Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проведение статистического наблюдения.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание Введение…………………………………………………………………………...4 1. Задача 1. Составление программы статистического наблюдения………5 2. Задача 2. Проведение статистического наблюдения…………………….6 3. Задача 3. Построение макета статистической таблицы………………….7 4. Задача 4. Построение графиков…………………………………………...9 5. Задача 5. Мода и медиана – структурные средние……………………...14 6. Задача 6. Корреляционная связь и ее статистическое изучение……….18 Темы рефератов………………………………………………………………….23 Литература……………………………………………………………………….24 Приложения……………………………………………………………………...25
Введение Самостоятельная работа студентов является важным участком при подготовке высококвалифицированных специалистов. В условиях большого информационного патока студенту трудно сориентироваться с выбором действительно необходимой учебной информации, этому будут способствовать данные методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. Методические указания для самостоятельной работы студентов охватывают часть тем дисциплины «Статистика», включающие общую теорию статистики, основы математической статистики, сельскохозяйственную статистику и основы социально-экономической статистики. Методические указания могут быть использованы при подготовке бакалавров очной и заочной формы обучения по экономическим направлениям. В работе по каждой задаче разработаны методические указания, в которых излагается теория применяемых методов, а также даны рекомендации по их использованию, расчету и анализу. В каждом разделе приводятся задачи для самостоятельной работы, в ряде случаев повышенной сложности, что требует от студентов предварительного изучения теоретических вопросов на лекциях, по учебникам и учебным пособиям, рекомендованных кафедрой. Для выполнения индивидуальных заданий кафедра статистики и экономического анализа готовит исходные данные и материалы, учитывающие региональные особенности экономики, учебного заведения и форму обучения студентов. Контрольные вопросы и задания используются студентами для самоконтроля, а преподавателями – при промежуточной проверке знаний студентов и проведении итоговых контрольных работ. Методические указания подготовили: старший преподаватель кафедры «Статистики и экономического анализа» Максимова Е.А., старший преподаватель кафедры «Статистики и экономического анализа» Медведева Л.Б.
Задача 1. Составление программы статистического наблюдения. Поставлена задача по изучению одного из следующих массовых общественных явлений: 1. Успеваемость студентов. 2. Предпочтения при проведении досуга. 3. Продолжительность жизни населения (по регионам, странам) 4. Потребление продуктов питания на душу населения (по регионам) 5. Доходы населения (по областям, республикам, странам) 6. Потребление молока и молочных продуктов в Тюменской области. Определить объект и единицу наблюдения, составить программу статистического наблюдения, включив в нее 5-7 признаков. Методические указания. Статистическое наблюдение массового общественного явления как первый этап статистического исследования – это процесс планомерно организованного получения сведений о состоянии и свойствах каждого элемента этого явления как единицы статистической совокупности. Оно проводится методом регистрации величины и значения признаков единиц статистической совокупности, определяемых на основе их просмотра, подсчета и измерения. Результаты статистического наблюдения должны быть точными, достоверными, сопоставимыми, раскрывать сущность изучаемого массового явления и обеспечивать получение сводной его характеристики в виде статистических показателей. Поэтому подготовку к проведению статистического наблюдения стоит вести в определенной последовательности с соблюдением разработанных методических приемов и правил. 1. Уяснить исходя из поставленной задачи и ранее накопленных знаний содержание изучаемого явления (например, что такое успеваемость студентов). 2. Выделить объект статистического наблюдения, то есть совокупность подлежащих изучению явлений и процессов (например, «Успеваемость студентов»). Определить границы изучаемого явления путем отграничения статистической совокупности, по единицам которой будут регистрироваться признаки (например, студенты вуза, города, страны). При делении на варианты успеваемость студентов первого курса, второго курса и т.д. экономического факультета ТГСХА в зимнюю (летнюю) сессию последнего учебного года. 3. Выделить единицу наблюдения - часть объекта, являющегося непосредственным носителем признаков, которые регистрируются (студент, работник, хозяйство). 4. Составить программу статистического наблюдения. Необходимо определить, четко сформулировать и записать перечень тех признаков, которые будут зарегистрированы по каждой единице совокупности. При этом следует учитывать сущность явления и поставленную задачу (например, в задаче «Успеваемость студентов» вначале следует оценить уровень успеваемости, а затем выяснить условия, от которых она зависит. Успеваемость можно показать по разному: сессия сдана успешно – «да», «нет» (необходимое подчеркнуть); сессия сдана с задолженностью по одному или нескольким предметам; все экзамены сданы на «отлично», «хорошо», «хорошо» и «отлично» и т.д. В числе условий успеваемости могут быть выделены пол, возраст, успеваемость до поступления в вуз, стаж работы, место проживания, характер законченного среднего учебного заведения). 5. Составить формуляр наблюдения.
Задача 2. Литература 1. Балинова В.С. Статистика в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 344 с. 2. Башкатов Б.И. Практикум по национальному счетоводству: Учебное пособие (текст). - М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 с. 3. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 350 с. 4. Ефимова М.Р., Петрова Е.П., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. М.: ИНФРа-М, 2-е издание: 1999. – 413 стр. 5. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 416 с. 6. Зинченко А.П. Статистика (текст) \ А.П. Зинченко – М.: КолосС, 2007. – 568 с.:ил. 7. Общая теория статистики / Под редакцией О.Э. Башиной, А.А. Спирина. – М.: 2003. 8. Переяслова И.Г., Колбачев Е.Б., Переяслова О.Г. Статистика. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 288 с. 9. Практикум по статистике (текст) \ А.П. Зинченко, А.Е. Шибалкин, О.Б.Тарасова, Е.В.Шайкина– М.: КолосС, 2004. – 392 с.:ил. 10. Практикум по статистике. Учебное пособие. Зинченко А.П., Шибалкин А.Е., Тарасова О.Б., Шайкина Е.В. – М.: КолосС, 2001.- 400 с. (в печати). 11. Саблина Е.А. Статистика финансов: учебное пособие / Е.А. Саблина. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 253 с. 12. Статистика: учеб. / И.И. Елисеева (и др.); под ред. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 448 с. 13. Шимко П.Д., Власов М.П. Статистика / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д; Феникс, 2003. – 448 с.
Приложение 1 Программа выборки на 2009 год по теме: «Статистико-экономической анализ использования основных фондов»
Приложение 2 Приложение 3 Содержание Введение…………………………………………………………………………...4 1. Задача 1. Составление программы статистического наблюдения………5 2. Задача 2. Проведение статистического наблюдения…………………….6 3. Задача 3. Построение макета статистической таблицы………………….7 4. Задача 4. Построение графиков…………………………………………...9 5. Задача 5. Мода и медиана – структурные средние……………………...14 6. Задача 6. Корреляционная связь и ее статистическое изучение……….18 Темы рефератов………………………………………………………………….23 Литература……………………………………………………………………….24 Приложения……………………………………………………………………...25
Введение Самостоятельная работа студентов является важным участком при подготовке высококвалифицированных специалистов. В условиях большого информационного патока студенту трудно сориентироваться с выбором действительно необходимой учебной информации, этому будут способствовать данные методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. Методические указания для самостоятельной работы студентов охватывают часть тем дисциплины «Статистика», включающие общую теорию статистики, основы математической статистики, сельскохозяйственную статистику и основы социально-экономической статистики. Методические указания могут быть использованы при подготовке бакалавров очной и заочной формы обучения по экономическим направлениям. В работе по каждой задаче разработаны методические указания, в которых излагается теория применяемых методов, а также даны рекомендации по их использованию, расчету и анализу. В каждом разделе приводятся задачи для самостоятельной работы, в ряде случаев повышенной сложности, что требует от студентов предварительного изучения теоретических вопросов на лекциях, по учебникам и учебным пособиям, рекомендованных кафедрой. Для выполнения индивидуальных заданий кафедра статистики и экономического анализа готовит исходные данные и материалы, учитывающие региональные особенности экономики, учебного заведения и форму обучения студентов. Контрольные вопросы и задания используются студентами для самоконтроля, а преподавателями – при промежуточной проверке знаний студентов и проведении итоговых контрольных работ. Методические указания подготовили: старший преподаватель кафедры «Статистики и экономического анализа» Максимова Е.А., старший преподаватель кафедры «Статистики и экономического анализа» Медведева Л.Б.
Задача 1. Составление программы статистического наблюдения. Поставлена задача по изучению одного из следующих массовых общественных явлений: 1. Успеваемость студентов. 2. Предпочтения при проведении досуга. 3. Продолжительность жизни населения (по регионам, странам) 4. Потребление продуктов питания на душу населения (по регионам) 5. Доходы населения (по областям, республикам, странам) 6. Потребление молока и молочных продуктов в Тюменской области. Определить объект и единицу наблюдения, составить программу статистического наблюдения, включив в нее 5-7 признаков. Методические указания. Статистическое наблюдение массового общественного явления как первый этап статистического исследования – это процесс планомерно организованного получения сведений о состоянии и свойствах каждого элемента этого явления как единицы статистической совокупности. Оно проводится методом регистрации величины и значения признаков единиц статистической совокупности, определяемых на основе их просмотра, подсчета и измерения. Результаты статистического наблюдения должны быть точными, достоверными, сопоставимыми, раскрывать сущность изучаемого массового явления и обеспечивать получение сводной его характеристики в виде статистических показателей. Поэтому подготовку к проведению статистического наблюдения стоит вести в определенной последовательности с соблюдением разработанных методических приемов и правил. 1. Уяснить исходя из поставленной задачи и ранее накопленных знаний содержание изучаемого явления (например, что такое успеваемость студентов). 2. Выделить объект статистического наблюдения, то есть совокупность подлежащих изучению явлений и процессов (например, «Успеваемость студентов»). Определить границы изучаемого явления путем отграничения статистической совокупности, по единицам которой будут регистрироваться признаки (например, студенты вуза, города, страны). При делении на варианты успеваемость студентов первого курса, второго курса и т.д. экономического факультета ТГСХА в зимнюю (летнюю) сессию последнего учебного года. 3. Выделить единицу наблюдения - часть объекта, являющегося непосредственным носителем признаков, которые регистрируются (студент, работник, хозяйство). 4. Составить программу статистического наблюдения. Необходимо определить, четко сформулировать и записать перечень тех признаков, которые будут зарегистрированы по каждой единице совокупности. При этом следует учитывать сущность явления и поставленную задачу (например, в задаче «Успеваемость студентов» вначале следует оценить уровень успеваемости, а затем выяснить условия, от которых она зависит. Успеваемость можно показать по разному: сессия сдана успешно – «да», «нет» (необходимое подчеркнуть); сессия сдана с задолженностью по одному или нескольким предметам; все экзамены сданы на «отлично», «хорошо», «хорошо» и «отлично» и т.д. В числе условий успеваемости могут быть выделены пол, возраст, успеваемость до поступления в вуз, стаж работы, место проживания, характер законченного среднего учебного заведения). 5. Составить формуляр наблюдения.
Задача 2. Проведение статистического наблюдения. Исходные данные: Имеется совокупность сельскохозяйственных предприятий (хозяйств), предложенных преподавателем. Цель: Обосновать порядок проведения наблюдения, провести его и осуществить логический и арифметический контроль собранных данных. Методические указания. По разработанной и согласованной с преподавателем программе наблюдения необходимо провести регистрацию признаков каждой единицы намеченной к изучению совокупности. Значения признаков берут из представленных кафедрой исходных данных – годовых отчетов, списков, ведомостей, и т.д. При работе вручную по каждой единице на каждую специально подготовленную карточку (фишку) записывают значения каждого признака цифрой или словами в порядке очередности, намеченной в программе наблюдения. При проведении контроля точности собранных данных наблюдения вначале следует проверить полноту регистрации признаков по каждой единице совокупности, обоснованность имеющихся пропусков, порядок записи с принятой точностью. Далее каждый полученный признак сопоставляется по всем единицам совокупности, и выявляются резкие, возможно ошибочно записанные отклонения. По каждой единице сравниваются полученные признаки, и проверяется их соответствие друг другу. С целью логической оценки уровня отдельных признаков их величина сопоставляется с известными студенту признаками из других источников.
Задача 3. Построение макета статистической таблицы. Планом статистических работ предусмотрено проведение обследования сельскохозяйственных предприятий (хозяйств). На стадии формирования программы и организационного плана статистического наблюдения ставится задача разработки макетов статистических таблиц для изложения в них результатов исследования, в частности таблицы основных показателей деятельности этих организаций. Методические указания. Вначале необходимо уяснить сущность статистических таблиц, порядок и правила их составления. Статистические таблицы – один из наиболее распространенных и эффективных способов отражения результатов статистического исследования наряду с устным и графическим. Статистическая таблица – это комплекс взаимосвязанных показателей, общее содержание и формы которых обозначены в наименовании таблицы, ее строк и граф, а величины показателей даны цифрами на пересечении строк и граф. В таблице исследуемое сложное массовое явление отражается компактно, как единое целое, с выделением наиболее важных частей. При этом каждая часть совокупности характеризуется системой присущих ей существенных показателей. В таблицах различают подлежащее (изучаемые группы, подгруппы, единицы) и сказуемое – систему показателей, характеризующих эти группы, единицы и явления в целом. Основу статистической таблицы составляет макет, то есть таблица без цифровых значений показателей. Макет разрабатывается на стадии подготовки исследования и уточняется по ходу его проведения. В зависимости от характера и сложности подлежащего различают виды таблиц: Простые – перечневые, в которых дается характеристика отдельных единиц совокупности, или динамические, где в качестве единиц выступают моменты или периоды времени (таблица 1) Таблица 1 Добыча некоторых видов ископаемых в России в 2007 г.
Групповые – у которых статистическое подлежащее состоит из групп, выделенных по одному признаку, а сказуемое содержит ряд показателей, характеризующих эти группы (таблица 2). Таблица 2 Распределение населения России по полу на 1 января 2007 г.
Комбинационные, отражающие результаты комбинационной группировки, когда в подлежащем находятся группы, выделенные вначале по одному признаку, а затем разделенные на подгруппы по другим признакам, а в сказуемом – показатели этих групп и подгрупп (таблица 3). Таблица 3 Внешняя торговля РФ в 2007 г. (в фактически действовавших ценах)
Специальные, в первую очередь балансовые, в которых во взаимосвязи рассматриваются наличие ресурсов, их движение и использование. При составлении макета таблицы должны быть указаны все ее элементы, кроме цифр. Вначале необходимо разработать общий заголовок, который должен лаконично, но достаточно точно и полно отразить общее содержание и назначение таблицы. В нем также указываются место и время событий. Таблица должна быть ясной, наглядной, доходчивой и не вызывать дополнительных вопросов. Таблица не должна быть перегружена показателями. При большом их числе лучше дать систему взаимосвязанных таблиц, дающих всестороннюю характеристику явления. Оформить результаты данных наблюдения (задача 2) в виде таблиц.
Задача 4. Построение графиков. Методические указания. Графики в статистике – это способ наглядного изображения статистических показателей в виде геометрических фигур и знаков, рисунков или схематических карт. Наглядное изображение облегчает восприятие информации, позволяет охватить совокупность показателей во взаимосвязи, выявить тенденцию развития и типичные соотношения показателей. Прежде всего, необходимо уяснить назначение, виды графиков и правила их построения. Графики применяются для изображения статистических показателей, характеризующих изменение явления во времени, пространстве, по сравнению с расчетными показателями, состав явлений, их соотношение и взаимосвязи. Уровни показателей изображаются на графике при помощи линий (прямых, ломаных, кривых), диаграмм (линейных, столбиковых, ленточных, плоскостных, фигурных, объемных, секторных, радиальных), фигур-знаков, картограмм и картодиаграмм.
Рис.1 Графики Рис.2 Линейная диаграмма Рис. 3 Столбиковая диаграмма Рис. 4 Ленточная диаграмма Рис. 5 Плоскостная диаграмма Рис. 6 Фигурная диаграмма Рис. 7 Объемная диаграмма Рис. 8 Секторная диаграмма Рис. 9 Радиальная диаграмма Рис. 10 Картодиаграмма Степень урбанизированности России в 2004 г. Для изображения показателей динамики целесообразно использовать линейные графики или столбиковые диаграммы. График, как и таблица, должен иметь заголовок, в котором ясно и кратко отражаются его основное содержание, место и время событий. При построении графика вначале выбираются шкалы – линии, на которых точки могут быть прочтены как отдельные числа. В прямоугольной системе координат берет две шкалы – вертикальную, для изображения уровня показателей и горизонтальную, для размещения отрезков времени. На шкалы наносится масштаб – условная мера перевода числового значения в графическое. Величина масштаба обычно берется округленной и зависит от размера графика, который тесно связан с его назначением. Размеры поля графика по высоте и ширине должны быть пропорциональными. Вертикальную шкалу необходимо строить так, чтобы на ней были нулевые значения. Если начало отсчета будет другим, явление предстанет искаженным. На вертикальную шкалу можно нанести два масштаба. Необходимо следить, чтобы на графике не было слишком много линий. Если их больше 3-5, лучше построить два графика со своими масштабами – один для уровня индексов, другой для их соотношения. Название и масштаб, годы, единицы измерения должны быть указаны на графике. Запись рекомендуется делать горизонтально. Линии на графике обозначают различным цветом или различным рисунком (сплошная, пунктирная, точечная, с включением знаков и т.д.). Название линий помещают на поле графика в экспликации. Для облегчения восприятия линии на графике могут быть пронумерованы, причем нумерацию лучше взять такую же, как в таблице исходных данных. Результаты расчета данных задачи 3 наглядно представить графически.
Задача 5.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.210.173 (0.009 с.) |