Вопрос 5 «Признаки и состав административного проступка. Разграничение административного проступка и преступления » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 5 «Признаки и состав административного проступка. Разграничение административного проступка и преступления »



Действия признают административным правонарушением при наличии четырех признаков:

- Общественной вредности;

- Противоправности;

- Вина;

- Административная наказуемость.

Признак противоправности административного правонарушения следует из того, что оно запрещено законом, поскольку может нанести вред или угрожать опасностью. Противоправность выделяет административных правонарушениях среди других, хотя и неправомерных действий, на совершение которых законом не установлено каких-либо правовых запретов. В таком случае речь может идти о нарушении моральных или иных социальных норм.

Противоправность охватывает проступки, которые наносят непосредственного вреда интересам лица, материальным вещам, а также те, которые не связаны с наступлением вредных последствий, а скрывают в себе только угрозу, опасность такого вреда.

Виновность означает, что административным проступком может быть только действие, совершенное лицом умышленно или по неосторожности, в пределах нарушенной нормы.

Административная наказуемость проступка, как его признак заключается в том, что за его совершение лицо должно нести только административную ответственность. Следствием совершение проступка должна быть негативная реакция со стороны государственных органов в виде применения к виновному лицу взыскания, предусмотренного административным законодательством.

Характерным признаком административных правонарушений является наказуемость. Это означает, что за их совершение к лицу могут быть применены меры государственного принуждения. Однако в законе предусмотрено исключение из этого правила, когда устанавливается возможность освободить нарушителя от административной ответственности при малозначительности правонарушения или возможность ограничиться в отношении виновного устным замечанием со стороны органа (должностного лица), уполномоченного решать дело.

Юридические составы конкретных проступков имеют свои особые признаки, однако среди них есть такие, которые свойственны каждому из них. Эти признаки традиционно объединяются в четыре группы - признаки, которые характеризуют:

- Объект проступка;

- Объективную сторону:

- Субъект проступка;

- Субъективную сторону.

Исходя из этого, состав административного проступка можно определить как совокупность установленных законом объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение.

Административный проступок невозможен, если отсутствует объект, против которого он направлен.

Объектом административного проступка являются общественные отношения, то есть отношения, которые складываются в различных сферах деятельности людей.

Объективной стороной являются действия или бездействие лица, которые привели к правонарушению.

Субъектом проступка выступают физические, вменяемые лица - граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, совершивших те или иные проступки, и достигшие установленного законодательством возраста административной ответственности. Согласно ст.12 КоАП административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Следующим элементом состава административного проступка является субъективная сторона, под которой необходимо понимать психическую деятельность лица, связанную с совершением им общественно вредного воздействия. Субъективная сторона - это внутренняя сторона проступка, это психические процессы, которые происходят в сознании субъекта, характеризующие его волю, разоблачают мысли, намерения.

Субъективная сторона включает с себя:

· вину (основной признак)

· цель совершения проступка;

· мотив.

С учетом общественной опасности правонарушения принято делить на две группы: преступления и других правонарушениях (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые. В связи с этим разделением встает проблема разграничения уголовных преступлений и административных проступков, поскольку провести границу между ними очень и очень не просто.

Эта проблема приобретает наибольшую актуальность именно сейчас, когда правильное решение этого вопроса в каждом конкретном случае имеет принципиальный характер, поскольку напрямую связано с определением средств и форм государственного воздействия. Совершенно очевидно, что если лицо за совершение административного правонарушения будет привлечена к уголовной ответственности, или наоборот, за совершение преступления - к административной, - имиджа правовой системы будет нанесен ущерб.

Сложность этой задачи состоит в том, что речь идет о подобных по своему характеру явлениях. И решаться она должна не иначе как в соответствии с законом, не нарушая основных принципов законодательства и не входя в противоречие с нормами международного права.

Из сопоставления соответствующих статей уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях очевидно, что и преступления и административные правонарушения посягают на одинаковые по своему характеру объекты, именно в этом прежде всего состоит общественная опасность - признак, определяющий их материальную сущность. Задачи административного и уголовного законодательств состоят в охране от посягательств тех же объектов.

Единая сущность административных правонарушений и преступлений подтверждается также следующим обстоятельством: "не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного законодательством, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинило и не могло причинить существенный вред физическому или юридическому лицу, обществу или государству "(ст. 11 Уголовного Кодекса Украины). Тот же принцип выражен и в ст. 22 Кодекса Украины об административных правонарушениях "при малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием".

Исходя из этого, видно, что принципиальное различие между преступлением и административным проступком заключается в различной степени их общественной опасности. Эта степень определяется интенсивностью посягательства, реально наступили или потенциально опасными общественными последствиями.

Вот тот критерий, по которому можно и нужно разграничивать проступки и преступления. Будучи совершенным даже при определенных отягчающих обстоятельствах, административный проступок не может квалифицироваться как преступление, если его качественная определенность и степень его общественной опасности не выходят за пределы проступка. Если же степень его общественной опасности существенно повышается и достигает уровня преступления, то он должен признаваться таковым и вызвать уголовную ответственность.

Одним из признаков по которой разграничиваются преступления и административные проступки является введение состава правонарушения или в Кодекс Украины об административных правонарушениях, или в Уголовный Кодекс.

Преступление - это деяние, предусмотренное уголовным законом. Административный проступок - деяние, предусмотренное нормой административного права. Состав любого преступления может быть установлен только законом. Состав административных проступков - как законами, так и подзаконными актами. Так положение об областной, Киевской, Севастопольской городской государственной администрации (от 21 августа 1995г.) Придает этим органам государственной власти полномочия утверждать правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, ст. 152 (нарушение правил благоустройства), ст. 159 (нарушение правил торговли на рынках), ст. 182 (нарушение тишины в общественных местах) КоАП Украины.

Следующий признак заключается в том, что за совершение административных правонарушений и преступлений установлены различные по юридической природе, характеру потерь, которые несет правонарушитель, тяжести последствий мер государственного принуждения.

Так, за совершение административных правонарушений статья 24 КоАП предусматривает следующие административные взыскания:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация: предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; денег, полученных в результате совершения административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

6) исправительные работы;

7) административный арест;

8) выдворении иностранцев и лиц без гражданства за пределы Украины.

За совершение уголовных преступлений предусмотрены наказания указанные статьей 51 Уголовного Кодекса, в частности:

1) штраф;

2) лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса;

3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

4) общественные работы;

5) исправительные работы;

6) ограничение по военной службе;

7) конфискация имущества;

8) арест;

9) ограничения свободы

10) содержание в дисциплинарной воинской части;

11) лишение свободы на определенный срок;

12) пожизненное лишение свободы.

В соответствии со ст. 23 КоАП административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания правонарушителей и предупреждения правонарушений. Поэтому запрещены нормы КоАП сформулированы таким образом, что наказывается же правонарушение, а не виновный, к которой применяется наказание.

Согласно Уголовного кодекса, наказание - это прежде всего кара за совершенное преступление. Наказание выступает как средство для достижения исправительной и превентивной цели наказания. Наказание влечет за собой судимость.

Следующий признак заключается в том, что уголовные дела рассматривают только суды, и только определяет и назначает то или иное наказание за преступление. Право рассматривать административные дела КоАП предоставляет более 30 субъектам (статьи 218-244).

Следующий признак заключается в приоритете уголовной ответственности, если деяние содержит признак и преступления, и проступка, оно признается преступлением, а виновный привлекается к более строгой ответственности (статья 9 КоАП отмечает, что административная ответственность за правонарушения, предусмотрена данным кодексом, наступает только в том случае, если эти нарушения по своему характеру не влекут уголовной ответственности). Наложить на него за то же деяние и административное взыскание нельзя. Вместе с тем, привлечение лица к административной ответственности не препятствует нарушению по данному факту уголовного дела. Итак, административное взыскание, наложенное ранее за то же деяние, должно быть или отменено, или учтено при избрании судом меры наказания.

Есть правонарушения, всегда квалифицируются как административные проступки. Например, безбилетный проезд в автобусе, уничтожение межевых знаков, торговля в неустановленных местах, небрежное хранение паспорта, повлекшее его утрату. В подобных ситуациях перед правоприменитель даже не возникает вопрос о разграничении проступка и преступления.

Вместе с тем, известно много правонарушений, в зависимости от рода обстоятельств могут рассматриваться либо как проступок, или как преступление. В таких случаях, чтобы облегчить разграничения составов проступков и преступлений, обеспечить правильное применение санкций, законодатель закрепляет в составах конкретные признаки.

Так, незаконная охота квалифицируется как преступление, если деяние совершено повторно, после привлечения виновного к административной ответственности (ст. 85 КоАП). Статьей 180 КоАП предусмотрена ответственность за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями, лицами, их заменяющими, другими лицами, а в ст. Уголовного кодекса говорится об уголовной ответственности за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения лицом, в служебной зависимости от которого находится несовершеннолетний. Здесь похожи проступок и преступление разграничиваются по такому признаку, как характер отношений между виновными и потерпевшими.

Проступок и преступление различаются также по способу совершения деяния, формой вины, мотивом правонарушения и другим признакам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.33.175 (0.013 с.)