Памятники культуры России XVIII в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятники культуры России XVIII в.



Архитектура. Петербург: Д. Трезини – автор проектов дворца Петра I в Летнем са-

ду, здание Двенадцати коллегий, собора Петропавловской крепости; В.В. Растрелли-

сын – Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе, комплекс

Смольного монастыря, Зимний дворец; А.Ф. Кокоринов – Академия художеств; италь-

янец Кваренги – Академия наук на набережной Невы, Английский дворец в Петергофе,

Александровский дворец в Царском селе; И.Е. Старов – собор Александро-Невской

лавры, Таврический дворец; Москва: В.П. Баженов – дом Пашкова, дворцово-парковый

ансамбль в Царицыно, М.Ф. Казаков – старое здание Московского университета, Сенат

в Кремле, Петровский дворец, Дворянское собрание.

Изобразительное искусство. А.М. Матвеев: «Автопортрет с женой»; И.Н. Никишин:

«Петр I на смертном одре»; А.П. Лосенко: «Владимир и Рогнеда»; Ф.С. Рокотов:

«Портрет Екатерины II», «Портрет А.П. Струйской»; Д.Г. Левицкий: «Портрет архи-

тектора Кокоринова»; В.Л. Боровиковский: «Портрет М.И. Лопухиной».

Скульптура. Б.К. Растрелли-отец: «Анна Иоанновна с арапчонком», бронзовый бюст

Петра I; Ф.И. Шубин: «Екатерина II – законодательница»; М.И. Козловский: «Самсон, раз-

дирающий пасть льву»; Ф.Ф. Щедрин: памятник К. Минину и Д. Пожарскому; Э. Фалько-

не: «Медный всадник».

Литература. Феофан Прокопович: «Слово о власти и чести царской»; В.К. Тредиа-

ковский: «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»; А.П. Сумароков:

«Дмитрий-самозванец»; «Хорев»; Ф.И. Фонвизин: «Недоросль»; А.Н. Радищев: «Путе-

шествие из Петербурга в Москву»; Н.М. Карамзин: «Бедная Лиза».

Основные понятия

«Царство разума»; «Естественное равенство»; «Салоны» Дидро; Европейская куль-

тура; Гражданская азбука; Система образования – школы: общие, специальные, цифер-

ные; школы профессиональные: артиллерийская, инженерная, медицинская, горноза-

водские училища; Сословные учебные заведения: Пажеский корпус, Воспитательное

общество благородных девиц, Шляхетский корпус; церковно-приходские училища;

Академия наук; Академия художеств; Московский университет.

 

 


 

 

Подумайте:

1. Почему XVIII век называется веком философов и энциклопедистов?

2. Каковы особенности культуры эпохи Просвещения?

3. Чем можно объяснить отличие взглядов представителей Просвещения европей-

ских стран? В чем национальная специфика культуры Просвещения?

4. В чем заключается своеобразие российского Просвещения?

Тема 10. Многообразиехудожественногоопыта XIX века:

западноевропейскаяирусскаякультура

Общая характеристика. Самоощущение европейской культуры как преемницы вели-

кой культуры античного мира, западного христианского Средневековья, культуры Но-

вого времени. Европоцентризм и «логоцентризм». Культ прогресса и цивилизации.

Проблема культуры цивилизации. Три ценности европейской культуры: личностный

характер; универсализм; свобода.

Основные тенденции в социокультурном развитии Европы и Северной Америки в

XIX в. Сдвиги в естественно-научном и гуманитарном знании. Начало ломки культур-

ной парадигмы нового времени.

XIX век – поиски русской национальной идентичности. «Три вариации» на одну тему:

1. Негативная оценка итогов русского культурного развития. «Одинокие в мире, мы

миру ничего не дали, ничего у мира не взяли» (Чаадаев).

2. Внеисторичность, оригинальность и особая роль русской культуры и России в

культурно-историческом процессе. Формирование феномена русской духовности;

обоснование мессианской роли русской культуры: русский стиль как спасение запад-

ной цивилизации в примирении и синтезе крайностей: прогресс и традиции, индиви-

дуализм и соборность, «логоцентризм» и духовность.

3. XIX век – «золотой век», «русское Возрождение».

Искусство западноевропейского и русского XIX века как самосознание культуры.

Романтизм, классический реализм, натурализм, символизм, импрессионизм – палитра

творческих методов искусства XIX века.

«Литературоцентризм» русской художественной школы культуры. Динамика рус-

ского искусства: романтизм; классический реализм; зарождение модернизма (декадан-

са). «Чистое» и «социально ориентированное искусство» в контексте «большого време-

ни» не столько борьба, сколько взаимодополнение (писатели-разночинцы, «Могучая

кучка», передвижники и т.п.). Основная тенденция XIX века – интерес к «вечным» про-

блемам (смысл жизни, вера и неверие, свобода воли и выбора, духовные абсолюты:

добро, истина, красота).

Романтизм как новая парадигма, антирационалистическое мироощущение. Романти-

ческий универсализм, романтическая ирония и фантазия, музыкальность как принцип

нового искусства, индивидуалистический идеал (Скотт, Гюго, Гейне и др.).

Тип романтического героя: поиски идеала, противостояние смыслам мироздания и

общества. Интерес романтиков к стихии природы, тяга к экзотике и прошлому.

Романтизм в литературе – развитие новых жанров: расцвет драмы, новеллы, сказки,

поэмы, баллады, романа в стихах. Немецкая и английская литература (поэзия Гейне,

историзм В. Скотта). Становление романтизма в русской литературе первой половины

XIX в. (В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, раннее творчество А.С. Пуш-

кина и М.Ю. Лермонтова).

 


 

Романтизм в живописи. Новаторство творчества Гойи (Испания). Французские ху-

дожники-романтики (Жерико, Делакруа). Романтические настроения в творчестве

О.А. Кипренского, С.Ф. Щедрина.

Музыка как наиболее адекватное выражение романтического мироощущения. По-

люса музыкального романтизма: прорыв к свободе Бетховена и «жизнь человеческого

сердца» Шуберта. Программность музыки. «Фантастическая симфония» Берлиоза –

«эпизод из жизни артиста». Лист, Паганини, Шопен – романтические личности и миры.

Русская музыка – душа русской культуры. Глинка – от итальянской виртуозности к

открытию русской музыкальной стихии. Чайковский – «энциклопедия русской музы-

ки». Мир симфоний и опер, романсов и балетов, увертюр и инструментальных концер-

тов и ансамблей. Римский-Корсаков – «это сказка, былина и непременно русские».

Становление реализма в европейской художественной культуре. Реализм как тип

творчества, метод и художественное направление. Ориентация на исследование соци-

альных законов. Реализм в литературе.

Роман XIX века – анатомия общества и социально-психологический анализ человека

(Стендаль, Бальзак, Диккенс, Теккерей, Флобер, Золя и др.). Новеллистика Мериме и

Мопассана как выражение драматизма жизни.

«Маленький человек» и тема милосердия, «милости к падшим» в русской культуре

(Пушкин, Гоголь, Достоевский). Противоборство человека и государства. «Ужо тебе»!

(«Медный всадник» Пушкина). Пробуждение самосознания.

Идеальные типы: «праведники» Лескова; русские женщины (Татьяна, декабристки;

«тургеневские девушки» – переплетение литературы и жизни, идеал и реальность).

Пушкин как идеал и норма русского национального характера, «русский человек в его

развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет» (Гоголь).

Великие романы Л. Толстого как синтез русской жизни и русского человека в их

слиянии. «Мысль народная», «мысль семейная», «воскресение» в нравственном совер-

шенствовании и в устранении рамок между культурой и жизнью.

Чехов как исследователь феномена русского интеллигента. Открытость и незавершен-

ность концепции человека. Отсутствие легких и готовых путей развития. Ностальгия по

уходящему («Вишневый сад») и мечта о «новом человеке» и гармоничной жизни.

Реализм в живописи. Творчество французского живописца Гюставе Курбе, впер-

вые применившего понятие «реализм» к своему творческому методу. Представители

реализма в русской живописи: П. Федотов, В. Перов, И. Крамской, И. Прянишников,

А. Куинджи, А. Саврасов, И. Шишкин, Н. Ге, И. Репин, В. Суриков, И. Левитан и др.

Возникновение и многообразие деятельности Товарищества передвижных художест-

венных выставок.

Импрессионизм в художественной культуре XIX века. Рождение импрессионизма во

французской живописи 60-70-х гг.

Импрессионизм в живописи – смена «точки зрения» в искусстве. От изображения

вещей к изображению впечатлений. Импрессионизм и постимпрессионизм – революция

в европейской живописи.

Пейзаж и портрет (Э. Мане, К. Моне, Ренуар, Дега, Сезан, Ван Гог, Гоген и др.).

Импрессионизм в музыке. Стремление к «записи» стихийной природы, тонкость и

неопределенность мелодичного строя (Равель, Дебюсси).

60-70-е годы XIX века – особый период в развитии русской культуры – период наи-

высшей общественно-политической активности, расцвета реалистической культуры,

бурного развития научно-технической мысли.

Роль журналов «Современник», «Русское слово» и «Вестник Европы» в развитии

культурной науки. Всемирно историческое значение открытий Д.И. Менделеева (Пе-

 


 

 

риодический закон химических элементов), А.М. Бутлерова, А.Г. Столетова, И.М. Се-

ченова. Создание русской математической школы – П.Л. Чебышев, М.А. Ляпунов,

С.В. Ковалевская. Технические изобретения А.Н. Лодыгина и П.Н. Яблочкова, перво-

го самолетостроителя А.Ф. Моисаетского. Географические исследования П.П. Семено-

ва-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.М. Миклухо-Маклая.

Особая роль литературы, поэзии и живописи, кризисное состояние архитектуры и

скульптуры.

Европейская художественная культура конца XIX – начала ХХ в. Мотивы декаданса

в художественной культуре.

Основные памятники

Классицизм

Литература. Трагедия Гете «Фауст»; трагедии Шиллера «Дон Карлос», «Мария

Стюарт», драма «Вильгельм Телль».

Живопись. Картины Ж.Л. Давида «Клятва Горациев», «Смерть Марата»; офорты

«Каприччос» Ф. Гойи; картина Ж.О. Энгра «Апофеоз Гомера». Полотна Ф.А. Бруни

«Смерть Камиллы, сестры Горация», В.К. Шебуева «Подвиг купца Иголкина».

Скульптура. «Амур и Психея» А. Кановы. «Янсон» Б. Торвальдсена. Памятник Ми-

нину и Пожарскому И.П. Мартоса. «Укротители коней» на Аничковом мосту и др.

скульптуры П.К. Клодта.

Архитектура. Здание Сената в Кремле М.Ф. Казакова. Михайловский дворец (Рус-

ский музей) в Санкт-Петербурге К. Росси. Ансамбли в Павловске и Петергофе А.Н. Во-

ронихина. Адмиралтейство А.Д. Захарова.

Романтизм

Литература. «Эликсир дьявола» Э.Т.А. Гофмана. Поэма «Паломничество Чайльд

Гарольда» Дж. Байрона. Творчество Дж. Китса и П. Шелли. И.В. Гете «Страдания мо-

лодого Вертера». Баллады В.А. Жуковского «Светлана», «Людмила». Поэмы К.Ф. Ры-

леева «Войнаровский», «Наливайко». Романы М.Н. Загоскина «Юрий Милославский,

или Русские в 1612 году», «Аскольдова могила».

Музыка. Фортепианные циклы «Бабочки», «Карнавал», «Крейслериана» Р. Шумана.

«Фантастическая симфония», опера-дилогия «Троянцы», Реквием Г. Берлиоза. Оперы «Ри-

енци», «Тангейзер», «Лоэнгрин» Р. Вагнера. «Фауст-симфония», поэмы, рапсодии Ф. Лис-

та. Творчество Ф. Шопена. Оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

Оперы «Русалки», «Каменный гость», «Эсмеральда» А.С. Даргомыжского.

Живопись. Полотно «Плот «Медузы» Т. Жерико. Картина «Свобода, ведущая народ»

Э. Делакруа. Портреты О. Кипренского.

 


 

Реализм

Литература. «Человеческая комедия» О. Бальзака. «Собор Парижской богоматери»,

«Отверженные» В. Гюго. «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо» Г. Фло-

бера. Новеллы «Коломба», «Кармен», исторические хроники П. Мериме. Романы

«Домби и сын», «Тяжелые времена», «Большие ожидания» Ч. Диккенса. Роман «Яр-

марка тщеславия», историческое произведение «История Генри Эсмонда» У. Теккерея.

Трилогия «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси. Драмы-дискуссии «Дома вдовца», «Про-

фессия госпожи Уоррен», «Тележка с яблоками» Б. Шоу. Романы «Машина времени»,

«Человек-невидимка», «Война миров» Г. Уэллса. Драмы «Кукольный дом» («Нора»),

«Привидения», «Враг народа» Г. Ибсена. Драмы «Банкротство», «Свыше наших сил»

Б.М. Бьернсона. Романы «Голод», «Мистерии» К. Гамсуна.

Русская литература. Поэзия А.С. Пушкина. Поэзия М.Ю. Лермонтова. Творчество

Н.В. Гоголя. Романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» Л.Н. Толсто-

го. Романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот» Ф.М. Дос-

тоевского. Произведения И.С. Тургенева «Записки охотника», «Отцы и дети», «Ру-

дин», «Накануне», «Дворянское гнездо». Сатирические произведения М.Е. Салтыко-

ва-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города». Пьесы А.П. Чехова

«Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», рассказы и повести.

Музыка. Опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Опера А.П. Бородина «Князь

Игорь». Оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Царская невеста», «Пскови-

тянка». Оперы Дж. Верди «Сицилийская вечерня», «Бал-маскарад», «Сила судьбы»,

«Риголетто», «Аида», «Травиата», «Трубадур», «Дон Карлос», «Отелло», «Фаль-

стаф». Творчество композиторов-веристов: Р. Леонкавалло, П. Масканьи, У. Джор-

дано, Д. Пуччини. Оперы Ж. Бизе «Кармен», «Искатели жемчуга», «Джамиле».

Балеты П.И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Балет А.К. Глазунова «Раймонда».

Живопись. Творчество Ж. Милле и Г. Курбе. Творчество И.Н. Крамского.

Натурализм

Литература. Серия романов «Ругон Маккары» Э. Золя. Творчество Э. и Ж. Гонку-

ров, А. Хольца, Г. Гауптмана, С. Крейна, Ф. Норриса, К. Лемонье.

Символизм

Литература. Произведения П. Верлена, С. Малларме, А. Рембо, Ж. Мореаса, С. Геор-

ге, М. Метерлинка, В. Брюсова, Ф. Сологуба, Д. Мережковского, З. Гиппиус, А. Блока.

Импрессионизм

Живопись. Творчество К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега, К. Писсаро, Б. Моризо.

Скульптура. Скульптуры О. Родена «Граждане Кале», «Поцелуй», «Мыслитель».

Произведения П. Трубецкого: портрет И.И. Левитана, бюст Л.Н. Толстого.

Архитектура. Железная башня А. Эйфеля (Париж).

Постимпрессионизм

Живопись. Картины П. Сезанна «Берега Марны», «Персики и груши». Полотна П. Го-

гена «Брод», «А, ты ревнуешь?». Картины В. Ван Гога «Ночное кафе», «Пейзаж в Овере

после дождя».

 


 

 

Основные понятия

Классицизм; Романтизм; Реализм; Эклектизм; Передвижники; Русская национальная

музыкальная школа; Символизм; Декадентство; Импрессионизм; Постимпрессионизм;

Модерн; Промышленная архитектура; Натурализм.

Подумайте:

1. Каковы исторические предпосылки романтизма?

2. В чем особенности реалистической художественной «картины мира»?

3. Как импрессионизм повлиял на художественную картину ХХ века?

Тема 11. ХудожественнаякультураЗападнойЕвропыиАмерикиХХвека.

МироваякультуравначалеХХвека (2 часа)

Формирование основ социокультурной парадигмы ХХ века. Рубеж веков – эпоха

мировых противоречий и кризисов, первая мировая война. Кризис культуры как иде-

ально-разумного моно/европо/центричного пространства. Контуры социокультурных

потрясений в пророческих работах Ницше, Шпенглера, Бердяева. Поиски генетиче-

ских опор и перспектив: а) консервативно-охранительная «Тише, тише, совлекайте с

древних идолов одежды» В. Брюсов) и экстремистски-иконоборческая (Пушкина с

корабля современности). Новые эстетические течения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 6474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.254.179 (0.069 с.)