Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

З. Фрейд о внешних и внутренних силах, детерминирующих поведение людей, об основных защитных механизмах Я. Своеобразие их проявлений в различных культурах.

Поиск

Ключевым явл. представление о том, что не только внешние соц. факты правят поведением людей, но и внутренние силы. Эти внутр. силы могут олицетворять как сознательное, так и бессознательное. Отсюда следуют 2 постулата:

1) психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни

2) страсти и вожделения человека способны к сублимации, т.е. отклонению от своих сексуальных целей и направлению на цели социальные

 

Т.о. Соц. действия индивидов могут быть детерминированы как сознательными, так и бессознательными процессами.

Сознательное остается сознательным лишь на короткий промежуток времени, затем становится латентным, но в любой момент может снова стать сознательным.

Бессознательное может быть 2 видов: то, которое при часто повторяющихся условиях легко становится сознательным (предсознательное) и другое, при котором это превращение происходит с трудом и может вообще никогда не произойти (бессознательное).

 

Существование бессознательных процессов указывает на следующее:

1) люди, принимая важные решения, могут не знать об истинных мотивах

2) бессознательные мотивы соц. действий остаются бессознательными потому, что люди не хотят их осознавать

 

Оно (принцип удовольствия) – архаичная часть личности, включает все первичное; сексуальные инстинкты – либидо и деструктивные инстинкты смерти – энергия танатоса.

Я (принцип реальности) – осознает окр. мир. Я и Оно – всадник и лошадь.

Сверх-Я – развивается в раннем детстве из с-мы запретов и приказаний.

 

Постоянное давление внеш. среды на Я приводит к тому, что оно должно защищать себя с помощью ряда защитных механизмов.

1) вытеснение – удаление из сознания мотивов к действиям, которые вызывают аффект, напряженность. Однако даже вытесненные комплексы ищут выхода наружу; зачастую люди только притворяются, что у них нет аффектов, но они существуют: враждебность – безразличие, любовь – беззаботность.

2) отрицание – неприятие реальности, замена ее вымыслами.

3) регрессия – переход к более низким, упрощенно-примитивным соц. действиям (употребление алкоголя, курение; возвращение к магам и экстрасенсам; индивиды совершают действия с неоправданными рисками).

4) сублимация – сублимированная энергия творит прогресс.

Э.Фромм о природе человеческой деструктиновсти.

Эрих Фромм(1900-1980) – немецко-америк социолог. «Анотомия человеч деструктинвости»Он выделяет 3 ориентации по разрешению дисгармонии чл.существования.1)Мазохистская тенденция-человек приобщается к миру,подчиняясь кому-либо(гос-во,Бог,др человек) и испытывает удовлетворение от причиняемых ему физ и моральных страданий.2)Садистская тенденция-господство индивида над другими людьми,власть над миром.Он получает удовлетворение от страданий других.3)Тенденция,основанная на любви-в отношениях с другими он принимает ответственность за себя и свои действия и его путь единения с ними и миром осуществляется посредством любви как связи с кем-то,при условии сохранения целостности своего собственного Я.Вывод Фромма:общесто,характер конкретной политики могут способствовать либо созидательности,либо разрушительности.Для возникновения духа единения,созидания и любви необходима не только приватизация,полит.плюрализм,свобода предпреним-ва,но и переживание причастности и общности.Природа человека способна к изменениям,к минимизации деструктивности,поддается гуманизации,современный человек способен обрести новую очеловеченную форму,тем самым став человеком для себя. Преодоление деструктивности в значительной степени возможно с утверждением человеческих отношений в сфере труда.

 

Р. Эмерсон и Коулмен о проблемах доверия в современном обществе.

Парадигма рационального выбора.

Существует 2 понятия:

1) общность как традиционное сообщество людей (основа – общий жизн. опыт, личные симпатии, преданность)

2) общество как современное сообщество людей (доминирует рациональность, контроль осущ-ся с помощью права, формальных санкций, админ. мер)

 

В 1 случае главный актор – физ. лицо. Во 2 – юр. лицо, представленное корпоративным актором. Индивиды, образующие корпоративного актора, не всегда действуют в своих интересах, но всегда в интересах коллектива.

В 20 веке появляются конфликты между корпоративными и индивидуальными акторами, действующими рационально.

Значит. место в коллект. поведении акторов занимает обмен правами. Объединенная власть – актор передает власть другому актору в своих интересах. Разъединенная власть – права передаются перед предварительной договоренности, что они будут осуществляться в интересах передающих; при этом происходит перераспределение ресурсов и прав в пользу корпоративных акторов.

Корпоративные акторы старого типа (семья, соседство) теряют значение, возрастает роль корпоративных акторов; увеличивается ассиметрия в области властных отношений между корпоративными акторами и физ. лицами.

Временные ассиметрии возникают в результате появления новых рисков. Здесь и возникает проблема доверия. Одно дело – доверие между отдельными акторами в диадах или триадах. Но увеличение числа акторов приводит к необходимости создавать системы доверия, которые могут минимизировать новые риски.

По мнению Коулмена, государство как главный корпоративный актор может взять на себя ответственность по уменьшению ассиметрии между корпоративными и индивидуальными акторами.

 

П.Сорокин об особенностях социокультурной динамики в условиях общественного кризиса.

Питирим Сорокин. Интегральная социология

В культуре человечества Сорокин выделяет множество культурных систем: язык, науку, философию, религию, искусство, этику, право.

Социокультурные суперсистемы:

1) религиозная (идейная)

2) чувственная

3) интегральная

 

Основной закон истории: происходит перманентная флуктуация (колебание от средних значений) как социокультурных суперсистем, так и обществ, их конкретных сфер.

 

По Сорокину, процесс флуктуации проходит через ряд этапов: дезинтеграция – кризис – мобилизация сил – новый социокультурный порядок.

Катаклизмы явл. последствиями дезинтеграции чувственной культуры – моральных, правовых и др. ценностей, которые до этого контролировали поведение людей. Выход из-под контроля приводит к тому, что люди руководствуются своими биологическими потребностями; обостряется борьба за существование, революции и др. формы межчеловеческих раздоров вспыхивают в беспрецедентном масштабе.

 

Природа кризиса. Упадок происходит двумя путями:

1) путем вырождения свободных институтов, ценностей и идеологии в «принудительных мошеннических монстров»

2) путем растущего обесценивания прежних институтов, ценностей и идеологии.

 

Процесс дезинтеграции вызывает мобилизацию сил, которые начинают строить новый интегральный социокультурный порядок. Здесь тенденции: рост роли ученых и экспертов, политики исполняют их «безмолвные приказы» и т.п.

 

Закон позитивной и негативной поляризации: во время революции, общественного кризиса одна часть людей склонна к социальной аномии, а другая создает и реставрирует ценности, мораль, религию и т.д.

Обща хар.-ка об-ва модерна.

Радикальный модерн-характерные черты совр.об-ва,суть которых проявляется в том,что общ.сознание приобретает фрагментарность,нарастает процесс рефлексивности индивидуальных и коллективных акторов.Черты,определяющие характер современности:1)крайний динамизм,возросшая скорость изменения всех процессов в об-ве.Мир становится ускользающим.2)Глобальность пространства,на котором происходят изменения,что несопоставимо со сферой изменения во всех досовременных об-вах,т.к. практически все регионы мира социально втянуты во взаимодействие др с другом.3)Внутренняя природа современных институтов теперь выражается в разрывах соц.преемственности и развитии потенциала рефлексивности.Возникает рефлексивная реальность,способная к самотворению и самоорганизации(напр. Совр.экономика с электронными деньгами не имеет аналогов в прошлом).4)Изменение системы контроля над средствами насилия.Сейчас гос-ва длительно осуществляют монополию на средства насилия,раньше это было невозможно.5)Демократизация личной жизни и сексуальная эмансипация.Трансформируется интимность,родство,снижается доминирующая роль мужчины.6)ПОстдефицитная экономика,тенденции к гуманизации технологий.7)Конец природы-окруж.мир перестает быть для человека чем-то внешним и все больше превращается в творение самого человека.8)Качественное возрастание рисков для членов общества.

Одномерность в трактовках процесса трансформации традиц общества в современное?Соц реальность мыслилась как единое целое,характерное для всего мира – ошибка теорий его предшественников.По его мнению,совр общества обладает альтернат возможностями будущего и явл уникальным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.1.58 (0.007 с.)