Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи таможенной статистики

Поиск

Предмет и задачи таможенной статистики

Предметом изучения ТС являются процессы выполнения таможен­ными органами учетных, контрольных, фискальных, правоохра­нительных и аналитических функций, осуществляемых при перемещении товаров, транспортных средств и физических лиц через границу страны.

Цель ТС – экономическая оценка и прогнозы условий и результатов всей таможенной деятельности.

В сер. 90х прошлого века вышел приказ ГТК, где ТС была объявлена наукой.

На современном этапе реально под ТС следует понимать:

1) Специфический вид учета там.информации

2) Саму таможенную информацию,т.е. данные

3) некоторые направления анализа этой информации

Аналитические функции заложены и в задачах ТС, они определены в след.документах:

- ТК ТС

- Единой методологии ведения ТС внешней торговли и статистики взаимной торговли государств членов ТС (Приказ №525, комиссия ТС 28 янв 2011)

- Методика проведения анализа и оценки деятельности там.органов РФ

Основные задачи:

1. Обеспечение полного объективного учёта информации о внешней торговле страны и специальной таможенной информации.

2. Изучение объёмов, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков.

3. Анализ полноты поступления таможенных платежей в федеральный бюджет.

4. Изучение динамики и структуры совершения правонарушений в торговом и неторговом обороте.

5. Оценка результатов проведения мероприятий по пресечению и раскрытию правонарушений.

6. Анализ результатов осуществления валютного контроля и контроля таможенной стоимости.

7. Изучение конъюнктуры внутреннего рынка.

8. Обеспечение таможенной информацией правительство РФ, федеральных ор­ганов государственного управления и др. орг.

9. Передача информации о внешней торговле России в комиссию ТС.

История развития таможенной статистики в России

Изучение статистического учёта внешней торговли и тамо­женной деятельности позволяет выделить 8 этапов в развитии таможенной статистики.

Первый этап - вторая половина XVI века до начала XIX века. На границах Российского государства устанавливаются таможенные посты и вводятся пошлины на ввозимые и вывози­мые товары. Начал осуществляться учет ввоза и вывоза товаров и уплаты пошлин.

Второй этап - начало XIX века до 1930 г. В этот период на­чалась публикация статистических данных о внешней торговле. Первый отчёт был опубликован в 1802 г. и назывался «Государс­твенная торговля в разных её видах». С этого времени публика­ция статистических данных становится ежегодной. Вся тамо­женная статистика велась таможенными учреждениями. Они заполняли специальные статистические ведомости и направля­ли их в Главное таможенное управление, где данные сводились по определённым обобщающим показателям.

Третий этап - с 1930 г. до начала Великой Отечественной войны. В 1930 г. организуется отдел статистики в Главном тамо­женном управлении и вся статистическая отчетность таможен­ных органов собирается им. Публикации о внешней торговле становятся ежемесячными. В этот период параллельно с Глав­ным таможенным управлением сбор данных о внешней торгбвле осуществляет Народный Комиссариат внешней торговли. Ко­миссариат проводил сбор данных от хозяйственных организа­ций, участвующих во внешней торговле и от торговых предста­вительств в зарубежных странах.

Четвёртый этап - годы Великой Отечественной войны. В этот период весь учёт внешней торговли проводится учётно-экономи-ческим отделом Народного Комиссариата внешней торговли. Тамо­женным управлением в годы войны учёт не проводился.

Пятый этап - годы после Великой Отечественной войны до 1959 г. В этот период восстанавливается довоенная ситуа­ция. Статистический учёт внешней торговли ведут Главное та­моженное управление и Народный Комиссариат внешней тор­говли.

Шестой этап - с 1959 г. до 1988 г. В этот период в соот­ветствии с приказом Министерства торговли вся статистика внешней торговли была возложена на планово-экономическое управление Министерства торговли (бывший Народный Ко­миссариат внешней торговли). За Главным таможенным управ­лением в этот период сохранился учёт транзита, контрабанды, пассажиров и багажа, транспортных средств и международной почтовой корреспонденции и почтовых посылок. На основе этой информации таможенное управление готовило статистические обзоры об экспорте и импорте товаров.

Седьмой этап - с 1988 до 1995 г. В 1988 г. постановлением Совета Министров СССР было принято решение о возрождении таможенной статистики. Основными причинами такого реше­ния послужили либерализация экономики и подписание СССР ряда межправительственных и международных соглашений. На этом этапе сбор данных о внешней торговле ведут:

- Государственный таможенный комитет (ГТК) по данным декларационного массива;

- Государственный комитет по статистике (Госкомстат) по данным форм отчётности предприятий, занимающихся внешне­экономической деятельностью;

- Министерство внешнеэкономических связей по данным торговых представительств и другим источникам.

Восьмой этап - с 1995 по настоящее время. В 1995 г. было под­писано соглашение об информационном сотрудничестве между ГТК РФ и Госкомстатом РФ (Указание ГТК РФ № 01-12/1522). В соответствие с этим соглашением функция сбора информации о внешней торговле страны была передана ГТК. Госкомстат РФ оставил за собой сбор данных по некоторым товарным группам.

Восьмой этап – В сентябре 2004 года ГТК переименован в Федеральную таможенную службу

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

ФТС ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику.

Девятый этап – создание Таможенного союза. 1 июля 2010 года Таможенный кодекс начал применяться на территории ТС. Ведение таможенной статистики взаимной торговли.

 

 

Структура таможенной статистика

Таможенная статистика включает два крупных раздела:

- таможенную статистику внешней торговли,

- специальную таможенную статистику. Таможенная статистика внешней торговли изучает:

а) статистику экспорта товаров в натуральном и стоимостном выражении;

б) статистику импорта товаров в натуральном и стоимостном выражении;

в) географическое распределение экспорта и импорта;

г) статистику внешнеторгового оборота страны;

д) статистику торгового баланса страны.
Специальная таможенная статистика изучает:

а) статистику декларирования;

б) статистику таможенных платежей;

в) статистику контроля таможенной стоимости;

г) статистику валютного контроля;

д) статистику таможенных правонарушений;

е) статистику международных перевозок;

ж) статистику международных почтовых отправлений;

з) статистику международного пассажирооборота и др.

Из всех разделов таможенной статистики наиболее разра­ботанным является первый раздел - статистика внешней тор­говли.

Год/Эк/ИМ/ВТО/Сальдо

2) Вторая группировка представляет итоги внешней торговли РФ по группам стран. В этой группировке в качестве группиро-вочного признака используется наименование групп стран. От­личие данной группировки в том, что в ней выделенные элемен­ты группировки пересекаются между собой, т.к. разные страны мира могут входить в разные группы стран. В связи с этим, ито­говые данные по указанной группировке не отражают результа­ты внешней торговли страны и не приводятся.

Группа стран/ЭК/ИМ

Данная группировка дает наглядное представление о том, с какими группами стран Россия преимущественно ведёт торго­вые отношения.

3) Одной из важнейших в статистике внешней торговли является группировка по товарным группам. Группировочным признаком в этом случае является «наименование товарной группы».

Такая группировка позволяет наглядно представить рас­пределение экспорта, импорта и внешнеторгового оборота по укрупнённым товарным группам, выявить те из них, которые преобладают в экспорте или импорте страны. На основе данной группировки можно построить и изучить структуру внешней торговли РФ.

Группы Товаров/ЭК/Им

Все рассмотренные выше группировки являются типологи­ческими, то есть позволяют изучать различные экономические типы единиц в составе общей совокупности. Как правило, эти группировки строятся по атрибутивным признакам.

Кроме типологических в статистике внешней торговли час­то используются вариационные (структурные) группировки. В отличие от типологических вариационные группировки могут быть построены только по количественным признакам. Кроме изучения структуры совокупности по группировочному при­знаку вариационные группировки позволяют изучать признак, который положен в основу группировки. Примером вариационной (структурной) группировки служит:

Требования, предъявляемые к информационной базе для изучения динамики внешней торговли.

При изучении динамики к исходной информации предъяв­ляются определённые требования.

Первое требование - сопоставимость уровней временного ряда. Сопоставимость уровней достигается в результате одина­кового подхода к наблюдению на разных этапах формирования временного ряда: изучаемая категория должна быть определена одинаково, учитываться или рассчитываться по одной и той же методике, выражаться в одних и тех же единицах измерения, ох­ватывать одну и ту же территорию.

Второе требование - полнота составляющих временной ряд уровней. В них не должно быть пропусков.

Третье требование - равенство промежутков (отрезков) времени, за которые приводятся уровни ряда.

Четвёртое требование - число наблюдений (уровней) должно быть достаточно большим. Считается, что прогнозировать можно по временному ряду, содержащему не менее 6 уровней. Чем длин­нее период, охватываемый временным рядом, тем точнее можно выявить тенденцию развития процесса и получить его прогноз.


Предмет и задачи таможенной статистики

Предметом изучения ТС являются процессы выполнения таможен­ными органами учетных, контрольных, фискальных, правоохра­нительных и аналитических функций, осуществляемых при перемещении товаров, транспортных средств и физических лиц через границу страны.

Цель ТС – экономическая оценка и прогнозы условий и результатов всей таможенной деятельности.

В сер. 90х прошлого века вышел приказ ГТК, где ТС была объявлена наукой.

На современном этапе реально под ТС следует понимать:

1) Специфический вид учета там.информации

2) Саму таможенную информацию,т.е. данные

3) некоторые направления анализа этой информации

Аналитические функции заложены и в задачах ТС, они определены в след.документах:

- ТК ТС

- Единой методологии ведения ТС внешней торговли и статистики взаимной торговли государств членов ТС (Приказ №525, комиссия ТС 28 янв 2011)

- Методика проведения анализа и оценки деятельности там.органов РФ

Основные задачи:

1. Обеспечение полного объективного учёта информации о внешней торговле страны и специальной таможенной информации.

2. Изучение объёмов, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков.

3. Анализ полноты поступления таможенных платежей в федеральный бюджет.

4. Изучение динамики и структуры совершения правонарушений в торговом и неторговом обороте.

5. Оценка результатов проведения мероприятий по пресечению и раскрытию правонарушений.

6. Анализ результатов осуществления валютного контроля и контроля таможенной стоимости.

7. Изучение конъюнктуры внутреннего рынка.

8. Обеспечение таможенной информацией правительство РФ, федеральных ор­ганов государственного управления и др. орг.

9. Передача информации о внешней торговле России в комиссию ТС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.246 (0.008 с.)