом форм первичн. уч. документ-ции, кот.формир-ся по видам уч. работ: учет долгоср. активов; учет произвд-х запасов; учет труда и ЗП; учет затрат на произ-во; учет ГП, ее отгрузки и реализации; учет ден. сред-в; учет финрезов и исполь-я прибыли; учет источников собств-х средств.

При изменении фамилии, имени, отчества лица, имеющего право первой или второй подписи, его уходом в отпуск, убытием в долгосрочную командировку, болезнью или по другим причинам организация обязана в течение трех рабочих дней направить в банк письменное уведомление с указанием лиц, которые будут подписывать платежные инструкции. В этом случае банк в течение месяца будет принимать платежные инструкции, подписанные лицами, указанными в уведомлении.

Формой внешнего представления электр док-та является воспроизведение документа на экране дисплея, на бумажном либо ином отделимом от машинного носителя магнитном объекте в доступном для визуального обозрения виде и в форме, понятной для восприятия человеком.

Различают оригинал и копию электр док-та. Оригинал электр док-та существует только на машинном носителе, копии – создаются путем удостоверения формы внешнего представления док-та на бумажном носителе. Если одним лицом создаются идентичные по содержанию документ на бумажном носителе и электр документ, оба док-та признаются самостоятельными и не являются копиями друг друга.

Неправильного заполнения статей бух отчетности (ошибка в определении отч периода, неверная группировка данных БУ по статьям бух отчетности);3.вступления в силу НПА после отчетной даты;4.несвоевременного (позднее отч периода совершения хоз операции) представления для отражения в БУ первич уч док-в, в том числе восстановления в случае их утери;5.при обнаружении в поданной налоговой декларации (расчете) неполноты сведений и ошибок, приводящих к занижению (завышению) подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины).

При выявлении ошибок в БУ и отчетности исправления в учет вносятся в месяце, когда были обнаружены эти ошибки, независимо от того, в каком отчетном периоде эти искажения были допущены (в тек отч году либо за прошлые годы).

Внес испр-й в данные БУ произв-ся в случ выявл-я ошибок:1.в тек периоде до окончания отч года - исправление ошибок производится путем внесения доп записи или сторнирования ошибочно указанных записей и указания правильных записей в месяце обнаружения ошибки.

Сторно - способ исправления ошибок в регистрах бух и налогового учета путем составления бух проводки с отриц числами. Эти числа запис-ся красными чернилами ("красное сторно"). При подсчете итогов в регистрах бух и налогового учета числа, записанные красными чернилами, вычитаются. После завершения отчетного года, но до утверждения годовой бух отчетности - внесение исправлений, отраж-ся в БУ оборотами декабря отч года путем сторнирования произвед- записей на соотв-х счетах БУ и внесения правильных записей.

за прошл год (прошл годы) после утвержд год бух отчетности за отч год - исправления в БУ и бух отчетность за пред отч год не вносятся и произв-ся в учете того отч периода (месяца), когда обнаруж ошибка и оформл бух справка-расчет.

Внесение исправлений в БУ оформляется бух справкой-расчетом, кот должна содержать след обяз-е реквизиты:

дату составления;

период, в кот допущ ошибка, и (или) период, за кот вносятся исправления;

основание для внесения исправления;

сумму (для имущества - также кол-во) неправильной записи, подлежащую исправлению;

арифметический расчет вносимого исправления;

сумму (для имущества - также количество) правильной (исправительной) записи;

подпись бухгалтера, составившего справку-расчет, главного бухгалтера и (при искажении налоговой базы) руководителя;

БСО, информация об изготовлении и реализации которых подлежит внесению в электронную базу данных, реализ-ся субъектам предпринимательской деятель-ти за безналичный и наличный расчет подразделениями «Белпочта» (пункты реализации БСО созданы практически в каждой налоговой инспекции), перечень которых согласовывается с налоговыми органами, и издательством «Белбланкавыд».

Использование и подлинность бланков ТТН и ТН контролируется как государственными органами, так и покупателями товара. Для этого на сайте www.blank.bisc.by помещены сведения о покупателях бланков ТТН и ТН. После ввода серии и номера бланка сторона, делающая запрос получает информацию о покупателе или о дате аннулирования бланка в случае порчи, утраты, хищения и т.д. В случае идентичности сведений о поставщике товара и покупателе бланка накладной товар принимается.


Документооборот

Сейчас есть тенденция к ужест треб к кач-ву оформл и хранения доков, рац орг-ции документообо. Документооб - путь, который проходят доки от момента выписки до сдачи на хранение в архив. Организ документооборот предполагает наличие мин разрыва во времени между совершением хоз операции и получением необх обобщенных сведений, а также участие в нем мин необходимого числа подразделений и исполнителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.103 с.)